Глобализация как предмет социально-философского анализа.



Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Глобализм (мондиализм) представляет собой навязываемую миру модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведут к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры, т.е. слабо интегрированные страны и страны третьего мира. Глобалистика – это междисциплинарное, ориентированное на науку исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями всемирного масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом. Глобализация– объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение. Индикатором современной глобализации, ставшей главной приметой конца ХХ – начала ХХI века, является нарастание всеобщей взаимозависимости и единства мира в самых различных его измерениях.Среди важнейших причин и объективных оснований, порождающих глобализацию, обычно выделяют: планетарную общность природных основ существования человечества; взаимодетерминированность экономических, политических и информационных процессов в различных регионах Земли; углубление тенденции интернационализации экономической жизни людей и другие тенденции объективного процесса единения человечества на пути перехода от биосферы к ноосфере, от индустриального к информационному обществу с новыми качествами жизни. Основной сферой глобализации является международная система экономики, образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг.Функционирование этой сферы порождает следующую проблему: из-за неодинакового темпа развития и возможностей стран их углубляющиеся взаимозависимость и взаимопроникновение могут стать потенциальным источником не известных ранее рисков и конфликтов.Информационная революция как фактор глобализации создала общемировое информационное пространство, . Борьба за информационное пространство становится одним из важнейших факторов современной геополитики.

 

 

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

Культура — социально прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания,направленная на преобразование действительности на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.Кроме того, формируется целостное понимание культуры, рассматриваемой как развитие способностей ума (Гердер), проводится различие между культурой умения как цивилизованностью и культурой воспитания как нравственностью «Философия культуры» (этот термин в начале XIX в. ввел немецкий романтик А. Мюллер) как относительно самостоятельная область философии стремилась синтезировать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни. Натуралистическая модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Классическая модель характерна жестким разделением объекта и субъекта познания, предметом которого выступает надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего — материальных) для всестороннего и целостного развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека.

Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности, «темности» мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека, тенденции нежелательности упорядоченного моделирования мира.Классическая и модернистская модели основаны на возможности абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности. Постмодернистская модель такую возможность отвергает. В отличие от классической, постмодернистская модель отказывает в универсальности представлений о сводимости всех прГ.Гегеля и Л. Фейербаха оявлений культуры и какой-то первооснове, обращает внимание на их самодостаточность.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!