Категориальный аппарат онтологии: материя, пространство, время.



Человек всегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность «не пространству», т.е. хаосу — некоторому образованию, в котором еще отсутствует порядок. Из свойства пространства древние отмечали, прежде всего, это свойство развертывания, растекания, распространения пространства ,оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом.

От времени человек ощущал в древности еще большую зависимость, так как с этим было связано понимание смерти как остановки индивидуального времени. Человек жил во времени и боялся его. Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую — циклическую модель времени». Свойство цикличности (повторяемости) времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени.

Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материй. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Время- это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.Пространство понималось как:- абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, - Ньютон);- порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);- комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма - чувственного созерцания (Кант).Время трактовалось как:-длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин);-форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);-абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);-относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);

1. Субстанциальная концепция. время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние.

2. Реляционная концепция.Пространство и время в ней рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами.

 

Диалектика как философская теория развития, ее законы и категории.

Понятие диалектики Родилось оно в древнегреческой культуре, где — с развитием античной демократии — стало высоко цениться умение полемизировать, Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее.Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. Диалектическое противоречие — это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, которые в то же время предполагают, друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве.Таким образом, развитие предметов есть раздвоение единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий.

В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии Гегеля. Постоянное движение, изменение философ находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества, прежде всего в духовной культуре.Гегель выявил, развил, привел в систему понятийный аппарат диалектики. Для того чтобы учение о диалектике стало применимо к природе и обществу, к политике и естествознанию, к техническому прогрессу и обыденной жизни, его необходимо было поставить на материалистическую основу. Именно так и сформулировал задачу Маркс«Местом встречи» материализма и диалектики явилась история общества — наиболее яркое поле действия диалектики. Под учение диалектики был подведен солидный конкретно-научный фундамент. При этом главное значение придавалось обобщению исторического развития общества, культуры в единстве, взаимодействии ее форм, проявлений. В материалистической диалектике широко используются приемы научной аргументации, корректировки

Материалистическая диалектика составляет ядро марксистского философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и революционного преобразования действительности.

Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и догматическое (его иногда именуют метафизическим). Такому мышлению присущи разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов, рассмотрение их как независимых друг от друга. Его сегодня образно называют «черно-белым» мышлением. Люди с таким мышлением не улавливают оттенков, переходов между полюсами,

Диалектика — такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.Диалектическое мышление — не прирожденная способность. Это — достижение культуры, требующее освоения.

Диалектика — не просто теория, но и метод творческого, конкретного осмысления все новых и новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира.

Законы диалектики:(а). «Единство и борьба» противоположностей

Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита.Единство противоположностей — эффективный способ познания самых различных явлений, процессов.

(б) Отрицание отрицания.Диалектическое «отрицание» включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего, кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (формирования, созидания нового).Реальным аналогом «отрицания отрицания» и в природе, и в обществе служат, в частности, «спиралевидные» процессы,

(в) Диалектика количественных и качественных изменений.

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры.

Мера — диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 561; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!