Становление и основные черты неклассической философии. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.



Классическая немецкая философия, последним представителем которой был Л. Фейербах, явилась теоретическим источником философии марксизма.Наряду с философией марксизма формируются немарксистские течения неклассической философии. Возникают разнообразные сциентистские и антисциентистские течения. Если для сциентистских течений разрыв с классическими традициями связан с отрицанием философско-мировоззренческих проблем, с попыткой заменить философию специальными науками, то течения антисциентизма характеризуются иррационализмом и критикой интеллекта.(Неопозитивизм,аналитическаяфилософия,Психоанализ,Экзистенциализм,Герменевтика,Феноменология,Структурализм,Философия постмодернизма)

Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит,Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительными.

Фридрих Ницше В первом труде "Рождение трагедии из духа музыки" анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского. Дионис — бог вина и опьянения, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон — покровитель искусств. Культ Аполлона — это культ разума и гармонии. По мнению Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления диониссийского начала гипертрофированным аполлинизмом. Это привело ее к глубокому кризису.Везде торжество посредственности. Посредственные люди придумали себе массовые религии — христианство и социализм. Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший.Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта,поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры.

 

 

Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв.

Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: «она больше всего занята темой о человеке». Становление философской мысли в Древней Руси относится к X—XII векам — времени глубоких изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского государства — Киевской Руси, Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм — мистическое направление в православном богословии,

Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров — Иосифа Волоцкого и Нила Сорского

Одно из центральных мест в русской мысли XV—XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны — эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности»Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность.

Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием. Лидеры славянофильства — Алексей Хомяков,Иван Киреевский, Константин Аксаков,— выступили с обоснованием самобытного пути развития России. «соборность», выражающее свободную общность людей. Соборность понималась славянофилами прежде всего как церковная соборность — свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды

Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной характеристикой которой является самоуправление. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.

Среди западников, к которым относятся Петр Чаадаев, Александр Герцен, Виссарион Белинский Существование же России в мировой истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку божественное провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. В силу того, что провидение покинуло русский народ, он является как бы исключением среди других народов, «интеллектуальным» и «нравственным» пробелом в человечестве. Продолжатели – почвенничество - представления об уникальности каждого общества и его культуры, несводимости их к какому-то единому образцуКонцепция всеединства, начало которой было положено В. Соловьевым, получила дальнейшее развитие в трудах прежде всего Флоренского именно всеединство — основной принцип бытия. Сущностью всеединства у Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство.

Проявление ступенчатой структуры усматривается им во всех областях природы и общества: в концентрической модели Все­ленной (космология), в строении земной коры (геология), в структуре общества (социология).

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!