Особенности развития философской мысли Беларуси.



Ее зарождение связано с образованием древнерусского государства — Киевской Руси.Важное значение для духовной жизни Древней Руси имело христианство, "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати"

Кирилл Туровский душа нетленна, бессмертна и свободна. Вместе с тем в "Притче о человеческой душе и телеси" имеется суждение о взаимозависимости души и тела, суть которого заключается в том, что душа постоянно нуждается в помощи тела, как и тело в свою очередь — в поддержке души; сила разума и тела — в их взаимопомощи. Лишь в процессе постоянного чтения и приобретения теоретического навыка, считал он, человек постигает искусство доказательства.

В XIV—XVI вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566 г. белорусский язык был офици­ально узаконен как государственный язык Великого княжества Литовского.Следует отметить также преемственную связь с древнерусской духовной традицией, влияние на культуру православия греко-византийского мира и западных ветвей христианства.В комментариях к "Екклезиасту" Скорина фиксирует множественность смысло-жизненных позиций реального человека, плюрализм его ценностных ориентации.Человека он рассматривает как бы в трех измерениях — как существо разумное, нравственное и общественное.Естественный нравственный закон "написан в сердце каждого человека", он дан ему Богом вместе с разумом и свободной волей, благодаря чему человек имеет возможность сделать свой нравственный выбор.

 Деятельность Будного"Катехизиса"В своих взглядах на мир Будный исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир.В решении проблемы свободы Будный уже отходит от признания божественной предопределенности и допускает наличие свободной воли. Именно отсюда вытекает его обоснование права неприкосновенности личностиЭтим объясняется также отрицательное отношение гуманиста к смертной казни.

В "Предисловии" к Евангелию Тяпинский подверг резкой критике духовенство, выступавшее противником развития науки и образования. Просветитель ратовал за открытие школ на родном языке, доступных простому народу. среди народа из-за недостатка науки господствует "простота грубая". В этом общем падении духовности прежде всего виноваты служители церкви — высшие и низшие. "Духовные учители" сами не знают родного языка.

Идея правового общества и государства Льва Сапеги (1557—1633). "Предисловии" к Статуту 1588 г.Он считал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Основное назначение права, по мнению Сапеги, — гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности.

В XVII в. в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее видный ее представитель — Мелетий Смотрицкий (прим. 1575—1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля.Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. "Мужыцкая прауда", революционные инструкции, призывы, приказы, а также известные "Пісьмы з-пад шыбеніцы".Калиновский последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу государственную машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем обществе всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений. Значительное место он отводил обоснованию демократических форм правления, считая наилучшей из них демократическую республику. Настоящей энциклопедией белорусоведения стала книга Е. Карского "Белорусы" (1921), В ней были приведены сведения о Беларуси и ее населении в прошлом и настоящем, дан очерк истории, этнографии, археологии,Работа Карского — это первая попытка обстоятельного решения важнейших вопросов, связанных с историей белорусского народа, его языка и литературы.

 

Марксистская философия.

возникла в 40-х годах XIX столетия. проявилась объективная необходимость создания научной идеологии рабочего класса, выработки принципиально новых философских воззрений. Эта задача была решена Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Энгельсом (1820— 1895).немецкая классическая философия и антропологический материализм Фейербаха,английская политическая экономика,представителей А. Смита, Д. Рикардо. идеи социалистов-утопистов, сурово критиковавших пороки буржуазного общества и ратовавших за создание грядущего общества справедливости.

В «Экономическо-философских рукописях» Маркс исследовал проблему отчуждения труда, проанализировал прошлое, настоящее и будущее частной собственности на землю, выдвинув тезис о её уничтожении в результате действия конкретных экономических законов (одно из самых спорных в нынешних условиях положений марксизма). Он предпринял критику уравнительного коммунизма, дал материалистическую трактовку природы и человека.Основной труд Маркса — «Капитал»: Энгельса — «Диалектика природы»,«Происхождение семьи, частной собственности и государства»/наиболее обстоятельно разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории. По Марксу, в производстве люди совершают не нечто частное, не значимое для их сущности, а как раз наоборот: наиболее важное и существенное — творят историю, изменяя окружающий мир и себя самих.Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – это отражение общественного бытия. В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют то главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни – производство и воспроизводство материальной жизни.Весь строй жизнедеятельности людей зависит в конечном счете от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.Производительные силы развиваются быстрее, чем происходит трансформация производственных отношений. Наступает момент, когда производительные силы с необходимостью требуют изменения производственных отношений. Изменение производственных отношений приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности общества.Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества.Смена общественно-экономических формаций (Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:первобытнообщинную, абовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую) представляет собой естественноисторический процесс, который определяется объективными законами общественного развития. Основным законом является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Анализируя буржуазное общество, Маркс и Энгельс считали, что капитализм достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными производительными силами, которые вызрели в лоне буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом развития производительных сил. Поэтому гибель капитализма неизбежна.Рабочий класс в грядущей революции уничтожит частную собственность и разрушит все те политические институты, которые ее охраняли. Ближайшая политическая цель пролетариев – завоевание политической власти.Закономерным результатом классовой борьбы пролетариата с буржуазией Маркс и Энгельс считали установление диктатуры пролетариата. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Представители домарксистской философии как материалистической, так и идеалистической ориентации считали специфически человеческим в человеке духовное начало. Они низводили практическую жизнь до чего-то враждебного высотам человеческого разума. Маркс отверг такую позицию, истолковав практическую деятельность как одно из важнейших начал, определяющих специфику человеческого.материалистической диалектики. Гегелевская идеалистическая диалектика облечена в мистическую форму, безоговорочно признает развитие лишь применительно к прошлому, изменяет свои принципы при рассмотрении природы.У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней1.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!