Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество.



Государство– центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих. Основными признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.Государство выполняет внутренние и внешние функции.. Государство – единствен­ный властный политический институт, обладающий легитимной монополией на применение принуждения, насилия.

Гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых. Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни. Гражданское общество и правовое государство - неразрывно связанные системы современного демократического общества; они взаимно предполагают друг друга и немыслимы, невозможны одно без другого.

 

 

32. Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства.слово «идеология» означает учение об идее.В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира.Основными функциями идеологии являются:воспитательная, самопознания и коммуникативнаямобилизационной, консолидирующей функциях идеологии. в Конституции Республики Беларусь закреплены основные положения и ценности идеологии белорусского государства. философско-мировоззренческим идеалом государственного управления, является принцип социальной справедливости. Он имеет конкретно-историческое содержание и, например, в современном белорусском государстве означает, что справедливо все то, что соответствует трудовому вкладу, положению и заслугам человека.

Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.

первый источник саморазвития общества — противоречие природной и культурной организации человека и его сообществ. переустройства жизни миллионов людей должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни всей биосферы и возможностей существования и развития каждого человеческого существа. основным двигателем истории было разделение труда. Вместе с тем, развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного поведения людей.  второй источник саморазвития социальных систем, связанный с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Во-первых, поддержание собственного существования, выживание индивида. Во-вторых, продолжение жизни рода

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия. Третий источник саморазвития общества — его духовный потенциал. Первая — многочисленные попытки реализовать в действительности религиозный идеал, устроить жизнь общества по модели догматической части какой-либо религийВторая грань организации жизни общества на основе идеи связана с формулировкой земного идеала равенства и справедливости. Он, как правило, генетически связан с религиозным (христианским) идеалом. мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо определять новые горизонты развития с целью неотложного решения глобальных проблем современности.

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Исторически первым подходом к процессам моделирования общества и процессов, в нем протекающих, появляется формационный подход. Формационный подход основывается на концепции общественно-экономической формации МарксаФормация – это исторический тип общества, определенный спсоб производства. Формации отличаются по производственным отношениям. В конечном счете все это задается отношениями собственности на средства производства. Первая – общинная собственность на средства производства, затем – частная собственность, и в конце – общественная собственность (коммунизм). Но на Востоке это было несколько по-иному. Там была общественная собственность на природные ресурсы. Тогда Маркс заявляет, что возможен еще некий азиатский способ производства, но не вдавался в него. Достоинство такой модели – предсказуемость, прогноз, развитие линейное; она представляет историю как естественный процесс; поймем, как функционирует базис – поймем, что будет дальше. Это научный подход. Ограниченность – неучитывание других фактором. Рождается даже вульгарный экономизм, Далеко не все народы проходят в своем развитии все ступеньки марксистской лестницы. Например, славяне, древние германцы не знали рабства. Отсюда европоцентризм формационного подхода, неуниверсальность.Независимо от формационного подхода и не конфликтуя с ним, в культуре развивается цивилизационный подход. Оформляется на рубеже 19-20 в. Первоначально под цивилизацией понимается эталон, идеал, противопоставление варварству, дикости, предшествующему феодальному, традиционному обществуТ. е. цивилизация – это стадия в развитии человеческого общества. И тогда такие ступени развития человечества: традиционная цивилизация, техногенная цивилизация, информационная или постиндустриальная цивилизация. Еще один смысл понятия цивилизация (конец 19 в., Данилевский и др.) – это некий социальный организм, некая социальная целостность, где в расчет, в отличие от формации, принимается специфика экономической жизни, особенности культуры, системы ценностей, искусство, религия, особый уклад жизни, особый стиль мышления, менталитет населения. Достоинства цивилизационного подхода: он дает нам возможность понять, как живут люди в других цивилизациях, расшифровав их культуру. Не поняв эти культурные ценности, мы не поймем этих людей. Ограниченность – какой-то процесс проследить невозможно, потому чот разные цивилизации между собой не сопоставимы, они уникальны.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!