Экскурсионный тур «Усадебный мир Казани»: особенности, специфика, проблемы разработки.



Экскурсия – это (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода[57].

Чтобы выявить особенности и специфику нашего экскурсионного тура, рассмотрим классификацию экскурсий.

Экскурсии классифицируются: по содержанию, по составу и количеству участников, по месту проведения, по способу передвижения и по продолжительности. Каждая из этих групп тоже имеет свое деление. По содержанию экскурсии бывают обзорные и тематические. Тематические в свою очередь подразделяются на: исторические, литературные, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, природоведческие, производственные. По месту проведения выделяют городские, загородные, музейные, комплексные и производственные. По способу передвижения – пешеходные и транспортные. По составу и количеству участников: индивидуальные, для туристов, для местного населения, для школьников, для взрослых.

Наша экскурсия по усадебным местам Казани является тематической. По месту проведения – городской, а по способу передвижения – автобусной. Целевая аудитория – это в основном туристы и учащиеся. Продолжительность экскурсионного тура – 4 ч.

Задачи нашей экскурсии заключаются в следующем:

1. показать основные объекты экскурсионного показа, их современное состояние;

2. показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);

3. рассказать об историческом событии, которое происходило на данном месте и воссоздать его зрительную картину;

4. показать действия исторического деятеля, которое происходило на данном месте;

5. показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Отбор экскурсионных объектов: В качестве объектов мы рассмотрим дворянские и купеческие усадьбы, а также памятные места, связанные с историческими событиями. При отборе объектов мы руководствовались следующими критериями:

· Познавательная ценность, т.к. выбранные нами памятники должны быть связаны с конкретными историческими событиями и нести в себе исторические сведения. Этот критерий подходит ко всем объектам нашей экскурсии.

· Известность объекта или его популярность среди населения. По этому критерию были выбраны: усадьба Сандецкого, Баратынского, дом-музей В.И. Ленина и Дом Шамиля

· Сохранность объекта – один из самых важных критериев, объект должен быть подготовлен к показу. К сожалению, многие усадьбы не сохранились до наших дней в своем первозданном виде. Поэтому мы старались выбирать объекты, которые имеют наибольшую сохранность, чтобы участники экскурсии не отвлекались на другие памятники, которые смотрятся более выигрышно, но не имеют отношения к нашей теме.

· Местонахождение. При отборе учитывалось время при переездах от одного объекта к другому, чтобы оно не превышало 10-15 минут. Так же мы выбирали объекты с наличием площадки для расположения группы и удобного доступа к нему.

После того, как отбор был закончен, были выбраны основные и дополнительные объекты экскурсионного показа. Основные объекты выстроены в тематическом порядке. В каждом из них отражена история усадебной культуры города. Эти объекты подвергнуты более глубокому анализу. А дополнительные объекты используются при переездах. Так в нашей экскурсии основными объектами являются: Усадьбы Горталовых, Сандецкого, Баратынского, Орловых, Чемезова, Сабитовых, Гизетуллина, Апанаевых, Кушаевых, Дом Шамиля и музей-усадьба К.Насыри. Остальные объекты являются дополнительными: главный дом городской усадьбы Урванцевых, усадьбы Юнаковой, Оконишникова, Лихачевых, Аносова и Сухановых. Это те объекты, которые встречаются на маршруте и имеют отношение к нашей теме.

Составление маршрута. Первым делом при составлении маршрута выстраивался наиболее удобный путь следования, способствующий возможности организации показа объектов в логической последовательности, чтобы не допустить повторных проездов по одному участку.

При разработке маршрута учитывалась доступность объекта, наличие площадки для расположения группы, наличие благоустроенных остановок, санитарных зон и мест парковки.

Были изучены правила дорожного движения и правила перевозки пассажиров.

Так же рассматривались другие варианты проезда, на случай транспортных пробок и ремонтных работ на пути нашего маршрута.

Когда маршрут экскурсии утвердился, был рассчитан километраж и время использования автотранспорта.

На следующем этапе был совершен объезд маршрута. Мы ознакомились с планировкой улиц и дорог, по которым проложен маршрут, уточнили места расположения объектов и освоили подъезд на автобусе к объектам и местам стоянок. Нами были выбраны наиболее удобные точки для показа объектов и варианты расположения группы, определена методика ознакомления с объектами. После чего был проведен хронометраж времени, необходимый для показа и рассказа о каждом объекте и время продолжительности всей экскурсии. Так же на этом этапе была составлена схема маршрута. Методическая разработка и схема маршрута содержатся в приложении №1.

Подготовка текста экскурсии:

Когда уже были определены задачи нашего экскурсионного тура, выбраны объекты показа, был составлен маршрут, мы перешли к составлению текста экскурсии. Первым делом при подготовке текста были изучены источники и литература. Так же нами были выполнены основные требования к составлению экскурсии:

· текст обеспечен тематической направленностью рассказа;

· сформирована точка зрения на факты и события дворянской и купеческой жизни;

· дана объективная оценка показываемых объектов;

· текст краток и четко сформулирован;

· в тексте присутствует полное раскрытие темы «Усадебный мир Казани»;

· в тексте содержится вступительное слово и заключение экскурсии.

Составленный текст экскурсии включен в приложение №1.

После того, как текст экскурсии был составлен, чтобы восстановить недостающие звенья при показе и дать зрительное представление об объекте – был собран портфель экскурсовода. В портфель экскурсовода были включены фотографии несохранившихся или видоизмененных исторических зданий, изображение первоначального вида местности на которой находится объект, фотографии людей, связанных с эти местом, копии подлинных документов. Количество наглядных пособий в портфеле экскурсовода не велико, всего 8 штук, чтобы не отвлекать экскурсантов от основных объектов показа.

Проблемы экскурсионного показа:

1. Во время экскурсии мы столкнулись с проблемой отдаленности объектов экскурсионного показа. Некоторые объекты расположились в отдаленных местах Казани и это помешало нам охватить всю историю, что касается нашей темы Усадебный мир Казани.

2. Немало важной проблемой является затрудненное движение в центре города. Это сыграло не последнюю роль в маршруте экскурсионного показа. Во время движения в «пробке» мы можем рассказать легенды и придания участникам экскурсии.

3. Во время составления экскурсионного маршрута нам довелось столкнуться с проблемой заброшенности объектов экскурсионного показа. На данный момент большинство архитектурных памятников культурного наследия находятся в заброшенном состояние, это не обошло и нашу тему экскурсии. Например усадьба Сухановых, от которой остался только один жилой дом, потихоньку разрушающийся. Проходя мимо него, даже и не подумаешь, что когда-то этот дом входил в комплекс русской купеческой усадьбы.

4.Также хочется отметить, что не все объекты экскурсионного показа сохранились до наших дней. Какие-то комплексы утрачены , а какие-то сохранились частично. Эта проблема утраченности коснулась нашей экскурсии, но мы можем реконструировать сознание экскурсантов с помощью «портфеля» экскурсовода.

5. Во время составления вспомогательного текста для экскурсии, мы выявили проблему с неточностью дат. Это мешало дать точную датировку постройки объектов экскурсионного показа. В разных источниках сообщаются разные даты, что помешало нам выявить точную хронологию в постройке усадеб.

6. Одной из проблем является доступность объекта. Например, нет прямого доступа к усадьбе Чемезова, в которой сейчас располагается Кадетская школа-интернат, которая огорожена забором и попасть туда, является затруднительным. А ведь когда-то это была одна из самых красивых и популярных усадеб Казани. Здесь опять на помощь нам пришел «портфель экскурсовода».

7. Возникли проблемы с организаторской частью: нужно было подготовить экскурсантов к наблюдению объектов; правильно поставить группу для осмотра, чтобы было видно все объекты, о которых идет рассказ; привлечь внимание экскурсантов к теме и отвлечь их от объектов далеких от темы; выбрать время более выгодное для показа и рассчитать его так, чтобы уложиться во временные рамки экскурсии.

Итак, можно сказать, что во время составления экскурсионного тура, мы учли все особенности и специфику, смогли справиться со всеми проблемами, которые стояли перед нами. Результатом проделанной работы являются: основной текст экскурсии, методическая разработка, схема маршрута и «портфель экскурсовода».


Заключение

Исследование темы дипломной работы позволило рассмотреть историю  понятия «Усадьба», изучить  типологию, ознакомиться с историей развития русской усадьбы и усадебным миром Татарстана, рассмотреть и проанализировать усадьбы Казани и разработать тематический экскурсионный тур.

Нам удалось выяснить, что усадьба - это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих одно хозяйственное и архитектурное целое.

Мы пришли к выводу, что вoзникновение единого понятия «усадьба» для описания дворянских имений произошло только в середине XIX – нaчале XX веков и явилось закономерным результатом эволюции самой усадьбы. Следовательно, употребляемое в настоящее время понятие «усадьба» возникло гораздо позже, чем появился сам фенoмен усадьбы.

Было выявлено три этапа развития усадьбы: этап зарождения, пик развития и этап заката русской усадебной культуры.

На территории Татарстана первые сельские дворянские усадьбы начинают появляться в XVII веке. После отмены крепостного права и последовавшего за ней роста торговли и промышленности, классическая дворянская усадьба пришла в упадок. Города начали застраиваться купцами и зажиточными крестьянами. На смену жилой усадьбе пришла усадьба торговая. И на сегодняшний день по сводам и реестрам памятников на территории Татарстана числится 84 усадьбы.

Практическая часть работы позволила получить представление об усадебном мире Казани. Всего нами было выявлено 37 памятников архитектуры, часть которых, либо не сохранилась, либо требует принятия срочных мер, по их сохранению. Но есть и усадьбы, которые в настоящее время активно используются. И составление экскурсионного тура, предоставило возможность показать «Усадебный мир Казани» во всей его красе. В Казанской архитектуре представлен интересный контраст русской и татарской усадьбы, дворянской и купеческой. А составление сводной таблицы помогло их систематизировать.

Можно сказать, что усадьба — это уникальный феномен истории России и составляет важную часть ее культурного наследия. Сегодня, когда необходимо укрепление российского менталитета, знание своего прошлого помогает решению этой важной задачи. И в настоящее время актуализировался интерес к усадьбе не только как к памятнику истории и культуры. Само явление «усадебной культуры» постепенно становится реальностью современной жизни.

 

Список использованных источников и литратуры:

I. Источники

1.1 Опубликованные источники:

1. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1916 год. Казань, 1916. - 105 с.

2. Дубровин А.С. Указатель города Казани и достопримечательностей / А.С.Дубровин. - Казань, 1890. - 65 с.

3. Загоскин, Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книга города / Под ред. проф. Н.П. Загоскина. - Казань, 1895. - 691 с.

4.  Пинегин, М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем: Очерки по истории, достопримечательностям и совр. положению города. - Спб: Изд. А.А.Дубровина, 1890. - 604 с., 8 л. ил.

1.2. Вещественные источники:

5. Дом Шамиля

6. Музей-усадьба К. Насыри

7. Усадьба А.П. Смирновой

8. Усадьба Апанаевых

9. Усадьба Баратынских

10. Усадьба Бурнаевых

11. Усадьба Галеева

12. Усадьба Гизетуллина

13. Усадьба Горталовых

14. Усадьба Е.В. Юнаковой

15. Усадьба инженера Аносова

16. Усадьба Курбатовой

17. Усадьба Кушаевых

18. Усадьба Лихачевых

19. Усадьба Оконишникова

20. Усадьба Орловых

21. Усадьба Панаевых

22. Усадьба Подураева-Стахеевой

23. Усадьба С. Сайдашева

24. Усадьба Сабитовых

25. Усадьба Сандецкого

26. Усадьба Сухановых

27.  Усадьба Тихомирнова

28. Усадьба Урванцевых

29. Усадьба Ф.Ф. Жадина

30. Усадьба Чемезова

31. Усадьба Шакир-солдата

32. Усадьба Юнусовых

33. Усадьба Я.Ф. Шамова 

II. Литература

34. Городнова Л.Е. Смысловой континуум понятия «Усадьба» / Л.Е.Городнова // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. гуманитар. Науки. - 2010. - №10. - С.201-206.

35. Гудков А.А. Отечественное усадьбоведение XX века: опыт историографии / А.А.Гудков: дис. канд. ист. наук. - Москва, 2006. - 213 с.

36. Дубровская Е.А. Эволюция дворянской усадьбы кон. XVIII — первой трети XIX в. На примере Архангельского / Е.А.Дубровская: дис. канд. ист. наук. - Москва, 2009. - 359 с.

37. Егерев. В.В. Внутреннее архитектурное убранство зданий г. Казани. / В.В.Егерев. – Казань, 1927. - С. 14-16.

38.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. / Б.В.Емельянов. – М.: «Советский спорт», 2007. – 280 с.

39. Иванова Л.В. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI – XX вв: исторические очерки / Л.В.Иванова. - М., 2000. - 784 с.

40. Казань в памятниках истории и культуры / под. ред. С.С.Айдаров, А.Х.Халиков, М.Х.Хасанов, И.Н.Алиев. – Казань, 1982. – 280 с.

41. Коновалова С. Лев Толстой в Казани / С.Коновалова // Казанский альманах. – 2008. - №4. - С. 83-89.

42.Краснобаев И.В. Архитектурное наследие сельских дворянских усадеб Казанского Поволжья: потенциал сохранения и использования / И.В.Краснобаев: дис. канд. арх. - Казань, 2009. - 200 с.

43. Летин В.А., Летина Н.Н. Типологические, структурно-функциональные, семантико-символические особенности русской усадьбы в качестве особого социокультурного феномена отечественной культуры XVII — нач. XX в. / В.А.Летин, Н.Н.Летина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №4 — Том I. - С.279-281.

44. Нугманова Г.Г. Татарская городская усадьба Казани сер. XIX — нач. XX в. / Г.Г.Нугманова: дис. канд. искуств. - Москва, 2000. - 177 с.

45. Попова О.А. Образ дворянской усадьбы в русской прозе кон. XIX в. / О.А.Попова: дис. канд. филол. Наук. - Пермь, 2007. - 180 с.

46.Салихов Р., Хайрутдинов Р. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII — начало ХХ веков) / Р.Салихов, Р.Хайрутдинов. - Казань: ФЕСТ, 1995. – 192 с.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 793; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!