Усадьба: история понятия, типология, принципы композиции.



Усадьба в русской архитектуре — это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих одно хозяйственное и архитектурное целое. Традиционные крестьянские усадьбы включали избу, гумно, хлев, конюшню. В XVII - XIX вв. сложился тип помещичьей усадьбы, в которую входили: барский дом, обслуживающие постройки, парк, церковь и т.д. Существовали и городские усадьбы, состоящие из главного дома, служебных корпусов и сада. Усадьбой называется также производственный и жилой центр колхоза, совхоза[14]. Такое определение нам дает Большой Энциклопедический словарь.

В таких документах, как писцовые и переписные книги, чаще употребляются выражения «двор вотчинников» и «двор помещиков» в зависимости от существовавших тогда форм собственности на землю, потому что до 1714 г. различались вотчины — родовые или приобретенные имения и поместья, дававшиеся дворянам на время службы. Обычно владельцы старались выкупать поместья в собственность, которые таким образом становились вотчинами.

Стоит отметить, что в древности существовал ряд терминов, происходящих от слова сад, садить. Русский филолог и этнограф И.И. Срезневский в своем словаре древнерусского языка отмечал следующие значения: «садили жемчугом», «сажен яхонтом»; сажать деревья, «дерево сажено», «сад» и «садовник». В большинстве своем эти понятия имеют оттенок неподвижности и прочности, значение отведенного места, выделенного участка, места куда усадили, но в большей степени - значение обжитого, освоенного. От этого же корня произошел термин «усадьба»[15].

Для каждого исторического периода понятие усадьба наполнялось различным содержанием и смыслом как в социальном и административном плане, так и в хозяйственном и культурном аспектах. До конца XIX в. в энциклопедических изданиях и художественной литературе оно не употреблялось и не встречалось[16].

Первым же, кто дал определение этому понятию был составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», В.И. Даль. Он отметил, что слова усадище, усадбище и усад — среднерусского происхождения, а усадьба и усадебка — западного, и оба эти понятия означают господский двор на селе со всеми ухожами (угодьями), садом и огородом[17].

При этом слово «усадище» уже встречалось в Соборном уложении 1649 г., по которому дворянину давали право передавать поместье по наследству, что и стало основой для зарождения усадебной культуры. В одной из статей уложения говорится: «... по раздельным грамотам указано будет вдовам и девкам отделить усадище, и к усадищу пашни»[18]. «Усадище» здесь используется в современном значении слова «Усадьба».

Во «Всенаучном энциклопедическом словаре» усадьба определяется, как дом с прилежащимик нему строениями и землею, находящейся под строениями, принадлежащий помещику или крестьянину. Отмечается, что в имении усадьбы бывают господские или фермерские и крестьянские. При этом господские усадьбы состоят из жилых или хозяйственных строений: гумен, садов и огородов, принадлежащих владельцу[19].

Вначале XX в. термин «Усадьба» стал широко употребляться. Издавались журналы: «Старые годы» и «Столица и Усадьба». А после революции 1917 г., было создано «Общество изучения русской усадьбы» (ОИРУ). Позже, в конце 1990-х гг., Л.В. Иванова — одна из членов ОИРУ, предложила свою трактовку. Она определила сельскую дворянскую усадьбу — как особый вид поселения. И отметила, что усадьба выделялась своеобразным бытом, духовной культурой и своим хозяйством[20].

Определение усадьбы для XVII – начала XIX вв. дал чуть позднее Ю.А. Тихонов: «Усадьба – это вотчинное или поместное имение с господским (помещиковым или вотчинниковым) двором, господской пашней и господским хозяйством».

Одними из последних давших определение этому понятию, были Н.Ф. Метленков и А.В. Степанов. В своей книге «Архитектура» они определяют усадьбу — как вид жилья: участок земли с комплексом необходимых для определенного уклада жизни сооружений (жилой дом, хозяйственные постройки, парк или сад, пруд или бассейн и т.д)[21]. На данный момент именно этого определения придерживается Общество изучения русской усадьбы.

Резюмируя можно сказать, что усадебный уклад жизни, возникший в XVI веке и постоянно развивающийся, характерный совместным проживанием на одной территории дворян и крестьян, привел к созданию особого типа поселения – сельской дворянской усадьбы, ставшей центром экономической, хозяйственной и культурной жизни на селе[22].

Чтобы разобраться во всем многообразии усадеб, необходимо изучить их типологию:

По месту расположения усадьбы делятся на загородные (сельские) и городские.

По социальному положению владельцев бывают: крестьянские, купеческие и дворянские. Этим фактором определяется внешний вид усадьбы и «внутриусадебный» быт. Крестьянские, в свою очередь подразделяются на: бедные, средние и зажиточные; а дворянские на: мелкопоместные, среднепоместные и крупнопоместные. На это деление и размер ансамбля влияло материальное положение владельца. При этом зажиточные крестьянские и купеческие усадьбы подрожали чертам аристократического стиля жилья. Чем ближе к городу оказывалась такая усадьба, тем заметнее проявлялась данная тенденция.

Отдельное место в типологии получили усадьбы дворцового типа. Прежде всего, это загородные великокняжеские (царские), с XVIII столетия – императорские резиденции, а также ансамбли высшей аристократии. Характерными чертами данного типа усадьбы являются масштабность и репрезентативность ансамблей. На начальном этапе развития усадебной культуры (XVI–XVII вв.) названный тип был представлен великокняжескими (царскими) резиденциями и боярскими вотчинами. Они могли быть «дальни-ми» и «ближними» по отношению к Москве. «Дальние» оформлялись в виде крепостей, к примеру Александрова слобода Василия III, Иоанна IV или Вяземы и Борисов городок – Бориса Годунова.  А «ближние» были «открытыми» пространствами, такие как Коломенское Василия III, Хорошево и Остров Бориса Годунова.

По функциям усадьбы представлены репрезентативными – «увеселительными», предназначенными для временного пребывания, для приемов, праздников (Кусково гр. Шереметевых; «театральное» Люблино бригадира Дурасова), жилыми – для длительного, чаще «сезонного» пребывания и заглазными (хозяйственными) – служащими исключительно источниками доходов. Последним фактором – доминирующим функционалом усадьбы обусловливалось превалирование того или иного элемента ее композиции.

Стоит разобраться и с составляющими композиции усадьбы, которая состоит из трех частей: репрезентативной, хозяйственной и ландшафтной.

Репрезентативную часть составляет архитектурный ансамбль. Это главный дом и флигели. В совокупности они оформляли курдонер – парадный двор. Со стороны сада архитектурный ансамбль оформляло пространство партера – плоской открытой площадки с ковровыми цветниками и зеркальными прудами. Партер мог носить террасный характер, понижаясь по мере удаления от центра. Иногда он оформлялся в виде буленгрина и располагался ниже уровня архитектурного объема и идущего за ним участка парка – Горенки. За партером шла зона боскетов, которые представляли собой лабиринты и «звезды». Часто панораму репрезентативной части замыкало здание оранжереи, архитектура которого согласовывалась с решением главного дома.

Хозяйственную (бытовую) часть составляли жилые покои; амбары, конюшни и конные дворы; теплица; дом управляющего; кухонный флигель; погреб; кузница; производственные корпуса фабрики.

Ландшафтная часть — это территория парка, сада. Изначально декоративная зона оформлялась двумя способами или их сочетанием. Регулярный парк генетически восходит к ренессансным паркам с эстетизированным ландшафтом: правильная геометрическая планировка территории; оформление посадок в виде правильных геометрических тел. Его, в свою очередь, составляют партер: ковровый – цветочный и «водный» – пруды правильной формы; зона боскетов: лабиринт, зеленые кабинеты и гостиные; перголы. Ландшафтный парк имитировал естественный ландшафт. Каждый вид соответствовал определенному эмоциональному состоянию. Появляется в культуре в эпоху предромантизма под влиянием сентименталистских и пантеистических (позже натурфилософских) тенденций в культуре. Часто в связи с эталонными образцами парковых композиций Версалем во Франции и Стоу с Строберри-хиллом в Англии регулярный парк называют «французским», а пейзажный – «английским». В парках использовали произведения малых архитектурных форм (беседки, гроты, киоски, павильоны, обелиски, колонны, вольеры), фонтаны и скульптуры.

Говоря о составляющих композиции, нельзя не упомянуть об основных принципах композиции усадебного пространства.

Первым принципом является связь архитектурных объектов. Объекты, которые принадлежат к разным функциональным зонам, часто решались в едином стиле, чтобы создать впечатление целостного художественного пространства. Но они могли быть и противопоставлены друг другу стилистически с целью акцентировать символические значения Сакрума, центра (классицизм) и профанной периферии (готика).

Второй принцип - связь архитектурных и природных объектов. Архитектурный ансамбль при взгляде на усадьбу доминирует над ландшафтом, подчиняя его себе. Но рокайльная стилистика и сентименталистско-романтическая традиция микшируют это противостояние, делая архитектуру и ландшафт взаимопроникающими и взаимодополняющими. Это достигается согласованием: колористическим, композиционным и изобразительным[23].

Усадьба может быть отделена от окружающего мира. Традиция восходит к религиозным садам средневековья и ренессансно-барочным виллам Италии, гармоничное пространство которых противопоставляется дисгармонии окружающего. Способы отделения усадебного пространства были «естественными» (водоем, живая изгородь из посадок деревьев и кустарников), и рукотворными (ограда, стена).

Связь усадьбы с архитектурным контекстом и природным ландшафтом гораздо богаче. Связь город – усадьба обусловлена местом усадьбы в сакральной системе координат (Коломенское Василия III – Елеонская гора по отношению к Москве – Иерусалиму), единым стилевым решением («готика» Царицына и Петровского замка – рифмы Кремлю), местом по отношению к городской среде (усадьба гр. Бобринского в Богородске отделена от города прудом, но соединена с ним как центр радиальной планировки). Если присутствует связь усадьба – природа, более традиционно используется прием отсутствия видимых границ: пространство усадьбы плавно переходит в естественный природный массив, и наоборот, сохранение естественного ландшафта как символически осмысленной и композиционно обыгранной части паркового пространства. Последнее более характерно для романтической культурной традиции с присущим ей духом пантеистических идей.

А в чем же отличие татарской усадьбы от русской? Татарская культура на протяжении последних столетий взаимодействовала с русской, поэтому татарские традиционные усадьбы во многом схожи с русскими, но имеют ряд основательных отличий: во- первых дома должны быть огорожены изгородью со стороны фасада, а сам дом располагаться как минимум 2 метра от улицы, это связано с оборонительными традициями народа, и также закрытым образом жизни татарских женщин. Сами дома были разделёны на мужскую и женскую половины. Главную роль в украшении зданий играли не резьба по дереву, как в русских избах, а яркие и мелкоросписные изображения, состоящие в основном из желтых, белых, голубых и зеленых тонов, краски обычно не смешивались, что предавало росписям особую чёткость и яркость. Наибольшей росписи подвергались ворота здания, на домах в основном изображались: солнце, знаки геометрии, символы из мифологии, птицы, цветы и другое. Окна зданий украшались резными наличниками, которые особенно были красивыми у чердачных маленьких окон, для таких окошек специально создавали углубления-ниши, которые огораживались резной решёткой, придавая вид декоративного балкона. Традиция росписи восходит ещё к временам древней Булгарии до распространения ислама. На стене дома или над входной двери вывешивались шамаили — красиво оформленные изречения из Корана, который в наше время вставляют в рамки со стеклом. Внутренний интерьер обильно украшался яркой материей, состоящей из молитвенных ковров, скатертей, салфеток и полотенцев, также в доме всегда было много подушек, перин, пуховых одеял. Комнаты огораживались чаршау и чыбылдыком, или же занавеской и пологом. Считается, что эта традиция восходит ещё ко временам, когда татары вели кочевой образ жизни. Дом отапливался «казаном» — крупной и низкой печью с вмазанным котлом, который находился в задней части дома, на печи устраивался выступ. В общем во внутренней планировке татарского жилища наблюдается большое многообразие, вызванное постоянным стремлением создать более удобные планировки жилища.

Жилища бедных семей имели лишь одну комнату, и назывались четырёхстенками, так как семья были многолюдными, при возможности избу старались строить покрупнее. Семья высшего достатка строили себе 2-х или 3-х этажные дома, первый этаж возводился из кирпича, а остальные из дерева. Здание обильно украшалось рисунком и орнаментом[24]..

Объединив все выше сказанное, мы пришли к выводу, что возникновение единого понятия «усадьба» произошло только в середине XIX – нaчале XX веков и явилось закономерным результатом эволюции самой усадьбы. Термины «вотчина», «поместье» в начале XVIII века потеряли свой первоначальный смысл, а в XIX в., чаще всего, заменялись синонимами «село», «деревня», «дом». К кoнцу XIX в. они были вытеснены единым образным понятием «усадьба», обобщающим все виды дворянского землевладения на селе. Следовательно, употребляемое в настоящее время понятие «усадьба» возникло гораздо позже, чем появился сам фенoмен сельской дворянской усадьбы, а его применение в исторической, искусствоведческой, краеведческой литературе до настоящего времени зависит от контекста и требует уточнения.

1.2.Эволюция усадебной культуры в России.

Русская усадьба - явление очень многогранное, охватывающее практически все стороны жизни человека. Она создавалась и складывалась на протяжении многих веков, постоянно трансформируясь и эволюционируя.

Зарождение русской дворянской усадьбы восходит к средневековью. Но владельческая усадьба XV-XVII веков еще мало отличалась от обычного крестьянского двора, как по планировке, так и по материалам, использованным при ее строительстве. У мелкопоместных землевладельцев усадьба располагалась, как правило, в окружении крестьянских дворов, являясь центром населенного пункта, и отличалась от окружающей застройки лишь количеством и величиной строений. При доме иногда разбивали плодовый садик, но чаще всего небольшой и утилитарный по назначению. Лишь крупные феодалы-вотчинники разводили большие плодовые сады и даже упоминали их в своих духовных завещаниях: «А се даю сыном своим, Василью, Дмитрию, да Дмитрию Меншему, двор свои да сад за городом на посаде, да садец меншей, а тем ся дети мои поделят межи себе без обиды, ровно» (Духовная грамота князя галицкого Юрия Дмитриевича (1433 г.)[25].

Даже Москва на ранней стадии своего существования была всего лишь усадьбой. После того как она стала княжеской резиденцией, рядом с княжеским дворцом появились усадьбы придворных, которые первоначально не выходили за пределы кремлевских стен. Однако вскоре знать, которой стало там тесно, начала строить хоромы за пределами Москвы, захватывая новые территории в ее окрестностях. Так появились загородные дворы. Можно сказать, что это усадьбы в их чистом виде, где сельскохозяйственное производство, сведенное к минимуму, играло более декоративную роль, нежели действительно было направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца. Именно загородным дворам город обязан своей исторической «усадебной» планировкой, остатки которой сохранились до нашего времени.

Параллельно с загородными дворами существовали усадьбы, устроенные в вотчинах и поместьях, откуда в город доставляли сельскохозяйственную продукцию. Посещения владельцами своих загородных владений обычно были вызваны лишь проверкой хозяйственной деятельности приказчика или управляющего, а иногда и желанием развлечься псовой или соколиной охотой. Поскольку жить вдали от городских укреплений было небезопасно, загородные усадьбы имели лишь лица, принадлежавшие к высшей знати, располагавшие средствами для того, чтобы содержать большое число вооруженных слуг, поскольку обычным делом были татарские набеги и буйство московских властителей. Так в 1568 году Иван Грозный со своими опричниками уничтожил немало подмосковных усадеб, принадлежавших его приближенным. Большинство усадеб в Подмосковье, в том числе Алтуфьево, Воронцово и Ясеново, были стерты с лица земли в начале XVII века во время событий Смутного времени. Поэтому ни одна древняя подмосковная усадьба полностью не сохранилась, лишь от некоторых из них уцелели каменные церкви[26].

Для усадеб, созданных или обустроенных после Смутного времени, таких как Виноградово, Черемушки, Знаменское-Садки, Узкое и др., характерна большая свобода планировки. Продумывая ее, владельцы обычно исходили из собственных чисто утилитарных потребностей, ориентируясь на удобство пользования угодьями. Тогдашние господские дома представляли собой двух-трехэтажные деревянные постройки с затейливыми верхами, наподобие хором Лопухиных в Ясеневе. В приусадебных садах выращивали фрукты и овощи, иногда цветы, лечебные растения, привозные заморские деревья. Пруды обыкновенно имели только утилитарное значение. Их использовали для хозяйственных целей и разведения рыбы[27].

Понятие «русская усадебная культура» претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры XVII века, когда усадьба имела явно выраженный хозяйственный уклон, к середине XVIII - первой половине XIX века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково. Архангельское в Москве). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный парк).

В этот период происходит резкое изменение бытовой культуры - от замкнутости и закрытости позднего средневековья - к демонстративности и представительности XVIII века. Это выражалось во всем - пространственной композиции и интерьерах усадебного дома, в регулярном французском и пейзажном английском парках. И если регулярный парк был рассчитан на зрелищные эффекты, то английский парк ориентировался на уединенное размышление и философствование. Об этом свидетельствуют названия парковых строений - «Бочка Диогена», «Гробница Конфуция», «Каприз», «Монплезир».

С началом петровских реформ в Россию стали проникать новинки западноевропейской культуры паркостроения. Но первоначально усадьбы европейского типа получили распространение в основном вокруг столиц. Только к концу XVIII века, после указа Императрицы Екатерины II о вольности дворянства, усадьба нового типа широко входит в быт. Европейская эстетика, проникнув в Россию, существенно трансформировалась, вобрав в себя русские национальные черты.

Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, обустроенный в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. Сотни разбросанных по стране дворянских усадеб были в некотором смысле островками европейской культуры в российской глубинке. В провинциальных усадьбах можно было увидеть постройки известных зодчих, сады с экзотическими растениями, предметы мебели, изобразительного и прикладного искусства, работы знаменитых столичных и зарубежных мастеров.

Время максимального могущества российского феодального сословия стало и временем расцвета загородной дворянской усадьбы. «Жалованная грамота на права и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г. повторяла, обобщала и окончательно юридически закрепляла его привилегированное положение. Дворянин объявлялся свободным от телесных наказаний и всех видов податей, лишить его чести и звания можно было теперь только по суду и с высочайшей конфирмации. Подтверждалось право дворянства на свободу от обязательной государственной службы, приоритетное владение землей и крестьянами. Имение с недрами и водой, а также лесами, «растущими в дворянских дачах», оставалось наследственной собственностью, не выходящей из рода даже в случае тяжких преступлений владельца. Дворянству было разрешено участие в производстве и торговле. Именно представители господствующего сословия получали образование, соответствующее европейскому уровню просвещенности[28].

Эти обстоятельства дали мощный импульс развитию усадебной культуры и определили характерные черты «классического» этапа в ее истории, приходящегося на последние десятилетия XVIII - первую треть XIX в. Эпоха царствования Екатерины II стала началом бурного монументального строительства загородного ансамбля, когда возникают комплексы в имениях, где ранее не было даже господского дома. Императрица в одном из писем отмечала «манию строительства», охватившую ее подданных[29]. О последних десятилетиях XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов вспоминал: «...правду сказать, и околодок наш был тогда так пуст, что никого из хороших и богатых соседей в близости к нам не было. Тогдашние времена были не таковы, как нынешние (1789 г.); такого великого множества дворянских домов, с повсюду живущими в них хозяевами, как ныне, тогда нигде не было: все дворянство находилось тогда в военной службе, и в деревнях живали одни только престарелые старики, не могущие более нести службу или за болезнями и дряхлостью, по какому-нибудь особливому случаю оставленные...»[30]. Уже в конце столетия усадьбы возникают по всей расширяющей свои границы Российской империи, в тех районах, где издавна существовало помещичье землевладение, и в тех, где получали богатые вотчины екатерининские вельможи, например на Украине и в Крыму. Особенно интенсивное усадебное строительство развернулось в местности с традиционно крепкими позициями российского феодального сословия, центром которой была Москва. В «Путешествии из Москвы в Петербург» А.С. Пушкин писал: «Некогда в Москве пребывало богатое, неслужащее боярство, вельможи, оставившие двор, люди независимые... некогда Москва была сборным местом для всего русского дворянства, которое изо всех провинций съезжалось в нее на зиму. Блестящая гвардейская молодежь налетала туда ж из Петербурга...». А летом Москва пустела: «...гости съезжались на дачу»[31].

Тяжкие потери понесла усадьба после реформы 1861 года. Реформа, освободившая крестьян от зависимости, подорвала экономическую основу дворянского усадебного хозяйства, направив развитие сельского хозяйства по капиталистическим рельсам. Долгие десятилетия страна шла к этому моменту, неотвратимость такой реформы понимали многие. Правительство, наученное горьким опытом дворянских выступлений и дворцовых переворотов, больше опасалось возмущения дворян, чем крестьянских бунтов, и потому сделало все, чтобы смягчить для них ситуацию, но, тем не менее, реформа была потрясением для большей части представителей дворянского сословия.

Однако части дворянства удалось приспособиться к новой экономической ситуации, превратив усадьбу в фермерское хозяйство. Большинство же дворян, пытаясь удержаться на плаву, распродавало свои земли и усадьбы новому нарождающемуся классу богатых и предприимчивых людей.

Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н. Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы. В своем очерке «Помещичья Россия» он так формулирует причину крушения русской усадьбы (журнал «Старые годы», июль-сентябрь 1910 г.): «Страшно, когда рушится веками созданная культура, когда чувствуется разложение родовых основ. Но еще страшнее гниение молодой жизни, гибель организма, еще полного сил. Россия, реформированная Петром, жила всего полтора века. Освобождение крестьян было последним решающим моментом в гибели старой культуры и крепостного искусства. Естественно, что и приюты его — помещичьи усадьбы — скоро потеряли свой прежний смысл. Жизнь в деревне перестала быть жизнью на века, а лишь переходным этапом, летним отдохновением». Следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного хозяйства.

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

Перестраивались усадебные ансамбли и интерьеры в соответствии с новыми художественными вкусами (усадьбы модерна, неоклассицизма), менялся усадебный быт. Все чаще стало звучать слово «дача» как символ обособленного сельского уголка, где протекала в основном летняя жизнь городского жителя[32].

Именно в этот период в литературе, поэзии, художественной культуре появляется ностальгия по угасающей усадебной жизни. Идет процесс канонизации усадьбы как символа «родового гнезда». Усадьба в этот период как бы существует в двух измерениях - в реальности и в творческом воображении художников и писателей (вспомним рассказы Чехова, Бунина, Тургенева, художественные полотна Борисова-Мусатова, М.Якунчиковой, В.Поленова).

Начало XX века — время полного угасания «усадебной культуры». Одно за другим гибли пригородные имения, но еще худшее делалось в глухих углах. Получив выкупные деньги, помещики быстро проматывали их либо в губернских городах, либо в Петербурге. И деревенские кулаки скупали имение за имением, вырубали сад за садом, перестраивали дома в фабрики. Мебель и предметы убранства просто продавали на слом. Обезумевшие помещики пустились в спекуляции, занялись устройством заводов канареек или разведением зайцев... Некогда было думать об усадьбах, где жили деды, где выросли последние владельцы крепостных.

Но то, что уцелело по странной случайности, погибло в разрухе русской революции. Бунтующие крестьяне сожгли и уничтожили то немногое, что осталось дорогого и милого. В общем костре жгли беспощадно все, что поддавалось сожжению, рвали, резали, били, ломали, толкли в ступе фарфор, выковыривали камни из драгоценных оправ, плавили серебро старинных сосудов. В области разрушения у русских не было соперников. Так в грандиозном пожаре умерло все, что существовало два века.

Из статьи В. А. Верещагина «Революция и искусство» (журнал «Апполон», август-сентябрь 1917 г.): «Несмываемым черным пятном революционных дней останутся вандализмы, принимавшие местами эпидемический характер и поражавшие своей тупой бессмысленностью. До какой степени бессильной перед как бы прирожденным хулиганством русского человека оказалась пропаганда охраны памятников старины даже здесь, в столице, несмотря на существование специальных обществ, несмотря на множество статей и заметок в современной печати последних лет»!

После революция 1917 г. усадебная культура была уничтожена. Не только как институт частной собственности, но и как феномен частной жизни, заменив ее на жизнь общественную. Усадьбы в лучшем случае превратились в дома отдыха, санатории, дома культуры и пансионаты, школы, больницы и иные медицинские и социальные учреждения, но значительная их часть была просто безвозвратно утрачена. После 1991 года большинство таких усадеб в прямом смысле оказалась беспризорной - медицинские и социальные учреждения ликвидировались, государство перестало выделять средства на их реставрацию и ремонт[33].

Подведя итоги можно сказать, что в истории русской усадьбы просматриваются три этапа развития и каждому соответствовала своя форма собственности: Первый этап: XVI — XVII века — завоеванное поместье. В это время усадебная культура зарождалась и развивалась. На сегодня усадьбы того времени практически не сохранились. Второй этап — XVIII век — первая половина XIX века — пожалованная вотчина. Это пик развития усадеб. И третий этап — вторая половина XIX — начало XX века — купленная усадьба. Время заката русской усадебной культуры. Постоянно трансформируясь и эволюционируя она прошла длинный путь развития.

Русская усадьба — это уникальный феномен истории России, составляет важную часть ее культурного наследия. Сегодня, когда необходимо укрепление российского менталитета, знание своего прошлого помогает решению этой важной задачи. И в настоящее время актуализировался интерес к усадьбе не только как к памятнику истории и культуры. Само явление «усадебной культуры» постепенно становится реальностью современной жизни.

Усадебный мир Татарстана.

Начало развития усадебного мира Татарстана относится к XVII в. Тогда стали возникать первые сельские дворянские усадьбы. По сохранившемуся в архиве историческому описанию имения дворян Толстых можно судить, каким образом создавались крупные земельные владения. «Казанец Иван Герасимович Змиев отыскал дикое пустое поле на берегах р. Камы, почему и просил, чтобы оно ему было отдано. 1692 г. апреля 8 дня получил он, И.Г. Змиев на эту землю от царей Иоанна и Петра Алексеевичей ввозную грамоту, тогда поселил он на ней с. Воскресенское, Змиево Городище тоже». Но еще ранее в 1649 г. пожалована была тому же И.Г. Змиеву пустошь Чирпа из владения лаишевских полковников. В 1663 г. лаишевские полковники подали челобитную, доказывая будто бы, что он насильственно завладел их землями, в каковой челобитной им было отказано и пустошь оставлена во владении Ивана Герасимовича, а в 1665 г. по просьбе его прирезана к нему и остальная часть той же пустоши».

Другой представитель того же рода Змиевых приобрел землю по случаю. Деревня Юкали, ныне с. Мурзиха, принадлежала мурзе Аникееву. Мурза Аникеев, взял в долг у Никиты Гавриловича Змиева двадцать рублей и пять алтын. Вернуть долг Мурза не смог, и в 1700 г. добровольно уступил Н.Г. Змиеву свое имение. Таким образом, с. Мурзиха поступило во владение Н.Г. Змиева и принадлежало ему до 1729 г., даты его кончины. Все наследство перешло его единственной дочери Дарье Никитичне, бывшей в замужестве за поручиком Луцкого драгунского полка Василием Борисовичем Толстым. Так имение рода Змиевых стало имением рода Толстых.

В течение трех веков имения укрупнялись в результате выгодных браков, дробились между наследниками, менялись, дарились, отдавались в приданое. Так в 1854 г. тайный советник Владимир Иванович Панаев и его супруга Прасковья Александровна дали в приданое своей дочери, Вере Владимировне, село Троицкое Спасского уезда.

Имения постоянно меняли своих хозяев. На 1857 г. в собственности дворян Казанской губернии находилось более 17 % всех земель. Больше всего имений находилось в Свияжском, Лаишевском, Казанском и Спасском уездах.

В основном помещики были русские или бывшие иностранцы, принявшие русское подданство и состоящие на придворной службе (де Траверсе, Роде, фон Рамбахи), но были помещики и из татар. Так, Шаги-Ахмет Алкин владел 1 500 десятинами земли в Мамадышском уезде и имел более 70 душ крепостных.

Своеобразным духовным, социальным и экономическим центром имения была помещичья усадьба. Классическая дворянская усадьба состояла из господского дома и всевозможных хозяйственных построек. Вокруг дома с высоким крыльцом и террасой был разбит сад. За его ветвями скрывались многочисленные амбары, флигеля, домик управляющего, жилье прислуги, конюшня и т.д. Такой, в частности, была усадьба дочери генерала от артиллерии Надежды Германовны Молоствовой, находящаяся на хуторе Александровском Щербетской волости Спасского уезда.

После отмены крепостного права и последовавшего за ней роста торговли и промышленности, классическая дворянская усадьба приходит в упадок. Город начинает застраиваться купцами и зажиточными крестьянами. На смену жилой усадьбе приходит усадьба торговая, отличительной особенностью которой является наличие лавки на первом этаже дома или рядом с ним. Во дворе, как правило, находились склады. Что-то из этого архитектурного наследия сохранилось до наших дней, что-то, увы, утрачено. Тем не менее, они оставили свой след в истории нашего края.

Каждое село или деревня, в свое время, имели определенного хозяина. И.В. Краснобаев в своем диссертационном исследовании выделял, 91 сельскую дворянскую усадьбу. Так же он показал, что на территории Казанского, Лаишевского, Свияжского и Спасского уездов бывшей Казанской губернии исторически существовало наибольшее количество усадеб и большинство частично сохранившихся дворянских усадеб р. Татарстан также расположены на указанной территории[34].

Опираясь на исследования И.В. Краснобаева можно выделить 12 районов Татарстана, на территории которых, находились дворянские усадьбы. Это Алексеевский, Арский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-устьинский, Лаишевский, Пестречинский, Рыбно-слободский, Свияжский, Спасский и Тюлячинский.

В Алексеевском районе было два имения. Село Новоспасск принадлежало семейству Казем-Бек, а село Балахчино – Лебедевым-Трубниковым.

В Арском районе, с. Александровка было имением Фон-Глена; с. Казанбаш – Горталовых; с. Кишметьево – Де-Траверсе; с. Хотня – Перцовых и с. Чуппаново – Дьяченко.

В Верхнеуслонском районе – селом Ключищи владели Нарышкины и Маркизы Паулуччи; с. Куралово – Обуховы; с. Юматово – грф. Толстые и Геркен.

Высокогорский район был одним из самых богатых на дворянские усадьбы, 18 имений находилось на его территории. Деревней Белянкино владели Мамаевы; д. Большая Елань – Желтухины и Нармоцкие; с. Каймары – Боратынские и Кудрявцевы; д. Кульсеитово – Суворовы; с. Пановка – Мамаевы; д. Русский Урмат – Де-Траверсе и Юшковы; д. Садилово – Львовы; д. Шушары – Боратынские; д. Шатши – Левашевы; д. Чернышевка – Бекетовы; с. Хохлово – Аппеляционины; с. Усады – Журавлевы и Тютчевы; д. Тимошкино – Депрейс и Левашевы, в д. Старые Бирюли, одновременно было два имения Манасеиных и Рыбушкиных; с. Старое Чурилино принадлежало Кукурановым; д. Соловцово – Апраксиным и Соловцовым; а д. Эстачи – Тенешевым и Апаковым.

В Зеленодольском районе было всего одно имение и принадлежало оно Берновым. Это было с. Берновые ковали. В Кайбицком и Камско-устьинском районах тоже было только по одному имению – с. Турминское, хозяевыми которого были Лебедевы и с. Теньки, которым владели Нарышкины и Гагарины.

На территории лаишевского района было 14 дворянских усадеб. Нармоцкие и Миллер владели с. Астраханка. Также Нармоцкие владели с. Нармонка и с. Шуран. Селом Березовка владели Комаровы; с. Бутыри – Державины; с. Верхний Ошняк – Манасеины; с. Емельяново – князь Кропоткин и семейство Емельяновых; д. Каипы – Лебедевы; д. Макаровка – Лебедевы; д. Паново – Юшковы; д. Саламыково – Свечниковы; с. Сокуры и с. Среднее Девятого – Державины.

В Пестречинском районе насчитывалось 23 имения. Село Аркатово и д. Петрово принадлежали Ильиным; с. Арышхазда – ген. майору Корсахову; д. Здоровый ключ – Граве; д. Змеево – Левашевым и Свешниковым; д. Княжа – князьям Асановым; с. Кощаково – Бутлеровым; с. Ленино-Кукушкино – Бланк; д. Надеждино – Безобразовым; д. Новосельск, с. Пановка и д. Урывкино – Евсеевым;  д. Нурма – Курочкиным; д. Русское Ходяшево Кудрявцевым и княгине Ухтомской; д. Селенгуши – Дьячковым; с. Старое Шиголеево – Замятиным; в с. Тагашево было два имения – Желтухиных и Тилле; с. Черемышево – князьям Болковским; д. Чертово – роду Чертовых; д. Чуча – Соколовским; д. Шихазда – Пыхачевым и с. Юнусово – Львовым.

Рыбно-слободский район включал в себя 11 имений. Князья Кашка-Адамовы владели с. Байтеряково; Донауровы владели с. Бетьки; у Безобразовых на территории района было два имения – с. Зюзино и с. Кульга Большая; д. Наумово владели Наумовы; д. Николаевка – Горталовы; с. Сорочьи горы – Нармоцкие и Панаевы; с. Урахча – Аристовы; с. Шумбут – графы Воронцовы и с. Янчиково – Смирновы и Ермолаевы.

В состав Спасского района входило 7 имений. Село Антоновка принадлежала Мусиным-Пушкинам; с. Красная слобода – графине Комаровской; в с. Кузнечиха было три имения: Дадиани, князей Колбецких-Голосовых и Немировичей-Данченко; роду Молоствовых принадлежали с. Куралово, Никольское и Три озера; а с. Полянки владели Лихачевы.

И в последнем районе Тюлячинском была д. Пановая гора, которой владели Ильины.

Некоторые из этих усадеб навсегда стерты с лица земли, какие-то находятся в аварийном состоянии, от каких-то осталась лишь часть и очень мало построек имеет хорошую сохранность. Половина этих усадеб, имеют минимальные исторические сведения и потенциал их сохранения очень низок. И можно сказать, что если они утрачены, то утрачены навсегда.

Современную картину усадебного мира Татарстана мы составили, проанализировав «Свод памятников истории и культуры РТ»[35] и «Информационный сборник объектов культурного наследия»[36]. Нами был выявлен 21 район, имеющий на своей территории дворянские и купеческие усадьбы, общее количество, которых составляет 84. Это те усадьбы, которые либо стоят на охране, либо имеют статус выявленного объекта культурного наследия.

В Агрызском районе находится 3 усадьбы. В поселке Вольный пруд есть усадьба помещика Муратова, состоящая из двух деревянных домов, постройки сер. XIX в. В селе Иж-Бобья – усадьба купца Ахметзянова Мухаметзянова, которая в настоящее время почти утрачена, несмотря на то, что является памятником регионального значения, и усадьба-дом жилой с торговыми постройками, построенная в нач. XX в., тоже стоящая на охране и от которой в настоящее время остались только хозяйственные постройки.

В Алексеевском районе, расположилась усадьба Лебедевых-Трубников, которая является памятником местного значения. От комплексной постройки XVIII-XIX вв. сохранился только главный дом, который находиться в разрушенном состоянии.

В Арском районе есть 3 усадьбы, 2 из которых музеефицированы. Это Музей-усадьба Г. Тукая в д. Кошлауч и усадьба крестьянина Сагди в с. Новый Кырлай. Оба здания являются памятниками регионального значения. Еще одна находится в с. Учили – это усадьба деда Г. Тукая, которая была возобновлена. Все постройки датируются XIX в.

В Атнинском районе находятся 2 памятника регионального значения, постройки XIX в. Один находится в с. Большие Менгеры – усадьба купца Бакирова, а другой в с. Большая Атня – усадьба Даутова, в которой ныне устроился Атнинский районный краеведческий музей.

В Бугульминском, в с. Петровка, есть усадьба помещика П.П. Дмитриева, построенная в кон. XIX — нач. XX в.

Верхнеуслонский район хранит в себе одну из самых роскошных усадеб — усадьбу Маркизов Паулуччи, которая сегодня, к сожалению, находится в аварийном состоянии и почти утрачена. Построенная в кон. XIX — нач. XX в. она является памятником регионального значения. Но это не единственная усадьба в этом районе. В с. Шеланга находится бывшая крестьянская Я.И. Маркелова.

В Высокогорском районе находились 2 купеческие усадьбы: усадьба Оконишникова в с. Крутушка и усадьба Журавлева в с. Усады.

Елабужский район, а в частности г. Елабуга, был очень богат купеческими усадьбами XIX в. 18 имений находились на его территории и почти все имеют статус «Памятник регионального значения». Три купеческих и четыре жилых усадьбы, находящихся в городе, были типичными для своего времени, о том кто были хозяева этих усадеб ничего не известно. Но также, в Елабуге сохранились усадьбы таких купцов как: Стахеев, Тарасов, Шабалин, Постников, Курбатов, Новиков, Тлущиковский, Кусакин, Тарасов, Атаманов, Гирбасов, Новиков и Чернов.

В Заинском районе, в небольшом с. Нератовка сохранился главный дом усадьбы статского советника А. Нератова, в честь которого и было названо село.

В зеленодольском районе, в прекрасном Свияжске расположились две усадьбы купцов Каменева и Агафонова. Это памятники регионального значения, построенные в XIX в. Усадьба Атлашкина находиться в одноименном селе. А в с. Большое Ходяшево есть Усадебный комплекс, который является выявленным объектом культурного наследия, но выявить хозяина этого комплекса не удалось.

Всего одна усадьба находится на территории Камско-устьинского района — это усадьба управляющего имением Гагариных, находящаяся в с. Теньки.

В Лаишевском районе числилось 4 усадьбы. Усадьба Нормацкого в с. Шуран построена в XVIII в. и является памятником регионального значения. А усадьба Щетинкина в с. Смолдеярово и усадьба богатого крестьянина Артамонова в с. Рождественно — выявленными объектами. В усадьбе Щетинкина когда-то располагалась церковно-приходская школа. А вот усадьбе Желтухиных в с. Мысовское повезло меньше, до наших она не сохранилась.

В Мамадышском районе тоже числиться 4 усадьбы: усадьба Якимовых, Макаровых, Веревкиных и И.А. Музлова. В усадьбе Якимовых когда-то находилось здание почтовой конторы.

В Менделеевском районе тоже есть одна усадьба, стоящая на региональной охране. На сегодня от нее остался только главный дом, принадлежащий П.К. Ушковой. Находилась она в г. Менделеевск.

В п. Шереметьево Нижнекамского района есть усадьбы Вязьминых и В.П. Тикунова, постройки XX в. и стоящие на региональной охране. А в п. Красный ключ — усадьба купца И.И. Стахеева — Н.А. Крыжановского

Не обделен усадьбами и Нурлатский район. В с. Нурлат там находится усадьба Колчуриных, а в с. Мамыково — усадьба дворянина А.А. Штульца, построенная в нач. XX в.

В Пестречинском районе сохранились 2 усадьбы. Это усадьба А.Д. Бланк в с. Ленино-Кокушкино и усадьба помещиков И.Д. Макарова — В.Ф. Желтухина — Могилатовых, построенная в XVIII в. она является выявленным объектом культурного наследия.

В Спасском районе в с. Антоновка располагается Усадьба Мусиных — Пушкиных — Родионовых. А в с. Куралово сохранился главный дом усадьбы помещиков Молоствовых. Обе постройки являются памятниками регионального значения, построенными в XIX.

Еще один дом усадьбы Молоствовых сохранился в д. Долгая поляна Тетюшского района. В эту постройку XIX в. сегодня активно водят экскурсии. Но это не единственная достопримечательность района. В г. Тетюши находились усадьбы Е.Д. Фокеева, Н.П. Полосухина, П.И. Колсанова и А.В. Серебрякова.

Больше всего сохранившихся усадеб на территории Татарстана находятся в Чистопольском районе. Это усадьба купца Чукашева, Усадьба купца Подураева, П.М. Шашина, Е.Д. Мясникова, Лихачевых, И.Н. Плясова, Кожевниковых, Г.М. Ждановой, И.И. Лузинова, И.Г. Стахеева, Авдеевых, М.Л. Мельникова, И.М. Вахонина, Поляковых и усадебный комплекс Житковых.

Ну и подводя итоги можно сказать, что усадебный мир Татарстана постоянно развивался. Началось все с сельских дворянских усадеб, а продолжилось купеческими и крестьянскими. Основные сохранившиеся постройки на территории республики, это как раз купеческие усадьбы, датирующиеся, в основном кон. XIX — нач. XX в. Более ранние постройки, сегодня находятся в разрушенном и аварийном состоянии, либо утрачены насовсем. Некоторые здания по сводам и спискам еще числятся существующими, когда на деле, их уже нет. Но есть и такие, которым повезло больше. Пройдя процедуру музеефикации они получили новую жизнь и теперь функционируют, как музей. Но таких, к сожалению не очень много.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 6652; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!