Глава II.  Проблемы и перспективы актуализации и популяризации усадебного мира Казани.



Усадьбы Казани: исторический очерк и проблемы музеефикации.

Казань богата архитектурными сооружениями различных эпох и стилей. Архитектурный облик столицы Татарстана веками складывался из нескольких историко-культурных пластов, которые причудливо соединяются друг с другом в современности.

Архитектура Казанских усадеб представляет характерную часть культурного наследия.

На территории Казани нами было выявлено 37 усадеб и проведен небольшой анализ. Опираясь на типологию усадеб, мы классифицировали их по социальному положению владельцев, выделив дворянские и купеческие усадьбы. Купеческие, в свою очередь, мы подразделили на русские и татарские.

Под «дворянским» периодом жизни Казани, подразумевается вторая половина XVIII — первая половина XIX века. Уцелевшие памятники этого периода могут выявить перед нами некоторые штрихи дворянской усадебной культуры в Казани.

Первыми мы рассмотрим дворянские усадьбы, которые подверглись музеефикации.Таких усадеб в Казани всего 4.Одной из них является усадьба Баратынских (Горького 25, 25-а, Муштари 28). Сегодня во флигеле этой усадьбе расположился музей Е.А. Баратынского. Само здание стоит на охране и является памятником федерального значения.

Построен дом в начале XIX в, в 1836 г он был перестроен по проекту архитектора Ф.И. Петонди. Композицию составляет: главный дом и два флигеля, один из которых утерян. Въезд в усадьбу располагался со стороны внутреннего двора. Одноэтажные флигеля были значительно меньшей высоты, чем усадебный дом, с рублеными стенами, обшитыми тесом, установленными на ленточном фундаменте, выполненном из камня на известковом растворе. Углы дома закреплены деревянными пилястрами. Карнизы флигелей были оформлены одинаковым по размеру и рисунку орнаментальным фризом, таким же, как и усадебный дом, и завершались аттиком с полуциркульным окном[37].

Первоначально особняк строился для графини Апраксиной. В 1836 году его приобрел помещик Мамаев, а уже в кон. 60-х гг. усадьбу купил Н. Баратынский и въехал в этот дом с женой и детьми.  Один из флигелей восстановлен, ранее там была коммуналка, а с 1991 года здесь находится музей Е.А. Баратынского, другой - не сохранился. В главном доме усадьбы с 1932 по 2005 годы находилась музыкальная школа №1 им. Чайковского, где учились многие знаменитые исполнители. Ныне завершается его реставрация[38].

Это один из немногих особняков, который подвергается музеефикации. Полным ходом идет реставрация главного дома. Планируется восстановление усадьбы как историко-культурного комплекса. В главном доме усадьбы планируется восстановление мемориального пространства дома Боратынских и создание экспозиции, фондохранилища для музейных коллекций, библиотеки и научно-информационного центра; западный флигель усадьбы (здесь разместится выставочный и лекционный залы); планируется восстановление восточного флигеля, в нем хотят разместить «музейную гостиную» для проведения литературных, музыкальных вечеров; усадебная территория предназначается для ландшафтной музейно-рекреационной зоны.

Усадьба Сандецкого (Карла Маркса 64/29). Ныне здесь находиться Государственный музей изобразительных искусств р. Татарстан. Является памятником федерального значения.

Комплекс построен в 1906 г. по проекту архитектора Ф.Р. Амлонга. Композицию составляет дом-особняк, флигель и парк с оградой. Парк размещен в южной части участка, засажен высокоствольными деревьями по регулярной системе планировки. У южного фасада дома-особняка со стороны парка находится большой фонтан с бассейном круглой формы. Этот ансамбль, сложившийся в стилизованных архитектурных формах, является одним из лучших образцов формирования городской усадьбы начала XX века, градообразующая выразительность которого в полной мере сохраняется и в наши дни.

В советское время здесь размещались учреждения здравоохранения, а с 1959 г. - Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан[39].

В интерьерах особняка до наших дней сохранились только печи, облицованные одноцветными великолепного качества изразцами. Реконструированный музейный парк украшает выставка скульптуры под открытым небом.

Усадьба полностью музеефицирована. С 2007 года. В парковой зоне музея проходит ежегодный фестиваль «Jazz в усадьбе Сандецкого.

Усадьба Горталовых(Толстых. Япеева 15). Памятник регионального значения. Построена усадьба по проекту А.К. Шмидта, дата постройки не установлена, но в 1828 году, дом уже числился. Композиция усадьбы состояла из главного дома, трех флигелей (один из которых утерян, а от других остались лишь фрагменты), ворот, служб и небольшого сада.

В первой половине XIX века владельцами были Дедевы и Горталовы. Они состояли в родстве со многими известными дворянскими семьями и принадлежали к светскому обществу Казани.

Сама усадьба является центром архитектурного и духовного пространства, окружавшего великого писателя в казанский период его жизни. Этот период начался осенью 1841 года, когда Пелагея Ильинична Юшкова перевезла осиротевших детей своего старшего брата Николая Толстого из Ясной Поляны в Казань. Здесь в усадьбе Горталовых прошли три с половиной года жизни будущего автора.

Примечательным является постановка здания в глубине двора, а не на красной линии улицы. На улицу выходили ворота и фасады симметрично расположенных флигелей; пространство между домами и воротами было организовано в парадный двор-курдонер. За домом находился сад. Подобный тип застройки относится к редким архитектурно-градостроительным памятникам[40].

Музеефикация не обошла стороной это здание. В ближайшее время завершается реставрация усадебного комплекса, которую проводил национальный музей РТ. Здесь разместиться, созданный еще в 2000 г. музей Л.Н. Толстого. На территории усадьбы ныне располагаются: отреставрированный главный дом и ворота, воссозданные флигеля и службы. Предполагалось разместить в главном доме и флигелях мемориальную экспозицию, туристско-информационно-коммуникационный центр, интерактивную экспозицию для детей, школу обучения русскому языку, досуговый центр «Жизнь в усадьбе» - с гостиницей и кафе[41].

Усадьба Орловых (Ульянова-Ленина 58). Сегодня во флигеле этой усадьбы располагается Дом-музей В.И. Ленина. Памятник регионального значения.

Строилась усадьба в 1870-е гг. Архитектор не известен. Композицию составляли: хозяйский дом с мезонином и подвалом, двухэтажный флигель, сарай и каретник. Комплекс усадьбы являлся памятником деревянной архитектуры и зодчества второй половины XIX в. Флигель – прямоугольный в плане сруб с пристроем сеней слева от главного фасада, с парадным входом снизу и верандой над входом. Справа от флигеля - каретник с конюшней, объединенные по второму этажу сеновалом, устроенным над проездом к хлевам (в настоящее время проезд не сохранился). Фасад здания носит сдержанный характер. Стены обшиты доской. Прямоугольные наличники окон декорированы нашивными ромбами. Уютная веранда на втором этаже огорожена деревянной наборной решеткой. Перед домом – небольшой палисадник.

Усадьба первоначально занимала 938 кв. сажень, что составляет сегодня около 2000 кв.м. Позднее была разделена, часть ее продана домовладельцам Степановым. Принадлежала она Т.И. Орлову и его жене, Елизавете Ивановне, дворянам по сословию. Усадебный флигель Орловы сдавали в наем. Здесь и жила семья Ульяновых с сентября 1888 по май 1889 года.

Сегодня от усадьбы сохранился только флигель. Главный дом был снесен в 1949 году. Старые надворные постройки, также не сохранились.

Территория усадьбы подверглась музеефикации: во флигеле располагается мемориальная экспозиция, появились новые помещения, удобные для приема посетителей, на музейной территории - интерактивная детская площадка, в саду – места отдыха.

Здание находилось в аварийном состоянии и в 2012 году музей закрыли реконструкцию. 22 мая 2015 года состоялось его открытие. В результате проведенных работ увеличилась площадь здания, созданы библиотека, буфет, выставочная площадка, оборудован кино/конференц-зал. На территории музея появилась сцена летнего театра, а на главной цветочной клумбе – памятник В.И.Ленину.

Далее мы рассмотрим дворянские усадьбы, которые все еще стоят на своих исторических местах, но музеефикация обошла их стороной.

Усадьба Чемезова. (Катановский переулок 1). Памятник регионального значения.

Построено здание в 1798 году, архитектором Ф.Е. Емельяновым. Композицию усадьбы составляли главный дом и сад. Первоначально на этом месте находился деревянный дом с садом городского головы И.П. Богдановского. В 1786 году он продал свое имение статскому советнику В.Чемезову. Дворянин Чемезов разломал деревянный дом и построил на его месте каменный двухэтажный дом с балконом на четырех колоннах, выходящим в сад. Вокруг дома Чемезов разбил оранжереи и теплицы, засыпал мелкие рвы и овраги, а через крупные и глубокие, устроил мосты и переходы. Сад Чемезова был доступен для всех казанских жителей.

В 1880 году дом Чемезова был куплен под здание Третьей мужской гимназии. В советский период сад был отдан прилегающей к нему школе, которой принадлежит и поныне, а дом Чемезова является теперь архитектурным памятником классической городской дворянской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков.

Сейчас на месте дома Чемезова стоит каменное четырехэтажное здание. Несмотря на то, что выстроено оно было уже в 20-м веке, сооружение выглядит благородно и сохраняет атмосферу старины. От прекрасного сада сейчас практически ничего не осталось, за исключением нескольких деревьев и ограды. В этом здании располагается Кадетская школа-интернат №6.

Усадьба Е.В. Юнаковой (Дом Банарцева) Карла Маркса 18. Памятник регионального значения.

Здание было построено в начале XIX в. по проекту архитектора Ф.И. Петонди. Композицию усадьбы составляют главный дом и жилые постройки во дворе. Основной жилой дом — двухэтажный с подвалом и антресолями во дворовой части, имеет развитие в глубину квартала. Общая композиция его уличного фасада строга и симметрична — основывается на 4-х пилястрах, сгруппированных парами, полном коринфском ордере и небольшом фронтончике над карнизом. Низкий 1-й этаж и высокий 2-й имеют прямоугольные оконные проемы в наличниках, на 2-м этаже с тонкими сандриками. В дворовой части здание имеет более живописную композицию из более позднего двухэтажного пристроя с арочными проемами, одноэтажных сеней с деревянной надстроенной верандой. Во двор ведут каменные ворота с калиткой, с рустованными пилонами и дорическими пилястрами, над аркой ворот невысокое щипцовое завершение. Является памятником жилой архитектуры в классицистическом стиле.

Строилась усадьба в 1 трети XIX века, позже была восстановлена после пожара 1842 г. для титулярной советницы Е.В. Юнаковой. В дальнейшем домом владели: коллежский советник П.И. Логинов — в 1864 г. изменивший фасад дома, с 1857 г. - белебеевский купец С.Т. Сафронов. В 1869 году, его сын купец 1-й гильдии А.С. Сафронов построил каменные ворота. С 1876 г. владелицей стала жена купца М.Н. Ипатова.

Здание усадьбы было отреставрировано Инвестиционной группой компаний ASG. В настоящее время пустует[42].

Реставрацией с 2007 - 2015 занималась Инвестиционная группа компаний ASG.

Дом Подураевой — Стахеева (Лобачевского 10). Сейчас здесь располагается Союз композиторов РТ. Является памятником регионального значения.

Построено здание в 1906 году, по проекту архитектора Ф. Амлонга. Композиция усадьбы состоит из главного дома, флигеля, сада и ограды.

Двухэтажный с антресольным этажом особняк состоит из разных по величине объемов. В отделке фасадов использованы: рустовка пилястр, альковы при входе со скульптурными заполнениями, ниши, плоские замковые украшения, кованые ажурные дополнения ограды палисадника с каменными столбами. Комплекс зданий является образцом гражданской архитектуры, в котором отражены особенности развития модерна в Казани.

 В 1918 году здесь содержались граждане, арестованные Губернским ЧК. В числе этих арестованных был приговоренный к расстрелу общественный деятель и литератор А.Н. Баратынский – внук Е.А. Баратынского.

Состояние главного здания – среднее, нуждается в реставрации. Флигель, находившийся в плачевном состоянии, выкупила Инвестиционная группа компаний ASG, которая в данный момент занимается его восстановлением.

Усадьба Панаевых (Горького 12,12а). Памятник местного значения. Постройка XIX в. Композицию составляют главный дом и флигель. Главный дом построил Ф.И. Петонди в 1830 г., а флигель – работа П.Т. Жуковского.

Усадьба принадлежала чиновнику и помещику В.И. Панаеву и его наследникам вплоть до 1918 г. В.И. Панаев – известный в свое время поэт-сентименталист и академик. Он имел крупные владения в Казанской губернии, но жил в Санкт-Петербурге, а с 1832 г. – стал управляющим Канцелярией Министерства императорского двора.

Главный дом - двухэтажный, прямоугольный в плане. В центральной части фасада имеет портик, образованный четырьмя пилястрами ионического ордера. Этажи разделены гладким поясом. Оконные проемы прямоугольные, без наличников, на первом этаже имеют полуциркульные сандрики с замковыми камнями и розетками под ними. Фасад завершен гладким широким фризом с профильным карнизом.

Памятник жилой архитектуры в стиле позднего провинциального классицизма, но отсутствие фронтона или аттика в качестве завершения портика противоречит классическим канонам (это было отличительной чертой творчества Петонди).

Сегодня главный дом пустует, а во флигеле расположились 3 организации: исполнительный комитете всероссийской политической партии «Единая Россия», общественная организация «Молодая гвардия» и Татарский региональный общественный фонд поддержки регионального сотрудничества развития.

Усадьба Лихачевых. (Муштари 11/43). Памятник регионального значения, построен в сер. XIX в., архитектор – не выявлен.

Композиция состоит из главного дома и флигеля. Дом – двухэтажный, с ла­коничным классическим декором, одноэтажный флигель расположен на углу с ул. Бутлерова , выходящий окнами во двор.

В 1848 году, 16-летним юношей А.Ф. Лихачев приехал в Казань и поселился в этом доме, который в 1862 перешел в его собственность. Эта территория издавна была городской усадьбой богатой дворянской семьи Лихачевых. Из этой семьи наиболее известны Андрей Федорович Лихачев (1832-1890) - видный историк, археолог, нумизмат, богатейшие коллекции которого были положены в основание Казанского музея (ныне – Национальный музей РТ) и Ни­колай Петрович Лихачев (1862-1936) - известный историк и искусствовед, академик АН СССР.

Сегодня во флигеле усадьбы располагается кафе «Галерея кухонь народов мира» и ресторан «Милан». В главном доме находится общественная организация: Ассоциация рестораторов и отельеров г. Казани и р. Татарстан.

Усадьба П.М. Курбатовой (Пушкина 78) Является памятником регионального значения, постройки XIX в. Усадьба была почти утеряна, но ее восстановили на прежнем месте. Сегодня здание пустует. На нем имеется мемориальная табличка: «В 1900-1941 гг. здесь жил выдающийся ученый языковед член корреспондент Академии наук СССР профессор В.А. Богородский».

Следующим памятниками повезло гораздо меньше. До наших дней они не сохранились. 5 дворянских усадеб навсегда ушли из казанской истории. И теперь мы можем их наблюдать только на старых фото.

Усадьба И.Н. Аристова (Дом П.Г. Пятницкого. Жуковского 26). Памятник регионального значения. В настоящее время утрачен.

Здание было построено в 1835 году, по проекту архитектора П.Г. Пятницкого. Композиция усадьбы состояла из Г-образного жилого дом, служб и дворовой части, огражденной со стороны улицы забором и воротами.

Планировка главного дома имеет деление на зоны: общую, куда входят парадные помещения; жилую, обращенную окнами во двор и служебно-хозяйственную. Два симметрично расположенных по флангам деревянных пристроя утратили свой первоначальный облик. По проекту двустворчатые филенчатые входные двери должны были быть украшены резьбой растительного характера и завершены прямоугольным аттиком.

В главном доме до 1845 г. здесь жил известный казанский архитектор П.Г. Пятницкий, который его и построил. Позже составлял часть усадьбы И.Н. Аристова[43].

В апреле 1900 г. в доме останавливался по дороге в ссылку революционер — социал-демократ, позже крупный государственный деятель Михаил Иванович Калинин (1875-1947).

Дом утрачен в результате пожара. По факту пожара на здании направлен соответствующий запрос в Прокуратуру Вахитовского района г. Казани.

Усадьба Е.Н. Матерн (Нагорная 39а, 37). Памятник регионального значения.

Дата постройки относится к XIX веку, архитектором был П.И. Романов. Композиция усадьбы состояла из двух домов.

Главный дом был построен в первой половине XIX в., к которому в 1853 г. был сделан пристрой. Это было двухэтажное здание, Г-образное в плане, имевшее классицистические пропорции членений и деталировку фасадов. Здание деревянное, обшитое тесом. Парадное крыльцо выполнено в форме выступа, на первом этаже которого две широко расставленные двери с косыми округлыми фрамугами, на втором этаже – круглый витраж террасы с балконной дверью. Балкон утрачен.

По этой же линии улицы Е.Н. Матерн принадлежал двухэтажный дом (№37), построенный в середине XIX в., а ее наследникам — угловой дом (№35/18), построенный в конце XIX в., с разной этажностью – два по улице Нагорной и три по улице Фукса[44].

На сегодняшний день усадьба утрачена.

Усадьба Бронникова(Карла Маркса 57). Постройка XIX в., на охране не состоит. В настоящее время утрачена.

На месте усадьбы с 1979 г. расположен Музей современного искусства. Сама усадьба до наших дней не сохранилась. Композицию бывшего имения составляли: главный дом и два флигеля. Дом был выстроен целиком из дерева — материала, более характерного для деревенских усадеб помещиков. Архитектор не известен.

Центральная часть дома помещалась в глубине участка, по бокам от нее располагались два флигеля, выступающие к линии улицы. Центральная часть и боковые ризалиты были украшены колоннадами и треугольными фронтонами, а сам участок огражден узорчатой решеткой. Окружен дом был садом, что было типичным для дворянской городской усадьбы. Спокойная ленивая жизнь дворян стремилась и в городе создать себе подобие поместья.

Усадьба Грабовского (Муштари 4). Ныне утрачена. Усадьба являлась памятником местного значения. Постройка XIX века, состоящая из главного дома и флигеля. Была снесена и к 2013 году на ее территории был построен жилой дом с административными помещениями.

Во время исследования, не удалось найти ни одного изображения усадьбы

Усадьба Дьяченко (Нагорная 35). Построенная, в XIX в. усадьба, до наших дней не сохранилась. Архитектор сооружения – не известен. Само здание располагалось на сильном перепаде отметок рельефа, так что по ул. Нагорной имеет 2 этажа, а по улице Красина три. Дом имеет рустовку стен 1 этажа, массивные наличники 2 этажа и парапетную стенку. С 2009 г. усадьба включена в список выявленных объектов культурного наследия, но это не помогло сохранить памятник архитектуры.

Купеческие усадьбы:

Вслед за дворянством тянулось именитое купечество. Купеческих усадеб в Казани было гораздо больше, чем дворянских, так как и представителей этого сословия было гораздо больше. Но купцы тоже старались обустраивать свои дома, подражая стилю дворянской архитектуры. Рассмотрев купеческие усадьбы, мы выявили их сходства и отличия от дворянских имений. Рассмотрим сохранившиеся усадьбы.

Усадьба Ф.Ф. Жадина (Усадьба К.Я. Калинина – Е.В. Жадиной). Баумана 72,74. Русская купеческая усадьба. Памятник местного значения.

Начало формирования усадебного комплекса относится к XVII веку. Архитектором выступил П.Е. Аникин. Композицию усадьбы составляли два дома и флигель. Наиболее ранним является дом, стоящий в глубине двора. Он возведен в конце XVII — начале XVIII вв. и являлся основным объемом старинной усадьбы. Во 2-й половине XIX в. на месте усадьбы было 2 домовладения. Первая часть дома, в 5 окон по фасаду, была флигелем усадьбы купца К.Я. Калинина, который возвел его в 1880-е гг. по проекту архитектора П.Е. Аникина. Левая часть принадлежала детям купца А.П. Сапугольцева. На их участке во 2-ой половине XIX в. на красной линии улицы располагались каменный двухэтажный дом и флигель. В 1911 г. хозяином обоих домовладений стал купец Ф.Ф. Жадин, который владел ими до 1917 г. Он объединил 3 здания в одно. В советский период на 1-м этаже располагались магазины «Фототовары» и «Мед».

Здание в глубине двора представляло собой небольшой посадский жилой дом в два этажа, верхний этаж которого был, вероятно, деревянным. В 1-й половине XIX в. деревянный этаж был заменен кирпичным. Хорошо сохранившийся нижний этаж имеет 4 сводчатых помещения, освещенных небольшими окнами с деревянными ставнями. Вход в нижний этаж расположен с юго-восточного фасада через вытянутый тамбур, а в помещения верхнего этажа — через красное крыльцо (ныне утрачено). Угловые части и места пересечения стен выделены лопатками.

Планировка основного дома, вытянутого вдоль улицы, неоднократно менялась. Композиция главного фасада по ул. Баумана несимметрична. Между бывшим левым флигелем и основным объемом расположен прямоугольной формы проезд во двор. Фасад расчленен вертикальными лопатками на 5 частей. Надоконная часть украшена растительной лепниной. Завершает фасад широкий фриз и карниз с большим выносом, а на крыше ряд из объединенных между собой разновеликих аттиков[45].

Усадьба Оконишниковых (Карла Маркса 49). Русская купеческая усадьба. Памятник регионального значения.

Комплекс построен в XIX веке, в стиле эклектики. Архитектор не известен. Композиция состоит из главного дома, флигеля, ограды с воротами и каретного сарая.

Усадьба распологалась в верхней части города, в районе Арского поля. Над входами - характерные для казанской жилой архитектуры террасы с чугунными решетками. Службы выполнены из красного кирпича, не оштукатурены. Арка каретного сарая и угол оригинально оформлены слуховыми окнами с балкончиками.

Комплекс построек полностью сохранился в первоначальном виде. Частично сохранились водосточные трубы.

Сегодня в усадьбе располагается федеральная налоговая служба и казанский филиал страховой компании «Чулпан».

Купеческой династии Оконишниковых также принадлежал дом, постройки нач. XX века по улице Муштари 14[46].

Усадьба А.П. Смирновой (Дом Бугровского – А.И. Кабатовой. Левобулачная 36/1). Русская купеческая усадьба. Памятник местного значения.

Построена усадьба в XIX в., архитектор — не известен. Композицию составляют дом, флигель и одноэтажные службы, вытянутые вдоль улицы и во дворе. Большая купеческая усадьба в плане Т-образной формы. Имеет два уличных фасада, отштукатуренных и побеленных в 2 цвета. Фасад по ул. Левобулачной симметричной композиции в 7 оконных осей. Оконные проемы прямоугольной формы. 4 окна нижнего этажа декорированы арочным наличником, фронтон которого украшен растительной лепниной, а другие 3 окна сандриком полочкой, а надоконная часть также как у арочных декорирована лепниной растительного характера. Завершает фасад широкий фриз, отделанный каменными консолями, объединенными лавровыми ветвями. Карниз ступенчатый с небольшим выносом. Дворовая часть декорирована более скромно, к ней примыкает небольшой прямоугольный пристрой входа с лестничной клеткой и, примыкающая к ней, вытянутая вдоль дворового фасада деревянная терраса с нависающими деревянными ограждениями на резных массивных столбах. Одноэтажный каменный жилой флигель расположен рядом у ворот, выходящих на ул. Т. Гиззата. В плане прямоугольной формы. В нижней части имеется большой подвал, освещенный небольшими прямоугольными проемами. В настоящее время флигель объединен в одно вытянутой по ул. Т. Гиззата объем объединяющий кроме жилого флигеля еще одно более раннее хозяйственное сооружение в три оконных арочных проема по фасаду. В глубине двора пересечении ул Т. Гиззата сохранены одноэтажные каменные службы. Они были построены во второй половине XIX в. потомственной почетной гражданкой Александрой Павловной Смирновой. В 1896 г. владелицей усадьбы стала купчиха Анна Ивановна Кабатова[47].

Сегодня в усадьбе А.П. Смирновой располагается отель «Булак». Для размещения отеля к усадьбе был сделан пристрой.

Усадьба Я.Ф. Шамова (Островского 23, 25). Русская купеческая усадьба. Является выявленным объектом культурного наследия г. Казани.

Комплекс городской усадьбы составляли два кирпичных дома с каменными проездными воротами. Постройка датировалась 1899 г.

Парадный вход в здание располагался с уличного фасада. Дома были построены из красного кирпича в классическом стиле. Дом украшен кованными решетками — это единственное украшение дома.

Двор и дом были для хозяина большой деловой конторой. По периметру во дворе были построены из красного кирпича кладовые с тяжелыми железными дверями. В кладовых были глубокие подвалы.

Владелец усадьбы казанский купец Я.Ф. Шамов был крупнейшим хлеботорговцем во всем Поволжье. Будучи довольно богатым человеком он тратил немало денег на благотворительность. Больница, которую он построил, до сих пор носит его имя[48].

В наше время в одном из зданий усадьбы, дом № 23 располагается Министерство по делам молодежи, спорта и туризму РТ, а в другом, дом № 25 Казанская государственная филармония.

Усадьба Сухановых (Ульяновых-Ленина 31). Русская купеческая усадьба. Памятник регионального значения, построенный в XIX в.

Композиция включала в себя главный дом и флигель, который на сегодняшний день утрачен. Главный дом - это двухэтажное деревянное здание с раздельными входами на этажи относится к бесстилевой архитектуре. В нем в 1905 году находилась явочная квартира Казанского комитета РСДРП(б). А во флигеле в 1909-1918 гг. жил один из организаторов Казанского комитета РСДРП(б) Комлев А.П.

Некогда дом принадлежал знаменитому сотруднику Московского консульства в Китае Шарафутдину Габитову. Кроме того, здание имеет отношение к истории становления татарского профессионального театра: здесь в 1903 году был показан первый спектакль. Несколько лет назад потомки Габитова, ныне живущие в Австралии, в Китае в Казахстане обращались с просьбой вернуть принадлежавший им дом. Они намеревались за свой счет отремонтировать и оборудовать в нем Дом татарской кухни, гостиницу для приезжих гостей, создать музей эмиграции, а затем подарить этот культурный комплекс Казани к 1000-летию и к 100-летию татарского театра.

На сегодняшний день дом находится в аварийном состоянии, но тем не менее, по утверждению исполнительного комитета г. Казани непригодным для постоянного проживания не признан. Сейчас является жилым домом.

Усадьба инженера Аносова (Ульяновых 50). Русская купеческая усадьба. Памятник местного значения. Построен в нач. XX в., архитектором П.П. Голышевым. Композиция состоит из жилого дома, флигеля и торговой лавки.

Жилой дом - одноэтажное с полуподвалом кирпичное, оштукатуренное здание представляет собой тип русского купеческого особняка периода эклектизма. Главный фасад здания оформлен в классическом стиле. Центральная часть здания выделена портиком из двух полуколонн ионического ордера и двух рустованных пилонов по краям, поддерживающими высокий фриз, декорированный лепным растительным орнаментом классического характера. Центральный портик завершается аттиком с лепными геральдическими щитами. Между полуколоннами находятся большие арочные оконные проемы.

Находящаяся справа от здания, не сохранившаяся каменная лавка была оформлена аналогично центральной части главного фасада жилого дома и объединена с ним кованой решеткой и коваными металлическими воротами прекрасной работы

Первоначально на месте современного дома стоял деревянный, принадлежавший действительному статскому советнику Н.Е. Яшневскому. В 1914 г. его выкупила жена инженера Н.А. Аносова и здание было перестроено на кирпичное.

После 1917 г. века здесь располагался ТатЦИК – Татарский центральный исполнительный комитет депутатов трудящихся – высший законодательный, исполнительный и контрольный орган государственной власти ТАССР в 1920 – 1938 гг.

До наших дней сохранился только жилой дом. Сегодня в нем разместился детский сад №37 Вахитовского района[49].

Усадьба Тихомирнова Русская купеческая усадьба. (Островского 18, 20). Памятник местного значения.

Построена усадьба в XIX в. по проекту архитектора П.И. Романова. Композиция состояла из двух жилых домов и торговой лавки.

Принадлежала усадьба купцу Александру Тихомирнову. В этом месте прошло детство участника революционного движения Виктора Тихомирнова.

С момента постройки дома № 18 по ул. Островского - первый этаж имел служебное назначение, а на втором этаже располагались парадные комнаты с высокими потолками.​ У усадьбы даже сохранились трубы печного отопления.

Дом № 20 построен в середине XIX века с первым каменным и вторым деревянным этажами. Сначала он принадлежал мещанину Филиппу Лапшину, но в 1887 владельцем стал купеческий сын Тимофей Тихомирнов (старший сын Александра Тихомирнова), в 1890-м он надстроил второй кирпичный этаж вместо деревянного и возвел трехэтажную пристройку со двора, которая соединяется с основной частью усадьбы с помощью перехода по 2-му этажу.

Сегодня в Доме №18 расположилось кафе, а в доме №20 – Следственный комитет РФ и Министерство обороны РФ.

Усадьба Урванцевых(Карла Маркса 11) Русская купеческая усадьба. Памятник регионального значения.

Начало строительство относится к 1770-м годам. Архитектором выступил В.И. Кафтырев. Композиция состояла из каменного двухэтажного дома с подвалом, служб (утрачены), каменного двухэтажного корпуса и двух флигелей (утрачены).

Купеческий род Урванцевых – один из старейших в Казани. Его глава Степан Иванович Урванцев приобрел это владение в 1814 г. у А.Ф. Павловой. Купленный участок первоначально занимал всю длину квартала, позже его размеры сократились, была продана часть, которая выходила к монастырю. Усадьба несколько раз перестраивалась.

Главный дом представляет собой двухэтажное угловое здание со скругленным углом. Имеет пилястры ионического ордера и фронтон со слуховым окошком над широким антаблементом. Изначально дом принадлежал казанскому писателю Урванцеву Льву Николаевичу, позднее был Главным домом городской усадьбы. На участке был разбит сад, который впоследствии был застроен новыми владельцами.

Здание дошло до нас в перестроенном виде, утратив свой первоначальный облик. В 2012 году началась его реставрация, которую проводила Инвестиционная группа компаний ASG. На сегодняшний день реставрация закончена, здание пока пустует.

Усадьба В. Гизетуллина (Марджани 16/1). Татарская купеческая усадьба. Памятник местного значения.

Построена усадьба в 1823 г., по проекту архитектора А.К. Шмидта. Композиция состоит из главного дома, флигеля и служб.

Купеческая усадьба занимает трапециевидный в плане участок, расположенный на пересечении улиц Комсомольской и Султана. Основной дом и флигель, построенный позднее, поставлены на красную линию улицы. Большой двухэтажный с каменным нижним этажом и мезонином жилой дом представляет собой сруб, поставленный на высокий подклет хозяйственного назначения. Вдоль ул. Султана к нему примыкает корпус служб. Нижний кирпичный неоштукатуренный этаж имеет хозяйственное назначение. Сруб верхнего этажа обшит горизонтальными рядами досок, включая пилястры и фриз. Главный фасад обращен на озеро. Интересна архитектура дома со стороны двора. Здесь к дому примыкает пристрой, в котором располагались встроенные туалеты, основной вход в дом и входы в складские помещения. Кованый навес над входом в настоящее время утрачен. Сохранилось большое трехчастное окно с досчатым карнизом. Фасад флигеля со стороны улицы расчленен на уровне первого этажа спаренными лопатками, между которыми находятся окна с замковыми камнями. С торца здесь находилась баня. Вдоль задней границы располагались склады с деревянным флигелем над ними, конюшня с сеносушилками (сохранились лишь отдельные фрагменты). И далее границу участка слева замыкали двухэтажные кирпичные склады с галереями (сохранились лишь в углу), примыкавшие к флигелю.

Усадьба была построена мещанином Ядыгаром Ишимовым. После его смерти новым хозяином усадьбы в 1831 г. стал его сын казанский купец Давыд Ишимов. В семидесятые годы XIX столетия домовладение Ишимовых на Набережной Кабана переходит в собственность казанского второй гильдии купца Валиуллы Гизетуллина — знаменитого «Вали бая», который владел усадьбой вплоть, до своей смерти 1916 г. Вали Гизетуллин был приписан в казанское купечество по второй гильдии, торговал он азиатскими коврами, бакалеей в собственных магазинах, располагавшихся на Сенной площади и Рыбнорядской улице. Существенную часть своих доходов купец тратил на богоугодные дела, например, обустройство мечети Марджани[50].

Сегодня здание передано в собственность местной мусульманской организации – приходу мечети «Марджани».

Усадьба Кушаевых (Каюма Насыри 5). Татарская купеческая усадьба. Памятник регионального значения.

Флигель построен в 1856 г., архитектором А.И. Песке, дом в 1862 П.В. Тихомировым, а службы в 1870 А.И. Анненковым. Усадьба состояла из двухэтажного с антресольным третьим этажом дома, флигеля и двухэтажных кирпичных служб.

В 1856 г. М.М. Кушаев построил полукаменный дом — ныне флигель усадьбы. В 1862 г. сыновья его — Ибатулла и Абдулла возвели на противоположной стороне дворового участка двухэтажный кирпичный дом. В начале XX в. домовладение перешло к Габдулле Ибатулловичу Кушаеву.

Двухэтажный с антресольным третьим этажом дом является главным домом купеческой усадьбы. Поставлен на границе участка вдоль красной линии улицы и обращен к ней своим главным фасадом в пять оконных осей. Кирпичной оградой с воротами соединяется с флигелем. Каменные службы расположены по периметру участка. К многоугольному в плане зданию примыкает более поздний объем с уличным входом, пробитым в ограде, и верандой над ним. Первый более низкий этаж фланкирован по сторонам рустованными лопатками. Прямоугольные окна объединены подоконным карнизом. Обрамлены простыми рамочными наличниками. Прямоугольные профилированные сандрики помещены непосредственно над окнами. Под окнами — прямоугольные фартуки. Этажи разделены междуэтажными поясом и профилированным карнизом. Особенно парадно оформлен высокий второй этаж. Очень нарядно выглядит остекленная веранда над входом. Со стороны улицы ее каменное ограждение оформлялось лепниной (частично утраченной). Скат крыши опирается на резные столбы, карниз украшен ажурной пропильной резьбой. Характерные для татарских домов дробные переплеты первоначально были заполнены излюбленными разноцветными стеклами. Они придавали этому отделанному в чуждых западноевропейских формах дому местный колорит и своеобразие. Образец татарской купеческой усадьбы середины XIX столетия[51].

 После пожара в 2005 г. главный дом купеческой усадьбы находился в аварийном состоянии, но на сегодня его восстановили. Не сохранились ворота, флигель практически утрачен – полностью сгорел второй этаж и частично первый. Также утрачены каменные службы[52].

В настоящее время в усадьбе располагается учебно-тренинговый центр «Исхан» и ресторан «Tatarinn Резиденция».

Усадьба Апанаевых (Сафьян 1/40, 3, 5). Татарская купеческая усадьба. Памятник республиканского значения. Семья Апанаевых, известна своим меценатством и благотворительностью, им принадлежало сразу несколько имений.

Двухэтажный дом, третий этаж надстроен в советскую эпоху (Сафьян 5) и одноэтажный флигель (Сафьян, ул., 3) построены в конце XVIII — начале XIX вв. М.И. Апанаевым. В 1872 г. А.-К.М. Апанаев перестроил эти здания по проекту архитектора Александрова. В начале XX в. его потомки в северо-западном углу дворового участка построили двухэтажный полукаменный дом (Марджани ул., 40/1).

Находясь в очень ветхом состоянии, эти здания подверглись реставрации, которая завершилась к 2014 году.

В доме пом адресу Марджани 40/1 первый этаж здания был кирпичный, второй – деревянный, из неокрашенной лиственницы со сквозной резьбой. В 60-е годы прошлого века верхний ряд сгнивших бревен был убран, но в ходе реконструкции высота потолков была восстановлена. Сейчас в этом здании разместилась Префектура Татарской слободы.

Жилой дом (Сафьян 5) является главным элементом большой купеческой усадьбы. Дом поставлен таким образом, что замыкает и является композиционным акцентом комплекса ул Насыри. Дошел до наших дней в сильно искаженном виде. Двухэтажное здание расположено вдоль красной линии улицы, перекрыто вальмовой крышей. Композиция его главного фасада еще сохранила симметричность, несмотря на надстройку третьим этажом. Стены расчлены пилястрами на всю высоту этажа. Выделена центральная часть, которая первоначально венчалась фронтом, возвышающимся над крышей (утрачен в настоящее время). Небольшие прямоугольные окна верхнего этажа заключены в большие наличники, переходящие в луковые сандрики, что зрительно увеличивает их размеры.

Реконструкцию этого особняка, вела компания «Камастройинвест». Во время проведенных работ был укреплен фундамент, заменены внутренние и внешние рамы, к зданию был сделан трехэтажный пристрой.

Но это еще не все имения купеческого рода Апанаевых. В первой половине XIX в. был построен двухэтажный кирпичный дом (Тукаевская 67/14) М.И. Юнусовым, который в нач. XX в. перешел во владение Апанаевых. В 1906 г. дом был реконструирован Б.А. Апанаевым. Двухэтажное, кирпичное и оштукатуренное, Г-образное в плане здание с главным входом в левом крыле по ул.Тукаевской. Другие входы расположены со двора. Левое крыло в 4 окна замыкается плоским эркером над главным входом. Правое крыло длиннее левого и разделено двумя аналогичными плоскими эркерами на три пролета в 3 окна. Угловая часть дома выделена на каждом фасаде ризалитом[53].

Усадьба Шакир-Солдата (Тукаевская 16). Татарская купеческая усадьбаПамятник регионального значения. Построен в 1895-1898 гг. Архитектор не известен.

Композиция усадьбы включала в себя: главный дом, доходный дом, конюшню, каретник, баню и флигеля.

Комплекс усадьбы занимал большой участок, примыкавший к Усмановской мечети. Дом представляет собой кирпичное двухэтажное здание, решенное асимметрично как в плане, так и по фасаду. Главный фасад делится на три части: в центре – основной объем здания, оформленный специфичными подковообразными и стрельчатыми арочками оконных проемов и ниш; над входом – башенка с верандой на втором этаже и мансардным помещением под высоким шатром со шпилем; справа – высокое помещение на проездной стрельчатой аркой. Вся поверхность фасада богато рустована под каменную кладку двух цветов, карниз оформлен стилизованными сталактитами, над карнизами располагаются декоративные зубчатые завершения – мерлоны.

Шакирзян Шамсутдинов – первый владелец дома, в молодости сделал успешную карьеру военного, поэтому за зданием закрепилось название «дом Шакир-солдата». Здание частично пострадало от большого пожара в Старо-Татарской слободе в 1902 г. В советские годы здание перешло в собственность государства и было заселено жильцами.

В 2012 г. здание было передано Инвестиционной группе компаний ASG, для проведения реставрационных работ. В настоящее время здание отреставрировано, пока пустует[54].

Усадьба Бурнаевых (Тукая 81-83). Татарская купеческая усадьба. Памятник регионального значения. Построен в XIX в. Архитектор не известен. Композицию составляли два дома.

Первоначально усадьба принадлежала семейству Аитовых, впоследствии была выкуплена И.Г. Юнусовым и уже потом стала принадлежать Бурнаевым,

Главный усадебный дом представлял собой особняк в семь осей окон по главному фасаду. Вдоль улицы у границы владения с другой стороны располагался флигель в пять осей окон. Оба этих двухэтажных здания были построены по образцовым проектам 1840-х годов и представляли собой типичные татарские особняки середины века с характерной внутренней планировкой - двумя выступами со стороны двора. Темными хозяйственными помещениями со «слепыми» окнами и сводчатыми перекрытиями и жилыми верхними этажами с традиционным расположением комнат. За обширным двором е глубине владения располагался сад с баней и деревянным летним флигелем. В 20-30-е гг. XX здания были надстроены 3 этажами.

В 2012 была начата реставрация и реконструкция зданий, которыми занималась Инвестиционная группа компаний ASG. Ныне реставрация завершена и усадьбе вернули прежний вид, она вновь стала двухэтажной. В настоящее время здание пустует.

Усадьба Юнусовых(Тукая 85-87). Татарская купеческая усадьба. Памятник регионального значения. Постройка датировалась XIX в. Архитектор не известен. Композицию составляли усадебный дом, службы и каменный флигель.

Отличительной особенностью доходного дома является его уникальная планировка с асимметричными геометрическими формами. Высота потолков на каждом этаже различна. Комнаты на первых этажах с высокими потолками сдавались состоятельным постояльцам, на верхних же этажах селилась прислуга.

Усадьба Бурнаевых и Юнусовых реставрировались Инвестиционной группой компаний ASG одновременно. Имению было решено вернуть прежний вид. Главное здание пока еще находится на стадии реставрации. В настоящее время пустует.

Усадьба Сабитовых (Марджани 8). Татарская купеческая усадьба. Является памятником местного значения, постройки второй половины XIX в. – нач. XX в. Архитектор не известен. Композицию составляет: главный дом, флигель и службы.

Главный дом и флигель располагаются вдоль красной линии улицы, а службы - в глубине, по периметру участка. Службы имеют навесные галереи. Дом и флигель объединялись когда-то монументальными воротами, закрывавшими внутреннюю часть усадьбы. Дом представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное своим главным вытянутым фасадом к улице. Центральная часть главного фасада выделена слегка выступающим ризалитом в 3 окна на каждом этаже. Этажи разделены междуэтажными карнизами. Здание венчают фриз, также оформленный филенками, и неразвитый карниз простого профиля. Памятник архитектуры в формах классицизма. Двухэтажный полукаменный флигель, расположенный слева от главного дома, представляет собой образец городского дома, спроектированного по образцовому фасаду 1-й половины XIX в. Как и все татарские сельские дома, он поставлен торцом на улицу и имеет фронтонное решение уличного фасада. В архитектуре дома очевидно поэтажное функциональное деление на нижний хозяйственный и жилой верхний этажи.

Слева к дому примыкает одноэтажная каменная лавка с арочным дверным проемом и железными дверями.

Дом и флигель принадлежал купцу Хамиту Сабитову, который числился среди купцов 2-й гильдии. В начале 20 в. домовладение стало собственностью его младшего сына Хайруллы. В 1908-1910 гг. в доме Сабитовых находился «Восточный клуб» - неформальное объединение национальной интеллигенции, целью которого являлось развитие татарской литературы и искусства. «Восточный клуб», возникший 1 декабря 1907 г., размещался до этого в номерах «Болгар». В мае 1918 г. на втором этаже дома располагался штаб 1-го мусульманского социалистического полка, солдаты которого участвовали в боях на улицах Казани 5-6 августа 1918 г., обороняя город от наступавшего Чехословацкого корпуса.

Сегодня в усадьбе расположился гостинично-ресторанный комплекс «Татарская усадьба».

Усадьба Сайдашева (Нариманова 63). Татарская купеческая усадьба. Памятник регионального значения. Дата постройки относится к XIX-XX вв. Архитектор не выявлен. В композицию усадьбы включены главный дом и флигель.

В главном доме по бывшей улице Большая Мещанская, называемой теперь улицей Нариманова, в 1900 году родился - талантливый татарский композитор, пианист и дирижер Салих Сайдашев.

Сегодня в здании бывшей усадьбы находится Росздравнадзор.

Музей - усадьба К. Насыйри (Усадьба Хусаинова),(П. Коммуны 35). Татарская купеческая усадьба. Является памятником регионального значения. Композицию составляет дом с воротами и сад.

В этом доме в 1889-1902 годах жил выдающийся татарский ученый просветитель Каюм Насыри. Оригинальное здание было построено в своё время близким родственником К. Насыри – Мухамедбедигом Хусаиновым и являлось основным жилым домом усадьбы. На территории был разбит плодово-ягодный сад, где размещались постройки, летний дом, маленький домик возле ворот и беседка.

Сейчас дом восстановлен на своём исконном месте, сохранена внутренняя планировка здания. По документальным материалам воссоздана одна из комнат, где жил Каюм Насыри.

На прилегающей к музею территории разбит живописный сад, созданный по материалам книги Каюма Насыри «Цветы и травы» о лекарственных растениях нашей страны, который носит название «Хәтер бакчасы» («Сад памяти»).

Частично сохранена старая планировка двора: расположение ворот, калитки, беседки, входных дверей, пешеходной дорожки. Территория двора и музейный сад, отмеченные очарованием подлинной Старотатарской слободы, являются органичной частью музейной экспозиции.

Усадьба Галеева (Тукая 26). Татарская купеческая усадьба. Памятник местного значения.

Построена в кон. XIX в. купцом второй гильдии Г. Галеевым. Архитектор не выявлен. Двухэтажное здание с аттиковым этажом, выполненное в стиле эклектики.

Была проведена реставрация Инвестиционной группой компаний ASG. В настоящее время здание пустует.

Усадьба Апакова (Дом Шамиля), (Тукая 74). Татарская купеческая усадьба. Памятник регионального значения. Композиция состояла из главного дома, флигеля, сада, служб, кладовых и бани с прачечной.

На месте нынешнего дома Шамиля находилась усадьба И.М. Апакова, построенная в 1860-е гг. Это был двухэтажный кирпичный особняк. Архитектурный стиль сочетает элементы эклектики и национально-романтического модерна. Главный фасад обогащён большим эркером над парадным подъездом, ризалитом со ступенчатым завершением слева от парадного входа и полукруглым эркером справа, завершённым высоким шатром с флюгером. Фасад изобилует декоративными элементами: машикулями, аркатурными поясками, лепными вензелями, башенками с кованными завершениями.

В 1884 году имение перешло в наследство, как свадебный подарок, дочери купца, которая вышла замуж за генерала Мухаммед-Шафи Шамиля. В 1902 г. здание пострадало от пожара и в 1903 г. было перестроено по проекту архитекторов Г.Б. Руша и Ф.Р. Амлонга. В 1906 г. владельцем был В. Ибрагимов, выкупивший усадьбу у вдовы Мухаммед-Шафи.

Сегодня в здании располагается Литературный музей Габдуллы Тукая, открытый в 1986 г. Здание находится в хорошем состоянии, последние реставрационные работы были проведены в 2011 г[55].

К сожалению, среди купеческих усадеб, тоже есть такие, которые не сохранились до наших дней. Их тоже следует рассмотреть.

Усадьба Я.П. Моисеева (Московская 49). Татарская купеческая усадьба. Памятник местного значения. До наших дней не сохранился. В настоящее время на его месте находится СК «Москва».

Построен комплекс в XIX в., архитектором П.И Романовым. Композицию составляли жилой дом, жилой корпус и комплексный каретник (сарай). Купеческая усадьба располагалась на небольшом вытянутом вглубь квартала участке. Двухэтажный дом был построен по образцовому проекту. Главный фасад в 7 оконных осей имел симметричную композицию. Первоначально нижний этаж использовался под торговые помещения, куда вели входы, расположенные в 3-х арочных нишах. Плоскость стен первого этажа рустована «под камень». В настоящее время цокольная часть отделана плиткой. Верхний жилой этаж освещен прямоугольными оконными проемами с каменным профилированным наличником и сандриком на каменных кронштейнах. Завершает фасад широкий фриз и ступенчатый карниз. В интерьерах нижнего этажа имеются своды.

Двухэтажный дом был построен в первой половине XIX в. и принадлежал купцу Я.П. Моисееву. В 1870-е гг. домовладение перешло по наследству дочерям купца Е.Я. Полетаевой и А.Я. Докучаевой. В 1874 г. они строят рядом с домом одноэтажную каменную лавку по проекту архитектора П.И. Романова. В начале XX. Здание было приобретено у наследниц Моисеева купцом И.П. Шарашкиным.

Усадьба Алкина (Федосеевская 35, 35а). Татарская купеческая усадьба. Памятник местного значения.  Построена усадьба в 1874-1876гг., архитектором А. Пермяковым. Состояла она из главного дома и флигеля. В архитектуре дома выражались кованые решетки и лепнина, также выделялся купол со шпилем. Напротив находилась Евдокиевская церковь, это единственная сохранившаяся постройка на Федосеевской улице.

Хотя, эта усадьба еще и числится в списках памятников, ее уже пару лет как нет. Теперь на ее месте находится жилой частный дом. Неприметная, почти разрушенная она была снесена.

Усадьба купцов Макаровых (Петербургская 40). Русская купеческая усадьба. Постройка XIX в., была снесена, во время проведения линии метро. Сейчас на ее месте стоит небольшое трехэтажное здание, внешне отдаленно напоминающее бывшую усадьбу[56].

Проведенный анализ показал, что до 1917 года Казань имела две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. Русская часть Казани, которая в свою очередь делилась на аристократическую часть — в районе улицы Карла Маркса, купеческую — в центре, и утраченный квартал с менее представительными домами в районе улицы Федосеевской. И татарскую часть, в районе озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак.

Всего, на территории г. Казани нами было выявлено 37 усадеб. Из них 15 являются дворянскими, а 22 купеческими. Некоторые из зданий требуют принятия срочных мер по их сохранению, а какие-то и вовсе не сохранились до наших дней. В последние десятилетия большая часть застроек, особенно деревянных была утрачена, сначала в ходе подготовки к тысячелетию Казани, затем – при дальнейшей реконструкции города, так как для размещения новых объектов требуется место в центре города.

С каждым годом в Казани становится все меньше архитектурных памятников. Из всех выявленных нами 37 усадеб, 8 — утрачены навсегда. Поэтому сохранение историко-культурного наследия является главной проблемой. А самым оптимальным вариантом его сохранения выступает музеефикация, которая позволяет сохранить целостность усадебного комплекса. В Казани было музеефицировано 5 усадеб. Что же мешает музеефицировать другие? А то, что на восстановление нужны огромные средства и главная проблема музеефикации, в том, что этих самых средств не хватает. Радует то, что сейчас активно идет восстановление старинных усадеб. Только Инвестиционная группа компаний ASG за последнее время отреставрировала 6 усадеб и в ближайшем времени планирует перевести в восстановленные здания часть своих коллекций. Ведь мало только восстановить архитектурное наследие, его надо еще и сохранить.

По результатам исследований параграфа была составлена сводная таблица по усадьбам Казани (см. приложение №2) . В таблице указано: наименование объекта, местонахождение, дата постройки, архитектор, категория, описана композиция усадьбы и современное состояние, также прилагаются авторские фотогорафии.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1972; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!