Которая позволяет писать с нажимом, красиво и без лишних усилий.



Писание твердыми шариковыми ручками требует в десятки раз больших мышечных усилий! Это вы­зывает предельное напряжение мышц исчезла красота почерка, стали более частыми спазмы мышц руки. А учителя, как и прежде, добиваются, чтобы ученики писали и красиво, и быстро.

Писчий спазм случался иногда и прежде у тех, кому по профессиональной необходимости прихо­дилось много писать, ~ у писарей и литераторов. Он бывал у тех, кто следовал данным каллигра­фией стандартам.

Теперь страдают все ученики. Дети не могут пи­сать шариковыми ручками одновременно и красиво,

и быстро.

Что же нужно было сделать?

Для ускорения письма из программы начальной школы была изъята каллиграфия, так как учителя интуитивно почувствовали, что форма букв, их пространственное положение не отвечают законам движения руки человека, особенно первоклассника.

В напряженном состоянии пребывают школьни­ки и студенты, перегруженные письменными рабо­тами. У них с каждым годом возрастают учебные нагрузки, необходимость исписывать горы бумаги. Точнее: переписывать из книги в тетрадь. На лек­циях и занятиях они должны мгновенно улавли­вать мысль и с не меньшей скоростью ее материа­лизовать в знаках. Вследствие переутомления мышц возникает разлад в регуляции движений - писчий спазм.

Изъятие уроков каллиграфии из программы на­чальной школы, на наш взгляд, - - ошибка. Однако одного лишь возобновления этих уроков недоста­точно.

Следует тщательнее установить границы опти­мальных движений при письме и выработать новые образцы прописей, изменить каноны, сложившиеся прежде и для других целей. Ибо оригинальный по­черк выражение индивидуальности, которую следует утверждать. Поэтому новая цель должна достигаться новыми средствами - - формами движе­ний руки, вытекающими из ее психомоторных воз­можностей. Гармония движений сотворит гармонию -скоростное, приятное и красивое письмо.

Эксперимент позволил вам определить уровень развития действенного мышления и убедиться, что чувство гармонии движений зависит от упорядо­ченности двигательного действия и что в новых ус­ловиях гармоничности работы появляется и новая красота почерка.

Продолжим исследования и остановимся на кри­териях право- и леворукости.

5

Предлагаем следующую серию испытаний каче­ства чувства гармонии.

Задание третье: Возьмите ручку в левую руку.

Само собой разумеется, что лист бумаги уже лежит на столе, вы удобно сидите и ждете старта.

Нули будете писать левой рукой (левша пра­вой). Да, именно левой рукой.

Писать надо быстро - на количество знаков.

Продолжительность письма - 1 минута без пере­дышки.

Готовясь к выполнению задания, обратите вни­мание на свою осанку, на то, как вы сидите за сто­лом. Старайтесь, чтобы положение тела было есте­ственным, а не принужденным, ибо оптимальное положение корпуса, ног, рук, головы условие гармоничного развития психомоторики, сохранения здоровья.

Почему так важно, чтобы осанка учеников за партой была правильной?

В школе ученики пишут преимущественно лишь правой рукой, дома тоже. Таким образом, уча­щийся за годы своей учебы 11- 12 тысяч часов обречен сидеть скривленным, держать не только ручку, но и все инструменты в правой руке. Для быта все сделано под правую руку. Работа тех­ника и технология поощряет развитие правой руки. В школе леворуких ломают под правшу. А левша от природы только благодаря неимовер­ным усилиям в редких случаях остается сам собой.

Результаты многолетнего неправильного сидения -изуродованная осанка за письмом в школе и столь­ко же дома  вам известны. 87% выпускников школ имеют болезни позвоночного столба. Это сколиозы, кифозы, лордозы и прочие нарушения работы органов и систем тела. Искривления позво­ночника в грудном и поясничном отделах -заболевания костной, мышечной и нервной систем, ко­торые лечатся хирургическим путем, но их можно предотвратить с помощью единственного лекарства: знания, как надо всегда следить за осанкой при ра­боте за столом, при письме...

Выполнили задание?

Посмотрим, что у вас получилось. Нули как нули: похожи на те, что вы писали правой рукой. У тех, кто написал много нулей, они легли в про­тивоположную сторону. Левая рука также отбра­сывала устойчивый графический образ букв. Зна­чит, и в этом случае привычные стереотипы - - навыки регуляции движений лишаются власти: вы писали правой нули клонились вправо, левой влево.

Парадокс?

Нет, это природа берет верх над привычными капризами, выдуманными вопреки природе стерео­типами.

Вот почему чувство гармонии движений, как ни­какое другое, так направляет движения, чтобы они не противоречили природе мыслящего тела: чтобы они были не только целеустремленными, но и це­лесообразными.

Назовем сразу и проводника к природным дви­жениям, и то, ради чего он туда ведет.

Это- эстетическое чувство.Если оно отрица­тельно - - поступает сигнал о разрушении гармонии движений и создаваемого предмета; положительное -свидетельство того, что гармония создается и этот процесс сопровождается приятным возбуждением и волнением, совершенствованием действий, согласованных с природой психомоторики. Сделаем некоторые выводы:

• Внешним импульсом, который становится источником положительных чувств и зарож­дает наши желания, может быть: встреча с гармонично упорядоченным предметом или действие, создающее гармоничные движения;

• Туда, где возникают эстетические чувства, направляются все мысли ребенка - его же­лания, невольно вызывающие действия, чтобы продлить время удовольствия;

•Осознанное чувство гармонии превраща­ется в мысль,и ребенок снова и снова дей­ствует, желает пережить положительные чувства   страсти; поэтому он не может бездельничать, лениться.

ПУТИ К ГАРМОНИЧНЫМ ДВИЖЕНИЯМ

При каких условиях ученику, приятно, удобно с удовольствием действовать, писать? Чтобы ответить на этот вопрос, надо осознать, что существуют три относительно самостоятельных механизма регуляции движений письма;

• регуляция движений руки зрительным образом;

. зрительно-моторная - смешанная регуляция движении;

. проприоцептивная регуляция - собственными чувствованиями и моторными представлениями формы букв и строения слов, которые пишутся.

Каждому типу регуляции движений присущи свои способ письма. Учащийся: зарисовывает буквы не различая существенных признаков движений они регулируются зрительными ощущениями- изображает буквы, в основных геометрических формах зрительно-моторная регуляция; владеет скорописью письмо регулируется моторными образами и ощущениями.

Начинающий просто копирует (преимущественно печатные) буквы, старательно выводя все черточки, завитушки, их оснастку. Когда на это смотришь, возникает впечатление, что ученик «переносит» из книжки на бумагу одну за другой буквы. Они вы­ходят грубыми и приблизительными. Наименьшее отвлечение внимания ребенка совсем искажает письмо. Он сердится на себя, а нередко приходит и в отчаяние: «Какой я неумеха», «недотепа», «у меня никогда не получится ...»

Зрительные образы в письме начинающего - - это 90% всей информации, регулирующей движения. Всю же «черновую» работу при этом выполняют мышцы руки: они ведь не только орган движения, но еще и орган познания. На их долю приходится мизерная часть регулирования.

Обращаем внимание: на этом этапе обучения письму вас может подстерегать западня - действие у ребенка превращается в устоявшуюся привычку, повторяясь множество (десятки, сотни) раз, она не­минуемо переходит в навык - автоматизированное и неосознанно управляемое решение двигательной задачи.

Приобретается привычка отдельно срисовывать буквы, что надолго задерживает развитие скорости и красоты письма.А переучивание отнимает в десятки раз больше времени и сил, чем обучение совсем новому действию.

Как это предотвратить?

Совет уже апробирован: ученики должны писать в два раза большими по размеру буквами, чем рекомендовано программой. Это позволит:

• на большем пространстве воспроизводить движения;

• устойчиво переносить на кончик ручки шарик зрительные коррекции;

• избегать чрезмерного напряжения мыши за счет использования «даровой» силы инерции массы руки и большей амплитуды движений.

Зрительно-моторной регуляцией движений пись­ма можно овладеть и методом проб и ошибок. Од­нако это непродуктивный и длинный путь. Возмож­ности же психомоторики позволяют предложить оптимальный путь. Какие закономерности при этом следует использовать?

Во-первых, механизм сенсибилизации - намеренное повышение чувствительности мышц пишу­щей руки; во-вторых, активизировать регулирующее влия­ние мышечного чувства формы букв.

Методический прием - - предложить учащемуся:

1 Точно запомнить геометрическую форму букв.

2. Закрыть глаза и писать буквы или слова, представляя их в воображении и не подсматривая в книгу.

С закрытыми глазами надо писать сначала одну-две буквы, потом три, пять, восемь, и если это дается без усилий, то и предложение.

3. Самостоятельно (под зрительным контролем) проверять написанное, находить ошибки и уточнять моторный образ движений.

Почему самостоятельно?

Потому, что это шаги к самосознанию, к само­оценке, к осознанию себя индивидуальностью. То есть идет работа над собой, ибо переложить оценку своей работы на плечи другого человека - значит исключить из активности моральное чувство и собственное «я». Ведь самооценка и самосуд — мораль­ные императивы, и чем раньше они войдут в силу, тем скорее человек станет самостоятельным.

Письмо с закрытыми глазами автоматически по­вышает на несколько порядков чувствительность мышц руки: исключается доминирующая роль зре­ния в регуляции движений; принудительно активизируется регулирующая функция моторной па­мяти. Она и берет на себя регуляцию движений письма.

Чтобы достичь успехов в письме, стоит на какое-то время отказаться от тетради в линейку, посколь­ку элементы письма, как и геометрия букв, полнос­тью доступны регулирующим функциям моторики, ведь взрослые пишут ровно и на нелинованной бу­маге.

Тренировочные упражнения следует выполнять и правой, и левой руками.Что это даст? Учащийся таким образом сможет разграничивать два механиз­ма регуляции движений. Функция зрения стано­вится второстепенной, а ребенок поместит на кон­чик ручки проприоцептивную чувствительность, которая и станет главным регулятором действий. Он перейдет от перерисовывания букв и слов к более прогрессивному изображению их в виде смысловых схем. Зрение при этом будет выполнять планирующую роль, чтобы буквы были одного раз­мера, а строчки ровными. И уже на этом этапе проявляются первые признаки индивидуальности по­черка, манеры письма.

Овладение моторной регуляцией движений по­зволяет открыть в себе новую способность: писать, не глядя, так, как выводится каждый элемент буквы. Если же в письмо вмешивается зрительная регуляция, почерк искажается. Можно писать и слушать, распределяя внимание между этими про­цессами. Ранее ребенок при письме был поглощен движениями, в процессе письма ничего не слышал и не видел, кроме того, что делал. Его внутреннее внимание преобладало над внешним.

Проприоцептивная регуляция автоматизиро­ванное решение известной задачи - - освобождает и мышление, и веображение от контроля за движе­ниями: они будут выполняться сами по себе, как этого требуют образы памяти. Овладение такой ре­гуляцией свидетельствует о создании устойчивого навыка слитного письма скорописи. Вот тут за­кладывается начало гармонии движений, которое и помогает осуществлять коррекцию, обеспечивая кончику ручки возможность выписывать гармонич­ные буквы.

Обратим ваше внимание на еще одну «западню», подстерегающую не только школьника, но и маши­нистку, студента после того, как произошло разгра­ничение зрительно-моторной и проприоцептивной регуляции движений.

У них поневоле создается «прямая связь»: «текст -рука» и «ухо  рука». Присмотритесь и прислу­шайтесь, как ими пользуется учащийся: переписы­вая из книжки, он пальцем следит за текстом; когда пишет под диктовку, просит: «Повторите! Повтори-то!» Конечно же, в классе, аудитории шум: каждый кричит на свой лад. Записывая свой текст, ученик только то и делает, что вычеркивает одни и пишет другие слова, перекручивает предложения, а начав писать предложение, забывает его конец и т.д.

Сплошные неприятности...

Как их избежать? Попробуйте воспользоваться нашей технологией.

Учащимся (студентам, машинисткам) дается ус­тановка: «Буду диктовать только один раз! Подчер­киваю: один раз! Сегодня и всегда!».

Эта установка конкретизируется порядком умственных действий:

• запомнить (зрением, слухом) фрагмент текста;

• переписывать с «пленок» памяти то, что сохраняется, в тетрадь;

• сформулированное учащимся предложение (при недословной записи) запомнить, а затем записать.

Так построенная тренировка памяти создала новый механизм: «восприятие - - память —- письмо».Начальный объем кратковременной памяти был три-пять слов, в конце учебного года он вырос, в три-четыре и более раз. За один учебный год. В пределах учебной программы. При диктовке в классе царила рабочая тишина (после урока при­сутствовавшие в один голос спрашивали: «Почему они не переспрашивают, молчат?»).

Итак, учить писать под диктовку, постепенно уве­личивая объем текста, - - значит развивать память.

УЧЕНИЕ БЕЗ ОБУЧЕНИЯ

Скептик скажет: зачем мудрить, как пишет уче­ник и какой рукой. Достаточно и того, что позво­лили отдельным детям писать левой рукой!

Однако, если хорошо подумать и объективно рас­смотреть факты, полученные в нашем эксперименте, а также опыт, человечества, мы столкнемся с загад­кой. Действительно, мы имеем дело с чудодействен­ным механизмом психомоторики, малоизученным теоретически и не используемым в современной школе. О нем методическая служба только догады­вается, ощущая эффект активности психомоторики.

Это - психомоторный перенос.

Это — транскрипция информации от одного на­ученного органа на другой, пользующийся ею в де­ятельности.

Рассмотрим механизм психомоторного переноса на фактическом материале, полученном в нашем общем с вами исследовании.

Внимательно просмотрим ваше письмо во всех трех случаях. Вот что там найдем. Когда писали правой, а потом левой рукой, не спеша, давали рукам свободу, нули выходили каллиграфическими. Получается, что и правая, и левая руки писали подобные по форме буквы. Но правая научена писать, в то время как левая не научена. Отли­чие между письмом той и другой руки заметно: левая рука допускает ошибки плюс-минус один миллиметр, а правая в пределах одной десятой доли миллиметра.

Теперь скажите, пожалуйста, а кто учил левую руку писать?Никто! А откуда же взялось хоть и менее совершенное, но все же действенное умение?

Ответить вы можете сами. Левая рука использо­вала чужой психомоторный механизм регуляции движений. Его создала для себя правая рука при обучении и передала левой.

Напрашивается вывод и практическая рекомен­дация. Специально обучая левую руку письму, мы поневоле учим тому же и правую.То есть создаем новый механизм двустороннего переноса - - способ­ность к транскрипции опыта. А в результате они будут не только дублировать друг друга, но и уси­ливать себя как информацией, так и обменом энергии.

Вот где заложен огромный резерв для развития учащегося. Что же надо делать, чтобы использовать развивающую силу психомоторного переноса в на­чальной школе?

Производительное использование этого механиз­ма возможно при условии, что ученик будет рабо­тать правой и левой руками, лепить, рисовать (что помогает овладеть и письмом), писать па доске и в тетради, выполнять создающие * действия слесарные, столярные, физкультурные и т.д. Норма нагрузки 50% общего объема всех видов работ на каждую руку и обязательно — в поочередной работе.

Вспомним классические опыты И.М. Сеченова. Один из них  исследование психомоторного ме­ханизма переноса  перенос энергии с одного ра­бочего органа на другой. Он искал оптимальный режим работы и отдыха. Когда И.М. Сеченову ис­полнилось 73 года, он в поисках средств повыше­ния работоспособности, что в его годы было акту­ально, сконструировал прибор - - эргограф, с помощью которого имитировалось распиливание бревен, и про­вел такой эксперимент. Сначала работал одной рукой. Поработал отдохнул, поработал отдо­хнул... Запись производительности труда показала: продолжительность работы до утомления мышц руки от попытки к попытке неуклонно сокращалась.

Потом Иван Михайлович стал работать по дру­гой схеме: поработал поочередно правой рукой — потом левой, снова правой - - снова левой - - и каж­дый раз до усталости без отдыха. В течение не­скольких часов он, не останавливаясь, сделал ты­сячи движений.

А что же с работоспособностью? Она возросла в несколько раз: количественные показатели работы в течение многих часов остава­лись постоянными, стабилизировались на опреде­ленном уровне (очевидно, оптимальном); работа шла легко, весело, непринужденно, значит, без отрица­тельных эмоций. И это - повторяем при работе без отдыха.

Как видим, абсолютный покой, бол деятельность обеих рук не является эффективной формой отдыха и восстановления работоспособности. Главный ис­точник ее повышения - - не кратковременный покой работающей руки, а отдых, даже менее продолжи­тельный, связанный с работой другой руки. И этот закон работы чередование нагрузки на разные органы в процессе работы- действенный фактор борьбы с усталостью и самое благоприятное усло­вие прогрессивного развития и тела, и души.

Еще древнегреческий философ Платон говорил о преимуществах двурукости и рекомендовал поощ­рять ее развитие у детей. А у скифов наших предков упражнения для развития обеих рук были обязательны для каждого. И сегодня во мно­гих профессиях не обойтись без координированной работы обеих рук.

«Двурукость» и «двуногость» имеют огромное значение для развития тела, пропорциональности его строения, красоты форм. К сожалению, эти ак­туальные вопросы не предусмотрены программой физического воспитания: преподаватели физкульту­ры недооценивают развивающего значения «двуру­кости» («двуногости»), в частности, в прыжках, ме­тании предметов и других упражнениях.

ПРАВША. ЛЕВША. ДВУРУКИЙ

Как бы ни танцевали буквы (и нули тоже), у большинства из них обязательно проявится тенден­ция: их клонит влево или вправо, ставит вертикаль­но или кладет плашмя. Как бы вы ни писали (бес­порядочно, быстро, свободно, витиевато, угловато, ветвисто, энергично, ломаным почерком, каллигра­фически, канцелярски, каракулями, кудряво, не­ровно, наклонно, размашисто, широко, растянуто, наискось, стройно, стиснуто, танцующими буквами, волнисто и т.д. видов почерка более 100), опре­делите тенденцию - - большего от вас пока не тре­буется.

1


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!