ПОЧЕРК - ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ СИЛЫ МОЗГА



МЫШЛЕНИЕ И ЧУВСТВА

ДВА МОЗГА - ДВЕ КАРТИНЫ МИРА

Эта глава посвящена комплексной проблеме че­ловеческих возможностей, которые пока еще суще­ствуют для психологии и педагогической практики -для каждого человека  потенциально. Но в них скрыты огромные резервы познавательных, дейст­венных и творческих возможностей, начиная с ран­него детства и до пожилого возраста.

Главнейшая из них - способность к творчеству,которая, прежде чем получить реальное бытие, со­держится в системе задатков. Но задатки, способ­ности и механизм таланта разные формы и со­стояния человеческих сущностных сил и соотносятся между собой, как потенциальное и актуальное.

Исходя из этого, остановимся на некоторых во­просах, касающихся процессов взаимосвязи мышле­ния и чувств, в частности:

• функциональной асимметрии мозга функций правого и левого его полушарий и их специализации, меняющихся с возрастом и характером деятельности человека;

• способов определения действенной и отра­жательной силы, преимуществ и противоборства правого и левого полушарий мозга человека;

• гармонизации взаимоотношений между правым и левым полушариями мозга сред­ствами обучения, воспитания, ремесленного дела и досуга.

Мы рассмотрим и некоторые другие вопросы развития механизма таланта с учетом функциональной асимметрии мозга человека в возрастном аспекте. Если симметрия - - гармония, размеренность, размещение частей мозга в пространстве, когда одна половина является словно зеркальным отражением другой, то асимметрия - несоответствие одной половины другой; отсутствие или нарушение симмет­рии. А когда речь идет об асимметрии мозга человека, подразумевается расхождение его функций в отражении, проектировании и воплощенииобразов, мыслей и чувств в материальные или знаковые конструкции.

Функциональная асимметрия мозга выявлена очень давно и доказана огромным числом клини­ческих и экспериментальных исследований людей. Фактический материал и теоретическое его осмыс­ление свидетельствуют, что полушария мозга чело­века обеспечивают разные формы его взаимоотно­шений с окружающей средой, процессов обучения и особенностей личности и характера производственной деятельности.

Асимметрия мозга внешне проявляется в дейст­виях, познании или обучении тем, что при осущест­влении одних психических и психомоторных функ­ций для одного материала отражения доминирует левый мозг, а другого правый. Обнаружено, что левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, осуществляет счет, чтение текстов и выстраивает продукты своей работы в строго точные и не противоречивые конструкции. Правый мозг оперирует образами, ориентировкой в пространстве, различе­нием музыкальных тонов, мелодий, распознает сходство и расхождение сложных систем (материальных и знаковых), продуцирует сновидения.

Оба мозга функционируют словно во взаимосвя­зи, но не всегда объединяют свои противоположные функции в едином порыве и действиях, вследствие чего между ними возникают противоречивые, взаи­моисключающие отношения: способы отражения, приемы проектирования и исполнения задуманного человеком.

Причем функциональная асимметрия(более или менее) формируется прижизненно.Отсюда: гармо­низация функций мозга может стать предметом це­леустремленного развития, гармонизации функций и мощности механизма таланта.

Но для осуществления задач такого рода необ­ходимо найти способы определения критериев, сви­детельствующих о доминантности одного мозга над другим, об их гармоничной работе и, наконец, бы­строте действий, направленных на коррекцию мыш­ления и чувств.

Сложность задач в том, что доминантность мозга маскируетсяприобретенными знаниями, навыками и привычками. Они формируются с начала онтоге­неза как действия, потом автоматизируютсявследствие многократного повторения и переходят фактически в фазу своего существования, когда нет потребности сознательно руководить каж­дым элементом действия,входящего в умственную или психомоторную структуру; и наконец роль сознания сводится к запускуавтоматического выполнения и контролю за его точностью. Так действия превращаются в навык.

Навыки и привычки способствуют повышению скорости и продуктивности деятельности. Известно и то, что переучивание человека с одних действий па другие, подобные — дело весьма сложное: навык проявляет невероятное упрямство.

Отсюда: навыки, приобретенные в раннем детстве, маскируют доминантность мозга, и поэтому среди людей почти 100% тех, кто все делает лишь правой рукой. Поэтому и делается вывод: человечество праворукое большинство. А все остальные, кто му­жественно выстоял перед мощным напором праворукого большинства и социальных стереотипов, ос­тались леворуким меньшинством. Кроме того, существует и немногочисленная прослойка двуру­ких людей амбидекстров.Их считают двуправорукими и самостоятельным феноменом.

Таким образом, необходимо найти способ устра­нения маскирующих влияний навыков и привычек, чтобы определить точно доминирующую силу мозга: правого и левого, или гармоничное состояние, когда они работают вместе, усиливая друг друга.ЧУВСТВА (продолжение)

Левый мозг отражает и перерабатывает инфор­мацию, составляющую определенную последова­тельность, последовательность изменений в опреде­ленном направлении и построенную на определенной логике. Правый мозг - наоборот. Отражает и пере­рабатывает информацию мощных целостностей: гео­метрическими фигурами, дополнением недостающих частей рисунков и фигур, оценкой пространствен­ных отношений. То есть работает целостными от­ражениями, но бессловесными методами. Правому мозгу знаковые системы чужды. Он работает на ос­новании механизмов чувств.

0 чувствах вы уже знаете много.

1 Чувства  продолжение нас извне и контактс предметами вне нас. Наши внутренние процессы также могут стать источником чувств как отдель­ные предметы. Чувства называют и оцениваютнаши взаимоотношения с целостными явлениями. Таким образом, чувства — всегда оценка, поэтому чувства материал для мышления.

2. Чувства канал связи с тем, что вне нас, канал, по которому независимо от нашей воли и желаний перетекают энергия и информация.

Энергия прибываетк нам непроизвольно при контакте с гармоничными . предметами (людьми, мнениями, звуками, красками и т,д,), ведь они пере­дают нам свою энергию и информацию - - нам приятно;сталкиваясь с дисгармоничными предметами (людьми, мнениями, звуками, красками и т.д.), мы энергию «сжигаем», и поэтому страдаем.

Почему так происходит? Напомним: в гармонич­ных предметах, созданных природой или руками и разумом человека, как в аккумуляторе, содержится огромное количество энергии и информации; они обречены жить вечно.Каждый из нас моще! ими пользоваться, но возьмет их столько, насколько развиты чувства и механизм мышления.

Таким образом, гармоничность предметов и явле­ний, природных и рукотворных, это энергия и информация, которой придана материальная форма, после чего созданные предметы стали приятны глазу, уху, или инструментами, удобными в работе.

3. Чувства сами по себе не существуют. Они рождаются в контакте с тем,с чем мы сталкива­емся. Вступая во взаимодействие с предметами, людьми, коллективом, обществом, они становятся непосредственными регуляторами наших взаимоот­ношений с ними.

Таким образом, чувства продукт и регулятор нашего взаимодействия е окружающей нас средой.

Отсюда и ответ на вопрос когда болит душа? В тот самый момент, когда мы осознали, постигли разу­мом, что, действуя, мы причинили зло — физичес­кую или душевную боль другому человеку.Эта боль сигнало том, что возникла угроза жизни, а причиной тому - - мы. Это же касается и коллектива людей, и культуры  продукта, созданного разумом многих поколений.

Получается, что «болевая точка» чувств (совести, любви, влюбленности) находится не в душе, как об этом привыкли думать, а вне нас. А где? Там, где мы причинили «боль» покушение на жизньи вызвали страдания людей или разрушили гармо­нию в предметах и явлениях. Короче говоря, болит там, где произошло неправедное действие • амо­ральный поступок.

4. Чувств, которые мы можем переживать, неис­числимое множество. Но из множества наших пере­живаний и оценок можно выделить три ведущие группы: познавательные, моральные, эстетические. Кстати, все три группы чувств вообще - одно и то же неделимая целостность наших переживаний: в каждом все три составляющие. Только пропорции составляющих могут быть разными, что и дает нам право рассматривать их отдельно.

Что же представляют собой предмет, объект, по­рождающие эти чувства? Ответ: познавательным чувствам будет родственным все то в предметах взаимоотношений, что находится в диапазоне:

• познавательном   «истина   неправда или ложь»;

• моральном  «добро- зло, покушение на жизнь»;

• эстетическом - «гармония - красота, ис­каженное или дисгармония».

Познавательные чувства ведут поиск способов осознания и регулирования процесса решения задач и проблем,то есть связаны с механизмом творчества.

Моральные чувства,оценивая состояния и следствия предпринятых действий, отмеряют размеры наших действийтаким образом, чтобы никому не причинить вреда, то есть стоять на страже жизни,разрушать в предметах гармонию: естественную или рукотворную.

Эстетические чувства регулируют движения мысли, образов и действий, направляют их на то, чтобы собственная гармония была по возможности точнее воплощена в гармонию создаваемых пред­метов и явлений, чтобы они затем излучали красоту.

5. Чувства - координаторвзаимосвязей между продуктами мышления, воображения и действий: умственных и психомоторных.Поскольку чувства и их переживания создают образцовые мерыисти­ны, добра и гармонии предметов и явлений, то ко­ординирующая их роль в деятельности человека сводится к тому, что чувства становятся образцовыми измерительными приборами.

И не только приборами, фиксирующими откло­нения от истины, добра и гармонии, но и регуля­тором умственных и психомоторных действий, на характер которых чувства влияют помимо сознания.

Вот почему человек всегда стремится в любой работе превращать: несовершенное в совершенное, дисгармоничное в гармоничное, создавать красоту в се­бе и окружающей среде.

Вы уже заметили, что первые четыре функции чувств относятся к восприятию и ассимиляции энер­гии и информации в собственное пользование чело­века поддержания собственного состояния гар­монии. Но вместе с тем человек не только потребитель (хотя такой уровень душевного развития человека не редкость), но и запрограммирован природой как творец, обречен на творчество.

Настоящий, действующий человек(от рождения до смерти) своей сущностью проявляетсяв том, что он сделал! Предмете, явлении, процессе, самом себе.В процессе действия умственного или пси­хомоторного - - его бытие. Действительное, а не во­ображаемое. Он действует и в действии различает себя в моменты достижения своей цели, и вместе с тем, именно в этом различении остается свободным и независимым ни от чего. Действует по своему об­разу, чувствам и подобию материализует себя внешне...

Названные и многие другие функции психики человека находятся в ведении правого мозга. Бла­годаря работе чувств происходит ориентация созна­ния на те или иные действия: это всем известная «борьба мотивов», операции с образами планов и строения фигур и т.д. Через чувства и, соответст­венно, механизмы правого мозга к нам поступает более 90% информации, а вся остальная — по ка­налам памяти и мышления.

Чтобы измерить силу мозга - - правого и левого, -- должны найти способы преодоления двух ошибочных и вездесущих стереотипов: представления о равнозначности рук и полушарий мозга: кто какой рукой или ногой преимущественно работает, тот мозг у него доминирует; что функциональная асимметрия мозга максимально выявляется в зрелом возрасте.

Первый стереотип — привычный способ понимания человека и его оценки базируется на уже упомянутых механизмах автоматизации действий - навыках и привычках. А второй - приобретение обыденного сознания - опыта, ставшего основой научной теории. Преодоление этих стереотипов задача не из простых.

Нам с вами необходимо найти возможности деавтоматизации навыков и привычек, превращения их в действия - процесс решения задачи. Не действиями по шаблону, а наоборот выявлением себя и своих возможностей в непривычных обсто­ятельствах.И тогда можно увидеть в «чистом» виде, определить силу того или другого мозга.


ПОЧЕРК - ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ СИЛЫ МОЗГА

Наиболее наглядно силу мозга можно измерить по действиям почерка, манере писать буквы, харак­теру письма способам выполнения психомотор­ного действия с максимальной скоростью.

Почерк непосредственное внешнее выражение состояния психики человека. Ибо почерк - - наиболее тренированный навык, а у некоторых людей и самый совершенный. С того самого дня, когда вы пошли в школу, почти каждый день вы упражняетесь в этом действии. И если вы не научились кра­сиво писать, то это усложняет вашу жизнь, хотя это и не ваша вина. Учащиеся же часто пишут так, что сами прочитать не могут.

Далее. Рисование, черчение, лепка как родствен­ные с письмом действия сделают из руки новый орган мозга — особо точный и образный инстру­мент языка и речи.

В то же время двигательные действия руки обес­печивают практическое, а не словесное, превали­рующее в нашей образовательной системе, - - озна­комление с мерами вещей, начиная с геометрически правильных тел и до прочих предметов и явлений.

Самое ценное то, что навыки, приобретенные в обучении письму, дают положительный перенос,ус­коряя владение иголкой, паяльником, плоскогубца­ми и тому подобными психомоторными действиями, выполняемыми с помощью инструментов и приспо­соблений, обучая одному действию<— сущностно­му, мы обучаем одновременно всем остальным,ему родственным.

Вот почему письмо - - модель, по которой можно определить все действенные свойства чувства гар­монии и силы наших мозгов их механизмов.

Технология испытания такова: вам предлагается написать буквы. Не все, а только «О». Назовем ее - «нулик». Как писать? - В строчку. И выпол­нить несколько относительно самостоятельных за­даний:

• написать одну строчку нулей на оценку;чтобы ваша учительница каллиграфии по­ставила вам высшую оценку;

• написать нули с максимальной скоростьюза одну минуту  на количество;

• писать нули левой рукой с максимальной скоростью.

Результаты этих испытаний покажут уровень развития чувства гармонии и, соответственно, силы мозга. Но для этого надо действовать максимально, испытывать себя, как мы при этом взаимодействуем с предметом (пишем на бумаге нули). Разумеется, эти действия надо измерить (количественно и каче­ственно), тогда и получит меру наше чувство гар­монии - сила правого мозга.

Что для этого надо сделать?

Необходимо подготовиться: участник испытания берет лист бумаги (ученики младших и средних классов обязательно в клетку или линейку, только не в косую)7 ручку, которая пишет мягко, без уси­лий. Перед письмом следует сделать разминку.

Разминка нужна для чистоты эксперимента: надо настроитьмеханизм психомоторики на рабочий лад, привестимышечную систему руки в рабочее состо­яние, почувствовать,как пишутся буквы, и запо­мнить мелодию движений руки.

Итак, вы взяли лист бумаги, ручку, которая не тре­бует усилий при письме (значит, карандаш не под­ходит).

Теперь напишите одну строку нулей по всем правилам каллиграфии, чтобы учительница поста­вила вам высшую оценку. Поэтому пишите не спеша, стараясь точно изображать буквы.

Написали? Очень хорошо! Правда, не все нули получились удачными. Важно другое: когда вы пи­сали нули, ваше сознание правый и левый мозг - контролировало осуществление заранее заучен­ной программы: память, мысли и навыки — все было слито в целостность.

Задание первое: Скорость написания нулей максимальная, свобода движений — полная.Вы пишете не на качество, а на скорость движений.

Время выполнения задания - 1 минута! Команда «пиши!» начало работы. «Стой!»  конец. , ...Выполнили задание?

Теперь посмотрим, что же получилось. Первый в < троке нуль почти каллиграфичен, последующие уже не такие. Далее - - хуже: нули шатаются, кло­нятся в разные стороны, не одинаковы по высоте. 11 все-таки наблюдается какое-то однообразие, общая для этого ряда букв закономерность.

Напрашивается вопрос: какая же сила сломала каллиграфический эталон движений руки сте­реотип левого мозга и расшатывает письменные знаки?

Вспомните состояние руки при скоростном пись­ме. Через 10 15 секунд письма вы чувствовали: в руке возрастает напряжение и возникают отрица­тельные эмоции, вызванные усталостью мышц руки. И она, поневоле реагируя на трудности, во­преки вашей воле выводила нули незапрограмми­рованной формы - почерк разрушался. Ваша рука не подчинилась графическому образу, запрограмми­рованному регулятором ее движений. Рука прене­брегла правилами каллиграфии вопреки вашей воле. Что это за чудо?

А теперь представьте себе, какие трудности пре­одолевают учащиеся, впервые овладевающие дви­жениями письма. Они осознанно и старательно пы­таются выписывать точную конфигурацию букв. А не получается. В этот момент у них работает почти 100% скелетной мускулатуры. Все звенья руки (кисть, предплечье, плечо) и даже все тело -выводят те же траектории, что и кончик ручки. И к тому же не менее точно. Когда смотришь на пишу­щего новичка, кажется, что он пишет всем своим телом, двигающимся в такт письма. Напрягая одно­временно почти все мышцы (а их около 600) и осво­бождая лишь те, которые непосредственно обеспечи­вают данный отрезок движения, учащийся воспроизводит на бумаге зрительный образ буквы.

Все это внутреннее напряжение видимо и внеш­не. Фиксация мышц и суставов, напряжения тела часто сопровождаются гримасой на лице: прикусы­вается язык, подергиваются веки.

Таким образом, скованность и принужденность дви­жений характерные признаки движений письма новичка. И не только новичка, но и взрослого, уже искушенного в письме человека.

Легко понять, что зрительный способ регуляции движений абсолютно не экономичен, и поэтому ре­бенок в процессе письма быстро устает. О том, в чем же причина, речь пойдет далее.

Хорошо присмотревшись к написанному, вы об­наружите, что вместо сплошного, автоматизирован­ного, колебательного движения руки быстрого про­цесса письма появляются отдельные разрозненные движения и нажимы, разлад кинетической мелодии движений, распад упорядоченного чередования ак­тивных и пассивных элементов движений. Какая-то сила вмешивается и разрушает желание писать красивые буквы. И не только буквы, а и любую другую работу, выполняемую руками. Теперь срав­ните написанное в этом задании с написанным на разминке. Вы зафиксируете: • смену формы нулей;

• перестройку их пространственного положе­ния - ритма письма;

• другие вариации, доделанные рукой во­преки стандартам каллиграфии.

Что же происходит с нашей психомоторикой?

Ведь форма и расположение букв всем давно известны. Благодаря вашему настойчивому труду с учителем двигательное действие письма со време­нем превратилось в Двигательный навык — умение автоматизированно решать двигательные задачи данного типа. Когда вы пишете медленно, спокойно, привычно (в случае нашей разминки), этот навык позволяет без чрезмерного мышечного напряжения руки писать красивые знаки.

Учащийся младшей школы знает буквы в виде основных схем и пишет их с довольно точной про­странственно-геометрической координацией, Потом, в средней школе, он отбрасывает пользование гео­метрическим образом букв и переходит к письму букв в соответствии с их смысловыми схемами».Ов­ладение собственно скорописью в высшей школе не есть традиционным обучением письму - - как будет, так и будет, хотя оно требует длительного времени. Однако этот путь можно сократить.

Образ любого живого движения имеет одну пре­красную особенность - - он прокладывает себе путь к предмету действия,то есть может материализо­ваться всеми нашими органами движения. Мы можем писать буквы мелкими или крупными, левой рукой, карандашом, который держим в зубах, правой или левой ногой» Геометрическое подобие букв существенная часть почерка - остается тем же, независимо от того, пишем ли мы сидя, стоя, лежа, на наклонной поверхности. Основные графические элементы почерка тоже сохраняются, хотя определить их среди различных вариаций будет не­сколько труднее.

Почему же возникает парадокс непослушной покорности движений?

В одном случае образ движений подчиняет себе все органы движений, а в другом живое движе­ние руки словно отбрасывает стабильный и всеми признанный графический образ букв. А учащийся поневоле, интуитивно игнорирует его, не придержи­ваясь давно известных сознанию правил.

Вы уже заметили: чем быстрее письмо, тем боль­ше изменяется почерк: нули «ложатся» на бок. Их вертикальная ось отклоняется от стандартного по­ложений. Замечая это, вы можете намеренно вме­шиваться в регуляцию движений и исправлять их. Что значит вмешиваться в движения? Вы видите ошибку, размышляете, как ее испра­вить, скорригировать в соответствии с образом буквы. И чем дольше вы пишете, тем больше во­левая, принудительная регуляция теряет силу: рука пишет нули так, как удобно ей,  и они снова выходят с большим наклоном: вправо или влево - - но не так, как диктуют законы каллиграфии. Констатируем факт: образ движений, воспроизво­дящих буквы на бумаге, не отвечает психомотор­ным возможностям руки: стандартные прописи форм букв предлагают ей делать то, что она не может выполнять оптимально, с лучшими результатами.

А тот, кто, изо всех сил придерживаясь правил каллиграфии, сидел и писал в застывшей позе, переживал отрицательные эмоции, потому что рука, пытаясь писать «правильно», поневоле дрожала, наливаясь усталостью, словно свинцом. А буквы было трудно узнать. Красивые буквы так и оставались Неосуществленной мечтой.

Крайнее обострение противоречий, столкновение противоположных тенденций — формыбукв и психомоторных возможностей руки — сигнализи­рует отрицательными эмоциями: они переживают­ся исполнителем как страдание.

И чем дольше мы пишем, следуя стандартам, тем больше сила образа, по сути ложного, угнетает нас. И результате - двигательный эклектизм, в котором оптимальные движения лишь встречаются - - суще­ствуют лишь потенциально.

Чувство гармонии всегда есть в наших душе и теле, но его действенная сила может быть подавле­на логикой социальных стереотипов. В частности, это наблюдается и в таком простом живом движе­нии, как письмо, обыкновенная ходьба или иные психомоторные действия.

Прежде чем попытаетесь найти пути оптимиза­ции движений письма, преодоления в нем закрепощенности, сделайте следующее:

• посчитайте и запишите количество нулей, написанных вами при выполнении первого задания письма на скорость, чтобы определить возможности своего действенного мышления;

• найдите среди написанных нулей такие их пространственные положения:

• наклоненные вправо на 30 - - 40 град., вле­во на 30 - 40 град, а также

• стоящие вертикально,положенные плаш­мяили имеющие форму круга.

То есть всего существует пять типов написания букв/отражающих пять типов людей,с присущим их психомоторике стилем письма. Выберите их у себя и подчеркните, чтобы продолжить новый экс­перимент, в котором будете писать точно такие, а не другие по форме и пространственному положе­нию нули...

Выбрали и подчеркнули?

2

Перед следующим заданием выполните еще одну разминку. Для чего? Чтобы осознать гармонию гео­метрии букв и подчинить ей гармонию собственных движений. Чтобы понять, что закрепощение движе­ний (и мыслей) - - процесс необратимый. Но это все надо испытать на себе.

Что требуется сделать?

1. Напишите одну строку избранного вами нуля, нуля, отвечающего вашей внутренней гармонии, при письме сосредоточьтесь на движениях руки, вслу­шиваясь в «мелодию» работы мышц и запоминая ее.

2. Не спешите, но пишите свободно (в отличие от первого задания — не каллиграфично).

3. Уточните содержание мышечного чувства движений руки.

Такая работа настроит на рабочий лад чувство гармонии с тем, чтобы эта гармония воплотилась в продукт труда - письмо, а вы определили бы резервы механизма своего таланта. Объясним еще раз суть задания. При обыкновенном письме, таком, какому вас учили в школе, мышцы руки работали механически: ученик представлял на бумаге ту или иную букву и лишь потом обводил концом ручки ее контур; далее рука выводила буквы соответственно зрительному образу. А в этом задании мы обратимся к другой нашей способности относительной регуляции движений - психомоторной, построенной на чувстве гармонии движений руки.То есть функция зрения в этом случае становится вспомогательной. Такую форму регуляции движений находят талантливые люди, потому что они способны внимательно слушать мудрость тела и доверять ее сигнализации.

Что это за способность, вы уже знаете. Это мудрость нашего тела и психомоторики. О том, из чего она состоит, стоит напомнить:

• из силы базового энергопотенциала;

• моторики тела (внутренней), причем мото­рика эта мыслится от отдельной клетки до всего организма в целом;

• критичности тела - - ее диапазон такой же (при этом клетка, орган, система, организм посылают сознанию сигналы; о чем сигналы, вы знаете: о степени нарушения гармонииили гомеостаза, который нарушается внутренними или внешними разрушительными влияниями), а назначение находить пути создания гармонии со средой и в себе. Если механизм мудрости тела   своеобразный передатчик информации о собственном состоянии тела и души, то что же в таком случае приемник? Сознание: мышление, чувства и воображение. Ак­кумулятор приемника оперативный энергопотен­циал.

Когда человек рождается - оперативного энер­гопотенциала у него нет, душа еще не проснулась, не выбралась за пределы тела, поэтому и воспри­нимать голос мудрости тела нечем. Но сигналы идут, и они должны быть услышаны! Ведь от этого за­висит не только комфорт, но, возможно, и жизнь младенца. И сигналы напрямик идут и материали­зуются в крик. Не беда, коль душа не способна слушать свое тело, понимать свое состояние, ус­лышат родители.

Мудрость тела тут работает на самозащиту.

Итак, голос мудрости тела помогает нам прийти в оптимальное состояние. Но этим не исчерпывается его действенная сила.

Родовая программа - инстинкт - несколько по­добна механизму мудрости тела. Не требует раз­мышлений и к тому же подавляет всякую мысль. Голос мудрости тела чувство гармонии на­оборот: заставляет размышлять, пока в душе не вы­зреет точное чувство, а из него - - предметная мысль.

А что же все-таки с приемником? Когда он на­чинает воспринимать сигналы? Это происходит в тот день, когда на ваш вопрос: где у тебя болит? малыш показывает пальчиком: вот здесь.

ЛАкогда он начинает обрабатывать и расшифровывать сигналы? Пользоваться в деятельности уже решенными этим механизмом задачами?

Когда в душе на главенствующее место выдви­нься мышление, критическое мышление. Таким образом, не позднее 13 лет (при условии нормаль­ного развития и души, и тела) подросток уже четко воспринимает всю сигнализацию мудрости тела. И не просто воспринимает, чтобы воспринять, а для m го, чтобы пользоваться чувством гармонии в само­обслуживании.

Чувство гармонии голос мудрости тела - на­чинает работать на самосохранение.

А не позднее 21 (если юность не была подавлена ни социально, ни физиологически) человек уже со­знательно ориентируется на мудрость своего тела, верит только ей, действует в самообслуживании со­ответственно ее подсказкам. Вообще же саморас­крывает в предметах и вещах себя извне, как и над лежит обыкновенному талантливому человеку.

Теперь понятно, почему гении, мудрецы и твор­цы в преклонном возрасте трудятся не менее заин­тересованно - даже продуктивнее, чем в молодости. Чувство гармонии у них работает на самовоплоще­ние души в продукты труда: а) решенные пробле­мы, ,б) восстановленные состояния собственной души, в) придание природе рассеиваемого энтроией ее смысла.

Так как базовый потенциал с возрастом иссякает голос мудрости тела становится все тише, а сигналы - более слабыми. Но оперативный энергопотен­циал продолжает наращиваться (за счет решенных задач и проблем), и мощность приемника-души увеличивается, и даже самый слабый, шепотом переданный телом сигнал они воспринимают чисто и без искривлений, свободно.

Есть еще один любопытный аспект. Поскольку базовый энергопотенциал слабеет, передатчик посы­лает сигналы не огромным пучком, как в молодос­ти, а избирательно - - только самое важное. Наряду с этим работает и почти загадочное наше свойство. Это сенсибилизацияорганов чувств - особая чувствительность, способная в сотни, а то и больше раз повышать наши различительную и распознаватель­ную способности: лучше видеть, слышать, углуб­ляться в неощутимое. Благодаря сенсибилизации человек может воспринимать даже сигналы, равные по силе комариному писку.

Еще есть у нас одна, тоже малоизвестная сила - механизм доминанты.Он способен: собирать, сор­тировать и накапливать в себе всю энергию, посту­пающую к нам из самых разнообразных источни­ков. Всю информацию, родственную нашей задаче, доминанта соединяет в мысли и предметы, не имею­щие, на первый взгляд, ничего общего, - в гармо­нические целостности, - и сигнализирует сознанию готовым решением - результатом. Так работает одни из механизмов интуиции...

Так вот, выполняя разминку, прислушайтесь к мудрости своего тела, которое будет вам сигнализировать кинетической мелодией - чувством гармонии о том, насколько разминка отвечает действительной гармонии движений руки.

3

Задание второе: пишете нули уже не на качество, а на количество.Скорость максимальная, свобода движений - полная, и старайтесь услышанную ранее запомнившуюся двигательную «мелодию» воплощать в форму букв, в письмо. Время письма 1 минута. Команды- те же...

Выполнили задание? Очень хорошо.

Теперь обратите внимание: строчки стали ровнее и нули почти идентичны, красивы. Правда, иногда были срывы, нули «прыгали». Что поделаешь: сказывается консерватизм каллиграфического письма. Но рука стала писать свободнее: она освободилась от прежнего закрепощения. Закрепощение психомо­торики и мысли.

Теперь посчитаем и сравним количество нулей, написанных при выполнении этих двух заданий. Подсчитали? Что же это значит?

Вы определили подлинную скорость вашего мышления. Действенного мышления. Каковы же критерии?

• Вы написали за одну минуту более 150 ну­лей - скорость мышления отличная, но это мышление поверхностное, неглубокое.

• Более 140- скорость мышления хорошая имеется резерв для повышения, но не за счет потерь в глубине.

• 120 нулей - - норма.

Те, кто написал меньше этих количеств, возможно, страдают писчим спазмом, имеют травмы мышц руки или очень медленно, но глубоко мыслят пред меты или мысли. Напомним, что эти показатели действительны, если подопытному более 13 лет.

Что следует делать? Работать над мышлением, чтобы оно стало и глубоким, и быстрым. Но для этого гармонизировать механизм таланта, исключить фор­саж отдельных его инструментов, разблокировать те, которые выключены характером учебного материала и установками на его усвоение: перейти от доминирую­щей нагрузки памяти, как в нашей школе, к таланту. О чем свидетельствует прирост скорости мышления?

• При выполнении второго скоростного зада­ния результат возрос на 25 ± 5%. Чувство гар­монии и действенное мышление хорошо раз­виты. Но люди с такими показателями не могут самостоятельно находить оптимальные спосо­бы собственных действий: им нужна подсказ­ка или точно сформулированная задача, чтобы они научились слушать мудрость тела.

• Результат улучшился на 17 ± 2%. Неплохо. Возможности чувства гармонии и мышление ограничены усталостью. Проанализируйте, где, как и когда в прошлом вы стали жить вопре­ки своему чувству гармонии. Необходимо вос­становить энергопотенциал, найти себя и пре­одолеть свои недостатки.

* Результат возрос на 10 ± 2%. Чувство гар­монии - на «тройку».

« Результат стал лучше на 2  3 нуля (не процента, как во всех предыдущих случаях, — тут счет идет на единицы), и рисунок мело­дии движений руки в обеих попытках - - оди­наковый, различить почти невозможно: то есть уже в первом задании ваши нули приобрели оптимальное положение. Это - - высший кри­терий совершенного чувства гармонии и хо­рошо развитого, действенного мышления, Л если вы еще и написали за минуту более 150 ну-, то это вообще прекрасно.

Совершенное чувство гармонии движений прису-тем, кто уже при выполнении первого задания бывает» каноны каллиграфии на третьем-пятом !Ике, придавая им оптимальное положение. Нули наклонены направо на 30 — 40 град от вертикали – вы «правша».

Нули наклонены налево на 30 - - 40 град, от вертикали - вы «левша».

Если же они разместились плашмя или вертикально вы двуправоруки: и правое, и левое полушария вашего мозга равномерно развиты.

• Результат такой же или еще хуже, и нули хаотично «танцуют, заваливаясь во все сторо­ны»... Плохо.

Убедитесь, что лишь в четвертом случае графическая траектория движений руки созвучна их ки­нетической мелодии, гармонии: исчезли силы, подставлявшие подножку движениям, вмешиваясь в их естественный план. Движения стали непринужденными, более простыми и экономными, чем при на писании нулей по предыдущему, то есть традиционному стандарту.

Обратите внимание -изменился порядок колебаний руки: доминируют горизонтальные колеба­ния, позволяющие экономить время и энергию на переход от знака к знаку, что делает движение более плавным, непрерывным.

Эта закономерность имеет большое значение для совершенствования методики обучения письму.

Судите сами. Кончик ручки  шарик, пока он не отрывается от бумаги, имеет две степени свободы: первая колебания руки вниз-вверх,вторая — вправо-влево.Это, так сказать, основные координа­торы разнообразных траекторий, возможных движением руки, и они совпадают с тем, что написано пером и нарисовано кистью.

Но письмо-сложное движение руки на плоскости, след которого остается на бумаге. Оно не содержит в себе сугубо вертикальных и сугубо гори­зонтальных колебаний руки. Траектория кончика ручки на самом деле пролегает одновременно не в одной, а в двух степенях свободы.

А с чего начинается обучение письму?

С овладения движениями руки с одной степенью свободы.

Современная методика предлагает ребенку писать в таком порядке: элементы буквлинии прямые (короткие, длинные), линии закругленные(внизу, вверху), полуовал, овал, петля(верхняя, нижняя), рисование, штрихование и т.д. Таким образом, до­минируют колебания руки в направлении вниз-вверх. То есть обучение письму начинается с овладения движениями руки с одной степенью свободы.

Что из этого следует, вы уже знаете: образуется устойчивый навык автоматизированная регуля­ция движений.

Психомоторный механизм стабилизации навыка хорошо изучен. Однако стоит несколько углубиться в это явление.

Приходя в школу, на свое первое занятие, ребе­нок еще ничего не знает. И первое письменное дей­ствие, которое он выполняет по указанию учителя, отражается в нем очень глубоко. Действие стано­вится для ребенка критерием истины на всю жизнь. Если это действие было правильным, никакие оши­бочные методические влияния ребенку не страшны: раньше или позже он вернется на путь истинный. Если же первое действие было ошибочным, то обуче­ние правильному движению и выполнение правильно­го действия будет связано для него с этой борьбой.

Таким образом, лучше и дольше в памяти сохра­няется то, что было в начале или в конце деятель­ности.

Если так важны первый урок, первое действие, первый шаг, напрашивается вопрос: какой же это должен быть урок и какие действия следует пред­лагать учащемуся?

Первые уроки овладения скорописью должны быть связаны с усвоением регуляции движений руки (а не всего туловища, как это предписывается традиционной методикой) одновременно с двумя степенями свободы руки: вниз-вверх вправо-влево.

Какая же геометрическая форма письменного знака этому движению отвечает?

Ответ: тот самый «овал», который вы писали, вы­полняя предлагаемые задания» и безего наклонов (вправо или влево), а «овал», поставленный верти­кально!

Овал - - самая простая с точки зрения регуляции движений руки фигура, ибо анатомическое стро­ение органов движения больше приспособлено к воспроизведению круговых траекторий, чем пря­мых линий.И это надо всегда помнить...

Все остальные элементы букв дети должны ус­ваивать после того, как научатся воспроизводить овалы с точностью до десятых долей миллиметра. Это же относится и к точности движений при ри­совании.

Упомянутый нами и пережитый вами конфликт между образами букв и возможностями руки, есте­ственно настроенной на гармоничные движения, ста­новится причиной так называемого писчего спазма мышц руки при письме.

Раньше было проще: писали мягкими гусиными перьями, медленно выводили буквы жаждали красоты. Изобретение твердого стального пера по­зволило ускорить письмо, но и сохранило регуля­цию движений с тремя степенями свободы. Третья ко­ордината — перпендикулярно к плоскости бумаги,


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!