Догматические и нравственные основы 1 страница
Русская Православная Церковь Екатеринбургская епархия
Отдел религиозного образования и катехизации Сектор церковно-приходских школ
А. А. Богданова
Методика преподавания
Закона Божия
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ЦЕРКОВНОЙ ШКОЛЫ
Екатеринбург 2014
Богданова А. А.
Методика преподавания Закона Божия. В помощь учителю церковной школы. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2014 — 368 с.
ISBN978-5-906411-11-2
Рецензент:
Проректор Екатеринбургской духовной семинарии по учебной работе, кандидат исторических наук, доцент, протоиерей Петр Мангилев.
Книга предназначена для учителей церковно-приходских воскресных и общеобразовательных школ. Она представляет собой курс лекций «Методика преподавания Закона Божия», прочитанных автором на катехизаторско-педаго- гических курсах и в Екатеринбургской православной Учительской семинарии. Данная дисциплина создавалась на основе дореволюционных учебников с учетом современного опыта педагогов воскресных школ Екатеринбургской епархии и самого автора.
Автор — выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший методист Сектора церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, заведующая учебной частью Екатеринбургской православной Учительской семинарии, директор воскресной школы Вознесенского Архиерейского подворья г. Екатеринбурга.
|
|
Рекомендовано Сектором церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Адрес: г. Екатеринбург, ул. Репина 6а, к. 220. Тел.: (343) 228-15-36,253-10-64. E-mail: chsc_ekb-eparhia@bk.ruАдрес в интернете: www.cpsh.ru
© Богданова А. А., 2014
Предисловие
Книга Алены Анатольевны Богдановой «Методика преподавания Закона Божия» является продолжением первой большой работы автора на ту же тему (Богданова А. А. Уроки Закона Божия. В помощь учителю церковной школы. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. 510 с.). Правильнее даже будет сказать, что данная книга должна предварять уже вышедшую книгу, являться теоретическим, методическим прологом к ней. И очень хорошо, что такой «пролог» теперь создан.
Рецензируемый труд имеет продуманную, четкую структуру. Первая часть работы посвящена преподавателю Закона Божия — законоучителю. Здесь говорится о тех критериях, которым законоучитель должен соответствовать. В следующей части говорится о смысле преподавания Закона Божия. Только тогда, когда смысловые вопросы проговорены, автор начинает говорить о об особенностях Закона Божия как учебной дисциплины. Важным представляется размышление об отношении учебного предмета церковно-приходской школы «Закон Божий» к школьному учебному предмету «Основы православной культуры».
|
|
Тщательно проработаны методические вопросы преподавания предмета «Закон Божий» в целом и методические вопросы преподавания составляющих предмет дисциплин: Священной истории, литургики, катихизиса, агиологии. Рассматриваются не только общие вопросы преподавания предмета и составляющих его дисциплин, но и отличительные особенности преподавания.
Учитываются в преподавании и достижения возрастной психологии и педагогики, чему посвящен специальный раздел.
В своих методических построениях автор опирается на обширную дореволюционную литературу, рассматривавшую различные методические вопросы преподавания Закона Божия как школьной учебной дисциплины. В книге довольно много цитат, прямых и скрытых, из различных руководств по методике преподавания Закона Божия.
Следует отметить продуманность структуры книги, тщательность проработки всех частей и разделов. Знакомство с текстом убеждает, что автор имеет большой опыт практической работы в области преподавания Закона Божия, о чем свидетельствуют обильно приводимые примеры решения частных методических вопросов, личные наблюдения и др.
|
|
Рецензируемое пособие в целом производит очень благоприятное впечатление. Оно является чрезвычайно полезным в практической работе педагога церковно-приходской воскресной школы, может быть использовано в качестве учебного пособия в Учительской семинарии и в Духовной семинарии.
Проректор Екатеринбургской духовной семинарии по учебной работе, кандидат исторических наук,
доцент
протоиерей Петр Мангилев
Введение
Книга предназначена для учителей церковно-приходских воскресных школ и православных общеобразовательных школ. Цель ее написания — обеспечить педагогов теоретическим материалом для подготовки к преподаванию детям вероучительных дисциплин.
Книга создана на основе курса лекций «Методика преподавания Закона Божия», прочитанного автором на катехизаторско-педагогических курсах (2000-2007 гг.) и в Екатеринбургской православной Учительской семинарии (2007-2014 гг.).
Первоначально курс лекций создавался на основе учебников — дореволюционных и начала XX в., переизданных в наши дни:
1. Фаддей (Успенский), сщмч. Творения. Кн. II. Записки по дидактике. Тверь: Булат, 2003.
|
|
2. Сосунцов Е.,свящ. Первая книга преподавателя Священной истории. СПб.: Сатис, 1994.
3. Ширский С. И. О преподавании Закона Божия. Ярославль, 1998.
4. Дернов А. А., прот. Методика Закона Божия: Учебное пособие. Репринт.
5. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 1. М.: Православная книга, 1993.
6. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 2, 3. М.: Златоуст, 1994.
К сожалению, современных трудов по методике преподавания вероучительных дисциплин детям практически нет, поэтому многие разделы приходилось разрабатывать без опоры на соответствующую литературу. Сегодня нужен новый взгляд на преподавание Закона Божия — взгляд живой, современный, рассчитанный на нынешних детей, так непохожих на учеников XIX в. Условия жизни диктуют некоторые изменения в методах и средствах. Но, несмотря на новизну методик, преподавание должно вестись с опорой на авторитет Церкви. Каждому педагогу важно научиться опираться в своей деятельности на Предание Церкви, на святоотеческую литературу. Именно поэтому курс за время чтения обогатился мыслями святых отцов. Достаточно много ссылок на святоотеческие труды приводится в библиографическом списке.
В Учительской семинарии обучаются директора и педагоги воскресных школ, уже преподающие или помогающие учителям и планирующие в ближайшее время начать преподавательскую деятельность. На лекциях и семинарах в учебном заведении обсуждались многие общие и частные вопросы преподавания. За годы существования катехизаторско-педагогических курсов и Учительской семинарии по предмету «Методика преподавания Закона Божия» студенты написали сотни и даже тысячи контрольных работ, представляющих собой конспекты уроков по всем разделам Закона Божия. Благодаря студентам, курс лекций стал обобщенным опытом многих учителей церковно-приходских воскресных школ Екатеринбургской и других епархий Русской Православной Церкви. Учтен также и личный опыт автора в качестве преподавателя и директора воскресной школы.
Дополнением практического характера к данному труду является вышедшая в 2008 г. книга того же автора «Уроки Закона Божия», которая представляет собой конспекты уроков по разным разделам Закона Божия. Таким образом, первая книга иллюстрирует все теоретические положения, рассматриваемые в данной работе. Вместе взятые, книги дают объемный взгляд на вопросы преподавания.
Курс «Методика преподавания Закона Божия» имеет ступенчатую структуру и состоит из различных тематических блоков, дающих вместе единую картину методики преподавания. Для того чтобы понять, как преподавать, сначала необходимо определиться, каким должен быть учитель церковно-приходской школы, каковы его личные качества и образование. Поэтому первой стоит глава «Учитель Закона Божия».
Важно также разобраться, что значит научить ребенка Закону Божию. Научение Закону Божию — это не просто изучение веро- учительного материала, но приобретение навыка молитвы, участия в богослужении и Таинствах, чтения Священного Писания, научение жизни по заповедям Божиим. После того как достигнуто понимание, что есть научение Закону, можно приступать к рассмотрению Закона Божия как учебного предмета. Его преподавание, как и преподавание любой другой учебной дисциплины, основывается на общепринятых дидактических принципах. Их должен знать любой педагог, в том числе и законоучитель. Важно понять и то, какие методы можно применять при обучении Закону Божию. Необходимыми формами проведения занятий являются беседы, диалог. Предпочтительным является метод постановки проблемы, при котором ученики лучше усваивают пройденный материал, развивая в себе богословское мышление. Обязательно живое обсуждение с учащимися вопросов применения теоретических знаний в обыденной жизни.
Педагогу не обойтись без учета возрастных особенностей детей, с которыми он работает. Поэтому уделяется внимание и этой теме, причем особый взгляд, конечно, обращен на духовно-нравственные особенности возраста и возможности педагогической помощи детям конкретного возраста в воскресной школе, роль учителя в возрастании каждого ребенка.
Считая, что учебная дисциплина «Закон Божий» преподается в соответствии с дидактическими принципами, в то же время нужно обязательно отметить, что есть некоторые отличия в преподавании предмета, являющегося главным в воскресной школе. Отличия имеют важнейший, принципиальный характер, они касаются основания преподавания, которое заложено в Священном Писании и Предании Церкви, и целевой установки изучения вероучения на спасение, обретение вечной жизни, стяжание святости. Крайне важным представляется постоянное обращение к вопросу связи учебного материала с жизнью каждого ребенка-христианина, т. к. это способствует вовлечению ученика в жизнь Церкви.
Кроме общих черт преподавания Закона Божия, у каждого из его разделов имеются только ему присущие особенности. Подробному рассмотрению преподавания каждого раздела посвящены отдельные главы. Методика преподавания Священной истории, катехизиса, изучения богослужения и молитвы, житий святых — у каждой дисциплины свои отличительные принципы и методы преподавания. Кроме того, все разделы Закона Божия связаны между собой, связаны с богослужебной жизнью Церкви.
Имеется и связь Закона Божия с предметом «Основы православной культуры», ее нам тоже нужно понять и выстраивать нашу работу от поверхностного, нравоучительного ознакомления детей с православной верой к глубинному церковному овладению, неразрывно связанному с литургической жизнью ребенка.
Опыт чтения курса «Методика преподавания Закона Божия» показал его высокую востребованность педагогами воскресных школ. Просим замечания и предложения, составленные по результатам Вашего опыта преподавания, присылать в Сектор церковноприходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина 6а, к. 220, тел. (343) 253-10-64,228-15-36, e-mail: chsc_ekb-eparhia@bk.ruсайт: cpsh.ru
Законоучитель[1]
Спаситель по Своем воскресении обратил к апостолам слова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. 28, 19-20). Следовательно, Церковь приняла от Господа Иисуса Христа полномочие учить и воспитывать все народы. Церковная школа — одно из средств исполнения этого великого призвания Церкви.
Школа подготавливает детей к достижению высшего совершенства в духовной жизни под дальнейшим непосредственным руководством и освящением Церкви. В этом состояла главная цель преподавания Закона Божия в дореволюционных начальных народных училищах.
Православная Церковь является хранительницей православного вероучения. В Послании Восточных Патриархов о православной вере говорится, что Церковь «...единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо... никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия, никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться, но, подобно Божественному Писанию, не- погрешительна и имеет всегдашнюю важность». Церковь преподает чадам Закон Божий — Закон, данный Самим Господом для жизни человека, для осуществления главной цели — соединения с Богом. Училище имело задачей научить детей осознавать себя живыми членами Церкви и как в училище, так и по выходе из него, с убеждением, готовностью и верой подчиняться ее руководству, т. е. верить ее учению, принимать благодатные средства спасения и соблюдать церковные заповеди. Можно сказать, что и сегодня эти цели остаются столь же актуальными.
Каков должен быть учитель? Только Сын Божий является Учителем единственным и несравненным между всеми людьми, когда-либо стремившимися поднять на духовную высоту жизнь ипомышления человеческие. Каждый педагог имеет перед собой высочайший образец учительства. Рассмотрим требования, предъявляемые к законоучителю.
ЗАКОННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИ
По положению о начальных народных училищах законоучители получают утверждение в своей должности от епархиальных архиереев. Если обратиться к положению о церковно-приходской школе Екатеринбургской епархии, мы увидим, что настоятель (или окормляющий священник) дает благословение на исполнение обязанностей руководителю школы и педагогам, но утверждает штат школы Правящий архиерей (разд. 2, ст. 4, п. 5-6).
Это признается необходимым потому, что только один Епархиальный архиерей как преемник апостольской власти имеет право проповедовать в епархии слово Божие и открыто пред Церковью поучать народ истинам веры; все другие учители Закона Божия во вверенной ему епархии от него получают свои полномочия и в отправлении своих обязанностей состоят под его непосредственным надзором (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере, чл. 10).
Православная Церковь содержит то учение, которое было принято святыми апостолами от Господа Иисуса Христа и преемственно передается из поколение в поколение. Преемниками святых апостолов являются епископы, которым принадлежит право и обязанность хранить и преподавать правое учение в Церкви, наблюдать за чистотой православного учения. Епископы реализуют свою учительную власть лично, делегируют ее пресвитерам, а также мирянам, которые трудятся на приходах и в различных учебных заведениях.
Преподавание Закона Божия составляет одно из важнейших служений в Церкви. «Иных Бог поставил в церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12, 28). Законоучитель возвещает слово Божие, продолжает дело апостольского благовествования, все служение его имеет характер священный, потому и назначение его на должность законоучителя предоставляется духовной власти. Получая видимое утверждение в своей должности от епархиального архиерея, законоучитель через это невидимым образом утверждается в своем звании от Самого Господа Иисуса Христа, верховного учителя и раздателя всех служений в Церкви: «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4, 11).
Апостол, перечисляя положительные качества кандидатов священства, учительство поставил в конце. Это потому, что учительство в священнослужителе венчает собой все прочие добрые качества, составляя его отличительную черту. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Прочие качества можно находить и в подчиненных, как то: непорочность, воспитание детей в послушании, страннолюбие, справедливость, благочестие, но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтоб он оглашал народ учением».
В Х1Хв. в иностранных народных школах (римско-католических и протестантских) Закон Божий преподавали, под надзором местных священников и при их участии, народные учители, не состоящие в священном сане и не получившие полного богословского образования; для них признавалось достаточным знание Закона Божия, приобретенное в Учительской семинарии. Православная Церковь не допускала этого, по ясному указанию VI Вселенского собора. Вот что говорится в 64 правиле этого Собора: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово или учити, и тако бра- ти на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати слух приявшим благодать учительска- го слова, и от них поучаться божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола, а не все апостолы, не все пророки не все учители (1 Кор. 12, 18-29). Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило, на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго».
В Церкви Апостольской дозволялось и мирянам произносить поучительные беседы для назидания других, даже в церковных собраниях (1 Кор. 14). Но это допускалось: а) по немногочисленности верующих в первые годы Церкви; б) по преимуществу чистоты веры и жизни христиан в то время; в) особенно по обилию чрезвычайных дарований Духа, исполнявшему первенствующую Церковь.
Мы можем сказать, что сейчас налицо только первое — немногочисленность верующих; чистота жизни и обилие даров Духа, к сожалению, не являются характеристиками нашего времени.
Для получения права на учительство необходимы особые условия, именно: а) достаточно зрелый возраст; б) доброе поведение; в) высокий уровень образования; г) доверие местного епархиального архиерея. Принадлежность к церковному клиру не является сегодня непременным условием, в отличие от дореволюционного времени.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ КАЧЕСТВА
Телесные качества
Преподавание требует много сил и возлагает на всех наставников обязанность беречь свое здоровье. Они должны: 1) избегать всего, что может вредить здоровью, притуплять их чувства и уменьшать физические силы и 2) стараться о поддержании и укреплении своего здоровья и о развитии своих телесных сил.
Сщмч. Фаддей (Успенский) отмечает разницу между преподавателями мужского и женского пола. Мужчина обладает прямотой, силой слова и авторитета, что действует на ум и волю подопечных. Женщины отличаются чувствительностью, самоотверженностью и безграничной любовью к детям, что особенно воздействует на сердце. Священномученик, называя женщину «исходищем живота», т. е. источником жизни, призывает помнить, что принципиального отличия, препятствующего принятию на себя преподавательского служения, между мужчиной и женщиной нет, ибо во Христе Иисусе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28).
Внешняя благопристойность и приличие
«По виду, — говорит премудрый Сын Сирахов, — узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов, и походка человека показывают свойства его». (19, 26). Высота законоучительского служения и святость преподаваемого учения дают право ожидать от законоучителя уверенности, серьезности, достоинства и благопристойно- сти. Законоучитель обязан проходить свое служение и с внешней стороны благопристойно (1 Кор. 14, 40).
Священнослужитель, по заповеди святого апостола Павла, должен быть честен (1 Тим. 3,2), т. е., по точному значению этого слова на греческом языке, должен соблюдать во всем приличие и благопристойность. Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, внушает им прежде всего правила внешнего благоприличия: «не запасайтесь ничем лишним в дорогу; входя в город или селение, осведомляйтесь, кто в нем достоин, чтобы в его доме остановиться, и где остановились, там и оставайтесь, пока не выйдете оттуда; входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; вообще будьте мудры, как змии, и незлобивы, как голуби» (Мф. 10, 8-16, Мк. 6, 8-10, Лк. 9, 3-4). Законоучитель вслед за священнослужителем должен держать себя прилично своему званию, это одна из важнейших его обязанностей. Во внешности и поведении педагога должна отражаться скромность. Дети обращают внимание на всякую мелочь во внешнем поведении учителей и легко перенимают от них как хорошее, так и дурное.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!