Догматические и нравственные основы 10 страница
Еще Я. А. Коменский сформулировал принцип: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Обратимся вновь к С. И. Ширскому. «Иди в преподавании от легкого к трудному. Опыт показывает, что библейская история вообще понимается легче, нежели катихизис, что понятие скорее усвояется, когда его признаки разъяснены на примерах, а не изложены в виде сухого и голого, хотя бы и очень точного, определения; что правило становится понятнее и лучше удерживается в памяти, если выводят его из соответствующих примеров и упражнений, и т. д. Вообще здесь действует правило: от истории к учению, от примера к понятию и правилу, от наглядного к отвлеченному. Само Священное Писание держится этого порядка. И Ветхий и Новый Завет начинаются историческими книгами (в которых, конечно, есть и учение), затем следуют книги учительные.
Иди в преподавании от простого к сложному, от близкого к дальнему. Приведем пример из катихизиса. Чтобы усвоить понятие «добродетель» вообще, нужно иметь ясное представление о многих существенных признаках частных добродетелей, каковы: послушание, смирение и проч.
Иди в преподавании от известного к неизвестному. Известным называется то, что ребенок уже знает, неизвестным — чему еще должно учиться. Но для применения этого правила необходимо, чтоб известный предмет находился в родственном отношении к неизвестному, имел с ним какие-либо сходственные черты. Когда в преподавании объясняют государственную жизнь чертами из жизни семейной или общественной... историю Владимира Святого и Ольги Мудрой сопоставляют с историей равноапостольных Константина и Елены; объясняя церковный обряд или праздник, припоминают соответствующие им библейские истории и догматическое учение, например, объясняя праздник Рождества Христова припоминают историю этого события и катехизическое учение о воплощении Сына Божия, то во всех этих случаях знакомят учеников... с неизвестным через известное.
|
|
Правило это применяется и в слове Божием. Для примера мы укажем на многие метафоры, например: вы соль земли — вы свет мира; а также на притчи, например, о сеятеле и семени, о неводе и др. Образы из жизни природы составляют здесь известное, духовные представления Царства Божия составляют высшее и относительно неизвестное, что и объясняется наглядно через указанные выше известные предметы. Святой апостол Павел поступил в Афинах по этому же правилу, когда проповедь об известном ему истинном Боге начал упоминанием о надписи на алтаре, посвященном неизвестному божеству. Этою надписью афиняне выразили со своей стороны призвание, что есть еще божество, им неизвестное, которому они, в случае действительного его существования, должны поклоняться. Апостол мудро воспользовался этим признанием, начав с него проповедь об истинном, для афинян неизвестном, Боге. Подобным образом апостол Павел поступал и в других случаях. „Приимите всеоружие Божие... станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6, 13-17) (см. 1 Кор. 9, 24; 10,18-19)».
|
|
Помните правила: весь материал преподается в соответствии с возрастом, подготовка учителя должна быть максимальной, а подача детям — оптимальной.
Умы учащихся должны быть подготовлены к новому материалу. Содержание и способы обучения должны несколько опережать развитие детей. Обучение требует известной напряженности для работы в полную силу. Главное внимание уделяйте познавательной деятельности учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, а хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения. Не говорите длинных монологов, не объясняйте того, что может быть легко усвоено. Доступность не означает легкость, она тесно связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. На уроках анализируйте материал, обобщайте его и формулируйте понятия, используйте сравнение, сопоставление, противопоставление.
|
|
Темп занятия должен быть оптимальным, не задерживайте сильных, развивайте быстроту у слабых. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, при закреплении — слабых. Торопитесь медленно, не форсируйте УП, не стремитесь к быстрому успеху.
Преподавайте понятно, старайтесь на каждом уроке достигнуть того, чтобы дети действительно поняли материал. Непонятное преподавание возбуждает лишь скуку и отвращение.
Учитывайте индивидуальную обучаемость, объединяйте детей в дифференцированные подгруппы.
6. Связь теории с практикой
Формулирование принципа было основано на центральном положении философии: практика — критерий истины, практикой проверяются положения науки.
Православная точка зрения: Бог есть Истина. Человек испытывает потребность в Богопознании. Правильно поставленное воспитание неразрывно связано с жизнью ребенка, прежде всего с духовной составляющей, оно готовит его к активной деятельности как члена Церкви и общества.
|
|
Помните: учащийся должен понимать, что обучение является для него жизненной необходимостью. И учитель должен таким образом строить занятия, чтобы показать чрезвычайную актуальность изучаемого.
Приучайте воспитанников применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения. Не должно быть ни одного урока, на котором бы учащийся не знал жизненного значения своей работы.
Побуждайте к самостоятельной работе, к проблемным и исследовательским заданиям, которые являются лучшим средством связи теории с практикой.
Дополнительные замечания к принципу наглядности
Что можно называть наглядными пособиями? Можно ли использовать иконы на уроке? Как традиции Православной Церкви помогают наглядному усвоению верующими христианского учения? Чтобы разобраться с этими вопросами, обратимся к пояснениям дореволюционных методистов.
1. Прот. А. Дернов называет важной формой наглядного обучения неопустительное и благоговейное присутствие детей за церковными службами.
«Вселенская учительница, Святая Церковь преподает нам и ведение вселенское. У нее есть для нас знание догматическое, практическое, пророческое; есть и знание историческое, т. е. повествование о бытии и жизни мира и человеческого рода. Об этом последнем знании вот что говорится в беседах покойного Я. К. Амфитеатрова: «Вы очень легко можете получить это знание, слушая дневные уроки или чтение Церкви из повествовательных книг ветхозаветных, Из Евангелий Господа Иисуса, из Деяний апостольских, из жизнеописаний святых Божиих, предлагаемых вам в прологах и Четиих Минеях, равно как в церковных стихирах и канонах. Если хотите знать в связи и живом изображении историю своего Искупителя, Посещайте храмы Божии в Страстную седмицу. Если желаете видеть повествование о начале и чудесном распространении христианства во всех концах вселенной, слушайте Деяния святых апостол в ночь перед Пасхою. Вам нужно знать всецелую судьбу мира и человеческого рода, представленную не только повествовательно, но как бы в самой действительности? Войдите в храм Господень в тот день, когда Церковь совершает плачевное воспоминание о падении праотцев наших; посещайте сей храм от Недели сыропустной до Недели всех святых; перед вами откроется ряд происшествий, одним концом утвержденный в раю земном, другим в раю небесном, начинающийся первыми минутами творения, оканчивающийся тем великим временем, когда вся вселенная составит единую Церковь Небесную, и будет Бог всяческая во всех».
И это знание предлагается Церковью не только словом (в церковных чтениях и проповедях) но и другими, вполне понятными для каждого способами. Это первый способ священных знамений и образов. Расположение, устройство, украшение наших храмов таково, что в них всякая вещь назидательна, все говорит благочестивому сердцу и уму и, следовательно, все учит. Так, на высоте алтарного украшения, тотчас при входе в храм, видим изображение Искупителя нашего, распятого, преклоняющего Божественную главу, изъязвленную терновым венцом, и предающего дух Свой Богу Отцу. Неужели здесь мало поучения для нас? Но изображение Господа распятого не есть единственное украшение наших храмов; напротив, они все покрыты множеством других священных знамений. В одном месте можем видеть Архангела Гавриила, благовествующего Пресвятой Деве неизглаголанную тайну воплощения; в другом образ Рождества Господня; там Симеона праведного, приемлюшего на свои руки Свободителя душ наших; здесь Иоанна Предтечу, крещающего Владыку вселенной в струях иорданских. На одной стороне храма взор ваш встречает образ Господа, вещающего Нагорную проповедь народу; на другой исцеляющего больных и воскрешающего мертвых; в ином месте входящего в храм иерусалимский яко Царя и Господа; в другом ведомого на Голгофу яко осужденного; то кротко беседующего с мытарями и грешниками; то совершающего Тайную Вечерю с святыми апостолами; то полагаемого во гроб, то воскресающего и возносящегося на небо. Не вся ли жизнь Господа нашего является очам нашим — жизнь, которую легко можем читать, даже не умея читать? С ликом Искупителя является нам лик Пресвятой и Преблагословенной Матери
Его: то видим Ее держащею на святых руках Своих Божественного Младенца; то молящеюся за весь мир и покрывающею народ честным омофором Своим; то избавляющею грады и веси от супостатов, помогающею царям и воинам, исцеляющею больных, утешающею скорбящих... А лики патриархов и пророков, лики апостолов и мучеников, отцов и учителей вселенских, лики Ангелов Божиих?...
Второй способ священных действий. Служители алтаря Господня своим облачением и различными действиями являют нам то образ Ангелов Божиих, поведающих таинства горнего мира; то образ пророков и апостолов, поучающих Боговедению; то образ Самого Искупителя нашего, ходатайствующего о нас грешных у престола Отца Небесного... Священные одежды, в которых являются перед нами служители Господни, все имеют духовный смысл. Ибо иные из сих одежд, по толкованию богомудрых учителей церковных, показывает чистоту и святость служения ангельского — стихарь и орарь; иные означают благодать всесвятаго Духа, ниспосылаемую свыше — епитрахиль; иные скрижали Ветхого и Нового Завета — источники и скрижали архиерейские; иные служение Спасителя нашего, которое Он совершил во дни плоти Своей — пояс священнический; иные победу над смертью и нетления естества нашего — набедренник; иные узы Искупителя и хламиду Его — поручи и фелонь; иные представляют Господа нашего, подъемлющего на рамена Свои падшее человечество, яко овча заблудшее — омофор. Далее: видим частое каждение в наших храмах возжжение светильников... различные входы и выходы священнослужителей... Но для чего мне исчислять все действия и обряды церковные, ежедневно совершаемые перед очами нашими? Довольно того, что все сии действия вообще и каждое особенно, и в целом и в малейших подробностях, содержат в себе важные истины (большею частию исторического содержания), всегда могущие, без всякого труда с нашей стороны, назидать нас во спасение, и не только назидать, но и услаждать дух наш святым веселием». Это назидание, как выше замечено, могут получать все православные христиане, ученые и неученые, возрастные и молодые, но без сомнения оно далеко полнее и совершеннее для тех, кто присутствуя в Церкви за богослужением, повторяет, а не вновь изучает Священную историю».
2. У С. И. Ширского находим следующие мысли об использовании икон на уроках. «Святая Церковь с первых веков христианства украшает храмы и другие места богослужения священными изображениями, заимствуя предметы для них преимущественно из библейской истории. Но это иконы, а не картины; они назначаются для благоговейного поклонения лицам, на них изображенным. Учитель не имеет права обращать их в учебные пособия при изучении Священной истории. Это противно, во-первых, требованиям здравой дидактики. Учебная картина по Священной истории должна изображать событие со всею его обстановкою, а для икон этого не требуется. На иконах часто изображаются одни лица без всякого отношения к событиям, среди которых они действовали. Даже и на тех иконах, где изображается какое-либо событие, исторические подробности обыкновенно опускаются, икона имеет в виду передать, главным образом, мысль события, значение его в домостроительстве Божием о спасении человека. Во-вторых, употребление икон на уроках в виде учебных пособий не совместно с священным характером икон. Священные изображения на иконах служат не средством, а целью для изучающих Священную историю: дети для того, между прочим, учатся Священной истории, чтобы уметь молиться перед святыми иконами с разумением того, что на них изображается». Поэтому икону условно можно назвать наглядным пособием, и при использовании на уроке нужно воздавать ей должное почтение, воспитывать благоговейное и молитвенное отношение к этой святыне. Для этого установить ее на специальной подставке, покрытой отрезом ткани соответствующего цвета, возжечь свечу; закончив разговор, наложить крестное знамение и помолиться перед иконой, тем самым и осуществив цель занятия.
В книге И. К. Языковой «Богословие иконы» встречаем следующую рекомендацию. В ранней Церкви предполагался принцип усвоения Священного Писания на нескольких уровнях. Об этом упоминает блаж. Августин, называя ступени: буквальный, аллегорический, моральный, анагогический (греч. — «возведение, восхождение»), Можно такой принцип постижения отнести и к иконе. На первом уровне происходит знакомство с сюжетом (кто и что изображено, соответствие тексту Библии или житию, литургической молитве). На втором уровне происходит раскрытие смысла образа, символа, знака (как изображено — цвет, свет, жест, пространство, время, детали...). На третьем уровне обнаруживается связь изображения с предстоящим (зачем, что это говорит лично тебе, уровень обратной связи). Четвертый уровень — анагония, уровень чистого созерцания, переход от видимого к невидимому, к непосредственному общению с первообразом (раскрывается глубинный смысл — во имя чего существует икона).
3. Сам Небесный Пастыреначальник и Божественный Учитель постоянно обращал внимание учеников и многочисленных слушателей на окружающие их явления мира Божия и учил их читать эту книгу Божественного Откровения; часто самыми обыкновенными предметами и явлениями природы, наглядными примерами жизни людей Он объяснял самые глубокие и важные истины Своего вероучения. Примеру Христа старались подражать и первые вселенские учители христианства, апостолы и святые отцы Церкви, которые тоже часто искали в природе аналогии, подтверждающие и поясняющие высокие истины веры.
4. Все рассказы из Священной истории получают больший интерес, вызывают оживление, если ведутся при помощи картин. Это самое важное пособие. Картина невольно привязывает внимание детей, заинтересовывает их в том, чтобы узнать на ней представленный предмет, тогда и рассказ они выслушают с большей охотой. Картина приучает детей всматриваться в изображенный на ней предмет — в его положение, обстановку, освещение, подмечать необходимые для рассказа подробности. Т. о. картины возбуждают внимание детей к библейским рассказам. Рассказ при помощи картины может произвести такое сильное впечатление, что дети как бы сами будут присутствовать при событии, будут знать его и помнить долго, оно врежется в их память. Затем, при рассматривании картины из положения, выражения и обстановки лиц и предметов дети с учителем делают догадки и заключения об этих лицах, предметах и событиях. Наконец, картина — это готовый конспект для повторения рассказа. Переводной экзамен по окончании учебного года удобно проводить по таким картинам (иллюстрациям).
При выборе наглядных пособий по Священной истории необходимо учитывать условия, которым они должны удовлетворять:
• большой размер.
• Цветной характер или возможность раскрашивания.
• Небольшое число лиц.
• Естественное положение лиц и их внешний вид.
• Лов едение лиц должно полностью соответствовать важности предмета «Закон Божий».
• Изо бражения должны соответствовать времени и условиям жизни.
• Двунадесятые праздники должны соответствовать установленным изображениям на иконах в православных храмах.
• Не должно быть ничего неправославного, не согласного со Священным Писанием и вселенским учением Православной Церкви.
Самым лучшим средством для пробуждения глубокого интереса к изучению Священной истории и к более полному усвоению ее может быть рисование самими учащимися библейских событий.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Рассмотрим несколько классификаций форм обучения. По количеству учащихся формы могут быть: коллективные, групповые, индивидуальные.
По месту учебы: школьные (уроки, лабораторные работы, работа в мастерских) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях).
История знает разные формы организации — индивидуально- групповая (Средневековье), взаимного обучения (белл-ланкастер- ская в Англии), бригадного обучения (СССР, 20-е гг. XX в.). Наибольшее распространение приобрела классно-урочная форма, автором которой является Я. А. Коменский.
Отличительные особенности классно-урочной формы обучения:
• постоянный состав учащихся.
• Наличие годового плана.
• Построение учебного процесса в виде взаимосвязанных уроков (на законченном отрезке УП).
• Постоянное чередование уроков (наличие четко составленного расписания).
• Руководящая роль учителя.
Достоинствами классно-урочной формы являются: строгая организационная структура, экономия сил и средств (один учитель и много учеников), создание предпосылок для взаимообучения и коллективной деятельности.
К недостаткам можно отнести: ориентацию на среднего ученика, отсутствие возможностей для индивидуальной работы. Церковно-приходская школа из-за небольшого количества учеников и индивидуального подхода к ним преодолевает эти недостатки.
В зависимости от педагогических задач, решаемых учителем на занятии, уроки подразделяются на несколько традиционных, наиболее часто встречающихся типов.
Типы уроков
1. Изучение новых знаний.
2. Закрепление.
3. Обобщение и систематизация.
4. Контроль знаний.
5. Комбинированные.
В церковно-приходской школе могут присутствовать все виды уроков. Занятия, посвященные обобщению и систематизации материала, проводятся в заключение темы, курса, учебного года. Контрольные работы, проводимые в разнообразных формах, иногда занимают целый урок. Но в абсолютном большинстве случаев уроки носят вид комбинированных. Это связано с тем, что в воскресных школах встреча учителя с детьми происходит один раз в неделю. Важность же каждой изучаемой темы такова, что необходимо проверить, насколько устойчиво она сохранилась в памяти. Затем нужно изучить новый материал и закрепить его, особенно если он касается грядущих значимых церковных событий. Контроль знаний также присутствует по окончании крупных тем, но занимает лишь часть урока. Получается, что все необходимое нужно соединить в один урок. Это означает: внимания учителя и времени требует каждая часть урока, организация занятия должна быть достаточно четкой.
Классическая структура комбинированного урока выглядит слдеующим образом:
1.Повторение изученного ранее материала.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление, систематизация.
4. Задание на дом.
Повторение должно занимать краткий период времени, быть сжатым, напоминать существенные моменты предыдущего урока, не отвлекаться на второстепенное. Вопросы на повторение необходимо четко выстроить в соответствии с логикой развертывания предшествующего занятия, а также логически связать с новым материалом, придав последним вопросам (последнему вопросу) подготавливающий характер. Продуманный переход к новому материалу дидактически важен, он переключает внимание, вызывает интерес и потребность узнавать неизвестное. Проводиться повторение может устным, письменным, графическим способом.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!