Крайний сенсуализм Нового времени: Дж. Беркли, Д. Юм



Видными представителями субъективного идеализма в Новое время были епископ Дж. Беркли и Д. Юм. Джордж Беркли (1685- 1753 Он считал, что вещи - это комбинации наших ощущений; они, следовательно, существуют постольку, поскольку человек их воспринимает.

Как очевидно, философия Дж. Беркли близка сенсуализму Дж. Локка, Беркли все свойства вещей рассматривает в духе вторичных качеств, исключительно как зависящие от наших органов чувств. Все вещи, все их свойства - лишь наши ощущения, наши восприятия. По Беркли, быть, существовать - значит -«быть воспринимаемым».

Огромное влияние на развитие философии Нового времени оказал Д. Юм. Д. Юм (1711- 1776) - английский философ, историк, экономист, публицист.

Если Локк видел источник наших ощущений во внешней реальности, а Беркли - в духе воспринимающего субъекта, то Юм рассуждал следующим образом: существует ли внешний мир, материальная природа как источник наших ощущений, этого доказать нельзя. Наш разум имеет дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что внешний мир не существует объективно, мы тоже не можем доказать. Наши восприятия также мало говорят нам как о его существовании, так и о его несуществовании. Такую позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.

Все восприятия Д. Юм разделял на два вида по степени силы и живости. Первые - более сильные и более живые - это «впечатления», восприятия, которые осуществляются непосредственно, т.е. когда мы слышим, видим, чувствуем и т.п. Вторые - «идеи» (представления) - более слабые, поскольку они являются копиями «впечатлений».

Юм отличал также восприятия, получаемые посредством воздействия внешнего мира, от восприятий нашего внутреннего мира (рефлексия).

Что касается разума, то он, по мнению Юма, ко всем этим восприятиям не может ничего добавить; он может их лишь разделять, соединять и т.п.

В концепции Юма важное значение отводится опыту. Его трактовка опыта противостоит локковской. Он исключал из опыта весь внешний мир. Опыт относится лишь к освоению восприятий в нашем сознании, к упорядочению впечатлений и представлений.

Немецкая классическая философия: И. Кант, И.Г. Фихте

И. Канта (1724-1804). В творчестве этого философа и ученого выделяются два периода: «докритический» (до 1770 г.) и «критический». Кант всегда относился к процессу познания критически, иначе он не был бы выдающимся ученым. Но до второй половины 1770-х годов его критичность носила традиционный характер – сомневаться до тех пор, пока нет достаточных доказательств истинности.

Впоследствии маститый ученый пришел к заключению: прежде чем размышлять о том, смогу или нет я познать какое-то явление, мне необходимо исследовать свою способность познавать. Она неограниченна, или существуют пределы познания, выйти за которые человеку не дано? Подтолкнула к подобному необычному для Просвещения шагу Канта научная деятельность и концепции некоторых предшественников – философов, в частности, Д. Юма.

В онтологии И. Кант занимает материалистические позиции. Он признает существование вещей вне сознания. Но именно это признание и стало отправной точкой определения границ познания предметного мира. Кант различал «вещи в себе», т.е. формы их существования самих по себе, независимо от нас, и «вещи для нас». Первые нам истинно не ведомы. Познание ограничено знанием «вещей для нас», т.е. того, что дано в наших чувствах. Мир «вещей в себе» – сущностей – вне зоны действия познавательной способности человека, он находится по ту сторону – трансцендентен.

Широко известно учение И. Канта о нравственности. Оно показывает немецкого философа как убежденного гуманиста. Прежде всего обратите внимание на содержание опорного нравственного принципа И. Канта – «категорического императива». Уточните также, как И. Кант трактовал связь между моралью и религией.

И. Фихте (1762-1814) – идеалист, эволюционировавший от субъективного идеализма (до 1800 г.) к объективному. Вначале абсолютизировал субъекта – «Я», введя формулу бытия – «Я – не Я», в которой «не Я» определялось «Я». Закончил толкованием тождественности бытия Богу.

Позитивно в учении Фихте может быть оценена его идея о том, что созерцанию, теоретическому осмыслению предшествует практически- деятельное отношение человека к предметному миру. Мысль о деятельном субъекте была не просто новой, а своевременной для утверждения буржуазного общества. Реальность, по Фихте, есть продукт деятельности субъекта.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!