Философия Сократа, Платона и Аристотеля



Сократ (470/469 – 399 гг. до н. э.). Проблема смысла жизни – главное для Сократа. Настоящие ценности не во внешних обстоятельствах, добродетели - в душе человека. Основное занятие человека – воспитание собственной души, познание себя через раскрытие своих способностей. Признавал существование объективной истины, считал, что человек должен стремиться к ее познанию разумом, усилиями своего внутреннего мира. Человека нельзя научить, но он может научиться. Свое предназначение видел в побуждении людей к поиску истины. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого». Процесс познания не менее важен, чем его итог.
ПЛАТОН (427 - 347 до н. э)
Главная часть его философии – учение об идеях (эйдосах означает “образ”). Мир идей находится вне физического пространства. Идея невещественна и обладает собственным существованием. В ней проявляется смысл вещи, она есть причина появления вещи, материал – средство, а сама вещь – следствие взаимодействия идеи и материала. Идея воплощается через материю в вещи, но вещей, полностью соответствующих своей идеи не существует.
Истинное бытие – это мир идей, реальный мир – кажущиеся бытие. Идеями-эталонами являются важнейшие этические принципы - благо, добро, справедливость. Идеи неподвластны никакому человеческому произволу.
Свою концепцию иллюстрирует с помощью образа пещеры в своем позднем произведении “Государство”. Такой темницей, Платон считал и обычное повседневное существование людей вообще, и существование человеческой души, заключенной в теле.
Познание – это припоминание душей идей Мировой Души. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственное восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания. Они имеют нечто родственное чувственным вещам и идеями.
Душа человека состоит из трех начал: чувство, воля, разум. Строение государства: низшее сословие, стражи, архонты. Учение о добродетелях: добродетель – победа над чувствами, неуклонное следование поставленной цели – добродетель мужества, постижение идеи Добра – добродетель мудрости.
АРИСТОТЕЛЬ (384 - 322 гг. до н. э)

Центральная часть его - философия объективного идеализма. Нет мира идей (эйдосов) – идея вещи находится в самой вещи. Т.е., нет вещи без материи, как нет вещи без формы. Четыре причины, структурные части, принципы всякой вещи:
1) Форма (идея, эйдос). Суть бытия всякой вещи. Когда она не облачена в материальную оболочку, то это «первая сущность», идея, форма, как таковая. Это общее, что находится в единичном, но не зависит от него.
2) Материя. Первый ее уровень – это не конкретный физический материал, а потенциальная предпосылка, возможность осуществления вещи. Т.е., само существование той или иной вещественности является материальной предпосылкой, возможностью осуществления вещи. Второй уровень – это реальное вещество, из которого и изготовлена данная вещь. Овеществленная форма – это «вторая сущность» вещи, которая включает в себя: форму – как суть бытия, материю – как возможность, саму вещь – как результат единения тела и материи.
3) Движущая причина (движение) – процесс осуществления возможного в действительности, процесс овеществления формы.
4) Целесообразность, цель – то, для чего, ради чего движение соединяет форму и материю. Целью возникновения всякой вещи, по Аристотелю, является сама реальная вещь. Каждая единичная вещь будучи формой для низшей вещи, является материей для высшей.
Ум – это вечная причина и сущность всех вещей. Это чистая нематериальность, разум (Нус). Являя собой нечто сверхчувственное, Ум выступает истиной причиной для чувственного мира.
Физика, или учение о природе. Для Аристотеля, это прежде всего познание сущности природы, познание осуществления «мысли» и желаний» УМА-Бога в созданной им физической природе. Космология. Космос возник из смешения пяти стихий – воды, огня, земли, воздуха и эфира. Геоцентрическое строение Вселенной. Центр – Земля. Космос вне Земли делится на подлунный мир и надлунный. Источник движения - бог (перводвигатель).


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!