Прагматизм как философское течение 19В



Прагматизм признает существование абсолютной и трансцендентной истины над познавательной деятельностью, которая стоит за действиями организма по поддержанию своей жизни. Таким образом появляется некая экологическая составляющая познания: организм должен иметь представление об окружающей его среде. Понятия «реальное» и «истинное» в этом аспекте считаются терминами процесса познания и не имеют смысла вне этого процесса. Прагматизм, следовательно, признает существование объективной реальности, хотя и не в обычном строгом смысле этого слова .

Концепция истины

По Джемсу, высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаём» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем.

Изменчивость истины

Среди философов-прагматиков нет единого мнения о том, могут ли верования из истинных превращаться в ложные и наоборот. Для Джемса верования не являются истинными до тех пор, пока они не подтверждены в процессе верификации. Он считал, что предположения становятся истиной, если они в течение длительного времени доказывают свою полезность для конкретной личности. Противоположный процесс не является фальсификацией, просто вера выбывает из употребления.

Пирс не был согласен с тем, что одно и то же утверждение может быть истинным для одного человека и ложным для другого. Он требовал привязывать теоретические утверждения к практической верификации (то есть к проверке), а не к текущим задачам и нуждам. По Пирсу, истина есть конечный результат (а не любой промежуточный результат) исследования некоторым сообществом (обычно научным).

Дьюи в целом соглашался с определением Пирса, но также характеризовал истину как некоторую ценность. Если нечто истинно, то это одновременно означает, что оно надежно, и на истину можно всегда положиться, так как она не меняется в зависимости от ситуации. Как Пирс, так и Дьюи связывали определение истины с гарантированной проверяемостью.

Рорти выступал против мнения Джемса и Шиллера:

Истина, конечно, является абсолютной, заявления "верно для тебя, но не для меня" или "справедливо для твоей культуры, но не моей" туманны и неопределенны. Таково же выражение "верно когда-то, но не сейчас"... Джемс мог бы лучше сказать, что фраза типа "лучше верить в то и это" эквивалентна термину "оправданно", а не "истинно"[4].

Основные принципы прагматизма

В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»[6].

Первичность практики

Прагматик исходит из основной предпосылки о способности человека теоретизировать, что является неотъемлемой частью его интеллектуальной практики. Теория и практика не противопоставляются как разные сферы деятельности; напротив, теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни. Как утверждал Дьюи, не следует разделять теорию и практику, скорее можно разделять интеллектуальную практику и тупую, неинформированную практику. Он же говорил о Уильяме Монтегю, что «его деятельность состояла не в практическом применении ума, а в интеллектуализации практики»[7]. Теория — это абстрактное представление непосредственного опыта и, в свою очередь, непременно должна обогащать опыт своей информацией. Таким образом, организм, ориентирующийся в окружающей среде, — основной предмет исследования для прагматизма.

Феноменология и экзистенциализм как философские течения

Заметное влияние на современную философскую культуру имеет феноменология Этот философское направление начал немецкий философ и ученый, профессор Гальского и Фрейбургского университетов Эдмунд Гуссерль (18 859-1938) Суть его учения можно свести к трем главным идеям:

1 Гуссерль стремится отделить философию от естествознания, стихийно стоит на материалистических позициях, отвести ей какую-то вполне изолированную от всех других наук отрасль Такой отраслью должно быть \"траансцендентальний мир чистого разума \"Чистое сознание - это самоочищение сознания от схем, догм, шаблонных ходов мышления, навязывающих ей Такое сознание имеет дело с феноменами, то есть с теми, что нам предоставлено, что перед нами появилось

2 Феномены понимаются не как психические явления, а как некоторые абсолютные сущности, имеют всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но одновременно находятся только в ней и не в состоянии существовать вне нею.

3 указанной сущности не познаются путем абстрагирующей деятельности разума, а интуитивно осмысливаются

В первой половине XX в феноменология была довольно распространенной и даже модной философией ее внедряли в различных сферах человеческой деятельности: например, в искусство, ибо искусство несомненно имеет дело прежде всего и преимущественно с феноменами Так же широкое использование феноменология нашла в культурологии, социологии и политологии.

Экзистенциальная философия

Ведущее место в иррационалистической-гуманистическом направлении западной философии принадлежит экзистенциальной философии Она зародилась в середине XIX в, когда, в противоположность объективному идеализму гегелевского кой философии, датский философ

Серен Кьеркегор (1813-1855) выдвинул тезис абсолютной ценности именно индивидуально-неповторимого (а не всеобщего) аспекта реальности как человеческого существования. Отсюда возник и термин \"экзистенциализм\" (е ид лат exsintentia - существование) Идеи Кьеркегора, правда, на время были забыты  только в 20-е годы XX века немецкий философ Март н Хайдеггер (1889-1976) в книге \"Бытие и время\" сформулировал филосо ФСК учение, центральным понятием которого появилась \"экзистенция\"-человеческое существование. Подобных выводов, независимо от Хайдеггера доходит другой немецкий философ - Карп Ясперс (1883-1969) За 1930-х лет возникает и распространяется французский направление экзистенциализма, представителями которого были известные писатели и философы: Альбер Калия (1913-1960), Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889 -1973), Морис Мерло-Понти (1908-1961) и и, Моріс Мерло-Понті (1908-1961) та ін.

Что же такое экзистенциализм?

1 Проблема существования (экзистенции) человека. Экзистенциальная философия утверждает, что не все, чем человек живет, что она переживает, является настоящим существованием. Когда человек работает, учится, отдыхает, радуется тому в или ином случае - это существование внешнее. В таком существовании теряется неповторимая единство, единство каждого отдельного лица, исчезают те первоначальные, внутренние, интимные, вроде бы независимые от внешнего мира, от других людей переживания, которые и составляют существования. Для обозначения существования в этом смысле и пользуются термином \"экзистенция\" Экзистенция выражает глубинную основу, сущность существования, неповторимость, уникальность человека и его судьбы. Если существование показывает человека таким, какой он есть, то экзистенция указывает на возможности, содержащиеся в ней. Экзистенция означает способность человека осуществить и свой выбор, раскрыть свои возможности, быть собой.

2 Проблема бытия и бытия мира - центральная проблема экзистенциальной философии Об этом свидетельствуют даже названия произведений основоположников экзистенциализма. В отличие от классических философских учений о бытии, которые рассматривают его как объекты, не зависящий от сознания мир, экзистенциалисты считают, что философия будет стоять на позициях жизненного реализма только тогда, когда объектом ее исследований будет человек, его жизнь.

3 Проблема свободы человека. Экзистенциализм называют философией свободы


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1068; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!