Новые подходы к организации самостоятельной работы (самообразовательной деятельности) студентов



 

В качестве источников самообразования студентов выступают побудительные причины самообразования: 1) процесс познания, в ходе которого обучающийся не только ус- ваивает программный материал, но и получает истинное представление о своих интеллектуальных, волевых, эмоциональных характеристиках (способностях, умениях, знаниях, интересах и т. п.), что дает ему воз- можность более эффективно осуществлять самообразовательную дея- тельность; 2) взаимосвязь познания с производственной практикой, потреб- ности которой стимулируют и мотивируют познавательную активность, стремление целенаправленно самостоятельно учиться; 3) процесс развития (саморазвития) личности студентов в самооб- разовательной деятельности, в основе которого лежат противоречия, составляющие движущую силу и содержание этого развития. Концепцию самообразования питают определенные теоретиче- ские идеи обучения: 1) самоопределения на основе развития субъективности в обра- зовании: студент как субъект деятельности развивается в различных видах образовательной деятельности на основе свободного выбора, кооперации и творчества; 2) личностно ориентированного образования: личность студента, его неповторимая индивидуальность составляют главную и приоритет- ную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образо- вательного процесса; 3) проектирования вариативного образования: вариативность и многофакторность проектирования позволяют гибко учитывать интере- сы и познавательные возможности обучающегося и реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации; 12 4) открытого образования: сотворчество и кооперация, выстраи- вание системы взаимодействия и взаимообмена с социальной средой с целью обеспечения динамики системы, многообразие и альтернатив- ность путей становления личности.

Для роста уровня самообразования создаются условия, способствующие развивать умения самостоятельно углублять и совершенствовать полученные познания, расширять круг научных интересов исследовательских проблем, применять их на практике. Так, например, в педагогическом институте СВФУ им. М.К Аммосова функционируют научные кружки, где студенты получают возможность свободно проявлять и развивать свою индивидуальность, интеллектуальное самообогащение, профессиональные компетенции. Также создание эвристических ситуаций на лекционных занятиях, инициирующих познавательную самостоятельность студентов, применение проблемных методов обучения и методов самоконтроля, интерактивных и традиционных активных способов обучения, при освоении способами самостоятельной познавательной дeятельности. Целью профессионально-педагогического самообразования является личностное самосoвершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, личностного самоопределения, развивать возможности и способности, творческого потенциала, способности к диалогу, рефлексии, как важнейшей личностной характеристики. Формами самообразования студентов становятся научно-методические семинары, круглые столы, встречи, прохождение практик в образовательных учреждениях, центрах, изучение и обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, подготовка и участие в научно-практических конференциях и др

Современные модификации игровых и тренинговых технологий в образовательном процессе.

 

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

 

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

 

Тренинг – это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях.

Существует четыре основных вида тренингов: обучающие (любая деятельность, в которой человек учится чему-то новому); профессиональные (система воздействий, направленных на формирование и развитие у человека необходимых профессиональных качеств) общеличностные (упражнения, направленные на формирование отдельных способностей и качеств личности, необходимые для его полноценного существования в обществе) личностного роста (создание обучающей среды, в которой через упражнения участник может раскрыть и осознать интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты его деятельности). Современные тренеры стараются совмещать различные виды тренингов, но опыт показывает, что в школе более применимыми оказываются образовательные тренинги, модель которых основывается на использовании различных игр и учебных упражнений в процессе личностно важных коммуникаций, была предложена М. Форвергом (Германия) в 70-е годы.

Современные тренинги требуют определенной организации пространства, то есть создания оптимальных условий для интенсивного общения и устранение внешних отвлекающих факторов. На тренинге создается атмосфера толерантности, раскованности и свободы, участники чувствуют себя в психологической безопасности. Использование тренинговых технологий при обучении, значительно меняется роль учителя, который превращается главным образом в фасилитатора – тренера, стимулирующего работу группы при выполнении заданий. Учитель, поддерживая атмосферу сотрудничества, играет роль более опытного специалиста в данной области, выступая одновременно аналитиком и комментатором. При этом тренер должен оставаться бесстрастным, он не может осуждать мнение участников тренинга, навязывать им свое в явном виде. Основной целью тренера является не мешать развиваться учащимся, «не тянуть одеяло на себя», а только направлять, причем ненавязчиво.

Основными принципами тренингового обучения согласно А. Н. Аверину, являются принципы активности, исследовательской позиции, осознанного поведения, субъект-субъектного общения, обратной связи. Причем обратная связь, используемая в тренинговых технологиях, позволяет участникам быстро корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать оптимальную стратегию поведения.

Важной особенностью тренинга является его структура. Как правило, в тренинговых занятиях выделяют пять стадий: подготовка (мотивация, настройка, планирование работы, установка правил), осознание (понимание сущности темы, ее значения лично для участника тренинга), переоценка (решение проблемных ситуаций на основе личного опыта, проблемное обсуждение решений, сравнение с личным опытом), действие (выполнение упражнений, творческих заданий, обсуждение результатов) и рефлексия (оценка результатов тренинга и степени удовлетворенности занятием всех участников).

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 2266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!