Политические идеи и программы декабристов



Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами дворянских революционеров. В начале 1820-х гг. организации декабристов разделяются на Северное (в Петербурге) и Южное (на Украине) общества.

Политическая программаобоих обществ включала в себя меры по:

1. освобождению крестьян;

2. устранению самодержавного строя;

3. введению республиканской или конституционного монархической власти;

4. ликвидации сословных привилегий;

5. установлению равенства граждан перед законом.

В качестве средства этих преобразований предусматривался военный переворот.

Идеологом Северного общества был Никита Михайлович Муравьев.

Крепостной вопрос - колебался между сохранением за помещиками собственности на землю (при безусловном освобождении крестьян) и наделением крестьянства частью земли.

Политические права - был сторонником имущественного ценза. Муравьев - сторонник конституционной монархии, сочетающейся с разделением властей.

Главенство в рамках исполнительной ветви власти Муравьев предполагал сохранить за императором.

Император присягает законодательному собранию, народному вече и клянется соблюдать в управлении страной законность. Император подотчетен народному вече - состоит из верховной думы и палаты представителей.

Руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель.

Крепостной вопрос - отмена крепостного права, помощь развитию крестьянского хозяйства. Часть земли согласно программе надлежало передать в частные руки, а часть - власти на местном уровне.

Политические права - выступает сторонником политических свобод независимо от нажитого гражданином имущества.

Богатым достаточно и наличия материальных благ.

Он приверженец республиканского строя.

Высшим органом законодательной власти в республике станет народное вече. Оно вырабатывает основной закон, конституцию, которую потом выносят на референдум.

Высший орган исполнительной власти формируется на основе всеобщих выборов и состоит из пяти человек. Все нижестоящие структуры исполнительной власти подчиняются ее высшему органу.

Славянофилы и западники

 

Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX в. В середине XIX в. разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций «Философских писем» Чаадаева.

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Славянофилы верили в особый путь русского исторического развития. Большое внимание уделялось народу как главному деятелю истории.

Одним из представителей славянофилов был Аксаков. Он разработал теорию общества. По этой теории носителем идей прогресса, источником самобытности развития России считается не народ, не самодержавная власть, а общество, под которым понимаются определенные верные народным началам круги русской интеллигенции. Теория общества позволила выделить в социальной структуре силы, с помощью которых можно направлять развитие России по желаемому пути для славянофилов. В интерпретации Аксакова славянофильство приобретает черты учения, приспособленного к нуждам богатого московского купечества.

Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен) придерживались идеи европеизации России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Теории славянофильства и западничества оказали огромное влияние на развитие социально-политической и революционной мысли в России, привели к возникновению теории крестьянской революции в России в работах Герцена и Чернышевского, что, в свою очередь, послужило толчком для возникновения народничества, идеологами которого были Лавров (сторонник просвещенного направления), Ткачев (сторонник тактики заговора и установления диктатуры) и Бакунин (сторонник тактики мятежа, один из основоположников анархизма).

41 Народничество – одно из ведущих течений русской общественной мысли в конце XIX века. Идеологами этого течения считаются М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, П. Л. Лавров.

Особенности экономических взглядов народников:

• центральная идея – максимальное ограничение внедрения капитализма в России, свержение царя и установление народной власти;

• для России путь развития следующий: минуя прохождение стадии капитализма – к социализму;

• социализм – стадия общественного прогресса, опирающаяся на человеческие чувства коллективизма и солидарности;

• общественный прогресс определялся степенью индивидуального развития личности;

• кризисы происходят в результате недопотребления продукции, из-за бедности народных масс.

 

Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) – видный общественный деятель. Основные произведения – «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государство и анархия». Был ведущим сотрудником журнала «Народное дело».

М. А. Бакунин придерживался идей анархизма, видя во власти причину эксплуатации.

Социализм в России он представлял себе в виде свободной федерации рабочих и сельскохозяйственных общин, где каждый будет обязан физически трудиться в полную силу, а за проступки будут следовать жестокие наказания. В борьбе за установление социализма М. А. Бакунин опирался на неимущие слои (крестьян, студентов и деклассированные элементы).

 

Петр Никитич Ткачев (1844 – 1885) – первый большевик в России, видный деятель. Его идеи характеризуются крайними мерами борьбы (в том числе репрессионными и ведением военных действий) – он считал, что крестьянская община может стать ячейкой социализма лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй.

П. Н. Ткачев разработал принципы течения народников.

 

Петр Лаврович Лавров (Миртов) (1823 – 1900) – один из лидеров народничества.

Главные работы П. Л. Лаврова – «Исторические письма», «Герои и толпа».

Разрабатывал идеи Прудона, Конта. Критиковал капитализм за пре вращение рабочих в придатки машин.

П. Л. Лавров отдавал предпочтение общественной собственности. Считал, что для достижения социализма народные массы нужно сознательно подготавливать, воспитывая дух единства и пропагандируя среди них народнические идеи.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!