Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция (конец 16- нач. 17 в)



Начинает активно развиваться международная торговля и международные права. Сталкиваются правовые системы различных Го.

Встает проблема в обосновании универсальных принципов права, которые могут стать основой международного права. Для реализации этой задачи – обращается к идее естественного права – это совокупность идеальных норм, которые должны служить прообразом всякого законодательства.

Законы естественного права коренятся в природе человеческого разума и являются такими же вечными как разум.

Гроций делит право на:

1. Естественное

2. Воле установленное

а) божественное

б) человеческое: внутригосударственное право и человеческое право в широком смысле слова (международное право).

17 Политическое и правовое учение Г. Гоббса

Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса (17 в.) о государственном абсолютизме

Написал трактат «Левиафан». Первоначально люди жили в естественном состоянии, не было Го и з-ов, отсутствовала к-л регуляция человеческих отношений, кроме естественного з-на. Естественное состояние – свобода всякого ч-ка использовать свои силы по своему усмотрению.

Человек по своей природе зол, врожденных норм нравственности не имеет. Он существо эгоистическое, жадное, поэтому люди не могут жить мирно, естественное состояние заканчивается «войной всех против всех» или «человек человеку волк».

Действует естественный закон, как божественное установление, он запрещает делать человеку то, что пагубно для его жизни, но люди самостоятельно, без присутствия власти плохо исполняют естеств. закон.

У человека появляется страх за свою жизнь, из-за него люди заключают м/у собой договор и отдают часть своей свободы суверенному Го, следовательно, власть имеет человеческое происхождение. Го – это объединение в одном лице множества людей.

Гобсс сторонник абсолютистского Го, не правового, без разделения властей, держащего в страхе подданных. Принимаемые в Го законы ограничивают свободу граждан.

Позитивное право – это приказ суверена, к-й граждане должны выполнять.

 

Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии

Законы природы - "решения Бога, открытые человеческим разумом.

Право природы - законы или правила, согласно которым все совершается.

Чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности люди должны были договориться об этом.

Верховная власть - суверенитет государства. Верховная власть не связывается никаким законом, но все должны ей повиноваться.

Спиноза в принципе отвергал право подданных на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных договоров и законов.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

Спиноза выделяет три формы государства - монархию, аристократию и демократию.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право, по меньшей мере, двух государств, именуемых союзными.

Учение Дж. Локка о естественном праве и правовом государстве. Теория разделения властей

Д. Локк – разрабатывает свою модель теории (либеральная). Человек не добр и не зол, он явл. разумным, рациональным существом, поэтому в естеств. состоянии нет войны против всех. Собственность возникает в естеств. состоянии ч-ка, имеет трудовое происхождение.

Го необходимо как арбитр, способный разрешать споры и конфликты м/у людьми.

С целью надежного обеспечения естеств. прав защиты личности, собственности люди соглашаются учредить Го., но они отдают ему не все свои права. Право на жизнь и на собственность ч-к не отчуждает никому.

Гражданский закон является обязательным для всех (подданных и власти).

Локк разделяет полномочия Го на 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и федеральную.

Народ имеет право на протест против власти, если она нарушает законы. Следовательно, суверенитет народа выше суверенитета власти.

20Учение Ш. Монтескье о праве и государстве

2 идеи:

1. разработка принципа разделения властей, как условие свободы.

2. идея влияния окружающей среды на политическую жизнь общества, к-я называется «поиски духов закона».

Законы разных Го отличаются друг от друга, что связано со специфическими, соц., и природными условиями существования общества. И одновременно они имеют нечто общее, что и называет Монтескье ДУХОМ ЗАКОНА.

Люди изначально слабы и боязливы, и стремятся к равенству и миру с др. людьми. Объединение в общество и феномен власти делают человека сильным и уверенным. Учение получило название географическая среда. Он считал, что она играет решающую роль в жизни остальных народов и оказывает влияние на современные цивилизации. Выделяет 3 компонента: климат, почва, рельеф местности.

Климат и почва влияют на образ правления, а рельеф на величину территории Го.

21 Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете

Человек от природы добр и нравственен. Злым и жестоким человека делает общество, основанное на частной собственности.

«Тот, кто огородил участок земли и сказал это мое – совершил преступление против человечества».

Го возникло в результате обмана хитрыми, богатыми – бедных. Они пообещали им равенство. Неравенство экономическое закреплялось политическим. Т.о. Д. заключался вынужденно.

Власть должна принадлежать народу, это единственная возможность организовать Го на принципах равенства и свободы. Го д.б. выражением общей воли – выражение нации, общая. Народ как суверен не связан никаким законом и имеет право на жизнь и смерть подданных. Т.о. Го не защищает интересы индивида и может его принуждать к выполнению собственных целей.

Выступал против идей народного представительства, все вопросы народ должен решать сам. Го д.б. небольшим по размерам. Большое Го явл. неуправляемым и может оказаться перед опасностью саморазрушения.

22 Б. Констан (1767–1830 гг.) – идеолог буржуазного либерализма во Франции, основным трудом которого является двухтомник «Курс конституционной политики».
В центре внимания Б. Констана – проблема соотношения личности и государства. Человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают фундаментальные права гражданина. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными.
Б. Констан различает свободу гражданскую (личную) и свободу политическую.
Выделяются следующие системы властей:
1) королевская власть – выступает как нейтральная, посредническая власть, призванная согласовывать деятельность остальных властей, сглаживать разногласия и примирять столкновения между ними;
2) исполнительная власть – вручается министрам, действующим на основе принципа парламентской ответственности;
3) власть наследственной палаты пэров, или «представительная власть постоянная»;
4) власть выборной нижней палаты (власть, представляющая общественное мнение);
5) судебная власть;
6) муниципальная власть – имеет независимый характер, не связана с государственной властью.

23 И. Бентам (1748–1832 гг.)идеолог английской либеральной буржуазии, основными трудами которого являются: «Принципы законодательства», «Деонтология», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств».
Ведущим положением учения И. Бентама является принцип пользы. Отсюда название всего направления – утилитаризм (utilitas – польза).
Полагал, что принцип пользы и основанные на нем государственные и правовые институты познаются не рационалистически, а эмпирически. В качестве непосредственных, «самоочевидных» данных опыта, не требующих какого-либо особого доказательства.
Естественное право, по мнению Бентама, представляет собой «фикцию», «метафору» и «опасное заблуждение». Естественны в человеке его чувства, способности и дарования. Считать их естественным правом или естественным законом – значит вносить путаницу, «ложную идею». Законы надо создавать, чтобы обеспечить проявление этих способностей, открыть дорогу гуманным чувствам и подавить антисоциальные склонности.Юридические законы –искусственное творение человеческой воли, а именно воли суверена, то есть лица или группы лиц, которым принадлежит верховная политическая власть. Закон, изданный сувереном, представляет собой императив, запрещающий или дозволяющий определенные действия и с этой целью наделяющий граждан правами и обязанностями.
Задача государства– на основе принципа пользы и «моральной арифметики» обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей».
Бентам полагает, что обеспечению безопасности мешают два «внутренних врага»:
1. «Враги неофициальные» – граждане, совершающие преступления.
2. «Враги официальные» – должностные лица, нарушающие закон и творящие произвол.
3. Гарантии дает только демократия.
Демократическое государство заботится о благе народа, в нем никто не устранен от защиты своей собственной пользы, своего собственного счастья. Остальные формы (монархия и аристократия) направлены на защиту пользы и интересов меньшинства и не дают надлежащих гарантий против злоупотреблений властью.

24------------------

25Учение И. Канта о праве и государстве

Основные работы– «Критика чистого разума», «Критика практического разума».

Главный закон существования людей - категорический императив. Разум берет свое начало не в индивиде, а в человеческом роде. Источник нравственности и прав - в практическом разуме, свободной воле людей.

Право опирается на принуждение, силу и на законодательную базу.

сами. Если право господствует над моралью, общество антагонистично.

Изначально человеку присущи свобода морального выбора. До возникновения

Го индивид приобретает субъективные естественные права. Только при поддержке Го они преобразуются в публичные.

Государство- соединение людей в рамках законов.

Главный признак государственности – верховенство закона. Всякое государство должно базироваться на принципах правопорядка и народного суверенитета.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 565; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!