Правовая концепция Августина. Учение о «двух градах»



Идеи:

1. Бог – это творец человеческой истории и все совершается по промыслу божьему.

2. Весь мир организован иерархически, т.е. от небесного высшего к низшему земному. Земная иерархия – отражение иерархии небесной и поэтому монарх явл. наместником Бога на земле.

Земной порядок светских Го носит противоречивый характер. Он зависит не только от божественной воли, но и подвержен воздействию злых сил. Неравенство в обществе возникает не по воле Бога, а в силу первородного греха и своеволия человечества. Правопорядок не способен установить сам человек. Основание правопорядка – страх божий, грозя человеку наказанием, Бог помогает ему удержаться на краю пропасти.

Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Основные черты политико-правовой доктрины европейской схоластики XIII в.

Фома Аквинский жил в 13 в. явл. представителем схоластики. Его работы: «Сумма теологии», «Управление государей». Он считает, что Го не есть естественная форма человеческого общежития, а высшее произведение человеческого гения. Го основано на воле правителя, поэтому лучшая форма Го – монархия.

Закон – это общее правило. Он должен выражать общее благо всех членов общества и быть известным каждому.

Классификация законов по Ф. Аквинскому:

- ВЕЧНЫЕ – всеобщий закон миропорядка. Следствие божественного разума.

- ЕСТЕСТВЕННЫЕ – подчинены природе и всем кто в ней существует

- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ – создаются людьми, обладают принудительной санкцией против нарушения и должен соответствовать естественному закону.

- БОЖЕСТВЕННЫЕ - это нравственное правило, к-е дано человеку в Божественном откровении.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинений. Всякая власть имеет божественное восхождение.

Форма власти – способ ее получения, она м.б. справедливой и несправедливой.

Церковь должна подчинять себе светскую власть

Развитие политико-правовой мысли в Киевской Руси в IX-XIII вв.

 

Русская политико-правовая культура - часть наследия, которая дает толчок к пониманию политико-правовых процессов, происходящих сегодня. Раскрытие политико-правовой мысли нужно начинать с возникновения Русского государства. Формирование государственности у восточных славян происходило в течение длительного времени.

VIII - IX вв. - в структуре и деятельности Руси проявляется государственное начало. В IX в. Русь заявляет о себе как о суверенном государстве, обладающем политическим весом в цивилизованном мире. В 988 г. христианство принимает великий князь Владимир. Христианская религия объявляется государственной.

Принятие христианства и распространение письменности обусловили появление множества исторических и правовых произведений самых разнообразных жанров (хроники, трактаты и т. д.). Активная политико-правовая жизнь (вечевые собрания, принятие правового сборника «Русская Правда», внешние отношения) способствовала развитию политико-правового мышления.

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан русским священником Илларионом. Трактат состоит из двух частей: первая посвящается пониманию соотношения закона и истины; вторая - анализу форм государственного устройства, содержания власти, характера власти.

По мысли Иллариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины».

Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления.

Закон и Истина не противопоставляются друг другу, напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Иллариона с постижением Истины и достижением в силу этого благодати как идеала христианина.

В трактате он стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.

Источник верховной власти он усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан обеспечивать мир и хорошее управление.

«Повесть временных лет» приписывается Нестору (XII в.). Основная задача летописи - обозначить законность происхождения власти. Оно обосновывается путем введения легендарного объяснения русской государственности, основанного на акте призвания варягов к управлению Русью.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!