Первичная и вторичная семиологическая система, понятие «мифа» как вторичной семиологической системы (Барт).



Структура мифа в семиологии

Обратимся теперь к семиотическим идеям известного фран­цузского теоретика Ролана Барта (1915-1980). Нас будет интере­совать то, как Барт анализирует особенности формирования зна­чения, в частности, его концепция мифа. (8)

Применительно к изучению массовой коммуникации важ­ным является то обстоятельство, что именно посредством ми­фов (по Барту) мы оказываемся погруженными в сферу идеоло­гии, понимаемой как мировоззрение, которое формируется исходя из конкретных позиций и социальных интересов. Отме­тим, что в рамках семиологического анализа миф трактуется от­нюдь не в обиходном смысле, как некоторые ложные системы представлений. Барт рассматривает миф в качестве исторически и культурно обусловленного феномена. Исходным при этом яв­ляется представление автора о "двуединстве" процесса форми­рования значения. С одной стороны, здесь взаимодействуют знаки в тексте; а с другой — культурный и индивидуальный опыт со­здателя или потребителя текста.

Барт рассматривал миф как "вторичную семиологическую систему".

Первичным порядком означивания является то, что выше было рассмотрено как трехчленный комплекс знака, т.е. означа­ющее, означаемое и знак. Автор определяет это как денотацию (предметы, существующие реально), когда означающее находит­ся со своим означаемым в отношении системной обусловлен­ности, релевантности, без каких-либо риторических или идеоло­гических наслоений. Денотация соотносится непосредственно со здравым смыслом, очевидным значением знака.

Барт использует понятие "коннотации" (мыслимый предмет обозначения) для описания одного из способов, с помощью ко­торых знак "работает" во вторичном порядке означивания. Кон­нотация характеризует ситуацию того, как знак воспринимается в связи с чувствами и эмоциями индивида. Причем ключевой момент здесь состоит в том, что означающее первого порядка оказывается знаком коннотации.

О разнице между денотацией и коннотацией Барт говорит на примере фотографии. Денотацией является механическое вос­произведение на пленке объекта, на который был направлен фо­тоаппарат. Коннотация вбирает в себя "человеческую" часть процесса — выбор конкретного сюжета, фокусное расстояние, угол съемки и т.п. Другими словами, денотация — это то, что фотографируется, коннотация — то, как фотографируется. За­метим, что коннотации зачастую относятся не только к индиви­дуальному, но и к социальному уровню.

Другим способом "работы" знака во вторичной семиологи-ческой системе является миф. По мнению Барта, миф представ­ляет собой некоторый текст, историю, с помощью которой в кон­кретной культуре понимаются различные стороны реальности или природы. Миф формируется на основе уже существовав­шей ранее семиологической цепочки. Барт определяет миф как некотрый метаязык, построенный с помощью "расширенной семиологической системы" (9). Посредством мифа, таким образом, становится возможным классифициро­вать окружающий нас мир в некоторые концептуальные катего­рии. Причем миф оказывается семиологической системой вто­рого порядка для означаемого (10).

Миф как вторичная семиологическая система

 

Язык    

 

       
    1. Означающее 2Означаемое            
 

3. Знак I.  ОЗНАЧАЮЩЕЕ

      II.   ОЗНАЧАЕМОЕ
миф

III.

ЗНАК

   
   

 

 

   
             

 

Посредством мифа реализуется важная идеологическая фун­кция натурализации — через миф обеспечивается постепенное понимание тех или иных ценностей и явлений в качестве "есте­ственных", нормальных, самоочевидных, соответствующих здра­вому смыслу (11) . Правомерно говорить о том, что через миф осу­ществляется своеобразное "сокрытие" семиотической работы знаков в тексте.

В контексте обсуждаемых нами проблем следует также ска­зать о разработке проблематики мифа французским антрополо­гом и социологом К. Леви-Стросом (12). По мнению, автора, мифы легче всего понять, изучая архаические общества. Анализируя правила организации мифа (брака, родства и т.п.) в примитив­ных обществах, Леви-Строс делал вывод о том, что присущими им являются некоторые общие глубинные схемы или бинарные оппозиции (13). Последние являются врожденными бессознатель­ными феноменами мышления, детерминирующими логическую организацию человеческой психики.

Основываясь на семиотических идеях, Строс трактовал язык как привилегированный инструмент для формирования знако­вых систем и как примерную модель мифа. Мифология, по Леви-Стросу, это поле ментальных операций бессознательных, но ло­гических, логический инструмент для разрешения, преодоления противоположностей. Специфическую логику мифа автор срав­нивает с бриколажем — в плане достижения цели обходными, парадоксальными путями (14).

Идея Строса состояла в том, что структуры мышления и со­циальной жизни не зависят от индивидуального сознания и вы­бора. Через миф происходит трансляция своеобразных закоди­рованных "посланий" от культуры к индивиду. Причем функция последнего состоит в разрешении противоречий наблюдающих­ся в реальной жизни посредством их "снятия" с помощью мифа. При этом задача исследователя состоит в раскрытии того, как миф организован, выявлении роли в нем парных оппозиций, а также в анализе формы их внешнего выражения.

По мнению этого автора, синтагматический анализ текста по­зволяет определить его явное содержание, тогда как парадигмати­ческий анализ выявляет неявное, латентное содержание. Другими словами, явное содержание фиксирует происходящее, а латент­ное содержание отражает смысл происходящего. В этой связи интерес исследователя был сконцентрирован на вопросе о том, каким образом организовано или структурировано то или иное повествование, как за счет этой структуры передается смысл.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 2340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!