Смирнская Церковь. Ангел Смирнской Церкви — святой Поликарп. Сборище сатанинское. О богатстве подлинном и мнимом. Быть верным до смерти. Вторая смерть 4 страница



Итак, недостаточно читать, надо слышать. Недостаточно слышать, надо исполнять. Вот этому посвящен данный стих: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие(то есть исполняющие)написанное в нем; ибо время близко»(Откр.1:3). Вы видите, какая мудрость раскрывается только в трех стихах 1 главы Откровения Иоанна Богослова. Если мы не спеша исследуем слово Божие, то великие истины всегда будут открываться для нас. Итак, третий стих говорит о том, что блаженны читающие и слушающие и соблюдающие написанное в нем, то есть в этом Откровении. А далее говорится: «ибо время близко».

Время, действительно, очень близко. Кто-то из вас может задать себе вопрос: но с этих времен прошло почти 2000 лет, почему время близко? Дело в том, что Второе Пришествие, которое мы ожидаем почти 2000 лет, наступает для каждого из нас в момент нашей смерти. Умер человек — вот тебе и Второе Пришествие. Потому что Второе Пришествие — это встреча Бога с этим миром. А когда мы умираем, уходим из этого мира, мы сразу встречаемся с Ним.

Поэтому, когда вы будете находить у апостолов указания на то, что время уже коротко, указание на то, что уже «близко», «при дверях», имеется в виду следующее. Апостолы понимали, что будут страшные гонения против христиан, и они очень рано погибнут. Первое серьезное гонение было при императоре Нероне в 64 году, Иисус Христос вознесся на Небо в 33 году. Видите, какая дистанция маленькая: 64-й — 33-й, то есть это одно поколение. И те христиане, которые в основном обращались массовым порядком, они обращались после 33-го года от Рождества Христова. Когда в День святой Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, они стали проповедовать, и люди обращались тысячами. Очень многие стали христианами в сороковых годах, во время путешествий апостола Павла. Они были все очень юные, молодые, а духовно они были просто младенцы, которые недавно уверовали в Господа.

Что значит «духовные младенцы»? Однажды, когда я был маленьким, я пришел в храм со своей бабушкой, и бабушка говорит: сейчас вот служба кончится, пойдем к девочкам пить чай. Ну, я думаю: к девочкам так к девочкам, хорошо. Кончилась служба, бабушка заводит меня в «крестилку», и там сидят «девочки»: 90 лет, 95 лет, самая молодая была лет семидесяти. Я говорю: бабушка, разве это девочки? А она: да, это наши девочки. Я только пожал плечами, а эти женщины услышали наш разговор, и одна из них сказала: «А мне вообще два года». Я говорю: «Как два года?». А она: «Я всю жизнь была неверующая и вот, крестилась два года назад, я еще младенец».

Действительно, скажем так, настоящее летоисчисление в жизни человека должно идти не от момента его физического рождения, а от момента его духовного рождения, то есть от момента крещения. Поэтому я думаю, что, хотя сегодня слушатели этой беседы в основном довольно зрелые люди, но, скорее всего, это 13-летние девчонки, 8-летние мальчики. Это очевидно, потому что многие не крестились в детстве, а если крестились, не были воцерковлены, не проходили оглашения, и только сейчас это начинается. Поэтому все вы переживаете состояние первой любви, вы должны дорожить этой молодостью во Христе, этой необычайной возможностью начать жизнь заново. Пусть вся прежняя жизнь была не такой, как бы вы этого хотели, но дорожите вот этой молодостью, которую вам дает Иисус Христос, дорожите этой первой любовью — это счастье. Пусть даже на склоне лет, но прийти к Богу своему!

У таковых людей есть преимущество перед теми, которые с детства верующие. Я — с детства верующий, и я не могу понять, как происходит вот это обращение к Богу, вот этот момент прозрения; в меня это, что называется, вошло с молоком матери. Мои родители венчались до моего рождения, то есть я родился в венчанном браке, с детства меня водили в храм. Но есть преимущество у тех людей, которые знают, как Бог обратил их к Себе. Они видят свою жизнь «до» и «после», у них есть, что с чем сравнивать, они знают, от чего они отреклись, пойдя за Христом, они имеют больше оснований ненавидеть грех. А для тех, которые с детства верующие, ситуация иногда бывает сложнее. Хотя есть проблемы и у неофитов, тех, которые недавно уверовали. Их проблема в том, что они иногда очень быстро остывают.

У меня был один знакомый, который уверовал со своею семьею в Господа, а не было ни священника знакомого, ни христиан, с кем они могли общаться, и они поехали в Троице-Сергиеву Лавру (это было в советские времена), там он решил купить молитвенник . Он увидел самую толстую книгу и спросил: тут молитвы? Ему говорят: да, здесь молитвы. А там стоял молитвенник, но тоненький, так он решил брать толстую книгу. А эта была Минея за октябрь, то есть службы, связанные с октябрем. И он в течение нескольких лет читал эту книгу, причем рядом стояли его жена и ребенок. И когда ему со временем объяснили, что есть утренние и вечерние молитвы и их надо читать, а это читают только в октябре и только по дням определенным, они сказали: мы так привыкли, что мы уже не сможем, нам тяжело будет переучиваться. Потом они стали читать правильные молитвы — утром, вечером, перед причастием, после причастия. Но однажды, когда я с ними общался, они сказали: мы очень тоскуем по тем временам, когда мы читали круглый год эту октябрьскую Минею, нам очень недостает этих времен.

Действительно, первая любовь — это особое чувство, к нему надо стремиться, его надо развивать в себе. Поэтому любое откровение, которое мы получаем от Бога, — это возможность обновить весь свой религиозный опыт. В Библии есть текст, в котором говорится, что Бог каждое утро обновляет Свое благословение. Сказано: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плч.3:22-23). То есть, один день никогда не похож на другой. Это новый день, его никогда не было. Это новое благословение Бога. Как вот эта беседа — это новое благословение Бога. Вот эта Литургия, на которой мы были, — это новое благословение Бога, которое дается нам. То есть, христианин может постоянно обновлять свой религиозный опыт.

В принципе, общины христиан могли ограничиться Пятикнижием Моисея. Когда Господь пришел, это было главное чтение, которое было у евреев, и в Пятикнижии очень много говорится об Иисусе Христе, там есть пророчества, это удивительный текст Божьего закона, но Господь хочет постоянно обновлять наш религиозный опыт. Почему? Потому, что Бог видит, что обстоятельства последних дней не такие, как обстоятельства первых дней. Это не значит, что в древности было лучше, иногда в древности бывало и хуже. Например, Господь говорит о разводном письме, которое Моисей повелел давать. Господь говорит: он, Моисей, дал вам его по жестокосердию вашему, а изначала так не было. То есть, там были разные ситуации. Откровение Иоанна Богослова — это Книга для последних дней. Сказано: «ибо время близко». Во всей Библии есть только две книги, предназначенные для последнего времени. И эти книги надо изучать именно в последние времена. Это Книга пророка Даниила, о которой прямо сказано, что она запечатана для последних дней, то есть ее будет истолковывать Церковь в последние времена. Сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан.12:4). Через пророческие книги мы увеличиваем, «умножаем ведение», то есть познание о Боге, без которого невозможно спастись, ибо сказано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя…» (Ос.4:6).

И Книга Откровение Иоанна Богослова. Этим как раз и объясняется то особое отношение к ней, ее нельзя изучать самостоятельно, как я уже сказал, ее надо изучать под руководством Церкви.

И мы читаем далее:

«Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его»(Откр.1:4).

«находящимся в Асии», проф.Глубоковский Н.Н., пишет: «АСИЯ,АЗИЯ(Деян.2:9), страна света. Это название первоначально прилагалось к небольшой Лидийской области, включавшей в себя м. б., Ионию и Эолию. Название постепенно распространилось в своем значении, пока не обозначилась вся Малая Азия, и, наконец, под этим названием стали уже разуметь всю огромнейшую часть вост. Материка земного шара»[3].

Здесь говорит Иоанн, но он говорит не от себя. Он говорит то, что получил от Ангела, то, что Ангел получил от Иисуса Христа, и то, что Иисус Христос получил от Отца Своего Небесного. В Послании апостола Петра сказано: «Говорит ли кто, говори, как слова Божии»(1 Пет.4:11). Очень важно, братья и сестры, что, когда нам что-то говорят, мы должны переспрашивать:

— А где об этом сказано в Писании?

Вот, если мы это делаем, это очень важно. Потому что нам могут наговорить всё что угодно. Мы всегда должны переспрашивать:

— А где об этом сказано в Писании? Есть ли это в Писании?

Дело в том, что мы не можем всецело руководствоваться всеми святыми Отцами, которые оставили множество разных книг. Почему? Потому, что Отцы в некоторых случаях по-разному верили, то есть понимали те или иные вопросы. Это были очень разные люди. Если мы будем признавать писания всех святых Отцов, то мы можем заблудиться. Например, святитель Григорий Нисский верил в то, и он об этом писал, что дьявол покается, что бесы покаются и спасутся, что не будет никаких вечных мук. Он был настолько любвеобильный, что его любовь не знала предела. Он молился за демонов, вспоминая о том, что они когда-то были светлыми Ангелами. Он молился о том, чтобы Господь послал покаяние не только его соседу по келье, но и самому Люциферу, дьяволу.

Но если простой христианин будет подражать во всем святителю Григорию Нисскому, он может очень серьезно повредить себе. Потому что одно дело — такой святой муж, и другое дело — мы с какими-то нашими проблемами. Поэтому мы, братья и сестры, в своем исследовании слова Божия должны руководствоваться не частностями. Такие частные суждения святых Отцов называются теологуменами. Есть такое богословское понятие — теологумен, что значит частное богословское мнение. Мы не говорим, что это ересь, из уважения к этим отцам мы говорим: это их частное богословское мнение.

Но, те, которые только на этих теологуменах строят свое мировоззрение, эти люди могут впасть в ересь. Поэтому под учением Церкви надо понимать такое учение, которое всегда знали христиане разных времен и разных поместных Церквей. Вот это и есть соборный принцип — «согласие отцов». А если какое-то учение высказывал только один святой отец, только одна поместная Церковь знала это, а другая не знала, вот это уже теологумен — частное богословское мнение.

И вот, Иоанн пишет семи Церквам, находящимся в Асии: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его»(Откр.1:4).

Может быть, это послание, послание Книги Откровения, имеет отношение только к этим же семи христианским общинам? Нет. Уникальность библейского откровения заключается в том, что любое пророчество универсально. Оно относится к тем людям, во дни которых пророчество произносится. Оно относится ко всем последующим поколениям христиан, и оно относится к самому последнему времени. Слово Божие всегда живо, действенно, актуально. Ни одно библейское пророчество не устаревает.. Число семь обозначает полноту. В Библии число семь означает неопределенную полноту. Помните, когда апостол Петр спросил Господа, сколько раз прощать брату, не до семи ли раз? Господь говорит: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз»(Мф.18:22). Когда это слышишь: «до седмижды семидесяти раз», сразу в голове начинаешь считать, как будто какой калькулятор включается. На самом деле это просто неопределенное число. Блаженный Иероним учил, что число семь означает и благодатную полноту. Иными словами, это откровение — для всех христианских Церквей. Для всех Церквей Божиих, которые существовали в то время, для тех христианских общин, которые существовали потом, которые существуют сейчас, и для тех христианских общин, которые будут после нас, после того, как мы умрем и будем лежать в земле, ожидая Воскресения. Тогда будут жить другие христиане, и они тоже будут изучать эту удивительную Книгу Откровение.

«Что же из себя представляет народ Асии, что только он удостоился воспринять апостольское откровение? Но есть тайна в числе и таинство в названии провинции. Ибо должно нам сперва обсудить значение этого числа, потому что и число шесть, и число семь, повторяющиеся в законе [Моисея], всегда используются в мистическом смысле. “Потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил от дел своих” (Исх.20:11; Евр.4:5). “И еще здесь: не войдут в покой Мой” (Евр.4:5). Итак, семерка здесь означает состояние настоящего века. Поэтому апостол, думается, рассылает это послание не только семи церквам или тому миру, в котором он тогда жил, но передает его всем будущим векам вплоть до уничтожения мира» (Апрингий IV век).

 

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели 1 стих, 2 стих, 3 стих и 4 стих. В 1 стихе говорится о том, что Откровение Иисуса Христа дано ему от Бога Отца, Христос передает его Ангелу, Ангел — Иоанну Богослову. 2 стих говорит о том, что Апостол проповедует слово Божие и свидетельство Иисуса. То есть он как самоочевидец проповедует то, что он видел своими глазами, слышал своими ушами, осязал своими руками. 3 стих говорит о том, что блаженны читающие это слово и слушающие его, то есть читающие внимательно и соблюдающие написанное в этом откровении. И 4 стих говорит, что это откровение — всем христианам. Здесь это называется семью Церквами. А число семь, как мы с вами договорились, это неопределенное число. Итак, мы оканчиваем сегодняшнюю беседу. Если мы будем живы и Господь позволит, то в следующий раз мы с вами будем беседовать по 1 главе с 5 стиха и ниже.

 

 

^ Беседа 3

Первенец из мертвых. Легитимная власть. «Аксиос!» Альфа и Омега. Невменяемая юность. Библейские проблемы. Семь исторических периодов Церкви. Ангелы-Хранители исторических эпох. Чемоданные христине

Итак, мы сегодня продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова. Сегодня мы будем продолжать изучение 1-й главы с 4 стиха и ниже.

4 стих мы уже отчасти рассмотрели: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр.1:4).

Как я уже сказал, число семь в Библии означает некую абсолютную неопределенность, неопределенно большое количество, то есть это число, которое говорит о некой полноте, по истолкованию блаженного Иеронима Стридонского — означает благодатную полноту. Сверхполнота — это число восемь.

Ветхозаветная седмица оканчивалась седьмым днем, который был субботой. Наша христианская седмица оканчивается прежним первым ветхозаветным днем недели, новозаветным воскресным днем. Таким образом, таинственно воскресный день становится как бы восьмым днем, он выходит за пределы седмичной реальности. Потому что Христос, воскреснув из мертвых, дал нам возможность воскреснуть для новой жизни, для Бога и с Богом, то есть стать духовно вменяемыми людьми, вышедшими за пределы чувственного мира, и уже в этой жизни стать причастниками жизни иной. Сказано: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19); и еще: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:5-6).

Иоанн пишет послание семи Церквам, то есть всем христианским Церквам, обращается ко всей полноте церковной Кафолии. И мы видим, что говорится здесь о семи духах, находящихся пред престолом Его. У каждой поместной Церкви есть свой АнгелХранитель, у каждого храма есть свой Ангел Хранитель. У каждого человека есть свой Ангел-Хранитель.

И мы читаем далее: «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». (Откр.1:5).

Иисус Христос «есть свидетель верный». О ком свидетель? О Ком свидетельствует Иисус Христос? Он свидетельствует о Своем Отце. Как мы с вами в прошлый раз говорили, в Писании сказано, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). То есть, Он явил образ Отца Небесного. Когда апостол Филипп говорил Ему: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», Он говорил: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня» (Ин.14:8-9). Есть только один свидетель о Боге Отце — это Его Единородный Сын. Потому что Он происходит из недр Отчих, Он рождается предвечно из недр Отчих. Это совершенно очевидно. Итак, Сын свидетельствует об Отце. Сын приходит во Имя Отца. Церковь свидетельствует об Иисусе Христе. Непосредственными свидетелями Иисуса Христа были только апостолы и те христиане, которые видели Иисуса своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками. Обращаясь именно к ним, Христос говорил: «вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». (Ин.15:27). Мы, христиане, которые не знали Господа во плоти, то есть не видели Его своими глазами, мы знаем Господа в Духе. В Духе Святом нам открывается личность Иисуса Христа. Поэтому мы не можем свидетельствовать о Христе так, как свидетельствовали о Христе апостолы, которые были самоочевидцы Слова, но мы можем свидетельствовать о том, что Христос сотворил с каждым из нас. Так поступал апостол Павел. Он не видел Иисуса Христа во дни Его земной жизни, но он свидетельствовал о каждом проявлении Духа Христова в своей собственной жизни.

Итак, мы имеем свое свидетельство об Иисусе, и мы имеем свидетельство о Боге Отце, которое получаем от Иисуса Христа. Вот почему Господь наш и сказал: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Как можно прийти к Богу, если мы не знаем, что есть Бог? И Кто есть Бог? Ответ очевиден: мы познаём Бога в Сыне Его. Хотя возможны разные пути прознания Бога, но наиболее полное раскрытие Бога роду человеческому — это в Сыне Его. Для нас же оставленных но не брошенных на Земле, слова: «… и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Мф.28:20), имеют евхарейстическое раскрытие для верного, ежедневно причищатся от Тела и Крови Сына Божия.

То есть, когда мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, мы причащаемся наиболее полному познанию о Боге, которое может быть доступно людям, живущим в этой земной жизни.

Преподобный Нектарий Оптинский учил: «Не надо ждать или искать чудес. У нас одно чудо: Божественная литургия. Это величайшее чудо, к нему нужно приникать». В наше время появились ругатели Святых Таинств, которые свое субъективное религиозное переживание ставят выше Евхаристической Чаши. Такие искатели субъективного чуда — харизматики, в последнее время они начали проникать и в православную среду. Не пережив чуда воскресения для святой и праведной жизни, они хотят компенсировать свою духовную несостоятельность лже-чудесами и лже-знамениями. Православные отцы, напротив, молились о том, чтобы избавиться от того или иного чудесного дара, почитая себя недостойными его. Современные харизматики именно «чудесами» пытаются прикрыть, как неким фиговым листом, свою нравственную и моральную неустойчивость. Отец Серафим (Роуз) писал о даре харизматического духа: «Настоящий дух, который внезапно осеняет своими “дарами” — это поколение прелюбодеев, которое, растленное и введенное в заблуждение века ложных верований и поддельного благочестия, жаждет только “знамений”, — это не Святой Дух. Эти люди никогда не знали Святого Духа и не поклонялись Ему. Истинная духовность настолько недосягаема для них, что, на взгляд здравомыслящего наблюдателя, они только подражают ей своими техническими и эмоциональными, а подчас и бесовскими феноменами и святотатственными высказываниями».


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!