Смирнская Церковь. Ангел Смирнской Церкви — святой Поликарп. Сборище сатанинское. О богатстве подлинном и мнимом. Быть верным до смерти. Вторая смерть 10 страница



Итак, мы с вами продолжаем чтение Книги Откровение Иоанна Богослова. И сегодня мы читаем с вами 2 главу с 1 стиха и ниже.

Здесь сказано: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (Откр.2:1).

Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, так объясняет этот текст: «Говорит с Церковью через Ангела, подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками через учителя, потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика: ошибки и успехи его... Под семью звездами, или Ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием, под именем семи небес здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, содержимыми, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и через святых Ангелов управляет миром». Действительно, Христос, ходящий посреди семи золотых светильников, Он шествует как Царь, который управляет семью небесами и всейЦерковной полнотою, и через ангельские чины Он устанавливает Свою власть надЦерквами. В каждой Церкви есть небесный Ангел, но есть и земной Ангел.

Мы с вами установили, что у нашего храма есть два небесных покровителя — это Креститель Спасов Иоанн и св. апостол и евангелист Матфей, во имя которого у нас построен второй придел.

Но настоятель церковной общины тоже называется Ангелом. Я имею в виду отца Иоанна[4]. Ангелом всей Русской Церкви является наш Патриарх Алексий II. Иными словами, священнослужители по чину своего сана совершают ангельское служение, ангельскую миссию.

Ангельское служение предстоятелей церквей имеет огромное значение, и когда мы воспринимаем наших настоятелей, пастырей, архипастырей именно как Ангелов Церкви Божией, то меняется и наша система взаимоотношений со священноначалием. Церковное послушание уже не выглядит как исполнение неких обязанностей, осуществление некой общественной нагрузки, как это очень было принято в советское время — всем давать какую-то общественную нагрузку. Кто-то стенгазету готовит, кто-то членские взносы собирает. В Церкви любое действие, которое совершается по послушанию, может рассматриваться как священнодействие. И в этом смысле в Церкви священнодействуют в той или иной степени все. Именно поэтому в Священном Писании, особенно в Посланиях апостола Павла, вы можете найти указание на то, что есть сугубое священство — диаконат, пресвитериат, епископат, и есть всеобщее царственное священство, то есть каждый крещеный православный человек священнодействует в народе Божием.

И мы читаем далее, 2 глава, со 2 стиха и ниже:

«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» (Откр.2:2-5).

Вот таково обращение к Ефесской церкви.

Что мы знаем о городе Ефесе и его первоначальной церкви.

Профессор Петроградской Духовной Академии Н.Н. Глубоковский (1863-1937) так описывает город Эфес и первоначальную эфесскую церковь:

 

«ЕФЕС (желанный, вожделенный) (Деян.18:19 и др.), известнейший из малоазийских городов, расположенный при устье реки Кайстра, в 45 верст. На юг от Смирны. Ефес был подчинен римлянам с 41 г. до Р.Х., служил украшением и важнейшим городом проконсульской Азии (или Асии) и славился знаменитым храмом Дианы. Там была давняя и влиятельная иудейская колония; вероятно, от Антиоха II Феоса (261-246 гг. до Р.Х.) иудеи получили здесь право гражданства, но наряду с этим многие обладали еще и римским гражданством.

В 49 г. до Р.Х. консул Лентулл, сторонник Помпея, привлек в Малой Азии к военной повинности римских граждан, однако ефесские иудеи, обладавшие этим правом, были от нее освобождены (И. Флавий. Древности XIV, 10, 13, 16, 19). В 43 г. до Р.Х. это преимущество было им подтверждено вместе с обеспечением всех религиозных отправлений (Древности XIV, 10, 12). При Августе ефесским властям многократно внушалось, чтобы они не мешали евреям в посылке священных сборов в Иерусалим (Филон. Legatio ad Caium, 40 – письмо Гая Норбана Флакка; И. Флавий. Древности XVI, 6, 4 – письмо Агриппы; XVI, 6, 7 – письмо Юлия Антония около 4 г. до Р.Х.)

В Ефесе было несколько синагог (18:19, 26; 19:8). Ап. Павел прибыл сюда во второе свое путешествие и крестил во имя Господа Иисуса многих из обратившихся: им был ниспослан свыше дар языков и пророчества. Затем он три месяца проповедовал в синагоге, откуда перешел со своей проповедью в школу некоего Тиранна. Проповедь его в Ефесе продолжалась до трех лет и сопровождалась многими чудесами (19:11-12), а успехи ее были весьма велики.За это время ап. Павел написал Первое послание к Коринфянам. Пастырям Ефесской Церкви он говорил: «бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (20,31). Следствием самоотверженной проповеди апостола было и то, что многие оставили дурные обычаи, а это возбудило противодействие со стороны неверующих, особенно среди промышлявших изготовлением и продажей серебряных копий храма Дианы и ее самой.

В древности были известны так называемые «Ефесские письмена», магические формулы, особенно употреблявшиеся и обычные в Ефесе. Они по частям писались на амулетах и даже вносились в книги. Последних было сожжено на 50 тысяч драхм под влиянием ап. Павла (19,19), но и сам он едва-едва не попал в руки своих врагов. Здесь апостол пользовался гостеприимством Онисифора. Его посещал александриец Аполлос, «муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (18,24).

Ефес был местом пребывания святого Иоанна Богослова, который здесь и скончался, оставив в Апокалипсисе (2,1-7) грозное вразумление «Ангелу» Ефесской Церкви за ее холодность и оставление ею первой любви. Это предсказание исполнилось с совершенной точностью, ибо от прежнего величия Ефеса и Ефесской Церкви осталось лишь печальное воспоминание в виде бедной турецкой деревушки Айя-Солюк. В 431 г. в Е. проходил III Вселенский Собор».

 

Как я уже сказал, в богословии нет одинакового взгляда на эти откровения, по вопросу о семи Церквах. Одни говорят, что эти откровения действительно относятся к конкретным, существовавшим в определенное время поместным Церквам. Другие говорят, что эти откровения говорят о разных периодах в истории Христовой Церкви (Святой Иполит Римский, святой Андрей Кесарийский, влад. Аверкий и другие). А некоторые говорят, что любое Божественное пророчество касается и того времени, о котором оно говорит; и касается всех последующих времен, когда люди будут изучать это пророчество; касается и определенного периода и всех последующих периодов истории.

Скорее всего, это так и есть. Единственная Книга в Библии, о которой сказано, что она точно, скажем так, зашифрована для последних времен, — это Книга пророка Даниила. Там сказано о том, что Даниил не должен даже пытаться понять ее. Вот те пророчества, которые он получил от Бога, — это для последнего времени.

Книга Откровение — тоже для последнего времени, но в ощущении первых христиан последними временами и были те времена, когда они жили. Не было ни одного периода в истории, христианской Церкви, когда христиане проповедовали бы, что их время не последнее.

Вот у меня было несколько проповедей, которые, может быть, являются редким исключением. В некоторых проповедях своих я говорил о том, что, скорее всего, пройдет еще лет пятьсот, потому что есть такая примета: Христос сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). А сейчас мы видим расцвет веры, очень много людей изучают богословие, православное богословие. Всплеск монашества, именно ортодоксального. В Северной Африке огромный интерес к Православию, в Северных Американских штатах, особенно западное побережье, — там очень много баптистских общин перешли в Православие. Там очень активно совершает свой апостолат Антиохийская Церковь, Антиохийский Патриархат. Бог в начале ХХ века использовал февральскую и октябрьскую революции — около 2 млн. людей оказались эмигрантами, и они везде строили свои храмы, и через них распространялось Православие, и было очень серьезное движение в результате существования нашей православной эмиграции, особенно во Франции, в Германии. Достаточно назвать небезызвестного богослова Владимира Лосского, который обращал в Православие целые католические общины. Это была «уния наоборот». Этим людям оставляли их западный обряд, но они полностью переходили в православное вероучение и подчинялись Константинопольскому Патриарху.

Так что, может быть, мы належимся в земле. Я всегда опасаюсь христиан, у которых «чемоданное» настроение, которые думают, что вот-вот уже конец. Но при этом всегда надо помнить о том, что никто не знает точно, когда это произойдет. Это может произойти действительно через пятьсот лет, через тысячу лет, через полторы тысячи лет, но это может произойти и завтра. Поэтому христианин должен бодрствовать. Господь скрыл от нас дату кончины века именно с той целью, чтобы мы бодрствовали, чтобы мы ожидали. Пребывая в ожидании, мы вели бы образ жизни, соответствующий нашему призванию.

В послании к Ефесской Церкви, похоже, действительно говорится об апостольских временах: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных» (Откр.2:2). Христианство вышло из еврейской среды. Некоторые историки говорит, что четверть, или даже треть населения Святой земли — еврейского населения — приняли христианство (Дворкин). Дело в том, что синагога не сразу разобралась с христианством. Да, первосвященники казнили Иисуса Христа, но они не отлучали христиан от синагоги. Очень долго. Такое отлучение произошло только во IIвеке, когда в молитвенное правило, обязательное для чтения каждым евреем, специально внесли формулировки, которые христиане не могли читать, это было при Гамалииле Втором. Это были формулировки о Мессии, где говорилось: «Он не пришел еще, он только придет». Хотя на основании Книги пророка Даниила та же синагога признала, что Христос родился в I веке. Об этом можно прочитать в аггадических текстах, в мидрашех. И в средние века католические миссионеры, которые устраивали диспуты с иудеями, говорили:

— Ну, а как же в ваших же книгах сказано: родился во дни Второго Храма На основании пророка Даниила, там все сосчитано.

На что еврейские, иудейские оппоненты отвечали:

— Родиться и прийти — это разные вещи. Машиах, мессия, — он безгрешный. Он родился — и может тысячу лет жить. А вот когда он придет как машиах, заявит себя как машиах — это будет совсем другое дело (Рамбан).

Христианство возникло в еврейской среде, где было очень строгое отношение к сексуальным преступлениям. Христианство выходит за пределы еврейского мира. Оно сталкивается с античным языческим миром, где разврат царил сплошь и рядом. В языческом мире даже великие философы поощряли педофилию, сексуальные отношения со своими учениками. Такие тексты можно найти у Платона. Разврат не считался чем-то необычным. Напротив, многие считали, что для развития организма совершенно необходимо, особенно в молодом возрасте, вступать в сексуальные отношения.

Известно что четырнадцать из пятнадцати первых римских императоров были гомосексуалистами.

Вергилий писал: «Правда и неправда смешаны; так много войн во всем мире, столько несправедливости; плуг потерял подобающее ему уважение; землепашцы ушли воевать, и поля зарастают сорняками; серп перекован в меч. На востоке, на Евфрате, разгорается война, также и на западе, в Германии; более того, соседние города разрывают свои союзы и обнажают меч, и противоестественная ярость бога войны свирепствует по всему миру; даже подобно тому, как боевые колесницы в цирке врываются в раскрытые ворота, устремляются они на беговую дорожку, и, натягивая отчаянно вожжи, возница позволяет лошадям везти себя, а колесница не подчиняется езде». Это был мир, в котором неистовствовало насилие. Когда Тацит начал писать историю этой эпохи, он отмечал: «Я перехожу к истории эпохи, полной несчастий, омраченной войнами, раздираемою бунтами, жестокой даже в самые времена мира… Это было сплошное исступление, ненависть, террор; подкупали рабов, дабы они предавали своего господина, а вольноотпущенников, чтобы они предавали своих патронов. Кто не имел врагов, того изводили его друзья». Историк Светоний, описывая правление императора Тиберия, сказал: «Не проходило дня, чтобы кто-нибудь не был казнен». Это была эпоха полнейшего, крайнего террора. «Рим, — говорит историк Ливий, — не мог переносить ни свои болезни, ни средства для лечения этих болезней». Поэт Проперций писал: «Я вижу Рим, гордый Рим, безвременно погибающим, жертвой своего собственного процветания». Это была эпоха морального самоубийства. Сатирик Ювенал писал: «Земля не рождает больше никого, кроме плохих людей и трусов. Следовательно, Бог, кто бы он ни был, смотрит вниз, смеется над ними и ненавидит их».

И вот те язычники, которые принимали христианство во время апостольских путешествий апостола Павла и апостола Петра, они не сразу смогли изменить свой образ жизни. Семя Евангелия падало на каменистую почву и с трудом могло произрасти, потому что грехи довлели.

Поэтому и сказано: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных(похоже, что здесь говорится о развратных в своей среде –О.С.), и испытал тех, которые называют себя апостолами» (Откр.2:2).

Появилось очень много апостолов. II век —вторая половина II века — уже не знает апостолов, как и бродячих проповедников. А вторая половина I века и первая половина IIвека — это было время, когда многие люди заявляли о себе, что они апостолы, и даже было составлено правило, как отличить апостола от лжеапостола, — это известное «Дидахи». Там сказано, что если человек пришел и находится где-то больше двух дней, то это лжеапостол. Вот если он пришел, проповедовал и сразу ушел в другое место, там проповедовал, переночевал — и в другое село, там проповедовал, переночевал — и дальше пошел, тогда настоящий апостол. А если пришел, поселился, домиком обзавелся, денежки стал собирать — всё, это — лжеапостол. В «Дидахи» сказано, что они не должны были брать деньги, потому что берущий деньги человек может какое-то время не заниматься благовествованием, а отдыхать. А апостол должен кормиться от благовествования, то есть он обязан проповедовать каждый день. И должен переходить с места на место, потому что как можно большее количество людей должны услышать Святую веру, услышать Святое Евангелие — это удивительное чудное благовествование. Причем апостолы понимали, что их проповедь всегда имеет смысл — и тогда, когда с ними соглашаются, и когда не соглашаются. Судили так: если кто слушает их проповедь и принимает — ему проповедование во спасение, если кто слушает и не принимает — ему во свидетельство. Что значит «во свидетельство»? А на Страшном Суде ему скажут:

— Ты слышал и видел и сам не принял.

И ему не будет никакого извинения. Поэтому-то они, апостолы, постоянно были в движении. Здесь, в послании к Ефесской Церкви, говорится о нравственной характеристике того времени, античного мира, с которым столкнулось первоначальное христианство, и о движении неких людей, называвших себя апостолами, не являясь таковыми. И сказано, что Ангел Церкви нашел, что они лжецы. Но далее в послании Ангелу Ефесской Церкви говорится: «ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откр.2:3).

Даже трудно представить динамику проповеди, они проповедовали действительно каждый день. Это был труд, не позволяющий заниматься хозяйственными делами. А надо же было делать агапы — общие трапезы. И для того, чтобы апостолам не отвлекаться на эти агапы, был создан институт диаконов, которым поручили заниматься хозяйственными делами. Но и эти диаконы не могли заниматься только хозяйством. И мы видим архидиакона Стефана, и камни, летящие в него, не могут остановить его проповедь. Он проповедует, даже когда за стенами Иерусалима его побивают камнями. Это было особое время. Они каждый день преломляют хлеб по домам, каждый день они совершают Евхаристию. Со стороны, для иудеев, это выглядело так, что каждый день они совершают Пасхальную трапезу.

Апостолы так и говорили: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.5:7). Ну, представьте себе: какой-то храм будет каждый день совершать пасхальную службу, каждый день будут христосоваться, каждый день будут разговляться. Конечно, это произведет впечатление, вызовет резонанс в обществе. И вот христиане — они горели этой пасхальной радостью, это была пасхальная община. Каждый день у них — воскресенье. В наше время мы уже утратили этот дух. Вот старец Серафим Саровский — это был «пасхальный» святой, у него круглый год тоже была Пасха. И круглый год, кто бы к нему ни приходил, он встречал пришедшего словами:

— Христос воскресе!

Итак, апостольское служение действительно было очень серьезной работой. Требовало терпения, и труда до изнеможения. Потому что начались преследования со стороны иудейской верхушки. Но иудейская верхушка не хотела воевать с народом. Если вы внимательно прочитаете Евангелие от Луки, то увидите: в этом Евангелии чаще, чем в других говорится о том, что учеников у Иисуса Христа было огромное множество. Именно множество. Это — не двенадцать и не семьдесят. И они ходили за ним, и назывались учениками. В других Евангелиях такого акцента нет. В Книге Деяний святых апостолов сказано, что, когда апостолы проповедовали, когда христиане благовествовали, кормили обездоленных, делали общие агапы, — они были в любви у всего народа. И каждый день присоединялись к ним люди, многие священники уверовали. Есть такие свидетельства в Книге Деяний — многие иудейские священники уверовали.

Известный Гамалиил Первый, который попал в православные Святцы, — это автор талмудических трактатов о кошерной и некошерной рыбе, классический талмудист. Он принял веру Христову, крестился. Никому пока в голову не пришло издать его трактаты и сверху написать: «Иже во святых отца нашего Гамалиила Первого, Талмуд, раздел такой-то». Нам трудно представить, что это была за жизнь; это был взрыв какой-то — появление христиан.

Вдруг самый страшный гонитель христиан Савл переходит в эту веру, принимает имя Павел и начинает проповедовать не только евреям, но и язычникам. Он пишет письма иерусалимским общинам, рассказывает о том, что происходит. Он является пред апостолами, дает им отчет о своем благовествовании, а они протягивают ему руку общения. Сначала к апостолу Павлу очень осторожно относились. Подвергал христиан гонениям, преследовал, «влачил за волосы» мужчин и женщин, и вдруг — он рассказывает, что, когда он нес в Дамаск письма из Иерусалима от синедриона, чтобы репрессии против христиан распространить и на Дамаск, на тамошнюю еврейскую диаспору, свет осиял его с неба. И он услышал голос, сказавший ему:

— Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?

И этот Савл, который, гоня христиан, думал, что он служит Богу Авраама, Исаака и Иакова (иудеи же считали Иисуса Назорея обманщиком), он спросил:

— Кто Ты, Господи?

«Кто ты, Господи?» — очень странный вопрос для еврея. Ведь евреи — монотеисты, они верили в одного Бога. Если бы грек или римлянин спросил: «Кто ты, Господи?», мы могли бы представить: он хочет выяснить, то ли это Аполлон прилетел, то ли это Зевс, то ли кто-то еще. А вот когда еврей спрашивает: «Кто ты, Господи?» — что он хочет узнать? Он хочет узнать, с каким именем Бог пришел к нему. Потому, что у Бога Ветхого Завета много имен. И каждое из имен показывает отношение Бога к людям. Вот какое имя дается — в этом имени раскрывается все Его отношение к людям. Помните, как Моисей допытывался на Синае:


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!