Правовой институт - это действующий комплекс упорядоченных отношений, выступающий как единство объективного (фактического) и субъективного (волевого).



Объективно - это социальная среда, а субъективно - это некое лицо.

Признаки правового института

· длительность существования,

· выражают нормативность отношения (устойчивая организация людей всегда предполагает стабильность, нормативность)

· находит одобрение у членов общества в силу его справедливости. То есть институт не просто работающая норма, а он связан с сознанием людей: люди сплачиваются в и, создают нормы потому, что они сплочены какой-то идеей - справедливостью. Она объединяет людей в организацию.

Провообразование, возникновение норм права

Возникновение проходит 3 этапа:

1) Появление нормы права внутри института;

2) Норма права формулируется в виде закона со стороны государства. Государство принимает такую норму, признает ее перспективу распространения. Это знаменует временное состояние права. Принудительность обеспечивается силой государства. В этом смысле норма права на 2 этапе не обладает подлинной юр природой - не признана всем обществом.

3) Эта норма, оформленная в виде закона, должна быть признана обществом.

Если три этапа состоялись, значит, это право.

Способы образования права

1) Вертикальная - институализация властных нормативов. (Г принимает норму и и ее принимают)

2) Горизонтальный - институализация фактических отношений (норма рождается и и фактически признается всеми и без признания г).

 

***[10]

Смысл институционалистской концепции права: как социолог Ориу обратился к социальной действительности права. Право представляет из себя несколько элементов, которые последовательно сменяют друг друга:

1) на поверхности лежат "затвердевшие правовые нормы", выраженные взаконах обычая, судебных прецедентах и т.п.

2) гибкие нормы, создание которых н связано определенными процедурами, они вырабатываются ad hoc: "полицейские правилам", дисциплинарное право, дискреционное право

3) на самом глубинном уровне право существует как институт, то есть как юридическая идея задачи или предприятия, которое осуществляется и затвердевает в социальной структуре. К числу юридических идей автор относил идеи справедливости и социального мира. Именно институт является первичным источником права (Ж.Гурвич).

 

Виды институтов:

1) институт-группа: это феномен "взаимопроникновения индивидуальных сознаний, охватываемых общей идеей и процессом мышления". Такой институт порождает порядок социального ("институтционального") права. К таковым институтам ученый относил: семью, церковь, акционерное общество, государство и др. Это наиболее глубинный слой социальной действительности права.

2) институт "отношений с Другими": это феномен существования "объективных идей", например идей уравнивающей справедливости в отношениях между индивидами и группами. Каждый такой институт порождает "индивидуальное право", которое находит свое отражение в контрактах и т.д.

 

Ориу затрагивает сложную проблему уважения к закону. В отличие о Руссо, который полагал, что уважение к закону связано с выраженной в законе общей волей, Ориу считал, что уважать закон и, соответственно, подчиняться ему необходимо всегда.

 

 

 

 


[1] Напомню: согласно норманнской теории до «приглашения» Рюрика и его дружины викингов на территории России не было государственности.

[2] это учебник Мартышина, ничего не понятно, но другого нет)

[3] Полностью по учебнику под ред.Мачина и Марчеко, так как в Мартышине нет этого, как и в его прошлогодних лекциях

[4] Телеология – учение о целесообразности человеческой деятельности

[5] Это социальные нормы, выработанные на основе добровольного соглашения сторон.

[6] Другие работы: «Немного реализма о реализме», «Право и социальные науки»

[7] Также понимал право как результат деятельности судей и других участников судебного процесса: «Право – это решение суда. Пока суд не пришел к рассмотрению фактов, никакое право по этому предмету не существует».

[8] Ниже текст учебника ,Марченко и Мачина, в Мартышине его нет

[9] Писанный закон может быть изменен решением правительства путем сравнительно скорой процедуры, тогда как в распоряжении какой-либо социальной власти не существует никакой такой процедуры, путем которой обычай мог быть изменен в обычном порядке

[10] Ниже текст учебника ,Марченко и Мачина, в Мартышине его нет

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!