Характерна борьба против колонизма и неоколонизма.  



Борьба за мир, за разоружение. Но это условно. Придя к власти в ВБ, они проводят политику, выгодную их стране.

Практика деятельности

Последние 50 лет в странах запада разница между либеральными партиями (интересы буржуазии) и либерально-демократическими (рабочие) почти уходит. Традиционно социал-демократы устанавливали большие налоги, высокие пенсии, широкие социальные гарантии и проедали фонды общественного потребления. Потом либералы дают низкие налоги, снижают социальные гарантии и накапливают фонды потребления. Они менялись. Но сейчас ситуация другая.

Есть понятие социального государства: есть ряд стран запада, где чуть ли не социализм установлен. Но так говорить нельзя. Социальное государство - проявление буржуазной культуры. Строго говоря, это неотъемлемая часть буржуазной культуры. 

 

Институциолизм М.Ориу

Политико-правовая теория институционализма и политического плюрализма (Ориу).

Понятие институционализма и политического плюрализма

Институционализм - это теория, согласно которой общество есть совокупность институтов.

Плюралистическая демократия - это теория, согласно которой политическая власть в обществе распределяется между всеми субъектами политической системы общества, а государство является одним из источников политической власти общества.

Классический либерализма испытывает некий кризис. Есть принципиальное отличие между политической жизнью запад в 19 веке и в 20. Раз это многопартийная система, то это 20 век. И стало понятно, что государство не является единственной политической силы: есть партии, профсоюзы финансово-промышленные объединения.

Затем в это время наблюдается подъем рабочего движения, который нужно было пустить в реформистское русло. И для этого идеология политического плюрализма была очень кстати.

Становление теорий. Возникают на рубеже 19-20 века, потому что серьезно меняется политическая ситуация. Классический либерализм испытывает кризис: ситуация меняется. В начале 19 века главный субъект полит жизни - г. Главный полит актор - государство, полит жизнь - соотношение государство и общества, государство и личности. С конца 19 века формируется многопартийная система, развития партийная демократия, возникают также профсоюзы. Субъектов политической жизни становится много больше. Это надо было объяснить. Надо понять, какое место занимают государство и партии.

Теории становятся популярны, потому что это - попытка буржуазии отвлечь пролетариат от классовой борьбы. Ввести их в реформистское русло. Г - не единственный игрок. Вы - рабочие - можете добиваться своих интересов при помощи партийной и профсоюзной работы.

Представители: Морис Ориу (Франция), Люсьен Ливи-Брюль (Франция), Гарольд Ласки (ВБ 20 век), Гергий Гурвич (рус-фр), Борис Ривельже (Франция 20 век).

Институционализм характерен для Франции в первой половине 20 века. Он там был очень развит. И сейчас очень развит.

Марис Ориу (1856-1929)

Профессор, декан факультета права Тулузского университета, ученый. Ориу - автор институционалистской концепции права и государства.

Методология

Испытав на себе влияние "интерпсихологии" французского социолога Габриэля Тварда и критически осмыслив формально-юридический подход к изучению государства, Ориу постарался создать более реалистичную теорию государства.

· Эмпиризм (в значительной мере социолог, основывается на фактах),

· рационалист (пытается строить схемы),

· социологический метод (в значительной мере социолог, функциональные взаимосвязи государства и общества),

· формально-догматический метод (как юрист, конституционалист).

 

Работы

l "Институт и статутное право" (1906)

l "Основы публичного права" (1910)

l "Национальный суверенитет" (1912)

l "Идею Дюги. Два реализма" (1914)

 

Общество

Понимание общества - общество - это совокупность институтов. Это социологический подход. Общество как совокупность взаимосвязанных элементов. Принцип построения общества - дуализм. В обществе есть индивидуальное (субъективное) и социальное (объективное) начало. Это находит выражение в институтах.

Институт

Зачем вводит понятие? Каждый автор вводит свою категорию, конструкцию, фикцию. Ориу вводит категорию института. Он пытается при помощи него объяснять политическую жизнь.

Что такое институт - это объединение индивидов, предстающие в своей деятельности как юридически осуществляемые идеи.

Признаки института:

1) Совокупность индивидов, объединённых своей деятельностью;

2) Осознание своей социальной функции- появляется идея солидарности;

3) Юридический характер соединения индивидов, т.е. речь идет о нормах, которые соединяют людей в этом институте;

4) Общность интересов;

5) Наличие власти или силы влияния в общества.

Виды институтов:

1) Персонифицированные;

· институты-лица (глава государства, премьер-министр)

· институты-корпорации . Корпорации - это государство, здесь господствует идея покровительства общества со стороны публичный власти, коммерческая корпорация (господствует идея прибыли), семья (господствует идея воспроизводства индивидов), профсоюзы (господствует идея защиты прав наемных работников), церковь (идея господства религиозного чувства). Каждый институт имеет свои базовые идеи.

2) Не персонифицированные: юридические нормы, юридические отношения, юридические ценности и др.

Смысл института - форма бытия общества. Общество не существует как совокупность индивидов. Общество всегда структурировано на группы. Эти группы и есть и.

Институт - всегда социальный факт, который существует в силу жизненной необходимости. Так устроено общество и жизнь. Они существуют в условиях организации. Как матрешка: малые в больших.

В появлении и всегда есть внутренняя необходимость: есть естественная потребность людей в этом. Поэтому институты и появляются. У них есть задача. Возникают не потому, что их придумывают и создают сверху.

 

Политическая теория

Цели политической теории:

· основная цель - предложить теоретическую модель, которая могла бы обеспечить устойчивое развитие капитализма. Взглянуть на вещи не так, как их воспринимали в начале века. Попытка предложить альтернативное видение. Правового государства во многих странах нет потому, что нет видения этой конструкции. Они имеют свое понимание. Построить новый взгляд на мир очень важно. Модель Ориу - попытка оценить сложившуюся политическую ситуацию.

· Вторая цель - обоснование идеи ограничения власти государства.

· Третья цель - обоснование сотрудничества государства с гражданским обществом.

Суть этой теории состоит в том, что государство не является единственным источником власти в стране, а другие институты тоже являются источниками власти. Государство не может претендовать на всю власть в этой стране. У государства нет таких возможностей, чтобы подчинить себе все институты.

Понятие государства

Государство есть юридическая персонификация нации, которая приведена к упорядоченному и уравновешенному режиму. Здесь институционализм не звучит. Звучит юридико-социологический подход. Попытка дать определение юридическое и социологическое (речь идет о равновесии) + важно подать государство через теорию институтов.

Государство не единственный субъект полит жизни, а один из них. Помимо него есть партии, профсоюзы, церковь, корпорации, хозяйственные организации и др. Государство - один из источников власти. У него нет монополии на власть внутри в страны. Предел власти государства во власти других и. Государство должно осознать свой предел и осознанно себя ограничивать. Государство носит нейтральный, надклассовый характер, роль арбитра.

Государство - такой же институт как другой, должен считаться с интересами других институтов. Только так можно добиться баланса интересов внутри общества.

 

Ориу[8] выделял его как особый институт-группу, потому что в отличие от религиозных и экономических институтов оно обладает территориальной спецификой.

 

Он задал строгие хронологические рамки государству как социальному институту. Под современным государством Ориу понимал ту особую форму политического общества, которая появилась "почти у всех европейских наций в конце Средних веков". Современное государство - это объективно существующий социальный институт, характеризующийся, прежде всего, стабильностью. Стабильность этого института основывается на динамическом равновесии между уже "устоявшимся правом" и новым правом, которое исходит от публичной власти.

 

Критиковал договорную теорию происхождения государства: в основании теории Руссо лежит субъективный подход, который трудно назвать научным. Полагал, что договорная теория весьма "гадательная". Государство не может возникнуть в один момент в результате заключения общественного договора между "атомарными индивидами".

 

Теория происхождения государства Ориу: государство – это объективно существующая реальность, не зависящая от субъективной воли индивидов, и возникает оно только тогда, когда происходит реорганизации нации. Последняя представляет из себя такое состояние, при котором писанное право становится "устоявшимся" правом нации. Устоявшийся правопорядок приобретает особую силу, поскольку получает признание "со стороны всех".

 

Для Ориу государство - это корпоративный институт. Факторы, которые повлияли на формирование государства, как корпоративного института:

3) централизация права (на основе писанного закона)

4) централизация политической власти (на основе разделения между суверенной политической властью и частной собственностью)

Эти два процесса идут параллельно и завершаются созданием корпоративной организации государства.

 

Ø Централизация права: это правотворческая деятельность "центральной политической власти", что объективно приводи к уменьшению значения обычая как источника права. Правотворческая деятельность правительства осуществляется в двух формах:

- замена обычая писанным законом[9]

- самостоятельное правотворчество.

 

Ø Централизация государства: это такой объективный процесс, конечная цель которого "мобилизировать и объединить ресурсы нации, и поставить их в распоряжение центральной правительственной власти". Процесс политической централизации сопровождается дифференциацией органов гос.власти, что приводит к разделению властей в государстве. А это, в свою очередь, позволяет обеспечить свободу индивидов от злоупотреблений со стороны гос.власти.

 

Государство как социальный институт - это нечто целое, включающее в себя:

l общую идею как направляющую силу (индивидуальная свобода, справедливость)

l исторически формирующуюся национальную коллективную общность(гражданское общество)

l суверенную власть

l правопорядок.

 

У Ориу синтетическое понимание государства: оно включает в себя исторический, идеальный, социологический и юридический моменты.

 

Правовая теория

Цели прав теории

1. Право исходит не только от государства. Для социолога права это характерно. Право возникает и функционирует помимо государства.

2. Подлинное право - единство сущего и должного (нормы и правоотношения). Это идея социологов, особенно французов. Норма - не только должное, не только то, что должно быть. Человеческое поведение должно стремиться к этому. Но если население не готово к таким нормам, то норма работать не будет. Первобытное общество не сможет жить по конституции США. Единство сущего и должного в том, что нормы как должное должны находить свое основание в самой жизни.

3. Предложить пути повышения эффективности права. Сделать право более легитимным, иначе это вообще не право.

 

Понятие права

Ø Понятие права - право есть установленный «порядок вещей», корпоративные правопорядок. Корпоративный правопорядок - ключевая фраза. Т.е. право - это право, которое создается институтами.

Ø Право есть совокупность правовых институтов, которые в силу их длительного существования содержать в себе принципы справедливости выражают интересы всех членов общества.

Понятие правового института


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!