Ллевеллин хотя и признает «бумажные нормы», но предпочитает видеть в них лишь фактор, который судья вправе принимать во внимание или игнорировать.



Сводил понимание права к правоприменительной деятельности и ее результатам.

Сочинения Фрэнка[7] («Право и современное сознание», «Суды в судебном процессе») отличаются особым радикализмом. Право,как он полагает, по своей сути есть нечто неопределенное, и в этом его социальная ценность, так как оно позволяет обществу развиваться свободно. Нормативность права - это, по Фрэнку, «правовой миф», рожденный детским комплексом «авторитетного отца», неосознанным стремлением обрести надежность, стабильность и защиту. Поэтому подлинным судьей может быть только «совершенно взрослый юрист», который критично оценивает закон, не нуждается в ею авторитете и способен самостоятельно творить право.

Фрэнк оценивает судебный процесс с позиций крайнего психологизма и иррационализма: «Поскольку дело, которым занимается судья, в целом не является логичным, то усилия судьи втиснуть свое «предчувствие» или бессловесную рациональность в логическую словесную форму должны деформировать и разрушить его решение. Невыразимая интуиция не может быть уложена ни в формы права... ни в факты... Судья имеет дело с нелогичной истиной».

Фрэнк убежден, что правовые нормы и юридические факты изначально являются неопределёнными величинами, в коде процесса они до конца не устанавливаются и соответственно предопределяют далекое от истины судебное решение.

Таким образом, в отличие от Ллевеллина, который признавал нормы права, наличие у них границ (хотя и широких) и считал решение по делу в значительной степени предсказуемым, Фрэнк отрицал существование правовых норм и не видел реальной возможности установить истину по делу.

Фрэнк подчеркивал, что право изменчиво, оно может варьироваться в зависимости от личности судьи, которому выпал случай решать дело + право всегда носит оттенок неопределенности.

Различал:

1. действительное право, под которым понимается состоявшееся судебное решение;

2. вероятное право, то есть предполагаемое судебное решение.

 

***

Учебник под ред.Марченко и Мачина

«Реалисты» рассуждали по аналогии: если медицина – это деятельность врача, который лечит больного, то право, если оно претендует на социальный эффект, должно рассматриваться как деятельность лиц, которая направлена на разрешение конфликтов.

Школа правового реализма – это теоретическая оппозиция:

1. школе юридического позитивизма

Школа юридического позитивизма Школа правового реализма

право

Законодательство, которое состоит из общих правил Деятельность лиц по разрешению конфликтов

Судебные решения как

Предсказуемые результаты применения законодательства в суде Непредсказуемые решения судей и других администраторов по конкретным делам

 

2. «социологической юриспруденции» Р.Паунда: из юриспруденции нужно исключить поиск какой-либо целесообразности в деятельности судей и других членов правового персонала.

 

Различают два направления:

1. умеренный реализм – Карл Ллевеллин

2. крайний реализм – Джером Фрэнк.

 

 

Вопрос 39. Психологическая теория Л.И. Петражицкого

                                                         Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931)

Биография

Это русский юрист, либерал, кадет, входил в ЦК партии кадетов. Основатель психологической школы права. Кадеты - партия народной свободы.

Он из польских дворян. Учился на медицинском факультете Киевского университета. Потом перешел на юридический. Закончил образование в Берлине. Его статьи были замечены депутатами, когда обсуждали ГГУ. Петражицкий был довольно рано замечен в Германии. Возрождателями естественного права были Штаубер и Петражицкий.

Оказал влияние на немцев, в частности на Штаммлера. Очень рано "созрел".

Потом, в 1897, он был заведующим кафедрой Энциклопедии государства и права Санкт-Петербургского университета. Это кафедра Теории государства и права.

Вел активную политическую жизнь. Был депутатом I Госдумы. После октябрьских событий 1917 и Декрета СНК РСФСР, объявившего кадетскую партию партиейврагов народа, он эмигрирует в Польшу. В Варшавском университете возглавлял кафедру социологии. После революции он эмигрирует в Польшу и в 31 году он кончает жизнь самоубийством.

Это выдающийся ум, существующий на грани психопатологий. Не Кант и не Гегель, конечно, но все же признается основателем школы.

Оказал влияние через своих учеников на Запад: Польшу, Европу, США.

Он очень эрудирован, его мысли очень интересны. Глубокий, пишущий автор.

 

Основные сочинения

1) Очерки философии права - 1900 год;

2) Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии(1905);

3) Теория права государства в связи с теорией нравственности (1907 год).

К 40 года он уже сложился.

Если сейчас к нам в диссертационный совет пришел человек с текстом, как у Петражицкого, то ему бы сказали: «Парень, иди полечись, а потом приходи». Мы ещё не отошли от марксисткой школы.У него очень радикальные идеи.

Огромное число работ написано на Польском языке. Много утрачено в результате Варшавского восстания в 44 году. Он написал много. У него тяжелый язык. Не очень хорошо говорит по-русски. Лучше по-польски и по-немецки. Его язык - это перевод с немецкого на русский человеком, который плохо знает русский.

Методология

Это эклектика (соединение разнородных элементов).

1. Вводит позитивизм в форме эмпириокритицизма(это вторая форма позитивизма):

- Идея детерминизма, т.е. наличие причинно-следственных связей. Это заложено в Петражицком.

-Требование опираться только на эмпирические данные, на опытные данные.

-Агностицизм - это позитивистская установка. Познать суть вещей нельзя, познать можно только явления – то, что нам представлено в опыте. Познать можно только механизм явления.

-Субъективный идеализм – мир - это результат наших ощущений. То, что реально.

- имманентная философия: отожествления бытия и познающего сознания. То есть право и мое представление о праве - это одно и тоже.

2.Неокантианство (баденская школа)- берет на вооружение идею естественного права и правового идеала - мир должного.

3.Панпсихизм - все социальные явления он пытается осмысливать через призму психологии. Даже государство и право имеют психическую природу. Главный компонент жизни - психология - она определяет и решает все.

 

3 блока

1. Психологическая теория

Он пытается выстроить свою теорию права, государства на основе психологии. Он модернизирует современную ему психологию. Он называет свою школу эмоциональной психологии.

Все науки он делит на хромающие (предмет узкий) и прыгающие (предмет безмерно расширен). К последней относит социологию. А психология - очень узкая, предмет психологии должен быть шире.

Структура психики

До Петражицкого в психике человека выделяли три элемента:

1) Сознание,

2) Воля;

3) Чувство

4) Эмоция - вводит Петражицкий, так как право не вписывалось в ту структуру. Строит на них свою теорию права.

 

Классификация элементов психики:

1) Односторонние:

a) Односторонне-пассивные: сознание и чувство;

b) Односторонне-активные: воля;

c) Двусторонние:

а) пассивно-активные - эмоции.

Характеристика эмоций

Это пассивно-активные переживания. Это моторные раздражения – импульсии(его собственный термин).

Эмоции - это переживания. Эмоции - это главный элемент психической жизни человека. Это важнее, чем сознание, чувства и боли. Эмоции определяет всю деятельность человека. Они включены в причинно-следственные связи. Они управляют телом и душой человека, вызывая определенные действия, представления и мысли, весь психофизический аппарат перестраивается в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных эмоций. Такие эмоции нужно изучать психологам и юристам.

 

Виды эмоций:

1) Первичные (относятся к физиологии человека и не связаны с социальной средой: голод, жажда, половое чувство, сон страх);

2) Бланкетные (производные) (связаны с поведением человека и общества и определяются социальной средой)

Важнейшие эмоции среди бланкетных – этические, это такие эмоции, которые ведут к нравственным и правовым обязанностям. Нравственные – это обязанности, которые свободны по отношению к другим, по которым другим лицам ничего не принадлежит. Правовые – это обязанности, по которым то, по чему обязана одна сторона причитается другой.

Виды этических эмоций:

· Моральные эмоции или мораль (нравственные нормы). Эти эмоции императивны, т.е. направлены на организацию внутренней жизни человека, т.е. требуют что-то от человека. Предписывая определенное поведение, не дают никаких оснований к притязанием на исполнение. Например, благотворительность, милостыня.

· Правовые эмоции или право. Эти эмоции императивно-атрибутивные. Они предоставляют обязанности для одних, закрепляют за другими право притязания. Уплата заработной платы.

Атрибут - это свойство чего-либо. Они существуют в виде норм, а также они связаны с обществом. Такие эмоции формируют нормы, регулирующие поведение человека в обществе.

 

2. Понимание права (теория права)

Два определения права по Петражицкому. Формулировки Жукова по поводу текста Петражицкого

1. Право есть такое состояние психики, при котором лицо осознает свой долг (пассивно-атрибутивное свойство право) и свое правомочие на исполнение обязанностей перед другим лицом (активно-атрибутивное свойство права);

2. Право - это эмоциональное переживание лицом своей обязанности и своего правомочия.

Т.е. право - это эмоции, эмоциональные переживания.

Петражицкий говорит так: «Мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер».

Основные черты права по Петражицкому:

1. Возникает под воздействием эмоциональной, чувственной мотивации (право всегда эмоционально, чувственно)

2. Право есть эмоциональное переживание, а не норма.

3. Право есть психический акт индивида, способного к переживанию правовых эмоций. Это правильно. Психбольной не является субъектом права. Он не понимает смысла предъявляемых к нему норм. 

4. Право есть императивно-атрибутивные связи, правоотношения.

5. Конкретное правоотношение рождается индивидуально-психическим актом. То есть если есть эмоциональное переживание своего долга/правомочия, то возникает правоотношение.

6. Содержание и субъекты правоотношения оперяются спецификой сознания индивида. Правоотношений столько, сколько субъектов. Эпицентр - человек. Теория права очень индивидуалистична.

7. Право имеет исключительно субъективный псих характер. Право в объективном смысле - совокупность норм, объективно существующих в источниках. В субъективном смысле есть субъективные права. Петражицский считает объективное право фантазией.

Виды права

Петаржицкий выделяет две пары вида права:

1) Право позитивное и интуитивное;

2) Официальное и неофициальное;

 

Ø Позитивное право - это совокупность «нормативных фактов», т.е. объективно выраженных источников права, способных воплощаться в форму императивно-атрибутивных переживаний индивида. Когда интуитивное право опирается на внешний авторитет, то оно превращается в позитивное право.

 

Признаки:

o Наличие нормативного факта (источник права, находящий эмоциональное переживание индивида)

o Наличие переживаний

o Наличие норм

 

Виды позитивного права: у него 16 таких видов. Этот список неограниченный. Какие у него есть виды позитивного права? Законодательство, обычное право, судебная практика, книжное право (свод законов Юстиниана), право юридической экспертизы (ответы римскихюристов), право изречений (религиозных авторитетов - Магомед, Иисус), договорное право, право односторонних обещаний (обещание монарха соблюдать конституцию), признанноеправо, право юридических сословий, прецедентное право.

Это всегда формально выраженный источник права.

Ø Интуитивное право- это правовые эмоции, выражающиеся в переживаниилицом своих правомочий и обязанностей. Это такой регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без каких-либо специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм.

Для Петражицкого интуитивное право - это главное право, основное право, суть его теории.

Признаки

· Оно носит индивидуальный характер и рождается в сознании отдельного человека. Такое поведение должно быть принято обществом (атрибутивная связь);

· Можно говорить об интуитивном праве больших социальных групп: классов, рабочих, фабрикантов, более мелких социальных групп (например, домохозяек). Рейснер говорит, что у пролетариата есть права бастовать и свергать марксизм.

· Субъект интуитивного права - лицо, способное к правовому переживанию. Петражицкий делает такой вывод: если человек способен испытывать правомочие или обязанность, то это значит, человек вступает с таким объектом в правоотношения. Т.е. круг субъектов для вступления в правоотношения неограничен: с живыми и неживыми телами, с материальными и нематериальными. Главное, чтобы человек испытывал переживание. Хоть к телеграфному столбу, если человек испытывает обязанность. Человек в жизни руководствуется не теми нормами, которые дает государство, а те, которые он считает для себя обязательными.

Это гениальная мысль. Право так и строится. На этом строится во многом и религия. Верующие считают себя обязанными своей судьбой Богу. Завет - это договор человека с Богом. Религии подчиняют себе колоссальные массы людей. Он понимает, что в разных сферах человеческой жизни человек руководствуется разными нормами.

 

Социологам права важно понять, как какая норма действительно регулирует поведение человека. Например, отношения в семье. За измену муж или жена могут убить своего супруга. Это противозаконно. Но они, вступая в союз, они берут на себя особые обязательства. И такими обязательствами и правомочиями регулируется их поведение. Т.е. интуитивным правом.

Психиатры говорят, что психически здоровых людей нет, а есть только необследованные.

Люди сами по себе очень суеверные. Люди руководствуются все этим поведением. Пушкин поехал в Петербург, ему перебежал дорогу заяц, и он вернулся. А в Петербурге в этом время было восстание декабристов.

Например, молодежные группировки - у них свои социальные нормы. Это и есть для них право.

А прокурор, который берет взятку, а судья, который берет взятку? Они руководствуют негласными корпоративными правилами или правилами семьи (возьмет взятку, а с семьей всё будет в порядке - квартиру купят).

Ø Официальное право - это часть позитивного права, признанное и охраняемое государством.

Это то право, которое исходит от власти и гарантируется власти. Его сегмент очень узкий. К нему относятся нормативно-правовые акты («законное право»), а также судебные решения («преюдициальное право»).

Ø Неофициальное право - это часть интуитивного и позитивного права, государством не признанное и не охраняемое.

Виды неофициального права: правила игры (карточное право), правила этикета, правила любви, право песочницы (которым руководствуются дети), право преступных организаций, право социальных групп, которые государством не признаны. Здесь перечень открыт.

Соотношение разных видов права

Здесь установка очень простая. Главное право - это право интуитивное. Все остальные виды права так или иначе вырастают из него. Он говорит, что право официальное, право неофициальное, право позитивное должно близко приближаться к праву интуитивному. Если этого не происходит, то общество становится жить по своим нормам, а государство по своим. Говорил, что интуитивное право более гибкое, а позитивное – шаблонное, склонно к окаменению, оно постоянно отстает от потребностей эпохи.

 

3. Государство

Государство - это факт императивно-атрибутивной психики, содержанием которой является эмоциональное переживание одними лицами своего права властвовать и другими лицами своей обязанности подчиняться.

С точки зрения Петражицкого государство -это фантазма (фантазия). Что-то вымышленное, придуманное. Это эмоциональное переживание и ничто более. Критикует Руссо зато, что по нему государство - это выражение общей воли. Никакой это не организм, не аппарат как у Марска.

Государство - это люди, это некие институты, некие государственные органы. Это люди, которые определенным образом функционально связаны между собой. Связывают их ощущения правомочия, обязанности. Государство появляется тогда, когда психологические чувства человека дорастают до того, что государство есть. Есть народы, которым не объяснить, что такое государство.

Почему человек считает себя вправе выносить решения и приговоры? Потому что есть некое эмоциональное переживание. Здесь есть выход на проблему правосознания.

Правосознание - психологический компонент и идеологический. Есть разумное объяснение, что такое государство и эмоциональное восприятие.

Для Петражицкого – это наше восприятие разных институтов. Например, февральская революция. Царя никто не захотел поддерживать. Монархия рухнула за несколько дней. У людей перегорело ощущение монархической идеи. Перегорело то, что люди считают себя обязанными русскому царю.Российская Империя в раз исчезла за пару дней - это и объясняет, что государство - это лишь психологическая фантазия.

 

Власть ничего сделать не может, она рушится, и эта эмоция переходит в народ или просто рассеивается, государство пропадает.

Петражицкий - сторонник правового государства. Он пытается психологическую теорию привязать к правовому государству. Атрибутивная теория должна защищать человека от государства.

Его психологическая теория работает и на фоне либеральной, и тоталитарной модели государства.

Соотношение государства и права

Критикует юридический позитивизм. В основе и государства, и права лежат эмоциональные переживания. Источник права - эмоциональные переживания.

Для него первично право, государство вторично к праву и эмоциональным переживаниям.

Социологи говорят, что либо государство и право существуют автономно либо государство подчиняется праву.

Раз государство - это эмоциональное переживание, то важные эмоции. Государство - это эмоциональные переживания. Право первично.

 

 

Политика права

Петражицкий ставит перед собой такую задачу: выработать эмоциональную социологию - науку, с помощью которой можно модернизировать общество. Он считает, что человечество демонстрирует прогресс от низших к высших формах. Наказание становится более гуманным. Человек начинает сознательно относиться к государству и праву.

Он считает, что государственное строительство нужно поставить на научную основу. И в качестве такой основы он ставит эмоциональную социологию. Конечный идеал - установление на земле всеобщего царства любви, где не нужны государственные институты, право. Он считает, что в человеке происходит некая эволюция.

Современные государства и права должны будут утратить свой императивно-принудительный характер. Лектор считает, что психика человека неизменна, а значит и базовые психологические переживания тоже.

Здесь он противоречит своей теории. Считает, что психика человека может меняться и социальные формы могут меняться. Поэтому такие формы неизменны. Человек - животное, ему нужны принудительность и наказание.

 

 

*Он давал это в лекциях, но в билетах нет такого вопроса, так на всякий случай

Психологическая школа права

Это самостоятельная школа, но в значительной степени вырастает из социологии права. Но вполне может претендовать на самостоятельную школу. Возникает в последней трети 19века, основоположник - Петражицкий. Скепсис к эпохе просвещения, одно из разочарований - это критика французской революции. Люди начинают обращаться к рациональной стороне человека. Ставят под сомнение, что социальная сила человека всемогуща.

После Петражицкого никто не развивал ее. Вот он "взял вершину" и все, выше подняться нельзя.

Предпосылки возникновения

1. Кризис демократии на Западе.

Классический капитализм ушел в прошлое: государство не вмешивается в экономику. А с конца 19 века государство активно вмешивается в экономику. Возникают вопросы: что такое демократия. Классические теории встают в тупик. Психологическая школа права- одна из попыток объяснить новое состояние общества на Западе.

2. С конца 19 - начала 20 века идет вторая волна переосмысления эпохи просвещения.

Первая волна была после первой французской революции - появление либерализма и капитализма. Основные идеи: вера в человеческий разум, вера в рациональность, можно построить общество на рациональных основаниях. Вот эти идеи эпохи просвещения начинают пересматриваться с конца 19 века.

3. Проявление интереса к иррациональным началам человеческой жизни, к иррациональной природе человека. Т.е. иррациональное - это нечто неподвластное разуму, то, что нельзя познать умом.

В значительной степени рационально объяснить многое в обществе невозможно. Конец 19 - начало 20 века - это войны, подготовка к войне, 1914 год - Первая Мировая Война. И получается, что у человека не получается объяснить некоторые моменты.

 

4. Развивается социология как наука.

Социология развивается в т.ч. и на базе психологии. В развитии государства присутствует иррациональное.

5. Развитие психологии

Конституируются основные естественные, технические и гуманитарные науки. Психология становится самостоятельной наукой. В России был такой журнал «Вопросы философиии психологии».

У нас из философского факультета выделился факультет психологии, потом социологии, а потом политологии.

Появляется психоанализ (основатель – Фрейд).

Психологическая школа права не имеет к этому отношение. Т.к. психологическая школа права - это бессознательное. Однако психоанализ говорил, что нужно изучать иррациональное, эмоциональное поведение людей.

Наукой ее назвать можно с большой натяжкой. Основной метод - интроспекции: изучает психику, понять психику другого человека он может только анализировав самого себя.

Лектор считает, что это совокупность каких-то аксиом, допущений. И на этом строится вся наука. В этом смысле психология дает не точные данные. У психологии самые слабые позиции из гуманитарных наук.

Насколько перспективно развивать общую теорию права при всем вышесказанном? Конечно много гипотез, аксиом, но они лектору кажутся достоверными.

Продолжает развиваться философия в форме махизма.

 

Представители

Франция: Тард, Гурвич;

Германия: Кнапп, Бирлинг, Цигельман;

Россия:Коркунов, Петражицкий (основатель), Рейснер (русский советский юрист, деятель, был начальником штаба Красной армии в Туркестане, его дочь Лариса Рейснер был прототипом Оптимистической трагедии Вишневского. Она и сексуальная, политическиактивная и идейная).

США: Сорокин, Тимашев.

Основатель - Петражицкий.

Психологическая школа права появляется в конце 19 века. Это русский автор, который повлиял на Европу. Ещё также повлияли Троцкий и Ленин. Вся Латинская Америка - троцкисты.

Петражицкий оказал влияние на социологическую, психологическую мысль.

Паунд говорил, что Петражицкий на него оказал влияние.

Коркунов Николай Михайлович (1853-1904)

Это русский юрист, отчасти государственный деятель. Он писал, в основном, по государственному праву России.

Это психологизм неоформленный, несформулированный. Петражицкий признает, что Коркунов был раньше, дело в том, что у Коркунова нет концепции, а у Петражицкого она есть.

Предвосхищает некоторые элементы учения Петражицкого.

Работа: "Лекции по теории права"

Понимание права

Как возникает право по Коркунову? Норма права рождается и развивается в индивидуальном сознании, в сознании отдельного человека. И потом с течением времени эта норма должна признаться той социальной группой, в которой человек находится в качестве общеобязательной. То есть право возникает снизу. Например, в церкви, в хозяйственной организации, в государстве. Эта идея потом будет у Петражицкого.

Право- есть средство разграничения интересов(это формулировка взята у Иеринга).

Понимание государства

Есть две формы человеческого общения:

1) Непроизвольная, которая возникает помимо воли людей - это семья, нация и государство;

2) Произвольное общение - образуется по воле людей: акционерные компании, клубы, ученые общества.

 

Государство возникает помимо воли людей. Здесь ничего нет рационального. Государство с точки зрения общественного договора - это результата воли людей, строго рациональная установка. А по Коркунову - государство возникает помимо воли людей. Хотят люди или не хотят - всё равно возникает государство, помимо воли людей.

Сознание природа дает человеку для того, чтобы он эффективно мог удовлетворить свои инстинкты. Главное - это эмоциональная составляющая. Есть некая рациональная эмоция, государство.

Фактически Горбачев утратил территорию Советского Союза. И создаются карликовые, убогие государства: Латвия, Эстония, Литва. Это санитарный кордон, который Запад устанавливает между собой и Россией. Вроде бы всё рационально, но на самом деле это иррационально. У людей должна быть воля. Это иррациональная вещь. И она либо есть, либо её нет. Если есть, то государство появляется. Почему распадаются государства? Потому что воли нет.

Если у российского народа есть сила держать Кавказ, то мы его удержим. У Советской власти не осталось силы держать все республики, поэтому оно распалось. Это вопрос иррациональный. Здесь ничего юридического нет.

Т.е. государство создается помимо сознания.

Понятие государства

Государство есть общественный союз, в котором осуществляется принудительное властвование над свободными людьми. Такая формулировка есть у Аристотеля: власть над свободными людьми.

Эта формулировка от античности и она не особенно близко стоит к психологической школе права.

Характеристика государственной власти

Здесь заложена идея психологической школы права, согласно которой государственная власть:

1) Авторитет велений органов государства основывается не на внешней физической силе, а на признании их обязательными со стороны общества;

2) Власть государства простирается настолько, насколько граждане сознают себя от него зависимыми;

3) Государственная власть есть сила, обусловленная не волей властвующих, а сознанием зависимости от него подвластного;

Т.е. государственная власть - это наше представление о власти, это наше осознание власти. Власти столько, сколько мы, подвластные, позволяем быть этой власти. Население готово признавать эту силу в виде власти.

По мере того, как общество будет просвещаться, эта зависимость общества от государства будет меньше и меньше (положение в духе просвещения). Лектор не согласен. Инстинкты, подсознание и психология определяют сознание, поэтому говорить, что просвещение масс повлияет на отношению с властью - да, но некардинально. В человеке главную роль играют инстинкты.

Например, постовой. Водители понимают, что он нужен.

Или, например, власть, которая имеет внутреннюю армию и общество. Если общество посчитает, что этой власти нельзя подчиняться, то армия, внутренние войска ничего не сделаютс этим обществом, после которого будет гражданская война.

Человек в чем-то властвует, в чем-то подчиняется.

У Достоевского есть повесть – «Село Степанчиково и его обитатели». Есть отставной полковник, который живет в имении. Появляется Фома Опискин. Ему там все подчиняются и считают своим долгом подчиняются. Достоевский очень хорошо описал эту психологию. Он хотел сказать, что русский человек - это раб, и он должен быть таковым. Это отличает христианство. Нужно пострадать, пригнуться.

Они считают для себя необходимым подчиняться.

У Чайковского есть сказка про тараканище – «ехали медведи на велосипеде...». Оно было запрещено в свое время, т.к. все считали, что усатый таракан - это Сталин. И медведи боялись этой букашки, считали себя зависимыми от неё. Букашка, которую все боятся, потому что уверены, что их жизни от него зависят.

Власть строится на психологии. Люди считают необходимым подчиниться власти. Здесь есть иррациональный момент. Анархисты говорят, что подчиняться государству - это значит лишиться человеческого достоинства. Но это не действует тогда, когда государство бросает в окоп лицо и говорит воевать. И государство просит умирать за него. Здесь действуют иррациональные вещи.

У Западного человека действует подкожный страх перед государством. Типичный немец: когда перед ним стоит альтернатива заняться сексом или выпить пива с сосисками, то он выбирает второе, т.к. там поменьше нервов, это спокойнее. А с женщиной всегда какие-то проблемы.

Во власти есть всегда что-то мистическое.

Коркунов тяготеет к конституционной монархии. Он сторонник ограничения власти. Действия власти должны соответствовать правосознанию подвластных. Вследствие общекультурного прогресса сознаваемая людьми зависимость от государства становится всё более ограниченной и условной. Возникает рациональное отношение к власти. Люди понимают, что они от власти не так зависимы, как это было раньше.

Как только человек оказывается в тисках правоохранительной системы, для него фантазии о том, что государство - это нанятые слуги, исчезают. Для него государство - это монстр.

Или человек попадает в военный концлагерь или в окоп, в который бьют прямой наводкой, то у человека из сознания исчезает идеология, остается животный страх- выжить.

Как бы ни объясняли красиво, что такое государство, есть вещи необъяснимые, иррациональные, почему люди боятся государства.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!