Вопрос 36. Юридический позитивизм (Джон Остин, Г. Кельзен)



 

[один из любимых вопросов лектора на экзамене – чем отличается юридический позитивизм от социологического?]

Юридический позитивизм – это теория, обосновывающая формально-догматическую юриспруденцию, рассматривающая форму права в отрыве от содержания.

 

Общая характеристика и предпосылки возникновения юридического позитивизма.

Возникновение (первая треть 19 века):

1.Меняется политическая ситуация. Западная Европа приходит от феодализма к капитализма, эпоха революций завершена. Нужна новая юридическая идеология, которая бы защищала и обосновывала этот строй.

2.Естественно-правовая идеология, с которой буржуазия идет к власти – уже не актуальна.

Идеология становится консервативной. Правовой идеологией становится юридический позитивизм.

3.30-40 годы – “промышленная революция”, увеличивается товарооборот.

Растет объем законодательства… юридический позитивизм очень кстати.

4.Начинает активную роль играть Парламент, а это огромный массив законодательства …

5.Появляется философия и методология позитивизма. Основатель – Огюст Конт.

 

Основные представители:

Первые идеи – Т. Гоббс и И. Бентам. На уровне идей, а не теории.

Основатель – Джон Остин (Англия, 30-40 годы).

Затем – Германия (Бергер), Россия – Капустин, Шершеневич.

В 20 веке позитивизм развивается в форме неопозитивизма и аналитической юриспруденции (Кельзен, Харт).

Юридический позитивизм – важнейшее направление. Это естественная база любого практикующего юриста. Неотъемлемая черта юридической практики. По мнению лектора - главное назначение отраслевой науки – подготовить нормальный, вменяемый нормативный акт.

 

Основные черты юридического позитивизма:

1.Отрицания естественного права, дуализма права и закона.

Школа естественное права – есть присущие человеку права человека, есть дуализм между законом и естественным правом. Юридический позитивизм говорит, что это ерунда.

2.Сведение права и закона.

Нет никакого дуализма права и закона… есть только нормы права, только так.

3.Отрицание сущностной и аксиологической оценки права.

Есть брать школу естественного права (Кант, Гегель), то для них характерно понять сущность права, государства. Для юридического позитивиста это абсолютно неверная постановка вопроса.

Аксиология – наука о ценностях. Для юриста не должно стоять вопроса о том, какому классу служит закон… это вопросы философа, а не юриста.

4.Формально-догматическое и логическое рассмотрение права.

Юридический позитивист не лезет в сущность (государства, права), но, он анализирует текст закона… их структуру, взаимосвязанность, логику.

5.С точки зрения юридического позитивизма – право, это то, что государство назовет правом.

Мусульманские страны – правом остановятся религиозные нормы.

6.Субъективное право – результат установленной государством нормы.

То есть, естественно-правовая школа говорит, что у человека есть неотчуждаемые естественные права, юридический позитивизм говорит, что это фантазия, это не так. В реальности права появляются тогда, когда государство вводит эти нормы, и берется их защищать.

7.Отрицание правового характера международного права и религиозного права (не установлено государства, нет иерархии)

8.Юридический позитивизм рассматривает государство как юридическую конструкцию, как субъект права.

Социолог рассматривает государство как борьбу за власть, философ – как реализованную свободу. Позитивист рассматривает исключительно как категорию права

9.Юридический позитивизм – логическое завершение развития юридического мировоззрения.

Автор термина “юридическое мировоззрение” – Маркс. Смысл – рассмотрение всех социальных явлений через призму права

 

Конец 19 и начало 20 века многие положения юридический позитивизма смягчаются:

· Формально-догматический метод дополняется социологическим и философским (Кельзен)

· Международное право рассматривается как законодательство, как право.

 

Положения, которые мы назвали – очень прямолинейны. Право – это не только текст закона, это еще и много других аспектов. У направления – много изъянов, ограниченность.

 

 

ДЖОН ОСТИН

(1790-1859)

Окончил лондонский университет. Работал адвокатом. Был преподавателем, читал лекции… никто его не слушал. Вернулся к практической работе. К концу 19 века его теория приобретает новое дыхание.

Работы:

· Сфера юриспруденции

· Лекции по юриспруденции (Философия позитивного права)

Идея

Вот всё что мы до этого назвали про юридический позитивизм, всё это – Джон Остин J

 

 

ДОБАВЛЕНИЯ ПО ДЖОНУ ОСТИНУ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:

Подобно Бентаму, Остин стремится превратить юриспруденцию в науку. Считал что философы (нравственность и т.д.) – дикари.

Международное право, по Остину – лишено главного признака позитивного права – его нельзя рассматривать как веление суверена.

- Решения судей – позитивное право, т.к. признаются государством.

- Обычай – только если придать ему силу в законе.

Остин был противником деления права на публичное и частное. Считал, что правильное деление – “зависит ли применение санкций от усмотрения лица, понесшего ущерб, или государства”.

 

 

ГАНС КЕЛЬЗЕН

(1881-1973)

Это фигура более сложная.

Профессор нескольких университетов. Один из создателей конституции Австрии.

Один из создателей одного из первых в Европе Конституционного суда.

С 40-го года эмигрирует в США (т.к. еврей). Делает хорошую карьеру, профессор …

 

Это один из выдающихся юристов 20 века, выдающийся мыслитель.

Главный труд – “Чистое учение о праве” (1934 год).

Сложный, глубокий автор… можно брать его идеи и развивать.

 

Методология Кельзена.

Серьезные три элемента методологии. Три основных направления:

1)Юридический позитивизм – базовая методологическая платформа.

2)Неопозитивизм.

Неопозитивизм – очень широкое направление, туда входит много разных школ… он использует:

Логический позитивизм и аналитическую философию – смысл в анализе языка, слова. Аналитическая философия пытается изучать бытие с использованием языка… демонстративно берет в качестве объекта исследования текст. И считается, что здесь в качестве объекта берется реальность.

Юрист изучает не абстрактно государство и право, а текст.

3)Неокантианство.

Тоже имело много направлений. Основные: Марбургская и Баденская школы.

- Марбургская школа неокантианства - неотождествление предмета познания с понятием о предмете. Вот взять государство и право, человек, который пытается изучать государство и право он изучает феномены? Нет, он обращается к понятиям, которые сформировано его сознание.

- Баденская школа – дуализм мира сущего и мира должного.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУКИ

Это важное значение в понимание Кельзена.

Цель Кельзена – создать чистую теорию права, теорию, которая бы была освобождена от чуждых компонентов (философии, истории, социологии). Надо познать право из его собственной природы.

 

Критерии классификации – 2:

- Мир сущего – то, что есть на самом деле.

- Мир должного – мир, который должен быть, в соответствии с логикой человеческого мышления.

 

Кельзен различает два метода – каузальный и нормативный.

· Каузальный – исследует мир причинно-следственных связей в мире сущего.

· Нормативный – изучает мир должного.

 

Из этого он и выделяется два вида наук:

- естественные науки – исследуют мир сущего. Используемый метод – каузальный (причинности). Сюда относятся, в том числе, и гуманитарные науки – социология, политология, юриспруденция.

- нормативные науки – исследуют мир долгого. Главный метод – нормативный. Юриспруденция, этика – тоже.

Юриспруденция по Кельзену может быть и нормативной и естественной. Задача Кельзена, чтобы юриспруденция стала чисто нормативной наукой, из мира должного.

Отсюда и термин – нормативизм!

 

Теории Кельзена.

[обычно Кельзена на экзаменах отвечают не плохо, иерархия и т.д.]

· Теория основной нормы

В основе Чистой теории права – некая основная норма.

Свойства основной нормы:

– принадлежит к миру должного.

- как некий трансцендентальный логический постулат.

Транценденция – некий иной параллельный мир…

- норма никем не установлена и не зафиксирована.

- норма не имеет никакого этического или социологического содержания.

- основная норма выполняет роль связующего звена между миром сущего и должного,

- структурирует правовую реальность, вносит в неё логику, нормативность. То есть, благодаря основной норме действительность, общественная жизнь получает нормативность.

- она является основой права.

Иными словами, основная норма – фикция, то, чего нет, это некий придуманный элемент, для своей теории. Для его теории нормативизма была нужна такая фикция… фантазия автора.

· Иерархия структуры права

В основе всей пирамиды – основная норма.

На ней надстраивается норма международного права (?)

Потом, норма конституции,

Потом – норма закона.

Всё заканчивается индивидуальной нормой акта применения права.

С точки зрения Кельзена… если эта пирамида работает, всё ОК – всё соответствует основной норме.

Понятие прав и государства

[любимый доп. вопрос на 4 и 5… государство и право по Петражицкому, Кельзену, Иерингу…]

Право по Кельзену

Право – это нормативный принудительный порядок.

Легко выучить и пятерка в кармане J

Основные черты права вытекают из определения:

1 черта, Нормативность – состоит из норм, которые базируются на основной норме.

2 черта, Тождество права и правопорядка. Соответственно, у его здесь мир должного пересекается с миром сущего.

3 черта, Принудительность, наличие санкций.

Кельзен рассуждает так, что субъективные права – вторично. Первично – обязанности. Обязанности рождают субъективные права.

 

Государство по Кельзену

Государство надо изучать со строго юридической точки зрения.

Необходимо устранить дуализм между правом и государством.

Государство – это нормативный, централизованный, принудительный порядок.

Тоже, очень коротко. Обратить внимание – всё примерно то же самое, что и право.

 

Основные черты государства по Кельзену:

1) Нормативность, в том числе, что государство – реализация мира должного. И в том, что по Кельзену государство – это законодательство о государстве (Маркс называл это юридическим кретинизмом).

2) Тождество государства, права и правопорядка – это одно и тоже. Это некое единство по кельзену, и он стремиться к этому единству.

3) Принудительность. Принудительность вытекает не из факта силы, принудительность государства вытекает из норм права… государство – следствие права, нормы.

4) Наличие трех традиционных элементов государства – население, территория, власть.

Их он анализирует в юридическом ключе:

- Население – совокупность людей с общим правопорядком.

- Территория – юридически ограниченное пространство (сфера действия) правопорядка.

- Власть – совокупность государственных органов централизованно связанных единым правопорядком.

 

Суверенитет государства

Тоже через призму права.

С точки зрения классической юридической мысли, суверенитет – верховенство власти внутри страны и за рубежом. То есть сила.

Кельзен говорит, что государственный суверенитет – через призму права. Это, прежде всего, суверенный правопорядок. Государственный правопорядок подчинен международному правопорядку и основной норме. Чувствуется либеральная установка.

Работает иерархическая структура… когда норма международного права подчиняется основной, норма конституции – подчиняется МП.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 2535; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!