Репертуар и художественные особенности духовных стихов.
Духовные стихи –песни религиозного содержания, в которых, по словам Г. П. Федотова, воплотился «религиозный гений нации». Они возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения. Народные названия духовных стихов – стихи, старины, псальмы. Главный признак духовных стихов заключается в противопоставлении всего христианского – мирскому. В фольклоре духовные стихи могли появиться значительно позже 10-ого века, только после внедрения христианства в сознание народа. Самый старший оп времени стих – «Плач Адма» - был известен в 12-ом веке. Массовое же распространение духовных стихов, по мнению ученых, начинается с 15-ого века.
Духовные стихи не имеют четкого жанрового определения, т.к. они неоднородны. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, историческими песнями, балладами, лирическими песнями, причитаниями.
Первоисточник духовных стихов – христианская каноническая литература, однако наряду с ней большую роль играли апокрифические произведения.
Репертуар духовных стихов формировался в течение веков. В науке принято делить духовные стихи на старшие (эпические) и младшие (лироэпические, лирические). Выделяют также сатирические, обличительные и другие духовные стихи.
Зарождение и утверждение эпических духовных стихов отнотя 12-15 вв. Их темы: о ветхозаветных персонажах (Плач Адама, Осип Прекрасный), на евангельские сюжеты (Рождество Христово, Сон Богородицы, Страсти Господни, Сошествие Христа во ад, Вознесение Христа и др.), об основах мироустройства (Голубиная книга).
|
|
Среди эпических стихов известны произведения о героях-змееборцах (Фёдор Тихон, Егорий и змей) и о мучениках (Егорий храбрый и царище Демьянище, Кирик и Улита).
Со временем возникла тенденция к православно-русскому центризму духовных стихов. Один из главных персонажей «Голубиной книги» по некоторым вариантам именуется князем Владимиром; Егорий Храбрый оказывается устроителем Русской земли – и проч.
Новые стихи – лироэпические и лирические – продолжили тему крайнего пренебрежения к телесному во имя приближения к абсолютной, божественной духовности. Большинство новых стихов было создано после раскола русской православной церкви в среде возникшего старообрядчества и сектантов разных толков. Старообрядческие духовные стихи обращен к теме пришествия антихриста и кончины мира. Они – о соблазнах мира и бегстве для спасения в «пустыню» с восхвалением пустынного жительства, о благодетельном значении смерти, с призывом к ней. Были созданы духовные стихи с историческим содержанием из жизни старообрядчества и его толков: об осаде Соловецкого монастыря, о разорении скитов и преследовании старообрядцев, о отдельных старообрядческих учителях и т.д.
|
|
По форме изложения духовные стихи распадаются на ряд песенных групп. Старшие эпические стихи строятся как ряд последовательных эпизодов (например, изображающих жизнь персонажа: "Алексей Божий человек"). Другая группа представляет собой монологи-причитания ("Плач Адама"). Одной из основных форм старообрядческих псальм также являются монологи ("Покаянный стих"). Заметное место занимают стихи, построенные как диалоги персонажей. Во всех этих группах совпадает только концовка — провозглашение вечной славы тому, о ком пропето, или Богу, или им обоим. Последним словом часто бывает аминь (т. е. 'истинно так') — священное конечное заклинание.
В построении песенных строк духовные стихи опирались на традиции русского народного тонического стихосложения, без рифмы. Характерны строки с тремя ударениями, когда последнее ударение падает на 3-й или на 2-й слог от конца строки. Однако, как отмечал Ф. М. Селиванов, у духовных стихов нет единых принципов композиции стиха.
В поэтическом стиле духовных стихов используются образы-олицетворения, выступающие в одном ряду с христианскими святыми. Например, в стихе "Аника-воин" Смерть предстает в виде кентавра.
|
|
В старообрядческих псальмах была развита система иносказаний, в которой использованы библейские аллегорические образы. Так, люди именуются овцы мысленные. Этот образ восходит к Страшному суду, когда Бог воздаст всем по делам их: человечество будет разделено на грешных — "козлищ" и праведных — "овец" (Евангелие от Матфея, 25, 106).
В духовных стихах использовались гиперболы, параллелизмы. Часто употребляемые сравнения наследовали, с одной стороны, книжно-христианскую символику, а с другой — фольклорную. Ф. М. Селиванов отметил в сравнениях опору на принцип от неизвестного к известному, от абстрактного к конкретному: Душа с телом расставалась, как птенец со гнездом.
Насыщенность языка духовных стихов церковнославянизмами объясняется тем, что в старообрядческой среде они сочинялись на церковнославянском языке и распространялись в письменном виде. Но чем популярнее был стих, тем больше он освобождался от этой зависимости и наполнялся особенностями народной поэтической речи.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1065; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!