Определение жанра частушек, их поэтика, собирание и изучение



Частушки– это короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку .

Поэтика частушек. Основной композиционный принцип – принцип деления частушки на две части, первая из которых начинает, вторая же развивает, расшифровывает, объясняет то, о чем идет речь. Принцип деления частушки на две части собственно и обусловил широчайшее использование в этом жанре параллелизма, причем принцип формального параллелизма, при котором при сопоставлении нет и попытки установить логическую связь между сопоставлениями. В частушках используется и отрицательный параллелизм.

Частушкам свойственны сравнения – «Милый мой-душистый ландыш, а я розовый цветок», метонимичность – «Разрешите, кари глазки, с вами познакомиться»; обращение – «А вы, звездочки, скажите: с кем ушел мой дорогой»; эпитеты – «белая береза», «заря вечерняя», «сера утушка»; гипербола – «сколько звездочек на небе, столько раз поцеловал». Свойственна частушке и символика, она играет существенную роль в создании художественного образа.

В частушке значительное место занимают повторы: повтор отдельных слов, словосочетаний; анафора – повтор одного и того же слова в начале каждой строки.

В частушках часто встречаются одинаковые зачины, не связанные с содержанием песенки («с неба звездочка упала»), без прямой параллели к нему.

Выделяя главные типы композиционного строения частушек, следует отметить тип монологический и диалогический. Частушки диалогические представляют обращение к кому-либо или передают чей-либо разговор:

Ах, ты, ягодка ты мой,

Все корят меня тобой.

– Дорогая, я не рад,

Самого меня корят.

Для языка частушки свойственны уменьшительно-ласкательные формы слова (слезиночка, подарочек), формы с усилительными приставками (расхорошенький, раскудрявенький), использование звукового повтора (»Я любила, ты отбила, Так люби облюбочки»). Язык частушки богаче и современнее языка традиционной лирики, частушки широко используют различные неологизмы, в них проявляется стремление к словотворчеству.

Частушка неотделима от музыкального сопровождения, обычно она исполнялась в сопровождении балалайки, гармошки, жалейки. Напевы частушек разнообразны, каждая местность имела свои напевы, припевки. Некоторые частушки связаны с пляской, танцем. По своему строению частушка представляет четырехстрочную рифмованную песенку, чаще всего рифмуется вторая и четвертая строчки; бывает рифма перекрестная (абаб); смежная рифма, когда первая строчка рифмуется со второй, третья – с четвертой (аабб), иногда частушки имеют и внутреннюю рифму, иногда все четыре строчки имеют одну рифму (аааа). Четрехстрочный размер стиха, его рифмованность придают стройность частушке, смысловую четкость, слаженность.

Собирание и изучение. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале ХХ века. В многочисленных статьях и сборниках содержатся ценные сведения об условиях создания и бытования частушек, особенно интересны дискуссии по вопросам происхождения частушек. Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа. Жанр частушки, возникнув во второй половине XIX века, стал развиваться очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

"Частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Первый специальный сборник частушек (Песни деревенской молодежи. - Вятка, 1903) составлен известным собирателем- фольклористом и этнографом Д. К. Зелениным (1878-1954). Другой сборник начала 20 века (Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. - Кострома, 1909) принадлежит философу и искусствоведу Павлу Александровичу Флоренскому (1882-1937). Затем появляются собрания "Сборник деревенских частушек" ( Ярославль, 1913) Василия Ивановича Симакова (1879-1955), " Жизнь молодой деревни" (Спб., 1913) поэта В.В.Князева, "Сборник великорусских частушек" (М.,1914) Елены Николаевны Елеонской (1873-1951). Областными и центральными издательствами выпущены десятки сборников частушек. Особенно интересным нам показался сборник "Песни и сказки Ярославской области" (1958), под общей редакцией Э. В. Померанцевой.

"Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких, "частых"(в отличие от протяжных, долгих) песен. В литературу оно вошло из очерка Глеба Успенского "Новые народные стишки"(1889); в этом очерке писатель впервые дал краткий анализ нового явления в песенной культуре народа. Постепенно слово "частушка" стало приобретать значение общего термина для обозначения коротких народных песен… на первых же стадиях бытования этих песен в разных местностях их называли по-разному: просто песни, короткие песни, коротушки, припевки, пригудки, прибаски, собирушки, прибрешки и т. д."

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 2538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!