Исторический очерк Русского национализма 22 страница



Основным и незыблемым положением должно служить следующее: все высшие государственные должности и все места начальников учреждений должны быть заняты людьми Русскими, искренно проникнутыми духом национализма.

Ещё в царствование Алексея Михайловича Крижанич писал: «Лучше отдавать высшие должности самым худым людям из своего народа, чем самым лучшим из иностранцев, - лучше тиран из народа, чем сладчайший Давид из инородников». Ибо невозможно, чтобы человек любил чужой народ больше, чем свой.

Всех Русских людей должно невидимо спаивать одно чувство - поддержать друг друга Русского и подать ему руку помощи. Это не должно говориться, но это должно пониматься и приводиться в жизнь столь же твёрдо и неуклонно, как это делают поляки, немцы, армяне, евреи и т. д.

Лица с антинациональным направлением из русских нетерпимы на должностях, ибо они будут служить не на пользу, а во вред Родине. Особенно такие лица нетерпимы в ведомстве просвещения. Точно так же недопустимо сослужение в одном ведомстве многих лиц из инородцев одной и той же национальности, для которых интересы личные ближе, чем интересы государства. Образцом тому может служить Владикавказская железная дорога, виновники Цусимы и многие другие учреждения, даже в настоящий момент переполненные поляками, немцами, евреями и проч.

Как ни странно сказать, а должно, что, находясь в младенческом состоянии национального самосознания, мы должны твёрдо решиться иметь гражданское и национальное мужество отстаивать открыто своё национальное достоинство против наглых и открытых выпадов, оскорблений и унижений, изливаемых инородцами и русскими выродками, или продажными людьми на нашу Родину и на наш народ. По мере того, как мы становимся скромнее и сдержаннее, наши враги становятся наглее и дерзче. И это естественно. Кто не умеет себя защищать, тот невольно дает прямой повод к нападению. Уже Карамзин ясно формулировал нашу слабость - стеснение открыто защищать и отстаивать себя. «Мне кажется, - говорил он, - мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто сам себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут». Результаты этой нашей слабости уже успели сказаться во всех областях. Посмотрите, как поляки, чехи и другие славяне уважают своих поэтов, своих ученых... А у нас... Ещё недавно русские диссертации отличались необыкновенно обильным количеством цитат и полным перечислением всех имён Русских и иностранных... А теперь с входом в профессорский состав значительного количества инородцев, иностранные цитаты и имена так же обильны, а Русские сплошь и рядом замалчиваются, особенно, если писания учёных не имели красного оттенка.

На днях я взял прекрасную книгу нашего выдающегося молодого военного учеёного проф. А.Г. Елчанинова 9 и нашёл в ней следующее место: «В нашей военной Академии мы занимались более 50 лет одним иностранным военным искусством, и только незабвенный Д.Ф. Масловский проложил, всего менее 25 лет назад, дорогу изучению военного искусства Русского. Мы доходили до взглядов, что война портит войска, до отрицания боевых достоинств кавказских войск, потому что они не имели педантства того времени… Мы увековечили шефами в частях множество иностранцев, а в то же время имя Великого Петра дали всего I полку и то лишь в 1904 г., а имена Елизаветы, Екатерины, Александра I не носят у нас ни одна ещё часть, не говоря уже о многих простых смертных, - вождях-героях, даже бывших при жизни шефами тех или других частей. В последнее время мы тронулись в этих отношениях сильно вперед, но всё же надо ещё многое сделать, дабы вернуть наши ратные силы, нашу военную науку - на исконный, сложивший Россию, народный наш Русский путь»... Вообще, вся книга проникнута глубоким знанием дела, настоящим пониманием сущности его и безпредельной любовью и преданностью России... И эта книга нам говорит, что и в военном ведомстве что-то неладно, и оно требует большой чистки в духе Русской дистилляции...

И какой бы мы области не тронулись - всюду одно и тоже - падение национального духа и низкопробный индифферентизм, и интернационализм.

Вот почему важно, чтобы и наука, и пресса наша открыто и громко исповедовали национальный символ веры и давали сдержанный, покойный и веский отпор наглым нападкам врагов нашей народности и нашей Родины, особенно тех, кто состоит на службе и питается на счёт нашей же Родины.

Нужно, безусловно, твёрдо установить, чтобы промышленность, торговля, труд и кредит были национальными. Как промышленность, так и торговля могут быть национальными двояко: 1-е - промышленность и торговля могут находиться в руках лиц данной нации, и 2-е - промышленность и торговля должны служить интересами данной нации. Весьма важно, чтобы и то, и другое в государстве находилось в руках державной, господствующей Русской нации. Нет слов, и соподчиненные нации могут вести промышленность и торговлю, но поощрение государства должно касаться только лиц державной нации, никаким образом не поддерживая иностранцев и враждебных инородцев, как, напр., евреи.

Особенно же важна национализация капитала 10 . «Капитал, как промышленный, так и торговый, это - живое воплощение экономической и социальной власти, и поэтому передача его инородцам равносильна передаче им командующего положения над державным народом на всем поле его личной, хозяйственной, политической и духовной жизни. Кто владеет капиталом, тот в наш капиталистический век владеет всем: фабриками, заводами, магазинами, землею, монополиею минеральных богатств, всеми источниками дохода и обогащения, жизнью и благополучием масс, владеет нашим трудом и заработком, командует нашей волей, располагает печатью, формирующей нашу психику. В его руках общественная мысль и воля, участь каждого гражданина, судьба государства и народа. Он есть настоящий властитель мира. Деньги - это узел мировой жизни...

Нужно ли добавлять, что государственный кредит, т.е. капитал, даваемым государством в кредит, должен исключительно и, безусловно, идти в руки державной нации и ни под каким видом не в руки инородцев, особенно жидов. Капитал, даваемый государством жидам, есть капитал, направленный против интереса и пользы государства, а потому Государственная Дума должна всеми своими силами стремиться к тому, чтобы на будущее время государственный кредит был исключительно и безусловно национальный, т.е. в руках лиц державной нации. Что же касается прошлого, то должно стремиться к неукоснительному постепенному изъятию русского капитала из рук жидов и других инородцев.

Зато мелкий кредит лицам Русской нации должен быть возможно расширен и поддержан, что даст возможность поднять экономическое положение трудящейся массы и общее благосостояние Империи.

 Трудно перечислить все условия жизни, при которых должно поддерживать Русское национальное достоинство. Каждый из нас должен это делать всегда и при всех случаях.

С точки зрения пользы Родины, важно, чтобы земские и общественные учреждения чутко относились к потребностям народа, особенно в деле воспитания детей. Весьма важно, чтобы народные школы превратились в национальные профессиональные школы. Так, в областях, где преобладает земледелие, основою народной школы должно быть изучение почвы, её обработки, наилучшего её использования, а уже пособием и средством к этому познанию должна быть грамота и изучение книг как касающихся сельского хозяйства, так и познаний Родины.

Там, где есть глина и где занимаются горшечным производством и проч., дети должны начать свои занятия с глиняного производства, и рядом с этим заниматься грамотою как пособием к изучению производства, а также познанием Родины. Таково же должно быть отношение и к другим видам производства.

Для этого должны быть в земстве надлежащие учителя, образцы и средства. Грамотность должна быть не целью, а средством к познанию.

 

 1 Во Франции «L’idee nationale, будить которую призвано образование, есть ни что иное, как укоренение в душе французского ребенка с раннего возраста (6-7 лет) сознания привычки думать и чувствовать, что французская нация - прежде всего... Рассказы и отдельные отрывки, составленные в образцовой форме и содержащие в себе описания каких-нибудь исторических событий или биографий, должны положить в детских душах зародыш идеи о Франции и любви к ней» (Ив. Чистяков, «Образование народа во Франции», 1904, стр. 75).

В инструкциях учителям народных школ недвусмысленно сказано: «школьнику нужно показать, что только в нации человек осуществляет свою природу, что только в ней он делается истинным человеком»...

 

 2 И.П. Корнилов, «Задачи Русского просвещения», стр. 7.

 3 А. Беломор, «Порт-Артурская эскадра накануне гибели»,1908 г.

 4 А. Полторацкий, «Шведская военная гимнастика», 1909 г.

 5 Инна Вл. Ковалевская, «Вопросы нравственного воспитания».

 6 В.Э. Ванденберг, «Юрий Крижанич», 1912 г.

 7 Проф. А.Г. Елчанинов, «К 300-летию осады Троице-Сергиевской Лавры», 1909 г.

 8 Нина Вл. Ковалевская, «Вопросы нравственного воспитания».

 9 А.Г. Елчанинов, «Ведение современной воины и боя», 1909 г.

 10 И. Гофштеттер, «Национализация государственного кредита».

 

III

Национальное образование

 

Образование, как и воспитание, должно быть для Русских строго национальным, а для инородцев - строго патриотичным.

По отношению к предметам преподавания школы всех стран более или менее сходны. Но в отношениях религиозном, национальном и политическом каждая школа, каждый учитель должны служить своей церкви, своему народу, своему государству. От Русских людей, воспитанных инородцами, нельзя ожидать ни основательного знания своей страны, ни разумной любви к своему Отечеству, ни понимания его истинных интересов. А потому и во главе школ и преподавания должны быть надежные Русские люди.

Я позволю себе остановиться ещё на одной стороне наших школ. «Русские школы, - говорит И.П. Корнилов, - ещё в недавнее время заботились преимущественно о внешнем порядке и дисциплине, и о формальном исполнении учебных программ; но в отношении воспитания воли, наклонностей, убеждений и национального чувства они отличались индифферентизмом. Вследствие такой внешней постановки школьного дела у нас обращалось весьма мало внимания на вероисповедание, национальность и даже на образ мыслей лиц, которым вверялось воспитание».

Тот же великий наш педагог возлагает на преподавателей и руководителей ещё один важный и существенный долг, чтобы они, «руководя физическим, нравственным и умственным воспитанием своих питомцев, оберегали бы ещё не окрепшие и развивающиеся природные силы, не утомляли их непосильными трудами». Увы, это требование и доселе тщетно. Сколько раз приходилось наблюдать, что дня два почти нет никаких занятий, а затем сразу назначаются со всех предметов действительно непосильные задания. Да и вообще наши Русские школы страшно грешат тем, что дают и требуют много излишних и ненужных мелочей и не умеют сосредоточить учеников на главном и важном. Это грехи не только средних, но и высших школ. Из наших высших технических школ часто выходят ученики с богатейшими теоретическими познаниями, не умея провести в дом электрического звонка. Наш долг в будущем должен состоять в исправлении двух главнейших ошибок: отягчения наших школ излишней теоретичностью и изучения не нужных мелочей. Non multum, sed multa.

Разумеется, первым предметом образования должен быть Закон Божий - Новый Завет и его высоко нравственные повеления в духе Православной Церкви. Я делаю на этом особенное ударение. Не подлежит ни какому сомнению, что между славянской расой и Православием лежит органическая связь. Огромное большинство славян исповедует Православную Веру потому, что Православная Церковь есть Церковь любви, сострадания, милосердия, всепрощения и самопожертвования. Это те качества, кои присущи и свойственны славянской народности. Католическая церковь - церковь воинствующая. Она противна духу славянской народности. Если вдуматься хорошо, то, быть может, поляки много страдают именно потому, что католицизм представляет дисгармонию с духом их мягкой, нежной, чувствительной народности. Если свойства Русской народности откликнулись на особенности Православной религии, то, с другой стороны, и Православие в течение тысячелетия во многом отозвалось на чертах характера и духа славянской народности. Православие усилило, укрепило и освятило славянскую любовь к ближнему, его желание помочь страждущим и угнетённым, его стремление к состраданию и самопожертвованию и т.д. Посмотрите на историю России последних столетий и вы увидите великие её жертвы сотнями тысяч её детей за благо угнетаемых братьев, - миллиардами денег, проценты за которые мы платим и теперь... Все это воинствующею церковью называется сентиментализмом и глупостью, а Православная церковь эти жертвы освящает как проявление любви и самопожертвования «за други своя»... Православие в России - не случайность, а религия её духа народного, духа, восприявшего Православие как наиболее удовлетворяющую религию; оно же укрепляет и поддерживает основные народные черты.

Кроме того, при преподавании Закона Божия нужно особенно резко и настойчиво оттенить Заветы Нашего Великого Учителя в Его Евангелии и возможно меньше останавливаться на Ветхом Завете - завете жестокости и человеконенавистничества 1 .

А затем, как ни странным может показаться, я самым важнейшим предметом образования в национальном отношении считаю географию Родины в самом широком смысле слова или познание естественных, исторических и духовных свойств и богатств Родной страны. Каждый мальчик и каждая девочка, сознающие, что они - живое мыслящее существо, в то же время должны сознавать и то, что они Русские. А чтобы достойно носит это имя, они немедленно же должны знать, что такое Россия, каковы её достоинства, естественные сокровища и история, и почему почётно имя Русского. Поэтому при первом же пробуждении познавательной деятельности и наступления времени, когда нужно учить, - учить должно прежде всего познавать свою Родину. Изучение должно начаться с познания её языка и её естественных богатств. Изучение природы должно происходить среди самой природы, путём мелких экскурсий. Поле, луг, лес, река, ручеек, озеро, болото, горки, овраги, огород, сад, - всё это те предметы, при посредстве которых познаётся вначале Родина. Этим способом невольно усвояются формы воды и суши, почва, геологическое строение, сельскохозяйственные формы и т.д. Засим само собою следует промышленность фабричная, заводская, кустарная как данной местности, так и соседних мест и всего государства. Отсюда само собою возникают сведения о торговле, путях сообщения, сбыте, производительности и т.д.

Рядом с этим должны быть сообщаемы и исторические данные: как эта часть России досталась нам, какие на ней шли перевороты, какие исторические моменты она переживала и как в них участвовала, какое теперь её отношение к излому и частям, рост и проч. Весьма важную роль в этом отношении играют памятники старины: старые церкви, постройки, памятники, учреждения и всё то, что имеет тесную связь с историею прошлого данной местности и всей России.

Так постепенно возникают сведения о богатствах страны, её производительности, народности, истории, культуре и развитии, а с познанием всего этого дети, безусловно, полюбят и свой народ, и свою Родину.

По тщательном и всестороннем изучении Родины должно переходить к изучению Отечества. Естественно, что это последнее будет столь же лёгким и столь же интересным, как и изучение Родины. Важным пособием при этом могут быть рисунки, чертежи, карты, описания жителей, их нравы, обычаи, история, время и способ присоединения к России и т.п.

Важное значение познания Родины в духе национального развития понимал и хотел провести в жизнь сподвижник нашего Императора-националиста, бывший под конец своей жизни министром просвещения П.С. Ванновский. В жалкий период существования наших средних школ вступил в министерство П.С. Ванновский. Он первый начал выбрасывать из школы ненужный балласт, и он первый ввёл в школу отечествоведение. Плачевно окончилась его попытка. Он пал... Пал странно и грустно... Его не напутствовали добрым словом... Я глубоко убежден, что именно потому он и пал, что был сподвижником Императора-националиста... Он пал потому, что хотел провести в жизнь его заветы... Он пал потому, что хотел произвести на пользу Родине самый живой и самый важный для государства и народа образовательный переворот...

Кто же мог поддержать и провести его начинания?.. Карьеристы его приближенные? Ненавидевшие своею изменническою душою Россию инородцы, либеральничающие Русские, или люди в футлярах?.. Люди живые, родители, общество сразу поняли и оценили предприятия П.С. Ванновского, но они были рабами и не смели подать своего голоса…

Изучение географии или отечествоведения особенно сильно развито и установлено во всех тех государствах, где особенно велика сила национализма. Таковы Германия, Япония, Италия и проч. Не стыдно и нам взять пример с тех стран и приняться за тщательное и всестороннее изучение своей Родины. Только знание и познание Родины вселит в детях любовь к ней, желание ей добра и решимость на самопожертвование.

Изучение Родины должно производиться как в низших народных, так и в средних и высших школах России.

В низших деревенских школах каждый ученик вместе с грамотою должен знать прежде всего своё село, свою деревню: её почву, её обработку, леса, злаки, глину, животных, историю местности в связи с историей народа и т.д. Усвоив это, он должен в таком же порядке изучить соседние деревни, уезд, всю губернию и соседние губернии, и всю Россию. Только после этого он может приступить к изучению всеобщей географии. Пускай он не знает Азии, Европы, Испании и т.д., но знает свою Голодаевку, Малмыжский уезд и Костромскую губернию... Важно, чтобы все дети умели чертить на доске и на бумаге наброски карты своей деревни, с её речкою, ручейками, лесами, дорогами, расположением деревни и полей, с указанием соседних границ... Так познаются иногда великие будущие учёные и государственные деятели…

Насколько важно внедрять в душу детей познание окружающей их природы и хозяйственного производства видно из инструкции, данной во Франции учителям народных школ. Прежде всего, учителя обязаны вдохновлять детей народа «любовью к жизни среди полей». Школа должна заняться «подготовкою ребенка к интеллигентному усвоению дела, от которого он будет жить, и дать ему вкус в его будущей профессии; в этом отношении учитель никогда не должен забывать, что наилучшее средство заставить ребенка полюбить свою работу - это заставить его понять её... Цель начального сельскохозяйственного обучения - это приохотить наибольшее число детей наших деревень к элементарным знаниям, необходимым для плодотворного чтения книг по современному земледелию, для плодотворных занятий в агрикультуре; это - вдохнуть им любовь к жизни среди полей и желание не менять её на жизнь города или завода, - это проникнуть их той истиной, что занятие земледельца, самое независимое из всех, есть более прибыльное, чем множество других, для работника трудолюбивого, интеллигентного и обученного». Средствами же для этого должны служить: уроки, наглядная культура в школьном огороде или саду и экскурсии по полям и лугам и т.п. В школьном саду или огороде должно быть заведено следующее: овощи, ботанический питомник, цветы и показательное поле... Учитель при этих занятиях должен оставить своё основное занятие - обучать малышей первоначальной грамоте, превратившись на этот раз уже в плантатора (Ив. Чистяков 1 ). Французское правительство в этом отношении смотрит далеко не односторонне. Оно приказывает своим народным учителям прививать детям любовь к труду, соответственно местным условиям природы. Так, в 1898 г. оно издаёт циркуляр, требующий обучения детей народной школы прибрежных местностей знаниям, связанным с занятиями и промыслами рыбака и моряка. «Учитель может и должен приспособить своё обучение к той среде, где он его даёт»...


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!