Исторический очерк Русского национализма 17 страница



 

IV.

Да позволено будет остановиться на одной невыгодной особенности характера Русского народа.

Русские отличаются застенчивостью, добродушием, снисходительностью, кротостью и смирением. Всё это добродетели. Но С.А. Хомяков 19 прав, говоря: «Всякая добродетель имеет свою крайность, в которой она становится несколько похожей на порок. Мы впадаем иногда и в ту крайность, которая, без сомнения, лучше самохвальства; но всё-таки не заслуживает похвалы и унижает нас в глазах западных народов. Наша сила внушает зависть. Собственно, признание в духовном и умственном безсилии лишает нас уважения, вот объяснение всех (злостных) отзывов Запада о нас. Неуважение к нравственному и духовному историческому закону унижает неизбежно наш народ в глазах других народов. Нам случается впадать в эту крайность». Достоевский идёт даже дальше. Он отмечает в Русском человеке самоосуждение и самоумаление и даже признаёт ту черту не заслуживающею порицания. Л.Н. Толстой самопожертвование доводит до непротивления злу... Всё это, быть может, и симпатично в теории, но в практике, политической Жизни державного народа кротость, смирение и самопожертвование часто бывают не только излишни, но и вредны.

Так и в вопросе господства русском нации в пределах Русского государства сплошь и рядом мы являемся излишне уступчивыми и излишне кроткими. Сказав, что «Россия для Русских», мы сейчас же стараемся смягчить эту фразу тысячами оговорок, которые нередко низводят основную мысль к нулю.

Нет, в деле единодержавия мы должны точно и определенно сказать и стоять на том: Россия едина и неделима. Все составные части её не есть отдельные части, а нераздельные части единого тела, и нет между этими частями никаких границ. Русская нация есть единая державная и господствующая нация, и только она одна имеет право господства в государстве. Всякий инородец тогда только сможет пользоваться всеми правами Русского, когда он станет поистине духом Русским человеком. Все Русские и инородцы, помышляющие злое Русскому государству, не имеют права на пользование правами Русского гражданина.

В этом отношении нельзя не согласится с мнением М.О. Меньшикова 20 , который говорит следующее: «Самое имя национализма обязывает заботиться о восстановлении нации во всем значении её титула, а этот титул как дарственный противоположен понятию о рабстве. Подобно другим независимым народам, русский народ именует себя государственным, а государствование есть полнота свободы. Не с целью умаления, а с целью укрепления величества народного националисты настаивают на законном укреплении свободы, ибо беззаконие - одинаково вверху или внизу - есть, прежде всего, слабость».

«У нас, Русских, ест две страшные силы, - говорит Достоевский, - стоящие выше всех остальных во всем мире, - это всецелость и духовная неразделимость миллионов народа нашего и теснейшее единение его с монархами». Мы укажем на третью силу, ещё более укрепляющую первые две - Православие.

«Задача России на окраинах, - говорит А.П. Липранди 21 , - не в том, чтобы всегда быть наготове к подавлению мятежных вспышек инородческого сепаратизма, а в том, чтобы именно этого не требовалось, - ergo - чтобы, как показывала Екатерина II, «исчезла грань инонародия, и области русские были русскими не одним именем, а душою и сердцем». Этой есть окраинная инородческая политика, которой Россия искони держалась и единственно которая отвечает смыслу её истории и государственности, ограждая права и значения Русского народа.

И обезпечение её единства и целостности отнюдь не обозначает собою «угнетения» инородцев, вообще умаления в чем бы ни было их благополучия. Это не означает вовсе, что финны, латыши, литовцы, поляки, армяне, грузины, татары и т. д. должны стать русскими. Это означает лишь, что в части России суть Россия ergo - не могут быть Швецией, Ливонией, Литвой, Польшей, Арменией, Грузией» и т.д. «Русская национальность, - говорит М.Н. Катков, - не требует, чтобы все живущие на её территории народы были одного племенного происхождения, чтобы все они были одной веры. Но нельзя допустить, чтобы к нам приходили завоеватели с притязаниями на власть, с презрением к народу, принявшему их в свои недра. Какого бы ни были происхождения русские граждане, они не должны иметь иного Отечества, кроме России. Нельзя требовать, чтобы все были ревностными русскими патриотами, но должно, чтобы русские подданные не имели иного патриотизма, кроме русского. Государственное единство допускает широкий простор для всякого разнообразия, но оно не может терпеть никаких государств в государстве, не может допустить, чтобы какие бы то ни были части страны могли организоваться в смысле особых политических национальностей. Единое государство, значит, единая нация».

 

V.

Национальная партия и благо народа. Русский язык, несомненно весьма богатый, в некоторых отношениях представляет еще недостатки и требует дальнейшей разработки и совершенствования. Доказательством тому служат иностранные слова и ныне употребляемые в русской речи и русской литературе, и при том такие слова, без которых мы никак не можем обойтись. За примером не далеко ходить. Мы употребляем слова «нация», «национальный», «национализировать» и проч. Эти слова безспорно нерусские и в русском языке вы не найдете слов, которые в точности могли бы их заменить.

Возьмем слово «нация». Какое русское слово его может заменить? «Народ»?.. Нет. Слово «народ» или шире, или уже слова «нация». Говорят: «Русский народ». Прежде всего, под этот термин подходят все жители России, состоящей более, чем из 150 национальностей. Таким образом, в этом отношении слово «народ» будет шире понятия «нация». С другой стороны «народ» обозначает простую массу народонаселения», противопоставляемую второй части понятия о нации - аристократии. В таком случае, понятие «народ» значительно уже понятия «нация».

Мы надеемся, наступит время, когда Русские создадут свое собственное слово, которое заменит собою слово «нация», а до тех пор приходится пользоваться этими словами.

Всякая нация делится на две неравные части: народ и аристократию. Народ: земледельцы, рабочие, мелкие и средние землевладельцы, городская мелкая и средняя буржуазия (мещанство, ремесленники и проч.), громадное большинство сельского и городского духовенства и значительная часть служилой и вольно профессиональной интеллигенции. Это - масса государства, которая составляет его жизненную силу, его почву, его энергию, его гений. Это те люди, которые почти исключительно дают войско. Это те люди, которые дают государству хлеб. Это те люди, на которых держатся фабрики и заводы. Это те люди, которые дают государству доход и средства.

Аристократия делится на три отдела: аристократия ума - высшее духовенство, учёные, профессора, министры, журналисты, писатели, художники и проч.; аристократия рода - княжеские фамилии, дворянство и проч.; аристократия финансовая - крупное купечество, промышленники, фабриканты, заводчики, крупные землевладельцы, финансисты и проч.

Ну, а аристократия разве не из народа? Очень даже из народа, хотя часто забываешь об этом. И если бы народ не пополнял, не обновлял её, то она давно бы уже выродилась. Если высшие сословия и интеллигенция - соль земли, то простой народ есть хлеб её. Сама интеллигенция и высшие сословия - плоть от плоти и кровь от крови народа. Это тот же народ, но только культивированный и вышлифованный, причём и своей шлифовкой он обязан поту и крови того же народа. А если эта отборная частица народа получила своё бытие от народа, то и она должна отдать свою жизнь народу, чтобы извлечь его из темноты, душевного мрака, бедноты и несчастной доли и поднять его до себя. Ибо этот народ много-много выстрадал и нередко по нашей вине... «Россия для Русских, - но и Русские для России»...

Говорят, закрепощение Русского Народа началось со времен царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. На деле оно началось от начала Руси. Император Пётр I желал надлежаще устроить государство, дать ему мощь и величие, вместе с тем значительно отягчил положение простого народа усилением крепостничества. При его преемниках эта тягота была усилена и значительно расширена. Екатерина II приказала уничтожить унизительное звание раба, но это не помешало ей, как говорит Пушкин, закрепостить миллион вольных малороссов и прочих. Император Александра II дал свободу крестьянам. До тех пор крестьяне были равны со всеми людьми только перед Богом. Александр II сравнял их с остальными гражданами и перед законом. Александр III посвятил свою жизнь устройству жизни этих несчастных, и по праву может называться Царем крестьян, и даже больше Царем-националистом, нежели царем-миротворцем. Только Император Николай II дал народу права гражданства и призвал его, наравне со всеми сословиями, к участию в законодательстве и закономерной деятельности государства, оставаясь по национальным свойствам народа Самодержавным Царем.

 Тем не менее, и ныне наш народ остается тёмным, бедным, невежественным. То совершенно безправным, то дерзким нарушителем, не умеющим даже работать. Кто научит его уму-разуму, тот его возьмёт в руки и поведёт за собою.

Во все времена и во всех государствах интеллигенция всегда брала бедный люд и непросвещённый народ под свою защиту и покровительство. Было и у нас то же. Но лет 25-30 назад русская либеральная интеллигенция забыла о своём народе. Иногда на словах она являлась как бы его печальником, но на деле это было не так. На деле она взяла под своё покровительство quasi-теснимыx и угнетённых инородцев. С пеною у рта и с горячностью, часто наёмною и достойной лучшей участи, она защищает теснящих русский народ жидов, поляков, финнов и проч. Причиною тому служит то обстоятельство, что русское государство, вопреки интересам своего державного народа, даёт высшее образование непропорционально большему числу инородцев перед своими детьми. Эти вскормленные на средства, труд и пот русского народа инородцы, пробравшись в кружок интеллигенции, захватили прессу, воздействуют и направляют русскую интеллигенцию и проявляют влияние даже на ход общественных и государственных дел. Это - социальное уродство. Это - общественная ненормальность. Это - государственное преступление. Но это факт. Русская либеральная интеллигенция идёт против интересов Русского народа. Если это так в большинстве, то меньшая часть интеллигенции - национальная партия - должна взять на себя великую и священную обязанность защиты интересов Русского народа. Это её доля. Национальная партия должна стать не только национальною, но и национально-демократическую. Если многие из интеллигентов не пожелали стать националистами, как это мы видим теперь, то народ создаст свою интеллигенцию и с презрением отнесётся к тем, кто пренебрегает своим делом. Всяк, кто получил образование, обезпечение и благосостояние на народные средства, обязан отплатить за это своему народу. И всяк, кто пренебрегает своим народом и своим долгом по отношению к нему, является безчестным по отношению к народу.

Как же национальная партия может служить своему народу? Прежде всего, она должна изучить его нужды, его природные богатства, его условия жизни, а затем научить народ пользоваться этими природными богатствами на благо и благоденствие этого народа. Если национальная партия сумеет разрешить эту задачу, то тогда за этой партией пойдут не только Православные, но и католики, и магометане, и Русские, и поляки, и армяне, и татары, - только не жиды! Жиды останутся всегда сами собою.

С другой стороны, и национальная партия тогда только будет национальною, когда она будет народною. Она будет заключать в себе не только одну интеллигентную часть нации, но объединит в себе интеллигенцию и народ, - основу нации, - а также и другие национальности. Она по всей справедливости будет партией государственной. Таково её будущее и такою она может стать, но при одном условии: с народом, через народ и для народа.

Всякая политическая партия, желающая в государстве преобладания и господства, должна поставить своими задачами и целями такие положения, которые удовлетворяли бы запросам если не всего государства, то, во всяком случае, - большинства. Если же задачи и цели партии не удовлетворяют потребностям державного народа, то всуе трудятся зиждущие... Возьмем для примера кадетскую партию, её задачи и цели: защита сепаратизма, равноправие и покровительство еврейству, обещание разных свобод, граничащих с разнузданностью. Поставивши такой флаг, партия обезпечена. К ней примкнут евреи, все сепаратисты, все либеральничающие чиновники и даже коммерсанты, воспитанные в безверии, национальном безразличии, презрительном отношении к Родине и нравственном анархизме. Партия готова. Партия довольно влиятельная и стойкая. Что за важность, что она возбуждает сомнение, недоверие и презрение честных людей. Эта партия жизненна, ибо в России найдутся изменники своей Родине и Русскому народу. И будет это до тех пор, пока Русским народом не будут приняты меры к уничтожению современного ненормального положения государственной жизни.

Русский народ должен принадлежать к Русской национальной партии. И это будет на самом деле, если эта партия не будет сонною и поставит на своём флаге жизненные интересы Русского народа, и будет во главе иметь людей, заслуживающих доверия и умеющих оправдать обещание. Придёт время, когда и инородцы познают важность этих интересов и незлобие Русского народа и сольются с ним в одну государственную партию.

Главную основу государства, его мощь и силу составляет простой Русский народ, народ-крестьянин, народ-труженик. Его-то интересы и должны стоять на первом плане в программе деятельности Русской национальной партии.

В числе первых и важнейших вопросов в программе Русской национальной партии должно стоять надлежащее воспитание и образование народа. Разумеется, в основу воспитания должны быть поставлены три основных положения Русского национализма: Православие, Самодержавие и неделимость земли Русской. Это - мани, факел, фарес... Это - аксиома, вытекающая из существа Русского народа.

Об этом и толковать излишне. Во главе Русской народной школы должны быть поставлены Русские люди. Преподавание всюду должно быть на языке державного народа, на Русском. Русский язык должен быть всюду введён на суде и делопроизводстве. Первыми и важнейшими предметами преподавания в школе должны быть: Евангелие, родиноведение, история России, история всех народностей, населяющих Россию, и литература своего народа. Все эти истины должны неукоснительно соблюдаться министерством просвещения, и всякие уклонения в данном направлении жестоко караться. Государственная Дума должна строжайше следить за закономерным выполнением данного положения.

Все эти требования настолько важны и непоколебимы, что о них говорить много не стоит.

 

 

 1 В.Э. Вальденберг. «Юрий Крыжанич».

 2 Шлецер, «Нестор», т. II, стр. 294.

 3 И. Забелин, «История Русской жизни», т.I, стр.479.

 4 С.А. Хомяков, «Сочинения», т. I. стр. 232.

 5 А. Д. Нечволодов, «История России», 1911.

 

 6 Проф. П.И. Ковалевский, «История России».

 7 С.А. Хомяков, «Сочинения», т. I, стр. 224.

 8 И.П. Корнилов, «Задачи Русского просвещения», стр. 262.

 9 И.П. Корнилов, «Задачи Русского просвещения».

 10 Проф. П.Н. Ардашев, «Национализм на Западе».

 

 11 С.А. Хомяков, «Сочинения», т. I, стр. 231.

 

 12 А.С. Пушкин, «Сочинения», стр. 614.

 13 Киреевский, «О характере просвещения Европы и его отношении к России».

 

 14 Князь Н.И. Мещерский. «Старина и новизна», 1897.

 15 С.А. Хомяков, «Сочинения», т. 1, стр. 27.

 16 П.И. Пестель, «Русская Правда», 1906.

 17 А.П. Липранди, «Равноправие и еврейский вопрос».

 18 Петр Струве, «Patriotica», 301.

 19 С.А. Хомяков, «Сочинения», т.1, стр.8.

 20 М.О. Меньшиков, «Ответ на выстрел».

 21 А.П. Липранди, «Инородческий вопрос и наши окраины».

 

Часть вторая

Национальное воспитание

 

I

Русский народ

 

Приступая к изложению предположения, каким должно быть воспитание и образование детей Русского народа, я считаю необходимым хотя в кратких чертах указать на особенность души Русского народа, дабы тем отметить, какие стороны жизни нужно особенно поощрять и развивать в школах для Русских людей и какие нужно сдерживать и даже тормозить.

Великим психологом Русского народа и историком его душевных качеств является Ф.М. Достоевский, и я с большою охотою буду его цитировать в данном отделе.

Вот что он говорит о душе Русского человека: «В русском человеке из простонародья нужно уметь отличать красоту его от наносного варварства. Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что ещё удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то, что сохранив красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа... простодушие и честность, искренность и широкий всеоткрытый ум, чистоту, кротость, незлобие - в противоположность всему измышленному, фальшивому, наносному и рабски заимствованному, - и всё это в самом привлекательном, гармоничном соединении» 1 ...

Русский народ, в своём целом делится на две весьма неравные части: интеллигенцию и простой народ. Я мало ошибусь, если скажу, что количество простого тёмного народа, та масса, которую мы привыкли называть народ, в десять-двадцать раз превосходит ту частицу, которую составляет интеллигенция, часть народа образованную, просвещённую и пользующуюся благами науки, искусства и благоденствия. Сущность и основу нации даёт именно народ, его масса, ибо интеллигенция или просвещённая часть Русского народа более чем наполовину состоит из инородцев нерусской нации. Поэтому простой народ даёт характерные черты, определяющие нацию. И если мы хотим дать большую или меньшую характеристику душевных свойств русской нации, то мы должны иметь в виду именно преимущественно народную массу и только отчасти и с осторожностью - её интеллигенцию.

«Русская нация - необыкновенное явление, - говорит Ф.М. Достоевский, - в истории всего человечества. Характер Русского народа до того не похож на характер всех современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и понимают в нем всё обратно. Все европейцы идут к одной и той же цели... Но все разъединяются между собою почвенными интересами, исключительным друг к другу до непримиримости и все более и более расходятся по разным путям. Идея общечеловечности всё более и более стирается между ними. В русском характере замечается резкое отличие от европейского, резкая особенность, - в нём по преимуществу выступает способность высоко-синтетическая, способность всемирности, всечеловечности. В Русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во всё втягивается. Он сочувствует всему человеческому, без различия нации, крови и почвы. Он находит и немедленно допускает разумность во всём, в чём хоть сколько-нибудь есть общечеловеческого интереса. У него инстинкт общечеловечности. Он инстинктом угадывает общечеловеческую черту даже в самых резких исключительностях других народов, тотчас же соглашается, примиряет их в своей идее, находит им место в своем умозаключении и нередко открывает точку соединения и примирения в совершенно противоположных, сопернических идеях двух различных европейских наций, - идеях, которые сами собою, у себя дома, ещё до сих пор у себя, к несчастью, не находят способа примириться, а может быть, никогда и не примирятся.

Мы должны преклониться пред народом и ждать от него всего: и мысли, и образа; преклониться перед правдой народной и признать её за правду.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!