Влияние христианства на формирование украинской национальной культуры.



Основным фактором, повлиявшим на формирование украинскойкультуры, было принятие в X веке Киевской Русью христианства. Содной стороны, оно привело к вхождению Киевской Руси в общеевропейское культурное пространство, что носило на первых пораххарактер заимствования накопленных в этом пространстве ценностей. С другой - к тесной связи культуры с религией, выразившейся в литературе в преобладании религиозных жанров, в архитектуре - в преимущественной направленности усилий и талантов на построение храмов и т.д. Вместе с тем развивающаяся культура тесно взаимодействует с народным творчеством и традициями.

В литературе XI - XIII вв. можно различить два слоя: переводной и оригинальный. Переводится в первую очередьрелигиозная литература: Евангелие (отдельные фрагменты - 1056,четвероевангелие - 1144), Псалтырь, жития святых, произведенияотцов церкви Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др. Вместес тем переводится историческая и научная литература, пользуются популярностью переводные повести и романы ("Александрия","Троянская история" и др.). Развитие оригинальной литературыначинается жанром проповеди, в качестве образцов которого мож-но назвать трактат митрополита Иллариона "Слово о законе иблагодати" (1051), "Поучение" князя Владимира Мономаха (нач.XII в.). Из светских жанров наиболее важным и значимым становится жанр летописи; наиболее известна "Повесть временныхлет" (нач. XII в.). Шедевром восточно-славянской поэзии считается "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). Следует сказать,что наследниками культуры Киевской Руси считают себя не толькоукраинцы, но и два других народа, для которых она была колы-белью,- русские и белорусы.

Упадок Киевской Руси после татаро-монгольского нашествияи разрушения Киева (1240) распространился и на культуру. Значительно уменьшаются возможности и роль создателей и хранителей культуры (прежде всего духовенства), а местом их сосредоточения становится в основном Западная Украина. В литературепо инерции продолжаются жанры, возникшие в предыдущий период.

В XVI в. украинская культура отходит от византийских традиций и испытывает значительное влияние западно-европейской Реформации. Появляются переводы сначала отдельных книг Библии,а затем печатается ее полный текст (1581). Религиозная борьбапорождает многочисленную полемическую литературу (Иван Вышенский).

Развитие украинской литературы XVII - XVIII в. продолжается в рамках общеевропейской культуры в стиле барокко. Широкоразвивается духовная и светская (политическая, панегирическаяи пародийная) поэзия, новелла, драма, дневники и казацкие летописи; из религиозных жанров - философско-богословские трактаты (Г.Сковорода).

Как определить, где вера, где убеждение?

Эволюцию религии в культуре – главный предмет наших забот в данном случае – нельзя понять, не определив принципиально место религии в культуре. Значит, надо дать определение самой религии. Не останавливаясь на этимологии слова, которая, по правде говоря, мало что дает здесь, ограничимся рассмотрением того, с чем по крайней мере вербально согласится большинство обращающихся к этой теме, – что религия – в первую очередь духовное явление, состояние и форма сознания, основу которого составляет вера. Как ни жаль, приходится признать, что это почти все, что можно (и то со значительной долей условности) считать в этом вопросе приемлемым для всех. Пользуясь совпадением научных понятий и обыденных общих представлений, обозначаемых тем же словом, легко оспорить любой момент в определении религии. Но применительно к слову “вера” анализ всех семантических полей и ореолов вдвойне необходим: во-первых, для устранения тривиальных недоразумений, связанных с обыденным словоупотреблением; во-вторых, для преодоления реальных трудностей, не столько семантического, сколько философского порядка.

Вера, верность, верование, уверенность, достоверность – все это слова, однокоренные с латинским veritas – истина; индоевропейский корень ver присутствует в большинстве развитых языков с тонкой разработкой познавательной семантики. Из основных европейских языков, пожалуй, лишь в русском, да отчасти в немецком омонимичны два главных значения слова вера:

1) любая уверенность в чем-то или в ком-то;

2)особое состояние сознания, основанное на признании очевидности сверхъестественного. В силу этого легко теряются важные моменты смысла: беспредпосылочную религиозную веру сплошь и рядом путают с основанной на знаниях убежденностью. Рассуждения при этом строятся так: все люди верующие, только одни верят в бога, а другие в таблицу Менделеева; значит, нельзя без веры. Паралогизм очевиден, но это не значит, что он легко устраним. Для начала, как минимум, проведем четкую границу между убеждениями и верой. Убеждения основаны на знаниях, вера – нет. В этом смысле наука как таковая не только не нуждается в вере, но изгоняет ее отовсюду, где ее обнаруживает, даже тогда, когда ученый искреннее убежден, что вера нужна ему в науке: субъективно и персонально она ему может помогать в работе, но из результатов ее приходится изымать, ибо никакой стандарт научного исследования не принимает ссылки на веру.

Между тем соотношение между верой и наукой сложнее, чем простой антагонизм, взаимоисключение. Начало любой деятельности осуществляется в условиях дефицита информации (иначе в любом деле, а не только в познании, невозможно было бы сдвинуться с места), а это означает, что всегда какое-то количество начальных условий всякий раз приходится полагать как данность, то есть именно принимать на веру. В свою очередь сама деятельность обнаруживает, какие из исходных условий были верными.

Так практика, обосновывая данность, переводит, превращает веру в уверенность, уверенность – в убежденность. Таков источник парадокса, состоящего в том, что влияние моментов веры присутствует в любом знании, и в то же время знание тем вернее, чем меньше в нем влияние веры, ибо вера всегда безотносительна к знанию, слепа.
Уточнение понятия “вера” – только первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера – вера религиозная: понимание того, что такое вера, необходимо, но не достаточно для выявления сущности религии. Обычно определение религии уточняют указанием на то, что религия – это вера в сверхъестественное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры – мифологией, фольклором, вообще искусством. А это вещи тесно связанные, но отнюдь не тождественные друг другу, что легко продемонстрировать популярным примером. В самом деле, нет никакой беды для атеиста, если его ребенок поверит в реальное существование всех тех многочисленных сказочных персонажей, которые, будучи, конечно, сверхъестественными, населяют безбрежные просторы народной сказочной фантазии.

Беда будет, как раз если не поверит: тем самым он ограничит поле собственной художественной фантазии. Вера в эти существа тогда лишь будет подготовкой почвы для религиозного сознания, когда ребенок поверит, что сверхъестественные существа властвуют, господствуют над человеком или определяют его судьбу.
Казалось бы, теперь сделаны все уточнения: религия – это вера в сверхестественные существа, которые господствуют над человеком, властвуют над ним. История культуры, однако, опять вносит коррективы – ей известны такие формы религиозного сознания, существование которых не связано с признанием вообще каких бы то ни было сверхъестественных существ. Но без представления о власти сверхъестественного, власти сверхестественных сил над человеком, понятие религии, действительно, лишается смысла.

Вот почему вопрос о происхождении религии в культуре ставится именно так: что породило в культуре универсальнуюверу в господство над человеком как раз не природных только (что было бы естественно), а именно сверхприродных, сверхъестественных сил.
Среди рациональных ответов (иные мы отбросили по изложенным выше методологическим соображениям) на этот вопрос выделяются два. Наиболее распространенный принадлежит представителям просветительского взгляда на культуру. Его много раз объявляли (чаще всего, справедливо!) узким и ограниченным, подвергая беспощадной критике. Поскольку, однако, те явления, против которых сами Просветители направляли острые критики, не только не исчезли, но стали еще более опасными для человечества, просветительский Разум неизбежно будет возрождаться, воспроизводя вновь и вновь свою нехитрую, но оттого еще более убийственную логику перед лицомвсех разочарованных в Разуме, хотя и не обретших его. Невежество и страх людей породили религию – таков простой и ясный ответ просветителей всех времен на вопрос о природе религии. Итак, невежество оказываетсяи причиной и следствием в одном и том же отношении – состояние сознания порождает состояние сознания.

    Невежество – отсутствие знаний, незнание лежит в основе заблуждения, заблуждение же, если хорошенько поразмыслить – то же незнание. Страх как источник религии – более сложный случай: не невежество, состояние сознания, когда в нем отсутствуют определенные знания, а эмоциональное состояние в его воздействии на сознание – вот источник религии. Но почему возникает страх? Из-за непонятности грозных явлений природы, отвечают нам, и ситуация сразу становится тупиковой: были бы знания не было бы страха . Суть общего культурологического ответа на этот вопрос ясна: хотя культура не может быть признана самодостаточной, ибо имеет причины своего развития вне самой себя (на философском языке эту мысль следовало бы выразить так: причины развития культуры не имманентны, а трансцендентны ей, в рамках теории культуры мы должны держаться имманентных объяснений).

Заключение

Итак, изучив культуру и религию в совокупности, мы можем сделать вывод, что религия – это система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические дей­ствия (культ) и которые основаны на вере в существова­ние Бога или богов, "священного", то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

Культура-это это совокупность способов и приемов осу­ществления бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности людей и представ­лены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта

Общечеловеческие ценности - это средство жизненной ориентации людей. Религиозные ценности являются выражением значения чего-либо для верующего.

Религия в свою очередь является феноменом культуры, это сложное социальное явление, которое выступает в виде религиозного сознания. Она выступает как часть реальных отношений между людьми – религиозных отношений и поэтому играет в обществе важную роль.

 

Список использованной литературы

1. Релігієзнавство: Навч. посібник / За ред.. С.А. Бублика. - Стер. вид. – К.: Юрінком Інтер, 2001. – 496 с.

2. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. Л 68 проф. В. И. Жукова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. — 384 с.

3. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарки, 2005. – 317 с.

4.Фролов И.Т. Введение в философию, Учеб. Для выс. Учеб.завед.,М.: «Политиздат»,1990

 

5. Мень Александр История религии. Учеб.пособие.- М.: Издательская группа «Форум-Инфра-М»,2001


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!