Место и роль религии в духовной культуре человечества
Для того, чтоб раскрыть связь между религией и общечеловеческими ценностями, необходимо дать определение самой религии.
В религиоведении разработан ряд определений религии: теологических, философских, социологических, психологических и др. Теологические определения, например, исходят из того убеждения, что Бог - сила реально существующая и человек в процессе своей жизни общается с ней. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии в жизни общества, группы и индивида.
Теологические определения религии являются, естественно, самыми старшими по возрасту. Они стремятся понять религию "изнутри", на основе соответствующего религиозного опыта.
В целом в теологии религия понимается как величина особого рода, появляющаяся в результате взаимосвязи между Богом и человеком.
В материалистической философиирелигия понимается как многомерное явление духовной жизни общества и личности, и это понимание трактуется в нескольких формулировках:
♦ религия как сфера духовной жизни общества, группы, индивида;
♦ религия как способ духовно-практического освоения мира;
♦ религия как область духовного производства;
♦ религия как форма общественного сознания, где идеальное - и продукт, и форма.
К последнему можно добавить, что религия является универсальной формой общественного сознания. Право, мораль, идеология служат способами духовно-практического освоения общества и выступают в роли непосредственных регуляторов человеческого поведения. Наука, философия, искусство служат способами духовного и духовно-практического освоения всего окружающего мира и общества и выступают в роли опосредованных регуляторов человеческого поведения.
|
|
Резюмируя вышесказанное, можно предложить следующее определение религии: система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) и которые основаны на вере в существование Бога или богов, "священного", то есть той или иной разновидности сверхъестественного [1,с.12].В качестве таковой религия представляет собой: 1) проявление сущности общества, выражение глубинных общественных связей; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры.
Понятие "ценность" означает материальные и идеальные явления, их свойства и характеристики, которые человек или общество, исходя из своих практических (материальных и духовных) потребностей, оценивает как такие, которые удовлетворяют их [1,с.79]. Другими словами, ценности являются выражением значения чего-либо человека. В процессе исторического развития свойства естественных вещей и социальных процессов становятся объектом и средством жизнедеятельности человека, служат удовлетворению ее потребностей, отвечают определенным ее интересам, желаниям. Так они становятся ценностью.
|
|
Общечеловеческие ценности, которые обеспечивают нормы духовной жизни человечества в целом, а не отдельных групп, являются средством жизненной ориентации людей.
Для понимания религиозных ценностей важно, что для одного человека процесс может являть собой ценность, но не быть ценностью для других.
Собственно аксиологическими считают также духовные ценности - идеи, обиды, нормы, идеалы и тому подобное. Их называют иногда ценностями духовной культуры. Бесспорно, ценностный аспект присущ моральному сознанию, искусству, религии, общественному сознанию вообще.
Религия также является ценностной формой сознания, поскольку в ней статус ценностей приобретают различные идеи, идеалы, нормы, материальные предметы и блага, которые осуществляют ценностную ориентацию религиозного лица. Религиозные ценности являются выражением значения чего-либо для верующего. Они раскрываются в процессе отношения верующих к религиозным предметам, соответствующих идей и идеалов.
|
|
Для религиозных ценностей характерны такие черты: 1) в основе религиозной системы ценностей есть теоцентризм, то есть Бог рассматривается как критерий, основа и центр всех ценностей; 2) система ценностей в религии видоизменяется в зависимости от конфессии; 3) методом познания религиозных ценностей есть религиозная вера, отсутствие последней ограничивает восприятие религиозных ценностей; 4) природа религиозных ценностей обусловлена социальной и гносеологической природой религии; 5) религиозные ценности не существуют вне религиозного мировоззрения.
Система религиозных ценностей имеет определенную иерархию. Высшую группу благ, которые ценятся верующими, составляют идея Бога и разнообразных божеств. Вторую группу образуют такие ценности, как Царство Божие, бессмертие души, рай, ад и тому подобное. Третья група - это материальные и духовные ценности религиозной жизни: храм, предписания, нормы, обряды и тому подобное. Четвертая группа ценностей - непосредственно ценности жизни и жизненные ценности, которые формируются среди последователей конкретных конфессий.
|
|
К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание - то, что они значат для личности и общества.
Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Наиболее кратко и афористично функции религии определил
З. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 2060; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!