Религия и общечеловеские ценности
Министерство образования и науки Украины
Донецкий Национальный Технический университет
Кафедра социологии и политологии
Реферат
На тему: «Религия и культура»
Студентки II курса
гр.ВЭД-10б
Егиазарян А.А.
Доцент: Филатов Ю.И.
Донецк, 2011
План
Введение
1.Религиозная культура, ее особенности и структура.
1.1 Религия и общечеловеческие ценности.
2. Место и роль религии в духовной культуре человечества.
2.1 Влияние христианства на формирование украинской национальной культуры.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы.В статье 35 Конституции Украины говорится о том, что каждый имеет право на свободу вероисповедания и мировозрения. Это право включает свободу исповедать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную политику.Кроме этого религия играют важную роль в жизни общества, направляя каждого человека к совершенствованию себя самого, улучшению и развитию жизни всего общества в целом.В свою очередь религия-явление сложное, многообразное. Религия является универсальным духовным явлением в жизни общества, явлением, которое объединяет людей с помощью вероучения в религиозных организациях. Человек – носитель религии, а также носитель культуры.
|
|
Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, какую роль она играет в духовной культуре человечества.
Обзор литературы. Для рассмотрения первого раздела я использовала такие учебники, как Релігієзнавство: Навч. посібник / За ред.. С.А. Бублика. - Стер. вид. – К.: Юрінком Інтер, 2001. – 496 с.; Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарки, 2005. – 317 с.. При изучении вопросов втрого раздела я брала за основу учебник Релігієзнавство: Навч. посібник / За ред.. С.А. Бублика. - Стер. вид. – К.: Юрінком Інтер, 2001. – 496 с., также я использовала материал таких учебников как Фролов И.Т. Введение в философию, Учеб. Для выс. Учеб.завед.,М.: «Политиздат»,1990 и Мень Александр История религии. Учеб.пособие.- М.: Издательская группа «Форум-Инфра-М»,2001
Изученность темы.Сознательная ориентация на принцип историзма, без сомнения, позволит также обеспечить особенно важную сторону научной установки – переход от феноменального уровня к уровню эссенциальному. В самом деле, нет ничего легче, чем на протяжении многих страниц описывать взаимоотношения религии с другими культурными феноменами. Гораздо труднее осознать их как единство, для чего потребуется углубление в сущность этих взаимоотношений: здесь уровнем явлений, безусловно, ограничиться не удастся. В свою очередь единственная возможность преодолеть описательство – установка на раскрытие внутренней логики в генезисе и в последующих взаимоотношениях религии с другими культурными явлениями. Итогом применения такой методологии должно, по-видимому, стать понимание того, во-первых, как проявила себя религия в той или иной культуре (не поспоришь ведь с тем, что большую часть истории человечества религия культуру попросту определяла, о чем еще пойдет речь); во-вторых, как связаны с религией наиболее своеобразные проявления каждой конкретной культуры, и, наконец, в-третьих, как религия представлена в том вкладе, который внесла данная культура в вершинные проявления человеческого духа, в духовную сокровищницу человечества.
|
|
Целью работы является определение взаимосвязи между религией и культурой, их значения в жизни человека и общества в целом.
|
|
Задачи данной работы:
ü определить понятия «религия», «культура», «общечеловеческие ценности»;
ü раскрыть роль, значение и место религии в культуре человечества;
ü ответить на вопрос: «Каково влияние христианства на формирование украинской культуры?».
Религиозная культура, ее особенности и структура.
Понятие культуры.
Религия представляет собой одну из областей духовной культуры. Существует несколько определений понятия культура, но дляболее полного раскрытия ее сущности можно предложить использование следующего определения. Культура - это совокупность способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности людей и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями [1,с. 41]. Культура характеризуется как процесс деятельности и как ее результаты. Она включает в себя соответствующие свойства сознания и поведения людей в различных областях жизни. В области материального и духовного производства есть свои предметные носители. Предметными носителями культуры в области материального производства являются орудия и средства труда, искусственно произращенные продукты питания, одежда, жилища, принадлежности быта, средства связи и транспорта. Воплощениями духовного производства выступают язык в звуковой и письменной формах, различные искусственные знаковые системы, книги, произведения искусства. В культуре материальное и идеальное взаимно приникают друг в друга: в материальной деятельности реализуются знания, цели, идеи людей; идеальные продукты отражают свойства и отношения материальных объектов. Важный аспект культуры составляют механизмы регулирования человеческой активности, включающие нормы, правила, требования, эталоны, инварианты действия и общения.
|
|
Религия, став частью культурного универсума, внутри себя синтезирует определенные явления других областей культурной жизни, изменяя свои формы и внутреннее содержание.
Религия и общечеловеские ценности
Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность способов и приемов обеспечения иосуществления бытия человека, которые (способы и приемы) реализуются в ходе религиозной деятельности и представлены в ее несущих религиозные значения и смыслы продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями [3,с. 293]. Деятельностным центром является культ.
Организационная сторона религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических исследований и образования, в проведении экономической, коммерческой, благотворительной деятельности.
Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосредственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа и проч. Другую составляют те явления из области философии, морали, искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь.
Религиозная культура в зависимости от исторических обстоятельств в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на отдельные ее части.
Существенными компонентами религиозной культуры являются религиозные мораль, искусство, философия. Религиозная мораль-это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, понятий, норм, чувств, заповедей, наполняемых конкретным вероучительным содержанием; ее основой является религиозная вера [3,с294]. В религиозной морали отражены условия бытия людей в различных типах обществ, представлены нравственные установки разных социальных слоев и групп, а также простейшие нормы человеческого общежития. В религиозных системах осмысливаются вечные вопросы человеческого существования - о добре и зле, смысле жизни и долге, об ответственности, о любви к ближнему, о милосердии, страдании, сострадании и проч.
Религиозное искусство представляет собой вид художественного освоения мира; основное содержание этого искусства составляют религиозные образы, сюжеты, фабулы, символы, слитые с религиозной верой[1,с. 295]. Различают религиозное искусство:
а) непосредственно связанное с культом — культовое искусство;
б) непосредственно не связанное с культом — внекультовое религиозное искусство.
Религиозное искусство предстает в разных видах и жанрах — литература («житийная»), орнамент, живопись (фресковая, иконографическая), скульптура, музыка (хорал, акафист), храмовая архитектура, танец (в ряде восточных религий) и др. Религиозное искусство выполняет двуединую функцию: с одной стороны, оно укрепляет религиозную веру, актуализирует религиозные представления, усиливает переживание религиозных чувств, т.е. удовлетворяет религиозные потребности, а с другой - возбуждает эстетические чувства и суждения, т.е. удовлетворяет эстетические потребности. Разработаны каноны церковного культового искусства, представляющие собой своды правил творения и использования произведений этого искусства. Канон предписывает тип архитектурного решения храма, сорасположение сюжетов в изобразительном искусстве, иконописные правила, последовательность исполнения музыкальных произведений (гимнов, хоралов, акафистов, кондаков, икосов) и т.д.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!