Лучше обонять и чувствовать вкус



Для развития обоняния и вкусовой чувствительности мы также давали детям упражнения, но в более живой форме, регулярно тестируя на вкус и запах разные продукты и вещества во время наших «посиделок». Например, я приносила лаванду и давала нюхать детям, при этом называла растение и спрашивала детей, знаком ли им этот запах. Затем мы оставляли лаванду в классе, рядом с другими образцами, которые я приносила раньше. Мы устраивали маленькую игру: одному из детей предлагалось закрыть глаза, и он должен был определить и назвать один из запахов, хранившихся в классе.

Важность сенсорных упражнений

Большинство трехлетних детей не сумеют с первого раза сделать правильную градацию кубиков, ступенек или брусков, определить пары одинаковых звуков, материалов или цветов.

Они будут постепенно улучшать свое чувственное восприятие, выполняя упражнение сами или глядя, как это делают их товарищи.

Некоторые дети могут заметить, что они неправы, если мы привлечем их внимание к ошибке. Другие будут смотреть на нас с непониманием, удовлетворенные тем, что они делают. Их способность к различению еще недостаточно развита. Только с помощью регулярных упражнений они увидят ошибку, которую несколько дней назад они не замечали, и сразу исправят.

Эти задания тренируют у ребенка способность к различению. Поэтому их цель – не мгновенный успех, а выбор достаточно трудного задания.

Если ребенку быстро удается выполнить его без ошибок, значит, оно не было для него достаточно трудным и с ним он не сможет развивать свои сенсорные способности. В этом случае ему следует дать другое, более сложное задание.

Большинство перечисленных сенсорных упражнений – розовая башня, красные бруски, цветные пластинки, звуковые коробочки, образцы тканей и пр. – гораздо труднее, чем вставление цилиндров в соответствующие отверстия, поскольку они не дают механического контроля ошибки. Ребенок сам, своим зрением, слухом или осязанием, постепенно развивая их, будет определять, где он ошибся.

Развитие органов чувств и открытие окружающего мира

Развивающие органы чувств задания дают возможность ребенку не только называть и расширять свои сенсорные ощущения, но и лучше видеть окружающий мир. Вспоминаю одного маленького алжирского мальчика, который не говорил по-французски, когда пришел в класс. Я использовала цветные пластинки, чтобы быстро научить его, как называются основные цвета: красный, желтый, синий. Он очень увлекся этим заданием и без конца спрашивал «Какой цвет?», указывая пальцем на мою блузку, хотя я говорила с ним совсем о другом. Бывало, он замирал посреди разговора и вдруг выкрикивал, заметив некий предмет: «Это красный, Селин! Это красный!»

Он выучил цвета за очень короткое время. Старшие помогали ему, согласившись по многу раз показывать и называть цвета, – его просьбы были настойчивы и убедительны. Этот ребенок быстро заговорил по-французски.

Органы чувств – посредники между ребенком и окружающей средой, и развитие сенсорного восприятия способствует развитию интеллекта и пониманию мира.

Материалы, о которых рассказано в этой книге, могут быть легко заменены аналогичными, задания видоизменены, но главное – они должны помогать ребенку развивать сенсорное восприятие. Поэтому я призываю вас исследовать имеющиеся под рукой средства. Доверяйте своей интуиции и свободно отбирайте задания, но всегда руководствуйтесь в своем выборе концентрацией внимания и интересом ребенка.

Пособия – лишь дополнение

Эти пособия дополняют реальную, живую, разнообразную и насыщенную жизнь: ходить по песку и по ковру, трогать дерево, рисовать красками, лепить из глины, играть в воде, носить хворост для костра. Это означает сравнивать и выбирать самые тонкие и короткие ветки, готовить салат из фруктов и называть все их чудесные цвета, слушать пение птиц и стараться их распознавать, собирать опавшие листья и рассматривать их, нюхать кориандр или розы в саду; жить, жить, жить, полностью присутствуя в этом мире. Весь опыт, получаемый через органы чувств, такой простой и естественный, насыщает пластические умственные способности ребенка, и этот опыт незаменим. Пособия не дают содержания – они лишь упорядочивают его, помогают организовать и назвать некоторые впечатления, которые окружающий мир уже дал ребенку.

Главное, что обостряет органы чувств, находится вне дидактических занятий. Поэтому нужно способствовать жизни во всех ее проявлениях и только в качестве дополнения предлагать задания, позволяющие привести в порядок сенсорную информацию, которую ребенок получает из окружающей среды.

2
Знакомство с культурой

Материал, который я вам собираюсь кратко представить, также разработан Итаром, Сегеном и Монтессори. Эти пособия проливают свет на абстрактные понятия, которые не так легко усвоить детям: геометрия, география, музыка, математика, а также алфавит. В этой главе мы поговорим о первых трех дисциплинах, а затем более подробно уделим внимание двум последним – математике и языку, которым я посвятила третью и четвертую главы.

Этот культурный материал также обладает огромным преимуществом, потому что следует законам функционирования человеческого мозга и никогда не предлагает двойную задачу. Только что я рассказала об углубленном изучении одного признака, а сейчас мы поговорим об одном знании. Когда оно усвоено, ребенку предлагается другое пособие на усвоение следующего знания.

География

С помощью двух глобусов мы даем детям базовые географические понятия: планета, суша, вода, континенты, океаны, страны.

Слева – первый глобус, представляемый детям, справа – второй.

 

Мы начинаем с первого глобуса – говорим трехлетнему ребенку, что глобус изображает нашу планету, и обращаем его внимание на два главных элемента: «Ты видишь, на планете есть вода и есть суша». Мы помогаем ему запомнить новые слова «суша/вода» с помощью урока в три этапа Сегена. Затем даем возможность рассмотреть глобус, форму участков суши, участков воды, вертеть его в руках, сколько захочется.

Однажды маленький ребенок долго рассматривал глобус и сказал: «Селин, а все-таки как много воды на планете!» Я ему ответила: «Да, поэтому нашу Землю называют голубой планетой». И он погрузился в глубокое размышление. Его нейронные соединения, должно быть, активизировались в полном режиме. Этот материал настолько ясен, что достаточно дать ребенку основу, чтобы он заинтересованно исследовал новую для него область.

На следующий день мы снова брали первый глобус, чтобы проверить, хорошо ли ребенок усвоил то, о чем мы говорили накануне. Если он легко указывал, где суша, а где вода, мы показывали ему другой глобус. «Ты видишь, вода и суша по-прежнему здесь, но люди разделили эти куски суши и назвали их континентами: вот один континент, вот другой, – говорила я, очерчивая пальцем континенты, – вот еще и еще. Это континент. Повтори: континент». – «Континент, – отвечал ребенок, захваченный процессом. «Но люди также разделили и воду», – и части воды назвали океанами: вот океан, вот еще океан, – говорила я, указывая пальцем на разные океаны. Можешь повторить: океан?» – «Океан!» – радостно отвечал ребенок. Потом мы проводили урок в три этапа, чтобы закрепить новые слова и давали ребенку возможность изучать и рассматривать континенты и океаны с их границами, сколько он захочет.

Через какое-то время, например через несколько дней, мы снова брали второй глобус, чтобы проверить, насколько хорошо ребенок усвоил новую лексику. Я спрашивала, указывая пальцем на континент: «Что это?» – «Континент!» – говорил, а иногда и выкрикивал ребенок. Тогда глобус ставили на ковер, и к нему присоединялись пазлы, тоже изображающие планету, но в плоскости: то, что называется планисфера – плоская сфера.

Я объясняла просто: «Смотри, это планисфера, планета, которую сделали плоской, чтобы видеть все континенты сразу. Ты их узнаешь? Можешь показать континенты на планисфере? А океаны?» И ребенок пальцем указывал и называл, где океаны, а где континенты. На этой стадии он уже чувственно воспринимал очень абстрактные понятия. Он знал, что планисфера – это плоское изображение Земли, состоящей из отдельных кусков суши, разделенной на континенты, и большого количества воды, которое называлось океанами. И тогда ему предлагали собрать пазлы континентов.

 

Дети трех лет наблюдают, как их товарищ собирает пазлы континентов.

 

На первом году эта лексика – континенты, океаны, планета, глобус, планисфера – была новой для всего класса, поэтому ее надо было вводить, постоянно повторяя и побуждая повторять детей. В следующем году более старшие дети уже владели этими терминами и пользовались ими регулярно. Новые малыши усваивали эту лексику легче, поскольку им помогали старшие.

Как-то раз я представляла глобус маленькой девочке, которая почти обиженно возразила: «Почему ты мне это показываешь, Селин? Мне уже Жумана объяснила: вот, смотри, это суша, а это вода». Но я все же хотела удостовериться, что ребенок запомнил показанное старшими. «А ты знаешь, что это такое?» – спросила я. «Конечно, знаю! Это планета, на которой мы живем! А я живу здесь!» – сказала она, показывая на остров в Тихом океане. «Ну, не совсем, – ответила я, краем глаза наблюдая за смеющейся Анной. – Если хочешь, я покажу тебе, на каком куске суши ты живешь». И я показала ей второй глобус. Я объяснила ей про континенты, и когда она повторила и запомнила слово «континент», я показала ей континент, окрашенный в красный цвет, и разъяснила, что она живет именно здесь. «Ура!» – говорил ее взгляд.

Дети также могли ассоциировать с континентами самых типичных животных, которые там водились. Мы представляли их по несколько штук, говорили об их характеристиках и местах обитания. Для лексического разнообразия эта игра была также сполезной: очень мало детей в три года знали названия животных. Панда, жираф, белка, кенгуру, белый медведь или попугай были для них совершенно новыми понятиями.

 

Чтобы удовлетворить растущее стремление детей к знаниям, мы меняли фигурки животных: лев, африканский слон, азиатский слон, коала и т. д.

 

Через одну-две недели, когда дети привыкали манипулировать паззлами континентов на планисфере, мы вводили названия: Европа, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Азия, Антарктида и Океания. Мы снова пользовались уроком Сегена в три этапа и давали названия по три. Нужно было несколько дней, чтобы дети запомнили их все.

 

Дети могли собирать пазлы стран внутри или вне контура континента. Они помогали себе, глядя на фотографию готового пазла, чтобы найти местоположение каждой страны.

 

После того как названия континентов были хорошо усвоены, мы показывали детям пазлы со странами. Их можно было вынимать из планисферы и снова ставить на место. Мы объясняли детям, что континенты разделены на более мелкие кусочки суши, называемые «странами». Постепенно мы вводили названия стран – всегда с помощью урока в три этапа – начиная со знакомых: Франция, Марокко, Алжир, Сенегал, Китай, Испания и др.

В это время детям было уже почти по четыре года, они умели читать слова и могли прочесть название страны на контрольной карточке, запоминая его самостоятельно. В возрасте пяти лет у них уже складывался ясный ментальный образ того, что могло быть планетой, континентами, океанами, странами. Вспоминаю, как одна мама подошла ко мне после уроков: «Мой сын рассказывает мне о Того, о Бенине и говорит, что это страны Африки; он говорит о Южной и Северной Америке: что в Южной Америке много попугаев, а в Северной – медведей. Он утверждает, что все это узнал здесь, но я ему не верю. Но поскольку я не могу понять, откуда он все это знает, я пришла спросить у вас». Я не пожалела времени, чтобы показать этой маме все учебные пособия, о которых я вам рассказывала. Ее удивление было неподдельным, особенно когда она поняла, что ее сын ничего не придумал. Она сказала: «Это невероятно, ведь ему всего четыре года!»

По-моему, наоборот – невероятно то, что не у всех четырехлетних детей есть возможность пользоваться простыми и доступными географическими ориентирами. Когда мы попадаем в новое место, в новый дом, то кто-то обязательно показывает нам, где что находится, чтобы облегчить наше пребывание в этом доме. Почему же не дать маленьким детям, которые так страстно этого желают, четкое и простое понятие о планете, на которой они живут и дышат?

В классе используется любая возможность подойти к полке географии и взять один из наборов пазлов или планисферы. Каждый раз после каникул дети хотели посмотреть, на каком континенте находится страна, куда они ездили: «Португалия – это в Европе! Я ездила в Европу!» – восклицала одна девочка. «Но ты и так в Европе, посмотри. Франция и Португалия на одном континенте». – «Ах так…» – говорила она с сожалением. Другой с удивлением отмечал, что побывал на другом континенте, посетив Алжир. Он даже не понял, что пересек море на самолете. Но больше всех нас удивил Люка, у которого мама была японка, и мальчик провел все лето в Японии. Он единственный ездил так далеко.

Здесь мы в очередной раз видим, что культурный материал подкрепляет и дополняет реальный и живой опыт детей. Становясь дополнением к их жизненному опыту, он приобретает смысл. Дидактический материал, каким бы красочным он ни был, без опоры на живой контекст будет не так интересен для маленьких детей.

Геометрия

Вокруг нас все геометрическое: здания, большинство предметов… Усвоение геометрических форм и их названий – еще одна новая возможность изучать окружающий мир. Чтобы показать детям плоские и объемные геометрические формы, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни, мы использовали простую и конкретную методику.

У нас был набор геометрических фигур – шар, конус, куб, овал, эллипсоид, параллелепипед, пирамида на треугольном основании, пирамида на квадратном основании и цилиндр, – которыми дети могли манипулировать и изучать их с помощью органов чувств. Они быстро усваивали названия фигур на уроках в три этапа, испытывая особенную любовь к самым трудным словам – эллипсоид, овал, пирамида на треугольном основании, пирамида на квадратном основании. Глазки блестели у этих маленьких исследователей.

Выучив названия, дети играли в такую игру: два ребенка брали мешочки с геометрическими фигурами и на ощупь, не заглядывая в мешок, доставали фигуры, которые называл третий. Кто быстрее? Они погружали руки в мешок и ждали сигнала: «Кто первый найдет конус!» Перебирая пальцами фигуры, ребенок находил нужную и победно размахивал ею.

Объемные геометрические фигуры.

 

В кабинете геометрии было несколько ящиков с плоскими фигурами: в одном находились диски и квадраты разных размеров, в другом – различные типы треугольников, в третьем – четырехугольники (трапеции, параллелограммы, ромбы), в четвертом – многоугольники (пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, девятиугольник, десятиугольник), и в пятом – разнообразные простые и симметричные формы, хорошо известные в геометрии. Дети могли достать любой трафарет с фигурами, разложить его на коврике, вынуть формы из трафарета, а потом вновь вернуть их на место. Постепенно мы давали им названия всех фигур, используя уроки Сегена в три этапа.

И снова повторю – интерес этих занятий в том, что дети осознают: учебные пособия в классе помогают им смотреть на окружающий мир немного по-новому: более точно и тонко, с большим пониманием.

Это осознание иногда появляется неожиданно, словно какой-то лучик зажигается над головой: они вдруг начинают понимать, что окна прямоугольные, куриное яйцо имеет форму овала, а ножки стула дизайна 60-х годов образуют трапеции. Мы, конечно, помогаем им осознать эти детали, привлекая к ним их внимание. Но в своей великой радости дети и сами делали эти маленькие открытия.

 

Кабинет геометрии.

 

Ящик с многоугольниками из кабинета геометрии.

Музыка

Когда дети привыкали слушать ноты гаммы (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до) и могли быстро выстроить последовательность нот по порядку – с помощью колокольчиков, – мы показывали им, как обозначать ноты на нотном стане. Впоследствии они были способны расшифровывать знаки и играть последовательность нот, которую мы им писали. Они ставили перед собой серию колокольчиков и звонили в том порядке, какой был указан в партитуре.

Часто для достижения автоматизма дети играли мелодию несколько раз. Они также сами сочиняли короткие мелодии из восьми нот и исполняли их. Для этого у них был нотный стан, на котором они могли располагать деревянные диски, отмечающие положение нот.

 

Ребенок пяти лет разбирает ноты и играет короткую мелодию.

 

Идеально было бы предоставить детям зал с разнообразными маленькими инструментами, чтобы не мешать остальным. Взрослый или разбирающий ноты ребенок мог бы время от времени помогать маленьким музыкантам совершенствовать свои познания. Это было бы замечательно.

 

Мы кратко ознакомились с географией, геометрией и музыкой, но можем в той же постепенной сенсорной манере заниматься ботаникой, биологией или любой другой культурной областью, способной вызвать интерес детей.

3
Математика

[83]

Знаете ли вы, что новорожденные, которым всего несколько часов от роду, уже обладают приблизительным чувством числа? В это трудно поверить, и все же… Исследователи давали слушать новорожденным серии из четырех или двенадцати одинаковых звуков[84]. Затем их помещали перед изображениями четырех или двенадцати точек. К удивлению исследователей, младенцы смотрели значительно дольше на изображения, имевшие столько же точек, сколько звуков они прослушали!

Этот эксперимент показывает, что новорожденные не только способны воспринять количество как «на слух», так и «на глаз»! Мало того – они способны соединить эти два типа восприятия: количество услышанных звуков ассоциируется с количеством увиденных точек. Разумеется, на этой стадии дети не видят разницу между четырьмя и пятью точками или десятью и двенадцатью точками; их способность различать еще не настолько развита. Тем не менее такие эксперименты заставляют признать, что новорожденные обладают способностями и глубокой врожденной математической интуицией.

Благодаря этой интуиции четырехмесячные дети, не умеющие ни ходить, ни говорить, могут обнаружить грубую ошибку в сложении или вычитании[85]. Исследователи под внимательным взглядом ребенка клали предмет в непрозрачную коробку. Потом добавляли другой. Если, открыв коробку, ребенок обнаруживал один предмет – или три! – он выражал неподдельное удивление. То есть интуитивно он знал, что один плюс один будет не один, не три, а только два. Точно так же ребенок вел себя, если в коробку клали два предмета, потом один вынимали, но, открыв коробку, ребенок обнаруживал там два предмета. Младенцы, казалось, знали, что два минус один будет один.

Это приблизительное понимание количества было также протестировано в старшей группе материнской школы. Дети могли оценить, будет ли результат сложения или вычитания – особенно трудного для них – правильным, основываясь исключительно на своей врожденной интуиции. Экспериментатор спрашивал: «У Сары 21 конфетка. Мы дадим ей еще 30. У Джона 34 конфетки. У кого больше?» Дети не умели складывать такие числа, но чаще всего отвечали на вопрос правильно[86].

 

Откуда у нас эта интуиция к числам? С самого рождения определенные нейронные пути активизируются, когда мы оцениваем количество. Эти пути наделяют человека совершенной способностью, предшествующей любому обучению. Школа выстраивает математические знания не на пустом месте, у ребенка уже имеется врожденное чувство числа.

Очень важно осознать это: ребенок, идущий в материнскую школу в три года, не только родился с интуитивными математическими знаниями, но и уже развивал их в течение трех лет. Последний эксперимент с участием детей из старшей группы материнской школы показывает, что мы сильно недооцениваем их возможности. Вместо того чтобы открывать детям область математики, словно они «ничего не знают», и в конце концов утомить их с риском потерять их интерес к числам, исследование цифровой познавательной способности предлагает нам опираться на их врожденные возможности.

Осознавая количество[87] и соединяя его с символом (цифрой), человек оттачивает свою способность различать числа. По мере того как ребенок это делает, он учится определять разницу между близкими числами, например, 5 и 7. Это умение может совершенствоваться путем манипулирования числами – сложения или вычитания, а также расположения их линейно на цифровой полосе. Понимание линейной прогрессии помогает ребенку осознать, что каждое следующее число больше предыдущего и они всегда отличаются на одну единицу.

Именно так мы работали в Женвилье: мы знали, что дети обладают удивительными интуитивными знаниями, и старались развивать их с помощью счета, ассоциирования с точными символами (цифрами), манипулирования возрастающими по величине числами и расположения цифр на специальной полосе – цифровом фризе. Очень скоро мы начали предлагать им упражнения с большими числами: они могли считать больше 100 и даже до 1000 и манипулировали несколькими тысячами единиц. Нам казалось, что детям нравится быстрый переход к большим числам – он активизировал, возбуждал и развивал их интуитивные математические способности.

Вот отрывок из результатов тестирования второго года эксперимента[88]:

«Полное и унифицированное представление цифрового кода:

На основании полученных результатов можно утверждать, что все дети имеют твердое представление о цифровом коде. Лишь два ребенка не показали высшего результата по двум испытаниям. Задание на устный счет выполнено всеми детьми старшей группы и одним ребенком из средней группы. Надо отметить, что подобный тест используется для уровня СЕ2. Дети, получившие результат 12/12 за это испытание, имеют лучшие показатели не только для своего возраста, но также и среди детей класса СЕ2.

Сравнение чисел:

Мы снова можем констатировать, что все дети блестяще отвечали на этих двух испытаниях, демонстрируя удивительное для их возраста понимание величины чисел.

Выводы о математических испытаниях:

Большинство детей, прошедших испытания по цифровым решениям и сравнению чисел, показали результаты, превышающие высший уровень своего возраста. Они достигают практически тех же результатов, что и ученики, завершающие СЕ (элементарный курс). Трое детей из старшей группы иногда оказываются на уровне лучших учеников СЕ2».

Не буду входить в детали дидактического продвижения и всей совокупности учебных пособий, которые мы использовали в классе. Опишу лишь основные этапы, позволившие нам развить врожденное математическое чувство у детей[89].

Мы по-прежнему использовали дидактический материал, придуманный доктором Сегеном и доктором Монтессори. Этот понятный, изящный и точный метод направлен на развитие врожденной интуиции детей к числам путем счета, ассоциирования числа с символом и действий с реальными «количествами». Каждое пособие содержит одну задачу, ставит ясную цель, и в нем нет отвлекающих «красивостей». Внимание ребенка полностью сосредоточено на компетенции, которой ему предстоит овладеть, и потому он быстро достигает поставленной цели.

Я не знаю другого дидактического материала, который бы давал такую точность в математическом прогрессировании и в материализации количества и при этом был бы столь прост и эффективен. Вот почему я настоятельно рекомендую воспитателям материнской школы и учителям начальной школы проявить к нему интерес. Эти пособия так конкретны и прогрессивны, что даже взрослый, у которого не сложились отношения с математикой, начинает интересоваться этой дисциплиной и любить ее.

Кроме того, дети могли пользоваться длинным цифровым фризом, на котором было более 200 чисел. Этот фриз позволял им идти в счете все дальше, привыкать к названиям чисел и графическому изображению цифр, объединяя их вместе, и давал понятие о линейности. Как мы упоминали выше, исследования показали, что благодаря линейности ребенок понимает: каждое число предшествует другому, имеющему на единицу больше; таким образом он развивает свою врожденную способность к различению количеств.

Счет от одного до десяти

Первым было задание с цифровыми брусками. С помощью брусков различной длины, которые уже были им знакомы (красные бруски), трехлетние дети постепенно считали количество от одного до десяти.

Как и красные бруски, самый короткий представляет величину «один» и имеет длину 10 см, самый длинный брусок представляет величину «десять» и имеет длину один метр. Длина каждого следующего бруска увеличивается на 10 см.

 

Важно представить ребенку числа в таком виде: когда он держит в руках брусок, представляющий число 9, – он держит предмет, состоящий из девяти одинаковых единиц. Эти бруски дают ему понятную мысль о числе: три – это три единицы вместе, четыре – это четыре единицы вместе. Мы предлагаем детям посчитать единицы в каждом бруске, постепенно, от одной до десяти. Иногда на овладение счетом уходят недели. Дети не должны «перескакивать», они помогают себе пальцем, указывая на каждую единицу числа. Мы стараемся, чтобы они достигли в счете автоматизма, как в цифровой «считалке».

 

Анна помогает девочке трех лет посчитать число «четыре», слева направо, как при письме.

 

С таким пособием понимание чисел оказывается простым и эффективным. Ребенок не только воспринимает число как целое, но и легко сравнивает их величины по размеру брусков: величина «десять» представлена длинным бруском в один метр, а величина «один» – маленьким бруском длиной десять сантиметров. Ребенок даже топает ногами от радости перед гигантской разницей между числами, которую он воспринимает визуально, не нуждаясь в объяснении. Регулярно повторяя счет единиц на каждом бруске, дети трех лет способны на глаз определить разницу между величинами «пять» и «семь», хотя еще несколько недель назад они этого сделать не могли. Благодаря этому ясному и конкретному пособию врожденные способности ребенка развиваются гораздо быстрее, и это доставляет ему огромное удовольствие и уверенность.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!