Первые самостоятельные поступки



В среде, где детям предоставляется свобода действия, они учатся завоевывать свою самостоятельность. Чтобы сопровождать их в этом завоевании, взрослый объясняет и показывает детям их первые самостоятельные поступки. В классе материнской школы в Женвилье мы показывали эти действия многократно, позволяя консолидироваться вновь создающимся нейронным связям. Эти сеансы были индивидуальными, понятными, точными, логичными, даже безмолвными.

Мы показывали ребенку, как самому утром надеть сменную обувь, как поставить в шкафчик ботинки, как аккуратно взять задание с полки, а потом положить на место; как развернуть и свернуть коврик, как ходить по классу, не беспокоя других детей; как поставить стул, когда с него встаешь, как говорить тихо, как открывать и закрывать дверь, не хлопая ею, когда вернулся из туалета; как сморкаться; как деликатно положить руку на плечо товарищу, когда тот занят, а с ним надо поговорить; и наконец, как переобуться в конце дня и убрать сменную обувь в шкафчик.

Мы не жалели времени, чтобы показать эти действия самим маленьким, когда они приходили в класс[72]. Мы повторяли их столько раз, сколько того требовали обстоятельства. Иногда мы поправляли детей ненавязчиво и незаметно, чтобы не смутить их и не обескуражить. Оставить ребенка одного в тупиковой ситуации под предлогом того, что не надо его беспокоить, – это большая ошибка: он потеряет уверенность в своих силах. Не зная, как поступить, он просто отшвырнет предмет, который использовал в тот момент.

Вот что писала по этому поводу Мария Монтессори[73]: «Когда ребенок поглощен «большой работой», воспитательница должна уважать его сосредоточенность и не отвлекать его ни похвалой, ни критикой. Многие воспитательницы воспринимают этот принцип слишком буквально. После раздачи заданий они удаляются и хранят молчание, что бы ни происходило. В классе начинается беспорядок. […] Однажды я видела класс, где все дети были неуправляемы и плохо обращались с материалом. Воспитательница неторопливо бродила по классу, безмолвная, как скала. Я спросила ее, не лучше ли детям побегать по саду. Она переходила от одного ребенка к другому и что-то шептала каждому на ухо. «Что вы делаете?» – спросила я. «Я говорю тихо, чтобы не мешать им». Эта воспитательница совершала серьезную ошибку; она боялась помешать беспорядку вместо того, чтобы навести порядок – единственное, что помогает индивидуальной деятельности ребенка».

После первой демонстрации ребенок не сможет воспроизвести наш жест правильно. Потребуется время, неоднократное повторение и практика, прежде чем нейронные соединения укрепятся настолько, чтобы движение стало правильным и автоматическим. Доктор Катрин Геген указывала[74]: «Когда прожитый опыт повторяется, церебральные соединения и пути укрепляются в течение пяти-шести месяцев». Поэтому главное – терпение и предоставленная ребенку возможность повторять эти жесты. Если он не воспроизводит их правильно после того, как вы их показали, глубоко вдохните и скажите себе, что это совершенно нормально. Действия, которым мы хотим его научить, – аккуратно поставить стул, ждать свой очереди, чтобы что-то сказать, – не могут быть восприняты ни за раз, ни за два или три. Ребенок освоит такое поведение только с опытом, многократно наблюдая за вами. Следовательно, изначально необходимо показать ему правильные движения много раз.

Главное здесь не продолжительность демонстрации, а частота. Заниматься с ребенком два часа, показывая ему одно и то же, – значит утомить его, не добившись результата. И напротив, показывая ему правильный жест часто и доброжелательно, мы добьемся того, что он его запомнит и сможет воспроизвести без помощи взрослого. В классе Женвилье мы повторяли маленьким детям часто, даже очень часто то, что хотели от них получить. Кому-то хватало одной демонстрации, другим нет.

Более продвинутые дети, быстро овладевшие жестами, с удовольствием и по многу раз повторяли их перед младшими. Эти сцены были особенно трогательны и забавны: я вспоминаю, как старшие показывали младшим, что делать, как они были терпеливы, если тем не удавалось повторить простой жест. Случалось, малыш специально делал вид, что у него не получается, чтобы привлечь внимание старшего товарища, не подозревавшего об обмане. Эта взаимопомощь была очень полезна для обучения: дети гораздо быстрее становились самостоятельными, когда получали урок от двадцати пяти других маленьких воспитателей. Ни один взрослый не способен в одиночку многократно повторить необходимые действия в классе с двадцатью пятью детьми.

Когда малыши обращались к нам, чтобы повесить фартук или свернуть коврик, мы предлагали им вежливо попросить об этом своих более опытных товарищей. Надо было видеть, как они робко подходили к старшим и едва слышно произносили что-то. Первое время мы сопровождали малыша и помогали ему сформулировать просьбу. Мы следили, чтобы она звучала вежливо, приветливо, изящно: «Сулейман, не можешь ли ты помочь мне свернуть мой коврик? У меня не получается».

Поначалу малыши, смущаясь, просто показывали пальцем на предмет, с которым им было трудно справиться. Большие посмеивались, хорошо зная, что мы ждем ясного и грамотного формулирования просьбы.

Мы не настаивали, если ребенок не мог или не хотел сказать правильно. Время, доверительный тон, доброжелательность помогали ему сделать это позже.

Упорядоченное пространство

Для облегчения самостоятельности детей важно, чтобы они могли ориентироваться в пространстве. Поэтому взрослый должен предоставить ребенку четко организованную среду. В Женвилье мы решили создать несколько зон: языка, математики, географии, развития органов чувств, пластического искусства и практических занятий. Такая организация подходила для детей и облегчала их понимание пространства. В каждой зоне материалы для занятий были разложены на низких полках слева направо, по возрастающей сложности. Ребенок начинал с тех материалов, которые лежали слева, и постепенно продвигался вправо, усложняя задания. Дети могли ориентироваться в общем пространстве класса и в каждой отдельной зоне, с первого взгляда определяя сложность материалов.

В зоне занятий мы старались оставить только самое необходимое. Это помогало детям быстро понять суть задания, сложить материал на место после его выполнения и, следовательно, быть более самостоятельными.

Мы обратили внимание, что четкая организация связана не только с самостоятельностью, но и с желанием самого ребенка соблюдать чистоту и порядок. Они благоприятно воздействуют на логическое мышление, память, способность планировать, когнитивную гибкость (это фундаментальные компетенции, о которых мы поговорим в третьей части книги). Дети запоминают связь между предметами, их местоположением и назначением; они планируют свои действия, чтобы порядок не нарушался. Если это случается, они должны уметь его восстановить.

Воспитатели! Не бойтесь все время менять расположение вещей в классе – даже в течение учебного года, – пока не найдете самое логичное и наиболее организованное. В Женвилье в первый год мы раз десять передвигали мебель после занятий, пока не нашли оптимальную организацию[75]. Поведение детей в течение дня подсказывало нам, как обустроить класс. Никогда не бывает лишним взглянуть на него по-новому и что-то изменить.

Итак, человек располагает врожденной совершенной способностью к обучению. Это мощный механизм, и специалисты по искусственному интеллекту пытаются его воссоздать. Но если мы в определенный период жизни лишены связей с миром, из которого должны черпать знания, наша врожденная предрасположенность оказывается несостоятельной при столкновении с окружающей средой. Даже если мы запрограммированы на обучение, мы остаемся жить с огромной когнитивной и поведенческой недостаточностью.

Давайте же перестанем фиксировать внимание на детях и их результатах. Лучше будем изменять среду, в которой они развиваются. Достаточно ли она богата для человеческого ума в стадии развития? Вызывает ли она энтузиазм, устремление, великодушие? Предоставляет ли она нужную поддержку, способствует ли человеческим отношениям, смыслу, отдыху, доброжелательности? Дает ли конкретный, всеобъемлющий, увлекательный подход к культуре человечества? Присутствует ли в ней постоянно, с утра до вечера, точный, ясный и отточенный язык? Является ли эта среда для маленького человека тем же, что и маточное молочко для личинки пчелы?

Очень важно ответить на эти вопросы. Мы, взрослые, ответственны за то, чтобы дать новорожденному человеку лучшие условия, отвечающие его потребностям, и избежать худших.

А пока наши обучающие программы неуклюже пытаются наполнить ребенка знаниями, не учитывая, по большому счету, ни огромную роль среды, ни естественные законы, управляющие формированием его интеллекта. Эти законы открывают нам важнейшую вещь: мы не в состоянии «обучить» ребенка. Только он сам создает и формирует свой интеллект, основываясь на собственном опыте, а мы можем лишь помогать ему в этой созидательной работе.

Термин «активная педагогика» поэтому не имеет смысла: не существует неактивной педагогики. Человек обучается благодаря своей собственной вовлеченной и мотивированной деятельности. И здесь школа пошла ложным путем. Как современникам Галилея пришлось пересмотреть основы астрономии, когда в конце концов они примирились с раздражающей правдой гелиоцентризма, так и мы сегодня должны пересмотреть наши обучающие модели в свете новых, недавно открытых истин о ребенке. Это не терпит отлагательств. До сих пор в святилищах, унаследованных от прошлого времени – времени, когда мы многого не знали, – поколения сверходаренных детей, жадных до знаний и опыта, скучают в тесных классах. Они смотрят на реальный мир через окно и мечтают об его живом и динамичном исследовании.

II
Дидактическая помощь

Маленький ребенок посредством своих органов чувств усваивает огромное количество информации. Поэтому важно предложить ему занятия, которые позволят не только отточить свои сенсорные способности – чтобы лучше видеть, обонять, слышать, ощущать вкус, осязать, – но и называть все, что он воспринимает: цвета и оттенки, различия в размерах (толстый/тонкий, длинный/короткий, большой/маленький), текстуру (шершавый, гладкий, шелковистый, мягкий), звуки (низкий/высокий, музыкальные ноты), запахи и различные вкусы.

В нашем классе мы предлагали детям сенсорный материал, часть которого была разработана французским врачом Жаном Итаром. Этот материал впоследствии был усовершенствован его последователем Эдуардом Сегеном и обогащен доктором Марией Монтессори. «Красные бруски изобретены более ста пятидесяти лет назад, – объясняла доктор Монтессори на конференции в Лондоне в 1964 году[76], – за сто лет до начала моей работы». Она продолжала: «Розовая башня также использовалась в качестве когнитивного теста за сорок лет до моих экспериментов […]. Сама я не придумывала упражнения, я использовала уже существующие и тестировала их на маленьких детях. Я убедилась, что они пользовались материалом с большим вниманием и долгое время»[77].

Благодаря своей простоте, привлекательным цветам и размерам этот сенсорный материал удерживает внимание детей и вовлекает их в активную конструктивную деятельность. Но весьма вероятно, что и другие занятия создают подобные условия. Каждый может найти материал, который поддерживает интерес ребенка и облегчает ему понимание окружающего мира. Если ваше внимание остановится на дидактическом материале, который мы здесь кратко опишем[78], рассматривайте его так же, как это делала Мария Монтессори: не как данность, а как интересную отправную точку. Свободно адаптируйте его к нашему времени и к конкретному ребенку. Материал – лишь средство; главное – это ребенок, его личность, его ритмы, его потребности.

В этот период важно дать ребенку возможность углубить культурные знания – географию, музыку, геометрию, математику, чтение и письмо. У него уже есть о них начальные понятия, которые он приобрел, живя рядом с нами. В классе мы предлагали задания по чтению-письму, математике, музыке и географии. Я выбирала материал и занятия, разработанные на протяжении нескольких десятилетий Жаном Итаром, Эдуардом Сегеном и Марией Монтессори. Они объединили амбициозные и стимулирующие условия, которые эффективно удерживают и направляют внимание ребенка.

1
Совершенствовать восприятие

Сенсорный материал, который я выбрала для этой цели, позволяет на каждом занятии работать с одним-единственным органом чувств.

Возьмем для примера материал, позволяющий изучать и различать длину: десять брусков. Самый короткий из них – десять сантиметров, самый длинный – один метр. Все бруски выкрашены в красный цвет и совершенно одинаковые на ощупь. Единственный параметр, по которому они отличаются, – длина. Внимание ребенка концентрируется на этом различии и не отвлекается на другие сенсорные варианты.

Точно так же материал, предназначенный для обучения цветам, привлекает внимание ребенка исключительно вариацией цвета; таблички не различаются по форме и текстуре. Восемь колокольчиков гаммы «до мажор» – каждый издает одну ноту: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до – сделаны по тому же принципу: с виду они одинаковые, варьируется только издаваемый ими звук.

Красные бруски обращают внимание ребенка на разницу в длине.

 

Ребенок трех лет укладывает бруски, располагая их от самого длинного до самого короткого. Он тренирует свою способность различать размеры, не отвлекаясь на другие параметры и не выполняя двойную задачу.

 

Эта когнитивная четкость очень важна, поскольку мозг не может обработать две информации одновременно. Если в него поступает много типов информации, он воспринимает их по очереди и обработка данных замедляется, а то и приостанавливается. Материал, исключающий рассеивание внимания и двойную задачу, – одно из условий, обеспечивающих оптимальное усвоение[79]. Именно это условие должно руководить нами в выборе материала и занятий.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!