ПИСАТЕЛЬ И АЛКОГОЛЬ: РАЗВЕНЧАННЫЙ МИФ



Колин Джеймс Дональд

 «Гардиан», Лондон

«Конечно же, Вы – пьяница, – написал Эрнест Хемингуэй в 1934 году Ф. Скотту Фицджеральду. – Однако ничуть не больший пьяница, чем Джойс и другие хорошие писатели». С древнейших времен и до сегодняшнего дня многие мастера слова считают выпивку и писательский труд вещами, неотделимыми друг от друга.

В книге «Жаждущая муза»: «алкоголь и американский писатель», ее автор Том Дардис развенчивает широко распространенный в Соединенных Штатах миф, будто обильные возлияния необходимы для творчества. Рассказывая о жизни Хемингуэя, Фицджеральда, Фолкнера и О Нила, он приходит к выводу о том, что пагубное пристрастие стало причиной для кого неудач, а для кого и полного краха литературной карьеры.

Из перечисленных один лишь Юджин О Нил преодолел его, а затем положил воспоминания о запойных временах в основу лучших своих произведений. Однако каждый из этих романистов сошел в могилу, отягощенный жутким сознанием того, что его гений потонул в море спиртного.

Дардис, преподаватель английского языка в одном из нью-йорских колледжей, говорит, что интерес к этой теме возник у него после того, как студент, занимающийся в его семинаре по американской литературе XX века, задал вопрос, на который не получил ответа: «Почему все писатели, которых мы проходим, были алкашами?»

Тот фурор, который произвела «Жаждущая муза» в американских литературных кругах, объясняется двумя причинами. Во-первых, в ней подчеркивается, насколько велико число американских писателей, страдавших от алкоголизма. Среди 28 авторов, которых Дардис считает алкоголиками, есть такие люди, как Джек Лондон, Дэшил Хэммет, Дороти Паркер, Теннеси Уильямс, Джон Берримен, Трумэн Капоте и Джеймс Джонс.

Во-вторых, книга показывает, как многим биографам не удалось поставить диагноз «алкоголизм» героям своих произведений хотя все признаки были налицо, а посему не удалось и проследить взаимосвязь между образом жизни писателя и его работой. С особой убедительностью «Жаждущая муза» показывает тот ущерб, который наносит пьянство литературной карьере, а также критически осмысливает воздействие спиртного на сам процесс творчества. В каждой биографической заметке показаны различные стороны бытия писателя-алкоголика.

Фолкнер чувствовал, что может работать только пьяным. Он считал себя, прежде всего летописцем, повествующим о событиях, которые уже произошли, а посему нуждался, как ему казалось, в обостренном их восприятии, которое достигалось с помощью алкоголя.

В результате, подогреваемое выпивкой создание книг сопровождалось ухудшением физического и психологического состояния. В возрасте, близком к сорока, во время написания романа «Авессалом, Авессалом!» Фолкнер погрузился в состояние глубочайшего запоя, из-за чего несколько раз попадал в больницу.

Непонятно, каким чудом сохранилась его способность что-либо писать при таком губительном режиме. Следуя примеру Алджернона Суинберна, его любимого поэта и тоже алкоголика, Фолкнер нанял медбрата, чтобы тот следил за количеством потребляемого спиртного и помогал писателю не впадать ни в одну из крайностей, коими являются трезвость и запой.

Попытка не удалась, и работать Фолкнеру становилось все труднее и труднее. Роман «Притча» создавался на протяжении почти десяти лет и не нравился автору.

Хемингуэй поначалу не допускал совмещения писательского труда с выпивкой, но в итоге и он двинулся по накатанному пути увеличения потребления и уменьшения производительности. В то время как Фолкнер скрывал свое пристрастие, Хемингуэй приобретал репутацию знаменитого на весь мир «папы» с неизменной бутылкой рома в руках. Он отрицал склонность к возлияниям, постоянно приговаривая: «А я не пьяница!». И это подтверждалось его коренастым телосложением, которое помогало ему противостоять физическому истощению до последних лет жизни. Он также с особой навязчивостью сравнивал свою «умеренную», по его же словам, страсть к выпивке с алкоголизмом таких коллег, как Ф. Скотт Фицджеральд.

Карьера Фицджеральда оказалась загубленной раньше, чем его жизнь. Он часто залезал в долги перед издателем. так происходило, когда авансы за романы не покрывались доходами от их продажи, из-за чего приходилось писать короткие рассказы для журналов. Возможно, именно таким способом и можно было решить финансовые проблемы, но пьянство мешало творчеству. По мере снижения качества рассказов снижалась и их оплата. Материальное положение неуклонно ухудшалось и наконец заставило Фицджеральда заняться написанием сценариев. Он умер в Голливуде в возрасте 44 лет.

Но если и есть у книги «Жаждущая муза» герой во всех отношениях и в буквальном смысле, то это дошедшая до полного духовного опустошения личность О Нила, который вовремя «протрезвел» и тем самым спас свой талант. Как именно ему удалось это сделать, до сих пор неясно. Известно только, что ему помог шестинедельный курс лечения у психиатров, а также то обстоятельство, что он не считал употребление спиртного неотъемлемым звеном творчества.

Дардис не дает исчерпывающего объяснения, почему такое большое число американских писателей поддалось пагубной привычке, однако указывает на несколько наиболее явных причин. Четыре героя «Жаждущей музы» занялись писательским трудом вскоре после введения сухого закона, когда пить стало очень модно.

Если человек пил, то тем самым выражал свое презрение к истэблишменту и показывал, что обладает здравым и независимым складом ума. А уж если этот человек был начинающим писателем и если рядом оказывались такие люди, как Эрнест Хемингуэй, постоянно приговаривающий: «Хорошие писатели – пьющие, писатели, а пьющие писатели – хорошие писатели», вероятность того, что он запьет, резко возрастала.

Хотя сухой закон канул в прошлое, эта проблема не утратила актуальности. Отчасти из-за того, что живет по сей день представление, будто состояние опьянения помогает творчеству.

Миф, согласно которому алкоголь и наркотики высвобождают умственную энергию и помогают ощутить реальную силу, пока не развеялся. Популярность книги Дардиса в писательских кругах наводит на мысль о том, что многие из сегодняшних мастеров пера тоже «не просыхают».

Как-то Дардис пошел в книжный магазин «Шекспир и компания», расположенный в нью-йорском квартале, густо населенном писателями, и спросил там, как расходится его книга. Ему ответили, что за один лишь месяц из полученных 35 экземпляров распродано 26, и объяснили, что когда писатели видят рядом слова «писательский труд» и «алкоголь», то сразу хватают книгу.

В писательской среде все-таки зародились некоторые сомнения насчет упомянутого мифа о связи творчества с выпивкой. Карьера покойного писателя Раймонда Карвера наиболее убедительно опровергает его. 

За двенадцать лет пьянства он написал лишь четыре книги стихов и прозы. Затем, бросив пить, за 10 лет создал 11 произведений. Его вдова Тесс Гэллахер, тоже преуспевающая писательница, ныне обсуждает проблемы алкоголизма со студентами, занимающимися в ее литературном семинаре. Из их ответов она делает вывод, что старые представления пока не сдают позиций. Ряд студентов ощущают потребность пройти через боль и страдания, через все превратности судьбы, дабы познать жизнь во всех ее ипостасях.

Романистка Рита Браун придерживается радикальных взглядов на эту проблему. В ее пособии для начинающих писателей, озаглавленном «Начните с закорючки», дана резкая оценка: «Если вы ищете утешения или вдохновения в бутылке, то вы круглый дурак. Ведь это все равно, что пить напалм. Рано или поздно вы сожжете свои творческие силы».

Увлечение спиртным теперь, в 80-х годах, уже не так распространено в Соединенных Штатах, а самоубийственное поведение писателей лишилось романтического ореола, присущего ему в 50-х и 60-х годах.

Теперь к пьющим писателям относятся скорее как к людям, у которых не все в порядке со здоровьем, чем как к художникам, которым все дозволено. Критикуя литераторов-пьяниц, Дардис сдергивает завесу с тайны, которая стара, как сама литература.

                                «За рубежом», № 76

В ПОМОЩЬ КЛУБУ

Уважаемые соратники!

В деле утверждения и сохранения трезвости можно пользоваться существующим Федеральным законодательством. В подтверждении этой мысли мы даем несколько практических примеров.

Тюменская область – первая в России стала свободной от назойливой рекламы пива и табака. Город Тюмень освободился от этой рекламы с октября 2001 года.

Это стало возможным после постановления губернатора области С. Собянина, которое запретило рекламу пива и табака. Ломехузы, конечно, стали оспаривать законность этого запрета на щитовой рекламе города. Стали искать и нашли лазейки в лабиринтах законов. После чего организовали протест на действия губернатора со стороны прокуратуры.

И вот здесь, уважаемые соратники, внимание!

В ответ на действия ломехуз был разработан проект закона «О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области». В его доработке активно участвовали общественные организации города. В их числе был и клуб «Трезвая Тюмень».

Текст закона Тюменской области «О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области» за № 15 от 3 мая 2002 года дан в приложении № 1.

Обратите внимание, что в этом законе впервые за долгие годы запрещена наравне с алкоголем и табаком реклама пива.

Областной закон был разработан на основании Конституции РФ и Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

Вероятно, некоторое значение в процессе принятия областного закона имело и то, что клуб «Трезвая Тюмень» регулярно участвует в массовых мероприятиях, демонстрациях, организует пикеты и социальную рекламу по утверждению и сохранению трезвости и т.д. А за запрет рекламы пива и табака клуб собрал более шести тысяч подписей.

В настоящее время по инициативе клуба «Трезвая Тюмень» в городе размещена социальная реклама: 2 щита размером 3х6 метров, на которых в двух разных видах дан лозунг трезвого движения «Только трезвая Россия станет Великой!» Подчеркиваем, что для клуба эта акция бесплатна!

Здесь опять же помогает ныне действующее законодательство.

В Федеральном законе «О рекламе» (№ 108-ФЗ от 18 июля 1995 года) есть статья 18 «Социальная реклама».

По этой статье рекламораспространители обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем (клубом), в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год.

В качестве рекламодателя может выступать и общественная организация, например, клуб трезвости. И рекламопроизводители также обязаны предоставлять услуги по производству социальной рекламы в пределах пяти процентов их годового объема работ.

Текст статьи 18 ФЗ «О рекламе»

смотри в приложении № 2    

        

                            

ИЗ ДНЕВНИКОВ…

23.01.02 г. Меня по-прежнему больше всего волнует одна больная для меня тема – потребление алкоголя. Большинство моих друзей и товарищей из-за пьянки не дожили до пенсии, а трое близких друзей повесились. К этому можно было бы добавить, что все четверо маминых родных братьев, прошедших фронт (один летчик, другой – врач, третий – подполковник МВД, четвертый – инженер военной техники) в итоге спились, правда у каждого, при этом, своя судьба: один, в прямом смысле этого слова, «умер под забором», другой угодил под трибунал и «сидел» 12 лет, двое остальных пили «втихаря», «под подушкой» и умерли, прожив около 50 лет, в своих постелях.

24.01.02 г. Алкоголь – это яд, наркотик (этот факт признан и ВОЗ, и всей современной медициной, включая и отечественную, хотя существует и другой парадокс – большинство медиков, включая наркологов – сами пьют; например мой покойный дядя Николай Степанович, бывший фронтовик, прекрасный, уважаемый врач, главный врач одного из районов Ивановской области – десятки лет пил, правда, что называется, «под подушкой».

Я мог бы привести десятки примеров, когда увлечение спиртным в итоге закончилось трагически. Например, мой одноклассник Николай. Был способный художник, спортивный мужик (успешно занимался боксом), но любитель «заложить за воротник» и, к тому же, много курил в юности. Ему отняли ногу (диагноз – облитерирующий эндартериит и тромбофлебит), после чего врачи категорически запретили ему пить и курить. Сын его – известный в нашем районе хирург. Было это три года тому назад. Однако, несмотря на это, Николай продолжал и курить, и пить, даже еще бравировал этим. В результате, он не прожил после ампутации ноги и года.

Другой пример. Мой приятель детства и соратник по спорту в юности Слава. Окончил цирковое училище, став известным артистом – акробатом, он объездил весь мир: Европа, Штаты, Япония и т.п. Проработал в цирке 20 лет, и, конечно, ведя при этом абсолютно здоровый образ жизни, он в 40 с небольшим лет ушел на пенсию, будучи совершенно здоровым, полным сил, красивым атлетом. А дальше он, как «с цепи сорвался», стал пить ежедневно «по-черному». Ему говорили: «Слава, опомнись, что ты с собой делаешь!?» В ответ только: «Да ладно, один раз живем!» В результате умер через пять лет на пороге винного магазина – сердце остановилось.

25.01.02 г. Одна из причин для выпивки, которую мне очень трудно преодолеть – это снятие внутреннего напряжения, «зажатости». Принятие алкоголя для этой цели – это очень скользкий путь, который может привести только к краху. Почему этот путь так притягателен для многих людей, в первую очередь, для деятелей литературы и искусства: (Высоцкий, Есенин, Твардовский, Евстигнеев, Серова и многие другие).

  

МОЕМУ МУЖУ ПОМОГ МЕТОД ШИЧКО

Мой муж пил. Он не считал себя алкоголиком, не валялся под забором, но тяга к спиртному была уже непреодолимой. И с каждым днем жизнь нашей семьи становилась все труднее.

Перед Новым годом он сказал мне:«Все, отмечаю Новый год и бросаю пить. Я так решил».

Праздничная ночь была хмельной, потом несколько дней лежал на диване, мучительно борясь с собой, а 6 января снова напился. Отчаяние, боль, обида охватили меня. «Как ты мог!» - говорила я ему, а себя уговаривала: «Ему трудно. Он еще не знает, какое сильное зло ему надо одолеть».

На 7 января муж договорился с родными поехать в Сергиев Посад к преподобному Сергию. Он сделал первый шаг к спасению. Теперь главное – не свернуть с этого пути. Я рядом, я помогу.

Сосредоточенные, молчаливые вышли мы из храма. Какая благодать сошла на нас! Хотелось дарить ее всем. Заснула я счастливая. С надеждой на спасение.

8 января он ушел на работу, а я летала по дому. Все мне было в радость и уборка, и стирка, и готовка… Вдруг что-то будто кольнуло. Набрала номер его приятеля, с которым они в этот день должны были работать в гараже. Подошла жена и сразу сообщила: «Мой, как всегда, «отдыхает», а твоего отвезли к матери. Домой ехать не захотел». Опять отчаяние, боль и жестокая обида обрушилась на меня. Знаю, что если поехал к свекрови, то остановить запой будет еще труднее. Она с этим не справится. И меня охватила ярость, злость на всех, кто мешает мужу освободиться от пьянства. Я готова была кричать, но приходилось изображать на лице улыбку, ведь рядом дети. «Наш папа всегда был и будет самым лучшим, - говорю я им – Только сейчас он болен. Мы поможем ему вылечиться. Мы – семья».

Что делать? Звоню подруге, жалуюсь ей, прошу совета. Она отвечает: «Только ты можешь спасти его». И дает мне телефон клуба «Оптималист». Советует звонить сейчас же. «Но ведь уже 11 часов» - «Ничего, звони!»

И я звоню ночью совершенно незнакомому мне человеку и прошу его о помощи. Впервые в жизни я произношу эти слова: «Мой муж пьет. Помогите!» С этой минуты я вступила в открытый бой за мужа.

10 января пытаюсь уговорить его, еще не протрезвевшего, ехать в «Оптималист» на занятия. Он отказывается. На следующий день – то же самое, но отказ менее решительный. Я не сдаюсь, и к вечеру он соглашается. Я замечаю первую искорку решимости в его глазах.

Когда мы едем на второе занятие, этот сильный, мужественный человек говорит, глядя в окно машины: «Как хорошо, что ты рядом со мной на курсах. А тебе правда интересно?».

Интересно ли мне? Да я готова быть с ним где угодно, лишь бы помочь.

Мы вместе прошли все занятия, вместе писали дневники, переосмысливали и переоценивали свою жизнь.

Занятия помогли не только мужу, но и мне. Я стала спокойнее и увереннее в себе. Раньше работая с детьми (я – логопед), сильно уставала, теперь мне все в радость, и моя помощь детям стала более эффективной. Я никуда не тороплюсь. Когда я работаю, есть только ребенок и я.

Муж открывает для себя мир заново, а я удивляюсь и радуюсь происходящим в нем переменам. Впервые за 10 лет он стал засыпать легко и спокойно, как ребенок. Морщинки на его лице разглаживаются, глаза светятся все ярче.

«Скажи, - спрашиваю я мужа, - тебе лучше, интереснее стало жить?».

«Конечно», - уверенно говорит он. И я впервые за много лет совершенно спокойно за него.

Р.S. Сергей не пьет полтора года, начал помогать другим людям, в перспективе – открытие клуба «Оптималист» в его деревне.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!