Происхождение, особенности и источники греческой мифологии



В Греции присутствуют элементы практически всех мифологий и религий, когда-либо существовавших на земле.

У предков греков, пелазгов, боги не имели имен. Пелазги вообще не были обучены именам.

Три изначально греческих божества:
1) Зевс;
2) Посейдон;
3) Аид.

По Гомеру, они бросили жребий и разделили небо, землю с морем и подземное царство. Зевсу досталось небо, Посейдону – земля и море, а Аиду – подземное царство.

Греки верят, что для ВСЕХ постоянно происходит слепая и безудержная жеребьевка 3 мойр. Жеребьевка – это режим существования космоса. Как результат:
1) Никого не надо благодарить;
2) Твоё житиё-бытиё принадлежит только тебе;
3) Ни перед кем не нужно оправдываться;
4) У бытия нет смысла.

Такая же жеребьевка происходит и для богов. Рок находится выше ВСЕГО.

Лестница мироздания:
РОК (нечто абсолютно безразличное, пребывающее над всем и вся)
Боги (воплощение энергии)
Цари и Герои
Свободные (нет индивидуальности)
Рабы (говорящие орудия)

Рок – тотальная материальность античности скрывает в себе нечто невероятное, нематериальное, пустое и хаотичное.
Греческая мифология в её наиболее развитом, т.н. классическом, состоянии представляет собой мифологию героическую, а не стихийно-фетишистскую и не стихийно-демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии).

Источники. Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы: художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, сомнений, в реальности которого, у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7—5 вв. до н.э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере блёкнет, но в нём выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты. Греческая драма (5 в. до н.э. — Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в лирике. В трагедии судьба, рок — вся эта трудно усваиваемая бездна античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до н.э.).

Аполлон и Дионис – дельфийские братья

Оба – дети Зевса.

Мать Аполлона, его еще называют Фебом, – богиня Лето. Ревнивая жена Зевса насылает на беременную любовницу мужа страшного демона Пифона. Тот гонит её до Делоса, где Лето превращается в волчицу и, под пение лебедей, которые пытались заглушить своим пением её крики, рожает Аполлона и Артемиду. После рождения Аполлон получает золотой лук со стрелами и убивает Пифона. В наказание за это он получает, по двум версиям:
1) 7 лет в подземном царстве;
2) 8 лет в скотоводах у земного царя Адмета.

Миф об убийстве Аполлоном Пифона – это, на самом деле, миф об убийстве Аполлоном Диониса. Дионис, по поручению Геры, перевоплотился в чудовище и преследовал Лето. Вот почему Аполлон получает наказание. Если бы он и вправду убил чудовище – наказания бы не было, но он убил бога равного себе.

Храм Аполлона, где живут Пифии, предсказательницы, расположен на могиле Пифона (Диониса). Заупокойную службу по Дионису справлял сам Аполлон.

Дионис, по типу египетского Осириса, - умирающий и воскресающий бог плодородия.

Мать Диониса - Семела, смертная женщина. Она зачала Диониса от Зевса. Гера, божественная супруга Зевса, в гневе на соперницу решила погубить Семелу. Приняв на себя облик Берои, кормилицы Семелы, она внушила ей желание убедиться воочию, что её возлюбленный — действительно то божество, за какое выдаёт себя, а для этого просит Зевса явиться ей во всем блеске своего величия, с громом и молниями. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней в небесном пламени; смертная женщина не выдержала небесного огня и сгорела (или умерла от ужаса). Зевс спас от гибели недоношенный в лоне матери плод, вложив его в своё бедро и, когда наступило время, произвёл на свет Диониса.

Зевса можно считать отцом им матерью Дионису (и Афине).

Аполлон и Дионис, кроме всего прочего, – боги времени. Аполлон – человеческого времени, связанного с жизнь. А Дионис – вечности, ассоциируемой со смертью.

Аполлон Сминфе, по Гомеру, - Аполлон Мышиный. Мышки, для греков, были существами, принадлежащие к культу смерти.
Когда мы говорим об Аполлоне Мышином, мы говорим о боге-возобновителе времени, о боге смерти.

В «Апокалипсисе» Иоанна Богослова главным злом предстаёт перед нами именно Аполлон, которого там называют Аполлиноном (или Абаддон). Он – существо, запустившее время греха.

Все мистериальные культы, из которых появился театр, хореография, вокал и т. д., так или иначе, связаны с культом Аполлона.
Аполлон является не только покровителем Муз (покровительниц искусства), но и Мойр (богинь судьбы).

Дионис всегда был в сопровождении шумной компании, состоящих из сатиров и многочисленных женщин. Последних, в последствии, начали называть менадами или вакханками.
Животное Диониса – козел.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 795; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!