При выполнении заданий B1 – B7 укажите ответ в отведённом для



Него поле.

B1Название какого города нужно вставить в текст вместо пропусков (ответ

запишите в именительном падеже)?

B2В эпизоде автор описывает смятенное душевное состояние Гурова и Анны

Сергеевны в момент их встречи в театре. Как называется изображение

внутренней жизни персонажей в художественном произведении?

B3Во втором абзаце эпизода даётся описание внешности мужа Анны

Сергеевны. Как называется такой способ характеристики героя?

B4Какой стадии развития сюжетного действия рассказа соответствует данный

эпизод? (Ответ дайте в именительном падеже.)

B5Гуров просит Анну Сергеевну понять его, она умоляет его уехать, хотя для

обоих высшее счастье – находиться рядом. Как называется такой скрытый

смысл высказываний героев, который позволяет понять, что они чувствуют

на самом деле?

B6Атмосфера театра в губернском городе («провинциальная толпа»,

«вульгарная лорнетка» в руках героини, «звуки плохого оркестра, дрянных

обывательских скрипок») противопоставлена чувству Гурова, увидевшего

после разлуки Анну Сергеевну. Он понял, что «для него теперь на всем

свете нет ближе, дороже и важнее человека», она «наполняла теперь всю

его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем», «он

думал о том, как она хороша». Как называется такое противопоставление,

создающее эффект резкого контраста?

B7Выпишите из предпоследнего абзаца ключевое наречие, которое

повторяется четырежды и передает эмоциональное состояние героини, не

верящей в возможность собственного счастья.

При выполнении заданий C1 – C2 напишите развернутый ответ.

C1Как изменились Гуров и Анна Сергеевна благодаря любви?

C2Каким героям русской литературы, как и персонажам рассказа Чехова,

любовь не принесла счастья? (При сопоставлении укажите авторов и

названия произведений и аргументируйте свою позицию.)

С1. Любовь оказалась причиной нравственных изменений, произошедших в

Гурове и Анне Сергеевне. Пережив очищение любовью, Гуров, раньше

отзывавшийся о женщинах дурно, называя их «низшая раса», вдруг увидел пошлость

мира, в котором он живет («неистовая игра в карты, обжорство, пьянство»,

«осетрина-то с душком» и т. п.). Он понял, что на ненужные дела и разговоры уходят

лучшие силы и остается какая-то «куцая, бескрылая жизнь». Неожиданно для самого

себя приехав в город С. и увидев Анну Сергеевну в театре, он вдруг понял, что эта

ничем не замечательная женщина стала теперь его «горем, радостью, единственным

счастьем». Раньше флиртующий с женщинами без всякого угрызения совести Гуров

в конце рассказа осознает, что он вынужден вести две жизни: тайную и явную. И

настоящей является для него, к сожалению, его тайная жизнь. Полюбив, Гуров

приобретает нравственный опыт, делается чище, лучше, становится человеком,

умеющим мыслить и прощать, а не только рабом своих желаний, каким он был в

Ялте. Он начал чувствовать сострадание, ему хотелось «быть искренним, нежным».

Он полюбил по-настоящему первый раз в жизни, только когда его голова стала седой.

Трудный нравственный путь проходит и Анна Сергеевна. Сблизившись с

Гуровым на курорте, она вначале испытывает лишь чувство раскаяния и хочет

забыть Гурова, вычеркнуть его из своей жизни. Но после встречи в театре она

понимает, что его чувство настоящее. Начав приезжать к нему в Москву, она

страдает не от случайной измены, нарушившей ее «цельную, чистую жизнь», а

оттого, что они видятся тайно, «скрываются от людей, как воры». Она понимает, что

они близкие, родные люди, что «судьба предназначила их друг для друга». Анна

Сергеевна тоже оказалась способна на настоящую, самоотверженную любовь. И

герой, и героиня стали умнее, нравственнее, научились глубже чувствовать. Это и

дало им понять, что самое сложное и трудное в их жизни еще только начинается. По

мысли Чехова, можно уважать людей за умение любить.

бовь не сделала счастливыми. Слишком поздно пришло настоящее чувство к

Онегину, лишь тогда, когда Татьяна была уже «другому отдана». Из-за

противоречивости характеров и социальных условностей не могут обрести счастья

Печорин и Вера. Испугавшись своей любви и боясь перемен в жизни, расстается с

Ольгой Ильинской Обломов. С героями Чехова их роднит то, что настоящая любовь

проверяется временем, то, что любовь – чувство самоотверженное, когда любимому

человеку можно отдать больше, чем взять себе, когда любовь делает душу лучше,

чище, нравственнее.

Одной из самых ярких является перекличка между рассказом Чехова «Дама с собачкой» и бунинским «Солнечным ударом». Во многом сходны сюжетные узлы: между героем и героиней возникает “курортный роман” с обязательным любовным свиданием. Чувства, которые испытывают герои, сильны и неожиданно вмешиваются в их привычную жизнь. Но у Бунина, в отличие от Чехова, дан только яркий миг любви, вспышка (не случайно так много упоминаний о нестерпимой жаре). Герои не имеют имен, они даны вне своих социальных ролей (кажется, что поручиком герой сделан только для того, чтобы… жарче нагрелась кокарда на фуражке и пуговицы на кителе) — важно только, что они не могут быть вместе. Перед нами — два человека, застигнутые “солнечным ударом” любви.

У Чехова мы знаем не только имена, но и множество деталей быта, окружающего героев: знаем, что именно Гуров любит есть, как проводит день, какие имеет привычки. Знаем, как выглядит его жена и где учится его дочь. Знаем, что напротив дома Анны Сергеевны серый забор, а муж носит в петлице университетский значок на манер лакейского значка. Всё это — лишь малая часть тех подробностей, той “тины мелочей”, в которую погружены чеховские герои. Но главное, что в повествование подключено время — безжалостное, бессобытийное, длящееся. Любовь, пришедшая к героям Чехова, позволяет им вырваться из этого тягучего потока, приподняться над бытом, затягивающим их неумолимо.

 

ОтветЫ:

B1 Москва

B2 психологизм

B3 портрет

B4 кульминация

B5 подтекст

B6 антитеза

 

 

 

Литературные параллели.

Говоря о драматургии Чехова, мы естественным образом впишем её в традицию и сопоставим его пьесы с драмами А.Н. Островского (как со своего рода театральным каноном) и М.Горького (уже как с произведениями современника, на которых тоже росла слава МХТ). На фоне Остров­ского пьесы Чехова выглядят как “несценичные”: в них нет острого конфликта, ярких событий, напряжённой интриги. На сцене в буквальном смысле ничего не происходит, герои живут своей повседневной жизнью, как будто совсем не замечая, что за ними наблюдают из зрительного зала. Драматург воспроизводит медленное, бессобытийное течение жизни: “...В жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви <...> больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости...”

Чеховскую пьесу скрепляет изнутри не интрига, а настроение. Чехов вообще отказывается от внешней интриги, от борьбы персонажей, их противопоставленности друг другу. В драмах Островского мы наблюдаем разделение персонажей по какому-либо признаку: гонители и их жертвы, богатые и безденежные. У Чехова эти различия не играют роли. Например, Лопахин, которому в результате достаётся вишнёвый сад, будет постоянно предлагать свою помощь для спасения имения Раневской. Лопахин не является антагонистом Раневской; также мы не найдём героев-антагонистов в «Трёх сёстрах». Если Тихон у Остров­ского может прямо обвинить Кабаниху в смерти Катерины, то в пьесах Чехова обвинять некого. Герои скорее похожи: своим неумением жить, растерянностью перед лицом постоянно уходящего куда-то времени.

Горький вроде бы вернет интригу (даже отчасти детективную) в пьесу «На дне», но не она будет составлять главный интерес драмы. Он сосредоточится на столкновении взглядов, острых спорах о смысле жизни и истине, лжи и правде, сострадании и вере в человека. В этом смысле пьесы Чехова и Горького обнаружат своё типологическое сходство.

Анализ пьесы «Вишнёвый сад».

Принципы «новой драмы».

 

Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию.

До Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения.

В его пьесах нет явных столкновений героев, его интересовал внутренний мир персонажей, обыденная человеческая жизнь. Чехов строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его универсальная конфликтная ситуация – это неустроенность жизни человека, противоречие между тем, как он живёт, и тем, как бы он хотел жить. Такая внутренняя конфликтность свойственна, например, Раневской, Лопахину, Варе.

Вид конфликта.

Противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт. В «Вишнёвом саде» все герои – милейшие люди, которым нечего между собою делить, все между собой в прекрасных отношениях, но тем не менее им плохо, неуютно в жизни, их стремления не реализуются, но в этом никто не виноват, кроме устойчивого уклада русской жизни конца 19 века, которую Лопахин справедливо назовёт «нескладной» и «несчастливой».

Суть конфликта пьесы заключается не в утрате вишневого сада, не в разорении владельцев дворянской усадьбы. Причина разлада, источник конфликта — не в борьбе за вишневый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью, по справедливому утверждению А. П. Скафтымова: «Жизнь идет и напрасно сорится у всех давно, изо дня в день. Горечь жизни этих людей, их драматизм, следовательно, состоит не в особом печальном событии, а именно в этом длительном, обычном, сером, одноцветном, ежедневно будничном состоянии». Главный конфликт чеховских пьес — «горькая неудовлетворенность самим сложением жизни» — остается неразрешенным.

 

Сюжет.

 Особенности сюжета обусловлены конфликтом. На сцене происходит мало событий. Чехов рисует течение повседневной жизни. Акцент перемещается с внешнего действия на внутреннее, на развитие переживаний и чувств героев. Следовательно, отличие Чехова от других драматургов в том, что он на первое место выдвинул не события и поступки героев, которых в пьесе почти никто не совершает, а переживание, настроение, психологический мир каждого героя. В этом новаторство Чехова.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 4342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!