Теоретические подходы к личности клиента



Подходы к личности клиента в социальной работе имеют бо­лее широкий спектр проблем, чем в поддерживающей терапии. Социальные работники также сталкиваются с проблемами пси­хологического характера, однако, контекст вопросов имеет бо­лее широкую направленность. Проблемы клиента могут нахо­диться не только в нем самом, но и вне его, где социальные свя­зи, роли, статус, групповые ожидания являются факторами, ог­раничивающими социальное функционирование.

Все эти особенности раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, системно-ролевом, системно-институциональном под­ходах к клиенту в социальной работе.

Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением. Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретённые или утраченные, - это важные доминанты, влияющие на изменение жизненной позиции человека и присвоение ему роли клиента.

Разработанный Х. Перлман Биопсихосоциальный подход позволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту. С. Бриар и Г Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырём источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.

Традиционный подход на цели социальной работы, а также на восприятие человека и иго проблем. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности - различия; похож на всех других людей; похож на многих других; не похож ни на кого другого; безразличен ко всем другим.

Люди, обратившиеся за помощью по вопросам личной жизни, различных типов взаимоотношений считаются клиентами социальной работы, так как пользуются услугами социальных учреждений.

Системный подход - это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процесс изменения и взаимодействия.

А. Пинкус и А. Минахан распространяют системный подход и на клиента, имеющие особые нужды, рассматривая его систему, идущую на контакт; или как систему, оказывающую сопротивление. В первом случае, пользуясь их терминологией, речь идёт о «системе клиентуры», во втором о «системе мишеней (или целей)» [28, с. 109].

Система клиентуры – это клиенты, которые обратились к специалисту по социальной работе с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. Специалист, заключивший контакт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнёрства.

Система мишеней (или целей) – это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектам, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.

Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека

Сексизм (от лат. sexus – пол) – это институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта. Главными фактора­ми дискриминации являются поло-ролевая социализация субъ­екта, поло-ролевые институциональные стереотипы.

Несмотря на то, что сексизм как система установок распростра­няется и на мужчин, и на женщин, дискриминации по признаку пола в общественной практике чаще подвергаются женщины.

Понятие «сексизм» появилось в зарубежной литературе в 60-е гг. XX в. В 70-х гг. в научных словарях это понятие фикси­руется в качестве функционального термина, значение которо­го раскрывается как «предубеждение против женщин».

Социально-биологические детерминанты сексизма связаны с объективными факторами в развитии человека. Гормоны, диф­ференциация мозговой активности, поведение − это те показатели, которые влияют в определенной мере на индивидуаль­ные и групповые стереотипы в отношении полов. Половые отличия сопровождаются различиями в психосоматических реакциях, репродуктивности, а также в по­веденческих стереотипах, формирующихся на протяжении жизнедеятельности индивида.

Половой диморфизм (анатомические различия) имеет свои автономные измерения:

1. Половая идентичность (способность к самоосознанию и са­мокатегоризации).

2. Поведение, определяемое полом.

3. Половые различия в познавательных, когнитивных процессах, обучаемости, специфических интеллектуальных способ­ностях и т. д.

4. Сексуальные ориентации.

Специфика феминистской практики социальной работы за­ключается в системе идеологических установок. Главная из них – устранение всех форм дискриминации клиента, изменение системы мировоззрения и ценностного отношения социальной среды его оби­тания. И если феминистская практика обычно связана с проблемой женщин-клиенток, то феминистская идеология рассматривается ши­ре. Она направлена на все виды дискриминации – по этносу, возрасту, классовым различиям, сексуальной ориентации. Фемини­стская практика, или нонсексистская социальная работа, оформля­ется в 1960-1970 гг. Ее основу составляют практические методы пси­хиатрии, психологические теории, специфические ценностные ус­тановки помощи женщинам. Эти подходы направлены на перефор­мулирование сложившихся идей, осмысление места женщины в со­временном обществе, определение ее роли. Важнейшей темой в фе­министской практике является личностная и политическая иден­тификация женщины. В этой связи проблемное поле нонсексистской социальной работы образуют такие темы, как женщина и карьера, женщина и ее взаимоотношения с мужчиной, эффектив­ная работа и личностная идентификация.

Проблемы клиентов рассматриваются в контексте поли­тической и социальной структур, выявляются негативные фак­торы общественной системы, влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Социальная работа направлена на изменение внешней среды, где и формируются сексистские действия. Тем самым разрушаются дискриминационные стерео­типы. Такие принципы феминистского вмешательства часто но­сят характер политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение социаль­ного и политического опыта индивидуально и в группах само­помощи, где конечная цель – осознание проблем, восстановле­ние утраченных связей на основе приобретенного опыта. Таким образом, феминистский терапевтический подход тесно связан с идеей ресоциализации субъекта на основе изменения индиви­дуального и общественного сознания, внедрения концепции ра­венства полов и антидискриминационной политики.

Под этноцентризмом понимается такая система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей. Этничес­кие группы в процессе своего этногенеза выработали механиз­мы экономической, культурной и социально-психологической самозащиты. Однако групповая этническая идентификация мо­жет формировать механизмы дискриминации по принципу: «мы и они». Предубеждение и абсолютизация социокультурной идентичности одной этнической группой над другой вызывают к жизни, согласно концепции Р. Мертона, определенные стерео­типы поведения людей. Он выделяет следующие четыре типа:

1. Беспристрастный недискриминатор – человек, не причиняющий ущерба лицам других этнических групп. В ос­нове такого поведения лежат гуманистические принципы, общественные идеалы и ценности.

2. Беспристрастный дискриминатор – человек, не понес­ший ущерба состороны других этнических групп, но проявляющий дискриминацию по отношению к другим группам, так как ему социально и материально выгодно так поступать.

3. Потерпевший недискриминатор – человек, понесший ущерб от других этнических групп и испытывающий враждебность по отношению к ним, однако признающий закон, социальные нормы и ценности, что не позволяет ему распространять на них агрессию.

4. Потерпевший дискриминатор – человек, понесший ущерб от других этнических групп и не верящий в идеалы свободы и равенства; последовательно осуществляет дискримина­цию других этнических групп.

В мировой истории неоднократно складывались такие ситуа­ции, когда господствующий этнос доминирует над другим эт­носом. В мировой истории известны примеры расизма и апартеида, даже приводившие к исчезновению народов. Общеизве­стны угнетение черных американцев, дискриминация индей­ских племен, колонизация европейскими странами стран «третьего мира», и т. д. Причины этнической дискриминации связаны со следующими основными факторами: моделями энкультурации и социализации, усвоенными субъектами в про­цессе социогенеза; предрассудками и агрессией; этническими проекциями; традиционализмом, конкуренцией и эксплуата­цией на рынке труда.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!