Институционализация социальной работы как практики.



Вопрос 1

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности.

Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения поведения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминировании познавательных ориентации. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работыi.

Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

Вопрос 2

1. В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности.

К.Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: “Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства (“возлюби ближнего своего”, — сказано в Священном Писании, а не “возлюби род свой”), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс”.

В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и в постреволюционной России.

А.Ф.Лосев так раскрывает идею соборности: “Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, …в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом… ”.

Таким образом, индивидуальность здесь проявляется через общинность, и коллективность становится базовым принципом помощи. В этом можно увидеть специфические социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия.

2. В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства.

В западной модели процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое “предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к “воскрешению” и “возрождению” и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины”.

В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада.

В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Антагонизм вероисповеданий привнес в модель помощи эгалитарные тенденции личностной свободы.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт.

Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть — значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не столько “общественный космос”, сколько нравственный идеал, поднимающий русское сознание к иному горизонту нормы.

С.Л.Франк, определяя специфику русской духовности, выделяет критерий, который отражает сущность моральной нормы, определившей подходы различных видов и уровней помощи в России, “…когда речь идет о русских поисках “блага”, имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеление, но принцип или порядок, т.е. в конечном счете религиозно-мифический пункт, или основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир спасаются и преображаются”.

Критерием нормы выступает как бы не сама реальность, а идеальная реальность , которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания. Отсюда, видимо, и проистекают эти метания в принципах и подходах, в системах помощи. Так, Стоглавый собор официально разрешает нищенство, легализует и оформляет соответствующие институты помощи, тогда как реформы Петра I проводятся без учета сложившихся традиций, причем выдвигаются новые принципы организации помощи. Это характерно и для моделей помощи постреволюционной России и России этапа реформ.

3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило дискретный, т. е. прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты “рекрутируются” из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.

4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления — социальное обеспечение и социальная работа — в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность “понятийного сознания”, когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразным образом отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы , когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной “абсолютной идеей”, видение и “осязание” которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.

Вопрос 3

Социальная работа довольно молодая отрасль знания. В качестве области научного знания социальная работа сложилась лишь в первой половине XX столетия. Ее отличительной чертой является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии.

Теория социальной работы создавалась как результат осмысления и анализа потребности общества в оказании социальных услуг людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях. В Европе в период становления социальной помощи как профессиональной деятельности (конец XIX - начало XX в.) появляются первые научно-практические исследования, связанные с изучением практики помощи, нуждающимся как общественного феномена.

За небольшой период истории своего развития как научной области уже накоплен достаточно большой теоретический объем знаний как в зарубежной (М. Ричмонд, М. Вебер, Г. Хамильтон, Дж.Таффт, Дж. Адамс, Н.Ауман), так и отечественной литературе (Е. И. Холостова, М.В.Фирсов, П. Д.Павленок, В. И. Курбатов, В.Н.Келасьев, В.И.Жуков, Н.Б.Басов и др.).

 

Тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками системы «человек - социальная среда». В число ее проблем входят специфические исследования, связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности.

В широком плане теория социальной работы представляет собой систему взглядов и представлений, возникающих на базе анализа деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. Теории социальной работы можно подразделить на официальные и неофициальные.

Общепризнанным является представление теории социальной работы как сферы человеческой деятельности, функция которой состоит в разработке и систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности (профессиональная и общественная деятельность, направленная на решение социальных проблем.

Теория социальной работы как науки изучает закономерности и принципы зарождения, развития и регулирования конкретных социальных процессов и явлений. Структура социальной работы как науки включает в себя следующие компоненты:

· информационный - теория социальной работы содержит сведения о реально происходящих социальных процессах;

· объяснительный - наука призвана описывать процессы и явления;

· эвристический - научная теория описывает действительность;

· практический - она порождается потребностями практики, развивается на ее основе;

· прогностический - научная теория выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.

Вопрос 4

Цели социальной работы (СР) (предполагаемый результат) соотнесения ценностных представлений о долге государства перед гражданином с ситуацией, в которой он оказался. Основная цель СР: достижение объектом состояния, оптимального использования личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.

Задачи СР для содержательной характеристики СР как особого вида общественной практики.

1. Гуманизация соц.и госуд.норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества (учет интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии).

2. Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Компетентность соц.работников при разработке оптимальных путей и способов оказания соц.помощи.

3. Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Обеспечение соц.справедливости (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, распределение всех видов помощи).

4. Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи, в режиме переговоров, завершающихся заключением контракта.

5. Актуализация внутренних ресурсов объекта СР. Поддержание активной жизненной позиции клиента соц.службы, содействие в развитии способностей, соц.опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне.

6. Обеспечение доступности общественных ресурсов для объекта СР. Соц.поддержка нуждающихся, обеспечение оптимальным способам взаимодействия, координация соц.институтов и организаций (физическая доступность зданий, сооружений, траспорта).

Становление и развитие СР как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным проблемам, и с развитием методологии СР как научной теории идет осмысление и выделение принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, как специфической область социального знания. При этом практическая цель СР, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия – способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой.

Вопрос 5

Чтобы получить представление о научной теории, необходимо, помимо объекта и предмета, знать принципы ее построения, а также закономерности как наиболее существенные, устойчивые связи между явлениями и процессами при защите интересов человека, семьи, общности.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами теории социальной работы, они представляют собой основные исходные положения, идеи, правила, определяющие деятельность социальных служб при оказании помощи населению. Через применение принципов осуществляется соотношение теоретических положений с практикой социальной работы.

В имеющейся литературе принято выделять следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские (методологические) принципы. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип гносеологического подхода, принцип отражения, принцип развития, принцип личностного подхода, принцип единства сознания и деятельности, принцип взаимосвязи индивида и его социальной среды, принцип историзма.

 

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность социальных явлений экономическими и политическими факторами, определяющими состояние общественных отношений, специфику их формирования и проявления.

Принцип гносеологического подхода ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тенденции и закономерности развития.

Принципы отражения и развития показывают механизм взаимосвязи и движение социальных процессов и явлений, помогают вырабатывать адекватную стратегию и тактику социальной защиты населения.

Принципы личностного подхода требует при изучении социальных процессов учитывать, что их носителями всегда выступает конкретный человек, обладающий своеобразными потребностями, интересами, ценностями, чувствами, мыслями.

Принцип единства сознания и деятельности дает правильное понимание сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен клиент и влияние уровня сознания на развитие этой деятельности.

Принцип историзма позволяет рассматривать социальные процессы с позиции прошлого, настоящего и будущего, учитывать опыт социальной деятельности.

Принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды отражает тесную неразрывную связь человека с его природным и социокультурным окружением. В практическом плане позволяет оказывать социальную помощь отдельной личности с учетом влияния на нее среды обитания.

Более узкими по содержанию являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др.

Социально-политические принципы выражают требование зависимости содержания социальной работы от социальной политики. Социальная политика помогает определять концептуальные подходы и приоритеты в социальной работе. К принципам этой группы относятся: единство государственного подхода в сочетании с религиозными особенностями социальной работы; демократизм ее содержания и методов; учет конкретных условий жизнедеятельности личности или группы, при выборе форм и методов оказания помощи, законность и справедливость и др.

Организационно-деятельностные принципы включают в себя социально-технологическую компетентность кадров; принцип контроля и проверки исполнения; принципы функциональной определенности; принципы единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении социальных технологий. К ним относятся: комплексный анализ условий жизнедеятельности клиента и выбора форм и методов работы с ним; индивидуальный подход; целенаправленность; адресность.

Специфические принципы социальной работы непосредственно определяют правила деятельности при оказании помощи. К ним относятся: принцип универсальности, исключающий любую дискриминацию в сфере социальной помощи по признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, профессионального,

демографического характера.

Критерий оказания помощи один – нужда клиента. Принцип охраны социальных прав требует, чтобы оказание помощи клиенту исключило его отказ от своих прав полностью или частично.

Принцип социального реагирования требует осознания необходимости активно действовать, оказывать помощь в соответствии с выявленными проблемами, конкретными обстоятельствами, социальными ситуациями клиента, не ограничиваться утвержденными стандартными инструкциями и схемами.

 

Профилактическая направленность предполагает принимать превентивные меры, чтобы не допустить возникновение социальных проблем у клиента или предупреждать ухудшение ситуации в случае уже возникших затруднений. Опыт показывает эффективность профилактической деятельности по предупреждению развития негативных явлений по сравнению с затратами на ликвидацию уже сложившихся пороков.

Принципы клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей.

Реализация этого принципа предлагает суверенность и автономность клиента, который вправе принимать или не принимать помощь социального работника, вправе выбирать определенный вид помощи.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъективную роль клиента в решении своих проблем. Клиент должен занимать активную позицию в решении своих затруднений, так как лучше других знает свою биографию, историю, особенности. Социальный работник побуждает к самопомощи, содействует объединению людей со сходными проблемами для совместной деятельности.

Этот принцип, на наш взгляд, распространяется даже на людей с ограниченными возможностями.

Принцип максимизации социальных ресурсов. Социальные работники должны прилагать все усилия для привлечения дополнительных возможностей и ресурсов помимо гарантированного государством минимума при оказании помощи клиенту. Добиться этого можно путем обращение к неправительственными, благотворительным и другим организациям.

Принцип конфиденциальности. Информация о клиенте не может быть разглашена кроме, случаев, предусмотренных законом или связанных с возможностью насилия, нанесение ущерба и т.п. Все, что известно социальному работнику о клиенте может быть использовано только в профессиональных целях.

Принцип толерантности. Социальная работа ведется с самым различными категориями населения, в том числе с личностями, не внушающими симпатии специалисту. Социальные работники не свободны от иллюзий считать свою точку зрения единственно верной. Все это может переноситься в профессиональную деятельность и негативно сказываться на результат работы. Профессиональная толерантность социального работника означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлению этого разнообразия.

В литературе указываются и некоторые другие принципы: равные возможности при получении социальных услуг; доступность социального обслуживания; межведомственность и междисциплинарность; территориальная организация социальных служб и др.

Закономерности социальной работы являются формой концентрации знаний предмета и занимают центральное место в структуре науки.

Они выражают прочные, наиболее существенные, повторяющиеся и объективно обусловленные связи, между сущностями явлений и процессов в социальной работе. Закономерности, объективно присущие реальной действительности, могут отличаться от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Это объясняется, во-первых, неполнотой наших знаний, неспособностью иногда вскрыть сущность вещей и, во-вторых, закономерности в реальности проявляются в комплексе, в переплетении различных сторон и явлений, что затрудняет процесс их познания. Лишь в теории наше мышление способно мысленно абстрагироваться от несущественных в данный момент сторон и позволяет сформулировать закономерность и «чистом» виде. Вот поэтому, когда речь идет о закономерностях теории социальной работы, то они видятся как идеальные усредненные тенденции становления и функционирования систем социальной помощи населению.

Закономерности недоступны чувственному восприятию. Они могут быть познаны лишь на основе абстрактного мышления над выявляемыми тенденциями и процессами в социальной работе.

В первых учебниках по социальной работе говорилось о двух группах закономерностей: закономерностях функционирования и развития субъекта социальной работы и закономерностях, выражающих существенные связи между субъектом и объектом. Представляется, что такое деление вряд ли правомерно, так как речь идет о единой системе социальной работы, где субъект в принципе невозможен без объекта, поэтому первая группа закономерностей лишена практического смысла. В последующих публикациях такое деление не проводится.

В литературе рассматриваются такие закономерности, как взаимосвязь социальных процессов, социальной политики государства и содержания социальной работы. В последние десятилетия социальная политика действительно в какой-то мере переориентировалась с больших социальных групп населения на оказание помощи индивиду, семье. В связи с этим также закономерна взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Это можно проследить на примере приоритетов социального обслуживания, которое начиналось с простейших действий по оказанию помощи одиноким престарелым и инвалидам, а сейчас охватывает и множество других нуждающихся категорий населения и осуществляется в самых разнообразных формах с учетом перспективного видения целей социального развития.

Отмечают и такие закономерности как обусловленность содержания форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей и индивидов; решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиента; зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

В социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействия специалиста и клиента. Соответственно есть два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно-контактный. Для первого уровня это такие закономерности, как

- зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания;

- зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадров;

- взаимосвязь между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения;

Для второго уровня такими закономерностями являются:

- совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;

- целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

- соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

- соответствие уровней развития специалиста социальной работы и клиента социальных служб и т.д.

Вопрос 6

Теория социальной работы – это совокупность сформированных в процессе познавательной, практической деятельности представлений, концепций, понятий, которые отображают законы, закономерности, принципы, тенденции развития социальной работы, обосновывают модели практики и техники вмешательства.

Теория социальной работы объединяет в себе три направления знаний:

· знание глубинной сути социальных явлений и раскрытие их закономерностей;

· знание тенденций и направлений развития социума, освоение сущности социальных проблем;

 

· знания, помогающие в решении социальных проблем.

Социальная работа является синтезом научных концепций и направлений практической деятельности. Существуют различные классификации ее теории и теоретические модели, имеющие свои отличительные признаки.

По назначению теории: Выделяют три теории по ее назначению: теории объясняющие цели социальной работы: формальные – описанные подходы целей и сущности социальной поддержки; неформальные – морально-этические основы социальной поддержки. Теории, объясняющие способы практической социальной работы – формальные: работа со случаем, групповая работа и т.д., неформальные – интуитивные, полученные на основании практики способы социальной работы. Теории объясняющие мир клиента: формальные концепции социальных наук; неформальные общетеоретические знания и представления о социальной помощи.

По разработчикам теории: теории разрабатываемые учеными – теории макро уровня, теории среднего уровня и теории основанные на практических методах достижения целей: теории, разрабатываемые практиками – специалистами социальной работы.

По направлениям: теории, основанные на разных направлениях знаний: психолого, социолого и комплексноориентированные.

Вопрос 7

Социальная работа как теория и практика помощи человеку имеет глубокие корни, сохраняясь в национальных традициях. Социальная и культурная практика во всем мире показала, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из групп «риска», лицам с девиантным поведением.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

В конце 80-х - начале 90-х гг. в России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций для различных категорий клиентов.

В общественном сознании на обыденном уровне задолго до появления социальных теорий (социологических, политических, правовых и пр.) возникали представления о способах и формах совместной жизни, единстве и соборности, общности и регуляции жизнедеятельности, правомерности и справедливости социальной дифференциации, вера в различных «защитников» и средства такой «защиты».

Для российской истории характерны причудливое сплетение традиций общинного самоуправления, совместной организации жизни крестьян и крайних форм крепостничества, самодержавное правление и извечная тяга к воле, последовательная централизация и устойчивое существование сообществ казачьей и беглой вольницы на окраинах огромного государства, религиозность и свободомыс лие. Долгие годы в народном сознании были широко распространены достаточно иллюзорные представления о действенности защиты интересов народа в дейст виях «благородных разбойников», позднее через практику загово ров «критически мыслящих личностей», готовых бороться с «тира нами» тираническими средствами. В таком настроении проявлялся не только потенциал стихийного социального протеста — этому от дали дань многие отечественные мыслители (Желябов, Перовская, Бакунин, Лавров и др.).

Институционализация социальной работы как практики.

Условия современной России социально детерминируют процесс становления социальной работы как инновационного института, активно влияют на динамику и механизмы ее функционирования. Развитие разнообразных организационных форм социальной работы, применение широкого спектра методов, методик и технологий поставили вопрос о технологизации социальной деятельности и потребовали изучения и анализа всех факторов, способствующих или препятствующих этому процессу.

Исторически сложилось так, что три взаимосвязанных процесса (практика, область познания и образовательная деятельность) идентифицировались как социальная работа. Однако, механизмы реализации и осуществления этих процессов имели не только разные предпосылки, но и разные социально-структурные характеристики и специфику проявления. В условиях развития современного общества данные тенденции сохраняются, что также требует глубокого изучения.

Более того, институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (например, центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.). В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы в современной России.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 770; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!