Учение Платона об идеальном государстве и его формах. Сравнительный анализ диалогов «Государство» и «Законы».



Платон (427—347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств. Настоящее имя — Аристокл; житель Афин. С 407 г. до н.э. до смерти Сократа в 399 г. до н.э. Платон был его учеником.

Логическое основание политико-правового учения. Объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него познается чувствами, другой — разумом; один доступен каждому, другой — только избранным. Сущность человека — это душа, которая имеет три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Этим трем началам соответствуют добродетели: мудрость, мужество, умеренность. Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвертую — справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.

Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы».

Содержание политико-правового учения. Первый проект идеального государства как воплощение вечных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государство счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно надеялся на его практическую реализацию. Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.

В идеальном государстве:

—> разумному началу соответствует совещательное;

—> яростному — защитное;

—> вожделеющему — деловое.

Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сословиях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах). Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом:

—> править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и будут использованы для укрепления государства;

—> защищать полис должны воины, которые подчиняются философам;

—> философы и воины вместе управляют производителями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.

Платон выступает сторонником жесткой иерархии, замкнутости и наследственности сословий. Он допускает проникновение из второго сословия в первое, но против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, поскольку считает, что это приведет к гибели государства.

Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основного тезиса о том, что править должны философы.

• Править должны те, кто не стремится к занятию государственных должностей. Для Платона это истинные философы, которые традиционно далеки от политики: «Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, иначе с ними будут сражаться соперники в

этой любви».

• Согласно мифу боги подмешали в души людей при их рождении разные металлы: в души философов вложено золото, в души воинов — серебро, в души ремесленников и земледельцев — медь и железо. И Платон делает вывод, что, имея в душе «божественное золото», философы «не нуждаются в золоте человеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.

• Только философы способны постигать истинное добро и справедливость. Поэтому в идеальном государстве законов не требуется: «Таким, записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их».

Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исключительно служению общему благу государства-полиса. Поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной семьи. Средства для существования философов и воинов поставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие. Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей должно государство.

Форма правления государства, необходимая для перехода к идеальному государству. Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет молод, памятлив, способен к учению, мужествен и от природы великодушен...».

Классификация форм государства. Платон различает испорченные государства по степени их удаленности от идеального:

1) тимократия — правление военных, бесконечные войны;

2) олигархия — правление немногих богатых, вражда богачей и бедняков;

3) демократия — правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию;

4) тирания — власть одного, худшего, окруженного толпой негодяев.

Источник смены форм государства Платон видел в порче человеческих нравов.

Второй проект идеального государства Платон разрабатывает в своей работе «Законы».

Идеальное государство — это смешанное государство, которое состоит одновременно из двух противоположностей: монархии и демократии. В качестве примеров Платон приводил персидскую монархию и афинскую демократию.

В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ограничена определенными рамками. Только тогда, считал Платон, мы получим умеренную форму государства.

В описании Платона идеальное государство — это государство:

—> которое состоит из 5040 граждан, к числу которых относятся только владельцы земли;

—> в котором собственность на землю государственная, но владение землей — частное;

—> в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;

—> в котором существуют запреты ростовщичества, закладывания вещей, получения приданного.

Управление идеальным государством. Монархический компонент в идеальном государстве Платона — это коллегия 37 стражей закона, которые выполняют следующие функции: охраняют законы; хранят записи об имуществе, которое превышает норму, установленную для каждого из четырех классов населения; осуществляют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении имущества, превышающем установленную норму.

Демократический компонент включает:

1) совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек в течение одного месяца, обладает правом созыва очередных и внеочередных народных собраний;

2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и второго классов.

Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночное собрание», деятельность которого не зависит ни от каких органов. Он имеет верховную власть в государстве.

Учение Платона о законах (по диалогу «Законы»):

• «неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом»;

• правители — служители законов: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги»;

• «есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы»;

• «законы, руководясь советом богов, сделают наше государство вполне счастливым и блаженным».

Законодательное искусство. «Твое дело определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: иначе не думай, что подобное твое слово станет законом».

Законодательные приоритеты: первооснова государства — это рождение детей. Первыми во всяком государстве будут по праву законы о браке.

 

Политико-правовое учение Аристотеля (учение об обязанностях гражданина; о формах государства, о правильных и извращенных формах государства; учение об идеальном государственном устройстве).

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, основатель античной политической науки. Родина Аристотеля — греческий город-полис Стагира во Фракии. Поэтому иногда Аристотеля именуют Стагиритом.

В отличие от Платона («Платон мне друг, но истина дороже») Аристотель считал, что идеи существуют не вне вещей, а в них, как форма. Любая вещь — это единство материи и формы. Какую бы форму не имела вещь, она в то же время составляет возможность новой формы. Таким образом возникает иерархия форм. Человек, считал Аристотель, — это душа, которая имеет два начала: разумное и волевое. Человек — это главным образом разум. У человека есть много природных импульсов, которые разум должен контролировать. Разум призван определить «точную меру», средний путь. Это путь добродетели. Добродетель — это «середина между крайностями». В число добродетелей человека входят: мужество — это среднее между безрассудством и трусостью, щедрость — это среднее между жадностью и расточительностью, скромность — это среднее между бесстыдством и стеснительностью.

Основные работы: «Политика». Произведение относится к разряду записок, составленных в целях преподавания. В основе «Политики» Аристотеля лежит анализ и сравнение действующих конституций. Считается, что Аристотель вместе со своими учениками изучил конституции 153 греческих полисов; «Никомахова этика».

Содержание политико-правового учения Аристотеля. Понятие справедливости. Среди всех добродетелей есть одна, в которой отражены все остальные. Это справедливость. Общего определения справедливости у Аристотеля нет.

Он выделяет два вида справедливости:

• распределяющую;

• уравнивающую.

Критерий распределяющей справедливости — достоинство. Однако понятие достоинства меняется. При олигархии ценится богатство, при аристократии — честь.

Принцип распределяющей справедливости: благ должно быть больше у тех, кто более достоин. К благам относятся общественное положение, почет, власть и др.

Уравнивающая справедливость предполагает людей совершенно равными, а достоинство не имеет никакого значения. Не важно, кто совершил преступление — достойный или нет, но наказание должно последовать.

Понятие государства. Человек по своей природе — существо общественное. Поэтому государство для него является высшей формой общения. К другим формам общения Аристотель относил семью и общину. Семья — это низшая форма, за ней следует община, и наконец, высшая форма — государство. Каждая низшая форма содержит в себе возможность высшей формы.

«Государство — сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни».

Классификация форм правления государства. Критерии классификации — количество правящих и интересы общего блага. Аристотель выделял шесть форм государственного правления: три правильные формы правления и три неправильные.

Идеальная форма правления — полития. Полития — это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания двух неправильных форм — олигархии и демократии.

Олигархия усугубляет существующее имущественное неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бедных: «Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних...».

Полития — это государство, основой которого является средний класс.

Характеристики политии:

• власть принадлежит «воинам, которые вооружаются за собственный счет»;

• преобладает частная собственность на землю средних размеров, хотя есть и государственная собственность на землю;

• совместные трапезы для обеспечения полисной солидарности («лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим»);

• самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы граждане «знали друг друга»;

• не входят в состав граждан и не участвуют в законосовещательной и судебной деятельности: женщины, рабы, ремесленники, торговцы;

• полития — это полис с обозримой и легко защищаемой территорией;

• умеренный климат (в Греции климат не холодный и не жаркий);

• особый характер граждан. Греки обладают и мужеством (как северяне), и умом (как азиаты);

• соединение сословного деления с возрастным: военное — юность; законосовещательное — зрелость; жреческое — старость.

Правовая теория. Для человека естественно и полезно, считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а подверженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке приводит Аристотеля к поиску его аналога в общественной жизни, которым становится закон: «закон — это уравновешенный разум».

Право — это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения. Общество не может существовать без законов и права: «Человек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех...».

Аристотель оправдывает правовое принуждение: «Большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...».

Классификация права. Аристотель различает право позитивное и право естественное.

Под позитивным правом Аристотель понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом Аристотель понимает неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя: «Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет».

Естественное право предписывает:

• разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться;

• рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;

• господство мужа над женой.

Что касается соотношения естественного и позитивного права, то Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального государства Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье — это источник радостей).

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 2553; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!