Основные течения политической и правовой мысли в Северной Америке времен Войны за независимость США: А. Гамильтон, Т. Джефферсон, Т. Пейн.



Томас Пейн (1737–1809 гг.) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение колоний, он первым среди них в 1775 г. в статье “Серьезная мысль” поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете “Здравый смысл” – наиболее известном его произведении – показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, – “Соединенные Штаты Америки”. Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости Соединенных Штатов. После начала революции во Франции Пейн публикует работу “Права человека”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Как и другие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе. К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу слова. Ими человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в “общий фонд”. Возникли гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества, которые человек не способен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право собственности – право приобретенное, а не естественное.

Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате “недоплаты работникам”. Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных.

Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Государство возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Оно создается людьми по общественному договору – единственно возможному способу. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа на восстание и революцию, о допустимости и необходимости отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

Анализируя формы государства, Пейн различал “старые” (монархические) и “новые” (республиканские) формы. В основу этой классификации положены принципы правления – наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл “самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления”. Не имея под собой никакой правовой основы, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет.

Республиканское правление должно быть основано на принципе народного представительства. Поскольку в его основе лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы “сдержек и противовесов” он усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не соглашался. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость. Они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства, в Англии способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент.

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743 – 1826 гг.) были близки к политическим взглядам Пейна. Он также воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Но до начала Войны за независимость он надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему “сдержек и противовесов” и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свободы слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс колоний к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был автором проекта Декларации независимости – конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства.

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для той эпохи, и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан –сделали Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени.

"Все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права – феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого самого важного, священного для буржуазного общества права объясняется влиянием Пейна. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства и такого условия ее существования, народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления, что “долгом и правом” людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму.

В составленном проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей и обвинял английского короля в том, что он “захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии".

Александр Гамильтон (1757–1804 гг.) был одним из наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г. В период непосредственной подготовки Конституции, а особенно после ее принятия в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами и антифедералистами. Внешне основой раскола на эти политические группировки было отношение к намеченной Конституцией федеральной форме государственного устройства США.

Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов. Только сильная центральная власть, по их мнению, способна создать прочное государство и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествовавший Войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США.

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять “произвольные решения”. Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя.

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом.

Оценивая политические и правовые взгляды Пейна, Джефферсона и Гамильтона, необходимо иметь в виду и еще одно существенное обстоятельство – впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы в конституционных установлениях, закреплены в конституционных документах.

24. УЧЕНИЕ Ф. ПРОКОПОВИЧА Еще в концу XVII в. у Петра I возникает замысел провести церковную реформу по протестантскому (англиканскому) образцу. Идеологом такой реформы (упразднения патриаршества и введения синодальной системы управления Русской православной церковью, в условиях которой священнослужители фактически становились государственными служащими, а монарх возглавлял всю церковную иерархию) и стал Феофан Прокопович (1681-1736). Его главное произведение – трактат «Правда воли монаршей»– результат адаптации теории естественного права и общественного договора к российским условиям начала XVIII в.В своем учении Ф. Прокопович опирается на идеи Г. Гроция и Т. Гоббса. При этом он использует двойную систему аргументации: с помощью Священного Писания и опираясь на рационалистическую теорию общественного договора. Ф. Прокопович исходит из гипотезы о естественном (догосударственном) состоянии «войны всех против всех». Постепенно разум как главное свойство человека приводит его к познанию естественных законов. Инстинкты самосохранения и продолжения рода побуждают людей прекратить естественное состояние и заключить общественный договор, учреждающий государство. Ф. Прокопович примирил идеи богоустановленности государственной власти и общественного договора: народной волей при выборе первого монарха руководит Божественный промысел. После заключения общественного договора народ обязан безгранично повиноваться монарху, он уже не обладает суверенитетом и какими-то правами по отношению к монарху. Монарх, в свою очередь, должен владеть народом для его общей пользы. Народ, отдавший однажды свою волю монарху, не может отобрать ее обратно, вернуться к естественному состоянию или изменить форму государственного правления. Ф. Прокопович формулирует принципы верховенства государственной власти в обществе: абсолютность; несвязанность никакими законами; безответственность неприкосновенность. Ф. Прокопович утверждал: «Вся правда, и Божеская, и человеческая, во власти монарха». Он писал, что абсолютный монарх подчинен только Божественному суду, но не земным церковным властям. Из этого следовала необходимость подчинения церкви государству и лично монарху Ф. Прокопович выделяет три основные формы правления (по Аристотелю), при этом он явно симпатизирует монархии (особенно неограниченной, так как монарх не должен быть связан каким бы то ни было договором или ограничением иного рода). Благодаря Ф. Прокоповичу в России в начале XVIII в. появилась светская политическая теория с характерными для нее понятиями общего блага, формы правления и пр. Он дал эффективное идеологическое обоснование упразднению патриаршества на Руси в 1700 г., петровской церковной реформе 1721 г. Более того, он обосновывает полицейский абсолютизм Петра I.

25. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В.Н. ТАТИЩЕВАПервым официальным русским историографом стал Василий Никитич Татищев (кон. XVII – сер. XVIII в.). Он начал писать «Историю Российскую с самых древнейших времен» по приказу Петра I (5 книг «Истории» изданы в 1768-1848 гг.). В.Н. Татищев был государственным деятелем и царедворцем, астраханским губернатором. При аргументации своих взглядов Татищев опирается на труды видных европейских политических и правовых мыслителей Нового времени – Т Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция. В.Н. Татищев предлагает светское представление о человеке. Он в духе естественного права считает, что неприкосновенная личность автономна. Главным свойством человека полагается естественный разум, подсказывающий наиболее удобные пути для удовлетворения естественных потребностей, что и составляет смысл жизни. Для объяснения исторического процесса В.Н. Татищев прибегает к органической теории, уподобляющей все человеческое общество одному человеку. Выделяются такие этапы человеческой истории, как младенчество (примитивный уровень человеческой культуры), юношество (начинающееся появлением письменности), мужество (начинающееся зарождением христианства), полная зрелость (наступающая вследствие возникновения независимых от религии наук). В.Н. Татищев признавал, что в историческом развитии лидируют страны Западной Европы, Россия, являющаяся печальным отклонением, вновь приобщается к европейской цивилизации посредством петровских реформ (от секуляризации до преобразования армии).В.Н. Татищев предлагает вариант договорной теории происхождения государства, при этом он пытается внедрить в нее исторические начала. Он использует гипотезу о естественном (преддоговорном) состоянии «войны всех против всех», в связи с чем человек оказывается вынужденным наложить на себя узы ради своего собственного блага. Государство поэтому строится на рациональных основаниях общей пользы. В монархии в отличие от республики нет и не может быть никакого договора между народом и монархом, власть монарха понимается патриархально.Подобно Аристотелю В.Н. Татищев выделяет три «порядочные» и три «непорядочные» формы правления, причем выбор той или иной «порядочной» формы правления в каждом конкретном случае зависит от размера территории страны и степени защищенности внешних границ государства. Для малых стран допустима демократия, для больших стран с безопасными границами – аристократия, для больших непросвещенных стран с открытыми границами (таких, как Россия) подходит только монархия, причем лучше абсолютная. Издаваемые монархом позитивные законыдолжны соответствовать естественному праву и следовать общественной пользе, поэтому при монархе должен существовать законосовещательный двухпалатный представительный орган. Верхней палатой должен быть Сенат, назначаемый царем. Нижнюю палату – Совет – формируют выборные представители.

27. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЕ. ДЕСНИЦКОГОСемен Ефимович Десницкий (1740-1789), один из первых профессоров юридического факультета Московского университета, видный русский просветитель, был противником теории общественного договора, склоняясь к патриархальной теории происхождения государства в своей оригинальной трактовке с элементами социально-экономического и психологического объяснения указанной теории. Общество на пути к государству проходит следующие четыре этапа: этап охоты и собирательства (первобытный); этап скотоводства (пастушеский); этап хлебопашества (земледельческий); этап коммерции (общения). Переход от одного этапа развития к другому сопровождается изменениями в форме семьи, которую СЕ. Десницкий (возможно, следуя в рассуждениях за Аристотелем) полагает первоначальным образом государства. На первобытном этапе отношения полов не упорядочены, женщины находятся в подчинении у мужчин. На пастушеском этапе существует полигамная семья, женщины также находятся в подчиненном состоянии. На земледельческом этапе полигамная семья преобразуется в моногамную с сохранением подчинения женщины. На этапе коммерции супружеские отношения в семье получают правовую регламентацию с учетом принципа формально-правового равенства супругов. Причиной образования государства СЕ. Десницкий полагает необходимость защиты семьи и частной собственности со стороны публичной власти появившейся еще в земледельческий период развития общества. На вопрос, почему немногие властвуют над многими, СЕ. Десницкий дает несколько ответов: по физической силе (особенно у варварских народов); по духовной силе (особенно у просвещенных варваров); по силе богатства (безусловно, открывающего дорогу к почестям и чинам на этапе коммерции). Политический идеал СЕ. Десницкого касался адаптации теории разделения властей к условиям российской монархии. СЕ. Десницкий представил Екатерине II проект «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». В этом проекте СЕ. Десницкий предлагал разделить законодательную власть между монархом и однопалатным Сенатом, состоящим из народных представителей (600-800 человек), структурированным по политическим фракциям. СЕ. Десницкий обосновывает несменяемость судей, необходимость введения для судей квалификационного экзамена, суда присяжных. Наказательная власть в проекте СЕ. Десницкого выполняет полицейские функции. Как и все западники, СЕ. Десницкий мечтал о создании в Россииразветвленной системы органов местного самоуправления.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 457; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!