М. Падуанский о государстве и праве.



Марсилий Падуанский (1280—1343) — итальянский политический и правовой мыслитель.

Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Падуан- ском университете. Преподавал логику и метафизику Арис­тотеля в Парижском университете, в 1312—1313 гг. — ректор Парижского университета. Некоторое время был врачом и советником Людвига Баварского.

Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pads»).

Логическое основание политико-правового учения. Ис­пытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи като­ликом ссылался на христианские священные книги: «только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содер­жит в себе истину»; в отличие от Фомы Аквинского был сторонником доктрины двойной истины: есть «земная исти­на», которая постигается разумом, а есть «истина небесная», которая постигается откровением и верой. Эти истины не­зависимы и могут противоречить друг другу, «земная исти­на» — низшая по отношению к «истине небесной».

В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притя­заний католической церкви на светскую власть. Марсилий считал, что попытки католической церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европейских государ­ствах. Поэтому священнослужители — главные враги мира.

Книга была осуждена католической церковью, Марси­лий отлучен от церкви и был вынужден покинуть Париж и укрыться при дворе Людвига Баварского.

Содержание политико-правового учения.

Политическая теория охватывает следующие проб­лемы.

1. Государство и Церковь. Вслед за Аристотелем Мар­силий понимает государство как совершенное сообщество (communitatis perfecta) людей, которое:

—> самодостаточно;

—> основано на разуме и опыте людей;

— > существует для того, чтобы «жить и жить хорошо».

Марсилий отвергает учение о божественном происхож­дении государства, а библейское повествование об уста­новлении у евреев общественного порядка через Моисея самим Богом считает лишь недоказуемым предметом веры.

Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере. Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы. Это должно выражаться в праве верующих:

—> выбирать церковных сановников, включая Папу;

—> определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

—>утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

Марсилий лишает духовенство религиозной прерогати­вы — быть посредником между Богом и людьми. Духовен­ство должно быть только наставником верующих и совер­шать церковные таинства.

2.Законодательная и исполнительная власти государ­ства. Законодательная власть всегда должна принадлежать народу: «Законодатель — первая действующая причина, присущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas) или его часть наиболее важная (valentior pars), выражающие свой выбор и свою волю относительно всего касающегося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием».

Почему народ или его наиболее важная часть должны устанавливать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы:

—> народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;

—> эти законы всем известны;

---> каждый может заметить упущение при создании этих законов.

Марсилий был сторонником выборности народом выс­шей исполнительной власти Выборность главы этой вла­сти предпочтительнее, нежели передача власти по наслед­ству: «...мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».

Правовая теория. Марсилий признает многозначность термина «закон». Он — сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова».

Марсилий понимает закон как закон государства.

Закон — это наставительное и принудительное «прави­ло», которое:

—> «существует во всех communitatis perfecta»,

—> подкреплено санкцией, которая имеет «принудитель­ную силу благодаря наказанию или поощрению»;

—> имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;

—> устанавливается светским законодателем.

Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:

1) божественный закон не есть закон в собственном смыс­ле. Он сопоставим с предписаниями врача (Марсилий — врач). Цель божественного закона — достижение вечного блаженства. Этот закон определяет различия между греха­ми и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос.

Поэтому, по Марсилию, духовенство может только про­поведовать христианское учение, но никак не принуждать, а еретик может быть наказан только Богом и только на том свете.

Марсилий против церковного суда, инквизиционных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из го­сударства, если его учение вредно для общежития, но сде­лать это может только светская власть. Священник как «ме­дик душ» имеет единственное право: учить и увещевать;

2) закон церкви не есть закон в собственном смысле, так как обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле го­сударства. Но тогда он становится законом государства;

3) естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон: «есть люди, ко­торые называют "естественным законом" веление справед­ливого разума касательно человеческих поступков, и есте­ственный закон в этом смысле слова включает и божественный закон».

Значение законов в государстве. В государстве должно быть верховенство законов, ибо «там, где нет верховен­ства закона, там нет настоящего государства».

Монарх, правительство, судьи должны править на осно­ве законов, которые должны быть обнародованы: «всем го­сударям, а среди них особенно монархам, которые со всеми их потомками господствуют в порядке наследования, над­лежит для того, чтобы их власть была безопаснее и долго­временнее, править в соответствии с законом, а не пренеб­регая им...».

Закон позволяет:

—> осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»;

—> избежать предвзятости в судейском решении, на ко­торое может влиять ненависть, алчность, любовь судьи.

Марсилий заключал: «Итак, законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или постановлений злой умысел и заблуждения судей».

 Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суверенитета, состоящую в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким образом, Марсилий стал предшественником Ж.-Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.

Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполнительной власти остается одним из признаков современной теории правового государства.

Политическая теория Марсилия предвосхитила становление сильного государства, не зависимого от церкви.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!