Полибий о круговороте государственных форм.



Полибий (210—128 гг. до н.э.) — греческий мыслитель, историк, автор концепции круговорота форм правления го­сударства.

Эпоха. Утрата греческими полисами независимости. Включение греческих полисов в состав Римской империи.

Биография. Выходец из Греции, из знатного рода. Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 ос­талось в живых). Оказался приближенным ко двору римс­кого патриция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем римский, а будущее — за Римом.

Основная работа: «Всеобщая история».

Логическое основание политического учения. Исто­ризм. История, считал Полибий, должна носить всеобщий характер. Она должна охватывать в своем изложении собы­тия, происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, быть прагматичной, т.е. связанной с военной и политичес­кой историей. Стоицизм. Разделял идеи стоиков о цикли­ческом развитии мира.

Содержание политического учения. Под влиянием стоиков Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства:

                                                       Формы правления государства

Число правящих Правильные Неправильные
Правление одного МОНАРХИЯ. Правитель получает добровольную поддержку своих подданных ТИРАНИЯ. Устанавли­вается силой и держит­ся на страхе перед правителем
Правление немногих АРИСТОКРАТИЯ. Управление на выбор­ной основе справедли­выми и разумными правителями ОЛИГАРХИЯ. Отсутствие выборнос­ти, своекорыстие правителей
Правление большинства ДЕМОКРАТИЯ. Преобладание мнения большинства. Уважение к законам, богам, родителям, старшим   ОХЛОКРАТИЯ. Власть черни при господстве демагогов в народном собрании. Власть черни без уважения к законам: «Нельзя считать демократическим устройством такое, в котором чернь может делать то, что хочет и мыслит для себя»

Итак, круговорот форм правления государства: три правильные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга.

Любое явление подвержено изменению. Любая правильная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основывается на осмыслении предшествующего исторического опыта. Так, после свержения тирана общество уже не рискует вверять власть одному.

В рамках своей мыслительной конструкции круговорота форм правления Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:

• жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;

• жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;

• жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).

Полибий стремился найти такую форму правления государства, которая бы обеспечивала равновесие в государстве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались:

—> власть консулов — монархия;

—> власть сената — аристократия;

—> власть народного собрания — демократия.

В отличие от Аристотеля, для которого идеальная форма правления — это смешение двух неправильных (неправильных для Аристотеля!) форм правления: олигархии и демократии, у Полибия идеальная форма правления — это смешение трех правильных форм правления государства: монархии, аристократии, демократии.

Идеала смешанной формы правления государства Полибия последовательно придерживались Марк Туллий Цицерон, Томас Мор, Никколо Макиавелли.

Греческий историк Полибий взял в качестве нового объекта политического исследования римское государство.

Политико-правовое учение Цицерона.

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) — римс­кий государственный деятель, знаменитый оратор.

Эпоха. Последний период существования республиканско­го Рима. Восстание рабов под предводительством Спартака (74—71 гг. до н.э.). Заговоры против республиканского строя.

Биография. Цицерон родился в Риме, изучил риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с фило-

Софией эпикурейцев и стоиков; преуспел как государствен­ный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в весьма молодом возрасте: был квестором (финансовые и судебные дела), членом сената, эдилом (выборная долж­ность: снабжение города продуктами, общественный поря­док); претором (высшее должностное лицо, выполняющее судебные функции); консулом (высшее должностное лицо, выбираемое на народном собрании). Будучи консулом, Ци­церон руководил подавлением заговора Каталины — римс­кого патриция, который был сторонником установления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать и каз­нить без суда пятерых римских аристократов — участни­ков этого заговора). В благодарность от народного собра­ния получил почетный титул — «отец отечества».

Как блестящий оратор выступал в различных аудитори­ях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на политические темы.

Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря расценил как «ночь республики», «утрату свободы в государстве». Когда в 44— 43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Антоний, Окта- виан, Лепид), Цицерон выступил против. Его имя было включено в проскрипционные списки лиц, которых лиша­ют состояния и подвергают преследованию. Цицерону от­рубили голову и правую руку и по распоряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.

Логическое основание политико-правового учения. Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, По­либия, стоиков.

Основные работы: «О государстве», «О законах» — на­писаны в подражание Платону в диалоговой форме.

Содержание политико-правового учения. Понятие го­сударства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя­ние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согла­сием в вопросах права (juris consensus) и общностью инте­ресов (utilitatis communione)... Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Цицерон обосновал принцип юридического (формаль­ного) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же госу­дарства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продол­жая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих.

Цицерон различает:

—> царскую власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу;

— > власть оптиматов — форму правления, при которой верховная власть принадлежит нескольким выборным лицам;

—> народную власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:

—>при царской власти «все прочие люди совсем отстра­нены от общего для всех законодательства и принятия за­конов»;

—> при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

—> при демократии несправедливо само равенство.

Эти формы несовершенного правления «легко» стремят­ся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, оли­гархию (например, клика тридцати тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшая фор­ма государственного правления — смешанная, т.е. четвер­тый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в ко­торой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народные собрания и народ­ные трибуны — аналогами народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы есте­ственные и позитивные.

Естественный закон:

• всегда справедливый: «Первое правило справедливос­ти состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей»;

• содержит разумные положения;

• является врожденным, вечным и постоянным;

• существует в неписаной форме;

• возникает раньше, чем какой-либо «писаный закон, вер­нее, раньше, чем какое-либо государство было основано»;

• отменить его полностью невозможно «ни постановле­нием Сената, ни постановлением народа»;

• распространяется на всех людей: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; зап­рещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Цицерон допускал существование несправедливых по­зитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые раз­бойниками»: «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные заве­щания, если бы эти права могли получать одобрение голо­сованием или решением толпы».

Примеры несправедливых законов:

законы тридцати афинских тиранов 404—403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., согласно которому Сулле принадлежало право казнить по своему усмотрению любо­го гражданина, без слушания дела в суде.

Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил гре­ческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

Цицерон оказал влияние на Гроция. Определение есте­ственного права Гроция — это отзвук цицероновской мак­симы: «Истинный закон — это разумное положение, соот­ветствующее природе...» (Vera lex est recta ratio...).

Благодаря Цицерону естественное право, которое рань­ше было главным образом предметом философских раз­мышлений, приобрело практическое значение в римском праве.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1781; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!