Политико-правовое учение Т. Гоббса.



Томас Гоббс (1588—1679) — английский политический мыслитель, теоретик «сильного» государства.

Эпоха. Английская буржуазная революция (1640); казнь Карла I по приговору верховного трибунала, созданного пар­ламентом в 1649 г.; учреждение республики (commonwealth) (1649—1653); диктатура Кромвеля (1653—1658); Реставра­ция правления Стюартов — правление Карла II (1660— 1685).

Биография. Родился в Мальмсбери, в семье сельского священника. Еще в школе овладел латинским и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфорд­ского университета, который закончил спустя пять лет, по­лучив степень бакалавра искусств. Стал воспитателем сы­на одного из английских баронов, что позволило ему пу­тешествовать по другим европейским странам (Франция, Италия).

Логическое основание политико-правового учения.

Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: «Человек ведь является не только физи­ческим телом; он представляет собой также часть государ­ства, иными словами, часть политического тела. И по этой причине его следует рассматривать равным образом как человека и как гражданина».

Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Содержание политико-правового учения. Концепция договорного происхождения государства. Гоббс различает: догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, т.е. гражданское, состояние (status civilis).

В естественном состоянии человек действует как физи­ческое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право — это «свобода всякого че­ловека использовать свои собственные силы по своему ус­мотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению явля­ется наиболее подходящим для этого средством».

Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes), состояние по­стоянного страха за свою жизнь.

Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) — «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для со­хранения жизни».

Гоббс различает три фундаментальных естественных закона:

1) «следует искать мира и следовать ему» (закон как цель);

2) «в случае согласия на то других людей должно согла­ситься отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и доволь­ствоваться такой степенью свободы по отношению к дру­гим людям, какую он допустил бы у других людей по от­ношению к себе» (закон как средство). Отказаться от права на все вещи — это для Гоббса значит «упразднить общ­ность имущества» и установить право собственности, от­сутствие которого в естественном состоянии — причина «войны всех против всех»;

3) «люди должны выполнять заключенные ими соглаше­ния, без чего соглашения не имеют никакого значения» (за­кон как долг).

Все естественные законы, в понимании Гоббса, — это моральные законы, они «всегда и везде обязывают людей перед внутренним судом, или судом совести». Чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только моральными лич­ностями, необходима общая для людей власть. Чтобы ус­тановить эту общую для всех власть, необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, ко­торые явились бы представителями их лица».

Каждый доверяет носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем со­гласие или единодушие. Это реальное единство, воплощен­ное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...».

Отрицание права индивидов на сопротивление государ­ству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчи­нении суверену, а не отдельные договоры с ним. Поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор. Все, что бы суверен «ни делал, не мо­жет быть неправомерным актом по отношению к кому- либо из своих подданных, и он не должен кем-либо из пос­ледних быть обвинен в несправедливости». Следовательно, ни один суверен «не может быть по праву казнен или как- нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных».

Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: «Положение человека никогда не может быть без того или другого неудобства, и ве­личайшие стеснения, которые может иногда испытывать народ при той или иной форме правления, едва чувстви­тельны по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над со­бой никакой принудительной власти, удерживающей их от грабежей и актов мести... Если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но бес­порядочная толпа, как у циклопов».

Классификация форм правления государства. Критери­ем классификации служит принадлежность суверенитета и пригодность формы правления для обеспечения безопасно­сти людей.

Гоббс выделяет три формы правления государства:

• монархию;

• аристократию;

• демократию.

Монархия — такая форма правления государства, при которой общие интересы больше всего совпадают с част­ными интересами: «Богатство, сила и слава монарха обус­ловлены богатством, силой и славой его подданных».

Аристократия — такая форма правления государства, при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».

Демократия — такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех.

Гоббс считает неограниченную монархию предпочти­тельной формой правления государства для обеспечения безопасности людей, поскольку благо монарха тождествен­но благу государства.

Образ государства. Государство представляется ему ис­кусственным человеком огромных размеров — Левиафа­ном. Левиафан — это морское чудовище, о котором сооб­щается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках — символы государственной власти: «Ибо искус­ством создан тот великий Левиафан, который называется государством (по латыни civitas) и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по разме­рам и более сильным, чем естественный человек, для охра­ны и защиты которого он был создан».

Гоббс проводит аналогии между государством как ис­кусственным человеком и человеком как таковым:

—> верховная власть — душа;

—> магистраты — суставы;

—> награда и наказание — нервы;

—> благосостояние и богатство частных лиц — это сила; —> безопасность народа — занятие;

—> справедливость и законы — искусственный разум и воля;

—> гражданский мир — здоровье;

—> смута — болезнь;

—> гражданская война — смерть.

Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько мате­матически образными были его выводы. Гоббс отправляется не от действительной истории, а исходит из гипотетическо­го естественного состояния. Идеи Гоббса были восприня­ты основателем школы юридического позитивизма Дж. Ос­тином.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!