Сократ и антропологический переворот в онтологии.



Философская система Сократа возникла как реакция на субъективистское понимание истины софистами. Сократ, отстаивая точку зрения об общезначимости истины, понятий «справедливого», «прекрасного» и т.д., выступив оппонентом софи­стов. Именно с Сократа философия приобретает антропологическую направленность.Он не верил в возможности разгадки тайн бытия природы, как творения богов, считая, что для философии есть предмет более доступный и актуальный – сам человек и его поведение. Сократ не оспаривал полезность знаний из области математики, астрономии, медицины и др. наук, но рекомендовал не увлекаться ими чрезмерно. «Познай самого себя» – формула мудрости согласно Сократу. В его глазах именно науки о человеке дают ему то, в чём он более всего нуждается, – познание самого себя и своих дел, определение цели деятельности и осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание этого делает людей благородными. Таким образом, Сократ отождествляет добродетель со знанием. Моральные пороки – следствие невежества. Правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места в жизни. Знания расширяют границы нашей свободы. Человек свободен в той мере, в какой он знает себя, свои силы и способности, в какой он в состоянии сделать правильный выбор на основе приобретённых знаний и опыта.

Учение Платона об идеях и уровнях бытия.

Платон (427–347 гг. до н.э.). Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира. Особое место в философии Платона занимает учение о бытии. Как уже было отмечено, первоначальное развитие учения о бытии связано с Парменидом. Платон, как и Парменид, считал, что бытие является вечным и неизменным. Но в то же самое время учение Платона несёт в себе новые идеи. Согласно Платону, действительным бытием является мир идей.Платон выступил против позиции наивных реалистов, согласно которой информацию о мире можно получить с помощью органов чувств. Органы чувств свидетельствуют нам, что мир чувственных вещей является действительным бытием. Эта позиция, по мнению Платона, является ошибочной. Людей, верящих в это, он называл наивными реалистами. Платон сравнивает их с людьми, которые с рождения находятся в слабо освещённой пещере, и могут судить об окружающем мире только по теням, которые возникают на её стенах. Никогда не видя реальных вещей, они принимают тени за нечто реальное, доверяют своим органам чувств. Но чувственный мир – это кажущийся мир. Ему противостоит действительный мир. Этот мир можно познать не чувствами, а разумом. Этот мир является действительным бытием и представляет собой Идеальный мир.

Описывая «мир идей», Платон отмечает, что этот мир находится в «занебесной области». Идеальный мир – это сущее, которое «всегда есть и никогда не порождается». Число идей у Платона велико. По существу, их должно быть столько, сколько существует вещей, потому что идеи являются стандартами, образцами чувственных вещей.В этомсмысле существуют идея человека, огня, воды, собаки и т.п. То есть для каждой вещи должна существовать особая идея. Однако Платон считал, что идеи не просто существуют, но и находятся в отношении соподчинения друг с другом. Не случайно в этой связи Платон выделяет различные типы идей: идеи живых существ (кошки, собаки и пр.), идеи физических явлений (движение, покой и пр.), идеи высших ценностей (благо, прекрасное и пр.), идеи предметов, возникающих благодаря деятельности ремесленников (стола, стула, шкафа и пр.).

Платон с помощью «мира идей» пытается объяснить мироздание: чувственный мир, космос. Однако одних идей недостаточно, чтобы объяснить многообразие чувственных вещей. Ещё одной причиной является материя (в терминологии Платона – хора). Её нельзя назвать телом, потому что она бесформенна, но пластична, способна принимать различные формы. Материя – это своего рода материал, субстрат (общая материальная основа), которая благодаря идеям «превращается» в ту или иную чувственную вещь.

Таким образом, позиция Платона основывается на определяющей роли идей в существовании мира чувственных вещей. Идеи существуют, по Платону, объективно. В этом смысле Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!