Политические и правовые учения Древней Греции



1) основные понятия политической мысли Древней Греции

2) учения Платона

3) взгляды Аристотеля

 

1. три этапа:

- зарождение первых государств 8-6 века до н.э., зарождение представлении о государстве, имена семи мудрецов( соблюдай меру, обуздай гнев)

- расцвет государственно правовых учений 5-4 века до н.э. расцвет полисов, Платон, Аристотель

- кризис политической теории 4-2 века до н.э. отражает распад всей полисной системы ( противостояние аристократической и демократической частей общества)

Незыблемость рабства, рабы исключались из состава граждан государства, государство это объединение только свободных людей и для свободных людей

Многие мифы подвергаются десакрализации, в поэмах Гомера Зевс выступает как защитник общей справедливости - Дике. Темис – обычное право. Выражение справедливости – обычай. Дике – справедливость , Эвномия – благозаконие, Ирена – мир, согласие- три дочери Зевса. Немизида – богиня мести. Идея справедливости разрабатывалась Демокритом, Гомером и др.

Кюсис – природное естественное.

Номос – установленное позитивное

 

 

2. Платон = Аристокол, Платон обозначает большой. 427-347 до н.э представитель знатного аристократического рода, в роду великий реформатор Солон. Учитель Сократ, он и назвал его Платоном. Сократ призывал к познанию своего внутреннему миру, нравственному совершенствованию. Платона потрясла смерть Сократа, он странствует 10 лет, попадает в рабство, его выкупает, потом он покупает зеленую рощу - там образовалась Платоновская академия, она просуществовала 1000 лет.

Платон объективный идеалист. Мир идей составляет истинное бытие.

   

ззаслугам с правом заботиться о младших. по возрасту ароде, налоги д.б. лужбе добродельных и способных. людям, гумане

толпе не пристало быть философом.

Правление философов, ученых. Работа государства – создание государства во главе которого мудрецы, философы. Пока государственная сила и философия не совпадет будет зло.

Платон проводит аналогия между справедливым человеком и государством. Справедливый имеет три начала:

- разумное

- яростное

- вожделеющее

Они соответствуют трем началам в государстве:

- совещательное

- защитное

- деловое

В государстве рождается три сословия: правители, войны, производители. Справедливость в том, чтобы каждое начало занималось своим делам и не требовало другого.

Вожделеющее начало жаждит богатства, поэтому д подчиняться другим. Раз и навсегда установленный порядок. Государство основано на началах солидарности, коллективизма, общность жен и детей. Жители этого государства д посвятить себя служению государству.

Отменена система брачных отношений, спаривание мужчин и женщин с учетом их качеств. Родители и дети не д знать друг друга

Евгеника – наука об улучшении человеческой породы. Идеология и цензура. Воздерживаться от талантливых поэтов и писателей.

В государстве д существовать общины сотрапезников. Отказ от материальных благ ради служению государству.

Идеальному государству Платон противопоставляет другие, располагая их в порядке прогрессирующей порчи государства. Тимократия – правление военных, к власти приходят честолюбцы, там побоятся ставить мудрых людей на высокие должности, потому что там нет простосердечных людей, там склоняются к тем к яростен, там будут вечно воевать. В условиях войны происходит большая концентрация богатства в одних руках – олигархия, стяжательство, власть основанная на имущественном цензе.

Олигархия – растратчики готового, стяжатели.

Дорвавшиеся до власти не являются правителями.

Такое правление недолговечно.

Устанавливается демократия - распущенность, строй приятный, уравниваются равные и неравные, формальное равенство, опьяняется свободой в неразбавленном виде.

Из нее вырастает тирания, дело судьи– латать порванное платье, тиран на самом деле самый боязливый человек, страх –то качество на котором держится тираническое правление. Держится на беззаконии, уничтожение всех выдающихся людей, постоянное инспирирование нужды в предводителе, постоянные войны, слежка, шпионаж. Господство наихудшего окруженного толпой негодяя

Гибель формы правления из-за злоупотребления одним принципом!!!!!!!!!!!!

Государство не д находиться в приморской зоне, его жители изнежены, количество населения – 5040 жителей, легко обеспечить, все делится на четные числа, излишки населения – на острова. Создатель государства – тиран. Действие происходит на острове Крит, произведение написано в форме беседы между тремя мудрецами. Земля – собственность государства. В зависимости от имущества люди делятся на четыре ранга. Сочетание непосредственной и представительной демократии. Непосредственное обязаны посещать представители 1и 2 ранга. Во главе государства 37 правителей, избранных путем многоступенчатых выборов, в выборах участвуют лишь те кто воевал или носит оружие. Возраст правителя от 50 -70 лет, у власти не более 20 лет. Все претенденты д пройти докимасия – своеобразная проверка правомерности претензии на выборную должность.

Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чье либо властью, там же где закон владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государство.

Истинные и справедливые законы – определение разума, законы устанавливаются ради общего блага всего государства в целом. Если законы в интересах нескольких человек, речь идет о внутренних распрях. Модель полицейского государства, где закон сводится к системе запретов.

Божественный характер созданных порядков. Суровые карательные меры за инакомыслия.

Частная собственность – основа социальных конфликтов. Признание идей законности важным атрибутом государства.

 

 

3. 384 -322 Аристотель, г. Стагир, преподает в Платоновской академии, наставник Александра Македонского. 336 г. Аристотель основывает свой ликей , сослан на остров , где и скончался. Не только ученик, но и критик Платона. Проанализировал более 158 конституций. Аристотель написал 28 книг, 445 тыс. строк «Этика», «Политика», « Афинская полития».

В справедливости заключены все добродетели, она проявляется в отношении людей друг с другом, ее следует отличать от политической справедливости, т.е. той которая существует в полисе, и по сути является правом.

Два вида справедливости: уравнивающая и распределяющая.

Уравнивающая( оборотной, меновой) - гражданских оборотах.

Распределяющая действует по принципу геометрической прогрессии.

Как распределяющую справедливость применить к вопросам управления государства?

При демократии это принцип свободы…дело не в богатстве и свободе, а в добродетели.

Даже самые лучшие уступают сумме добродетелей всего народа, нет исключительного права для присвоения кем-либо политической власти.

  Политическая справедливость возможна лишь между людьми, принадлежащими к одному общению, его цель автархия. Человек – животное политическое. Исключая рабов из граждан государства, общение рабов сводится к общению раба и рабыни, оправдывает рабство по природе, рабство по закону справедливо. Государство возникает из-за стремления человека жить в обществе, государство – высшая форма общения.

Природа семьи – вторична. Общение возможно только между свободными и равными людьми.

Платон: этот жеребенок лягает родившую его кобылу

Платон мне друг, но истина дороже.

Формы правления зависит от того какими правами обладает гражданин, те кто м участвовать в судебной, военной, законодательной деятельности.

Государство есть достаточная для достаточного существования совокупность граждан.

Каждой форме правления соответствует определенный набор принципов.

Деление на правильные и неправильные формы правления. Правильные( монархия, аристократия, полития) – их цель общая польза, неправильные( тирания, олигархия, демократия) – цель личная польза правителя. Монархия может перейти в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – смешенная форма правления, лучшие качества от демократии - свобода и от олигархии – наличие собственности, правит большинство в целях общей пользы.

Демократия имеет несколько разновидностей:

- богатые и бедные участвуют в осуществлении власти

- участие в выборах на основе высокого имущественного ценза, граждане не равны, одни участвуют в выборах и голосуют, другие занимают должности

- правление без законов, народ каждое свое решение возводит в закон

Аристотель отдает предпочтение умеренной цензовой демократии, основанной на примирении богатых и бедных и господстве закона. Теория государственных переворотов.

Главная причина к государственным переворотам – арифметическое равенство, к восстанию прибегают те кто считает себя обделенными.

Лучше сочетать уравнивающую и распределяющую справедливость. Демократия прочнее олигархии, так как народ имеет против себя меньшинство, угроза олигархам – народ и другие олигархи. Демократия часто перерастает в тиранию. Демократия д воздерживаться от посягательства на имущество высших классов. Общественные должности при любой власти не д становиться средством обогащения. Стремление монарха к деспотии, наследственная монархия попадает в недостойные руки. Тирания характеризуется как самый худший вид: нравственное унижение подданных, возбуждение взаимного недоверия, старание держать народ в бедности. Противоядие против всех революций – умеренное правление. Причины переворота – социальные причины: резкая поляризация общества, слабость среднего класса.

Частная собственность – мотивация трудовой деятельности, то что выгодно человеку д.б. выгодно полису. Две формы накопления богатства:

- личный труд

- путь ростовщичества, торговли

Частная собственность д.б. моральной.

Право – норма политического общения людей, право – равенство но не абсолютное а относительное, поскольку люди не равны по своим добродетелям. Политическое право существует в виде естественного и условного права, естественное право не зависит от признания его кем-либо, условное – то которое м.б без существенного различия тем или иным, но раз оно определено уже есть разница принести в жертву одну козу или двух баранов. Не д все право существовать только в форме условного права. Стабилизация системы общественных отношений. Политическое правление – правление закона а не людей, закон д.б. разумным, качественным и опираться на гос. силу.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!