Политические правовые учения Древнего Востока



ЮДИНА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА

Хрестоматия «ИППУ»1999

Нерсесянц , Азаркин, Лотышин, Графский, Лазарев; Исаев, Золотухина, Томсинов

Чичерин «ИППУ» 1887-1889

 

1) определение предмета ИППУ

2) методология курса

3) периодизация ИППУ

 

1. ИППУ – история теории государства и права, общие закономерности. возникновение, представления о процессе возникновения гос-ва и права. Эти идей отражали уровень политического и правового сознания общества. Каждому пол. Строю присуще свое правовое сознание, свой уровень, идеи не выходят за рамки строя.

Эмпирический уровень и теоретический уровень сознания. В обыденном сознании концентрируется богатый жизненный опыт – основа оценок, к. делает наука.

Эмпирический:

+ богатый жизненный опыт

- отсутствие критических оценок. из-за стихийности общ. сознания

Носители теоретического сознания – ученые.

ППУ возникнув на определенном этапе развития общества впитывает в себя массовидное сознание. Часто создаются теории, которые выходят за рамки обыденного учения.

На учения также влияет идеология, которая господствует в обществе, влияет на выбор предшественника ( марксизм- ленинизм) « идеологическое, значит познавательное». В советский период делался крен в сторону гос-ва. Гос-во – это цель, право – это средство усиления гос-во, на самом деле все д.б. наоборот. В советский период излишняя идеологизация ППУ. ЛЮБОЕ ппу – этто многоэтажное здание, состоящее из нескольких пластов: история, право, социология и т.д. В каждом привалирует то или иное знание. У каждой теории есть предшественники. Томас Гоббс сравнивал гос-во с машиной, это же у Ленина. Эпоха Гоббса – гражданская революция во Франции, государство в такой ситуации объединяющая сила. ППУ группируются в различные течения, направления, школы( школа естественного права, марксистко-ленинское течение). ППУ  изучается как учебная дисциплина, преподается с довореволюционного периода: 1839 Неволин « История философии законодательства» «ИПУ», « история философии права», в советский период «ИПУ» . в ИППУ входят история пол-их воззрений о наиболее существенных аспектах политики и права, в их внутренних взаимосвязях и взаимовлияниях. Предметом ИППУ являются пол-ие правовые теории прошлого взятые в их генезисе, историческом развитии и связи с современностью. Отдельные суждения не рассматриваются.

 

2. Гегель : юрист сын своего времени. Предмет – история развития идей, метод историзма. Начал развиватся в 18 веке, его развивал Гегель, развитие абсолютного духа , он говорит об углублении знаний.

 Существует антиисторический подход Нитше: вечное возвращение того, что однажды было.

Исторический подход при изучении ППУ:

1 определяет роль и назначение ПП теории в системе знаний той или иной эпохи

2 прослеживает связи между различными концециями прошлого и современности в ретроспективе и перспективе

3 выступает в качестве оценки прошлой теории с высоты настоящего развития

 4 означает хронологическую последовательность и преемственность формирования, развития, смены тех или иных концепции, течений школ

Проблемно-категориальный метод: анализ причин появления этих идей, идеологические позиции, характеристики эпохи.

 

Теоретический аспект:

1 понятийно- категориальный аппарат

2 решение им общих юридических проблем

3 программный – критика существующего строя

Сравнительно исторический метод : диахронный(синхронный) и полихронный (сразу несколько); конкретизация знания, выделение общих и особенных черт, более правильная оценка их содержания.

Метод монометонологизма в советское время признавался единственно правильным, диалектического и исторического материализма.

 

3. Цивилизационный либо формационный .

Цивилизационный подход:

- древниймир

- средние века

- новое время

- новейшее время

Социо-культурный подход в его основе уровень социального мышления, духовный мир, ценностно смысловая сфера общества:

- политико - правовая идеология сословно–кастового общества ( с периода возникновения гос –тв до 15-16 веков

- 16-18 века период перехода к гражданскому обществу

- идеология гражданского общества ( с 19 века)

Цивилизационный:

Эпоха Древнего мира – время зарождения первых гос-тв, первых представлений о гос-тв, к. существовали в форме религиозных мифов. Юридический аспект не был выделен в отдельную сферу. Индия Китай, Египет – азиатский способ производства: верховная собственность государства, развитие общественных работ, высокие налоги, эксплуатация свободных крестьян общинников. Эта была идеология патернализма, типичная форма государства восточная деспотия.  Цель гос-ва всеобщее благо, правитель отец всего народа, ответственность правителя перед богом, вера в совершенство старых обычаев.

Древняя Греция – античный способ производства, полисная система, города – гос-ва, нет единого гос-ва, форма правления – аристократия или рабовладельческая демократия. Постоянные поиски совершенной формы правления. Личность рассматривается как винтик в структуре гос-ва. Все стороны жизни человека регламентировались го-ом.

Средние века :начинается с 476 г. падения Римской империи, характерны идеи гуманизма, человеколюбия. В обществе утвердились такие течения как скаластика –релиозно-идеалистическое течение, основанное на религиозных догматов, сущность гос-ва божественная. Идея соотношения светской и духовной власти, человек дуалистичен, его душа принадлежит богу, а тело – правителю, границы повиновения.

В 7 в. Третья мировая религия – ислам: единство духовных и светских властей.

14-16 в. Эпоха Возрождения и реформации:самоценность личности, основная идея интерес к человеку, течение – индивидуализм: сама личность в праве бороться за свое счастье, гос-во для личности. Начинает формироваться светская политико-правовой мысль, признание светской природы гос-ва, у истоков.Макиавелли. В 16 в. Движение реформации: критика католической церкви, критика основного догмата о спасающей роли церкви.новая ветвь христиазма протестантизм, как раз в эпоху развития капиталистических отношений, основной догмат спасение личной веры.

Эпоха буржуазных революций 17-18 вв. :1556 -1581 революция в Нидерландах .

1648 английская революция

1789-1793 французская

Эволюция идей уважения прав и свобод личности, привлечения народа к управлению гос-ом, «мнение правит миром», речь идет о переустройстве всей системы общественных отношений, резкая критика абсолютизма, теория ограничения абсолютной монархии, теория просвещенного абсолютизма, концепция народного суверенитета. Руссо: власть в гос-ве д. принадлежать народу. Теория разделения властей Монтескье. Все это идеологическое обоснование революций.

Эпоха свободной конкуренции 19 век : бурное развитие капитализма, оно ничем не сдерживалось, появляется теория либерализма – свобода личности, уважение прав и свобод человека, привлечение народа к участию в выборных представительных органах, введение всеобщего избирательного права , экономический либерализм – свобода предпринимательства, неприкосновенность и священное право частной собственности. Пути политического и экономического либерализма резко расходятся в середине 19 века.

Миль, Спенсер – Англия, во Франции – Констант. Время достижения в естественных науках – предлагалось исследовать общ. жизнь с помощью реального знания – движение позитивизма (ограничить круг исследования кругом явлений, сосредоточиться на исследовании реальных явлений), утилитаризм – цель гос-во – наибольшее счастье для большинства людей, совпадение личных и гос-ых целей, изучение сущего , а не должного. Социологический(Кон, Спенсер: должна быть общая наука об обществе, а гос-во и право ее часть)) и юридический(более востребован, так как требовалось создать новую нормативную базу для новых капиталистических буржуазных отношений) позитивизм, они оба ориентированы на реальность. Реставрация королевской династии. Теория коллективизма, утопический социализм, анархизм. Коллективистский видит свободу в жизни в обществе где все имеют поровну, путь через революцию. Анархизм: права и свободы личности ограничены го-ом, видят насильственную природу гос-ва, Прудон сравнивал гос-о с тигром, насыщаемый кровью народа. Уничтожение гос-во д.б. обусловлено такой высокой степенью качеств личности, что такие личности не нуждаются в гос-ве (Бакунин).  В 19 веке возникает либерализм: все общественные изменения только путем реформ.

Эпоха империализма, социалистических революций, стабилизации капитализма, кризиса реального социализма:развитие крупных монополистических монополий, гос-ое вмешательство в сферу частной собственности, стабилизация капитализма и общества, капиталисты вынуждены делится с гос-ом для социальных целей. В этот период обновляются новые юр. Концепции, приходит социологический позитивизм.правотворчеством занимается не только гос-во, но и корпорации, суды. Европа поделилась на страны капиталистического и социалистического лагеря. У первых либеральные идеи, у вторых курс на мировую социалистическую революцию. Все это применимо только к странам Европы.

Светская политико-правовая мысль с середины 17 века в России. Золотницкий, Куницын. «Нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой которая не содержала бы частицы истины.»- Гроций

Политические правовые учения Древнего Востока

1)Общая хар-ка идеологии Древнего востока

2) Политическая правовая мысль в Древней Индии

3) политико- правовая идеология Древнего Китая

 

1. миф, философия, наука. Первые представления 2-1 тысячелетие до н.э., в этих представлениях доминирует мысль о божественном происхождениичеловеческих отношений, земные порядки часть общекосмического порядка, ригреда –священный гимн Ариев: все мировые порядки- проявление закона риты : соблюдение каждым индивидом правильного пути и исполнении своего долга. Все древние мифы признают богов единственным источником отношений. Принцип божественного происхождения – единственный принцип происхождения, идеология. В Китае «сын неба» - император – единственная точка связи с небесными силами. Египет, Вавилон: боги не только источники власти правителя, но и вершители земных дел. В Индии концепция каст. Синхритизм – слитность права и закона, бытовых и религиозных понятий. Закон также божественный правоисточник. Рационализация, этизация, десохрализация                                                  мифов 1 тысячелетие до нашей эры. Ее последствия – учение Будды, Конфуция, Заратустра.

Этап религиозно –мифологических представлений, рационализация.

 

2. ДР. Индийская правовая мысль носила универсальный характер, приемственность идеологии, рационализм. Выделяем три основных идеологии:

- фартхманизм

- буддизм

- ранний индуизм ( шатрийский брахманизм)

Отсутствовали долгое время понятие государства и право. Понятие справедливости отождествлялось с понятием «Рита», нравственно-духовная конституция каждого человека. Время господства « Веды» - тайное знание. Насчитывается несколько вед:

- ригведа ( веда гимна

- самаведа ( веда напевов)

- яджведа ( веда молитв и заклинаний)

- атхрававеда ( ритуал обращения к богам)

1119 богов, 11 – самые важные, особое значение боги неба, воздуха и воды.

Брахма – самый главный бог.

Появляются комментарии к этим ведам : араньяки (лесные отшельники) , упашады ( сидеть у ног учителя)

Смирити- устное знание

10-6 век до н.э. отвергается многобожие, верование в единого бога Брахму, вера в то, что весь природный мир одушевствлен. Мир иллюзорен, страдания людей ничтожны, идея о пересилении человеческой души после смерти, перерождение зависит от дхармы- закона образа жизни, причем каждой общественной категории присуща своя дхарма.

Дхарма – конретизация Риты.

Карма – закон воздаяния, этот закон осуществляется благодаря дхарме и Рите.

Органическая концепция Варны: происхождения кастового строя, Варны происходят из частей тела первого человека Куруши (Ману) из уст Куриши произошли брахманы, святость и истинность, из рук – кшатрии – войны, цари (сила и ловкость), из бедер –вашья – торговцы ремесленники ( богатство и выгода), из ступней – шудры (прислужение и повиновение)

Законы Ману устанавливают уголовные привилегии для высших каст.( штраф за убийство брахманы в 16 раз больше, чем за убийство шудры)

 Две власти: духовная и светская. В ригведе: в обществе царит закон рыб: большие пожирают малых.

Государству необходимо соблюдение каждым человеком своей кармы.

Государство возникает в результате договора, боги одобряют выбор народа, правитель за свои поступки отвечает перед богами.

Основой этого государства является не только договор, но и дхарма правителя. Правитель сравнивается с отцом народа. Личность –часть общества, полностью подчиненная ему. Все существующие порядки неизменны. Нравственное поведение предопределяет его будущее перерождение.

Аватара- повторное рождение.

Данды (посох,жезл) – насильственное воздействие на человека  

Данданити- наука наказания.

На смену политической стабильности приходит период феодальной раздробленности – возникает «16 великих стран». В 6 веке до н.э. появляется идеология Буддизма, основатель Сиддхартха Гаутама ( в последствии прозвали Буддой – познавший истину)

Он был принцем царствующего дома, до 29 лет он жил в гармонии с собой, у него была жена и сын, но в возрасте 29 лет он увидел старого больного старика, его вид заставил его задуматься над тем, что жизнь ничтожна, он переживает нравственный кризис, покидает свой дворец, 7 лет странствует, увидел как живут люди. создает теорию буддизма, которая вытекает из брахманизма: общая идея- ничтожность жизни. Четыре истины:

- жизнь полна страданий и произвола, существует причина этих страданий, но эти страдания можно прекратить и есть путь, ведущий к их прекращению. Человек возрождается благодаря колесу жизни – Сансара. Прекратить страдания можно лишь достигнув состояния покоя – нирваны. И чтобы достичь этого состояния нужно следовать восмиричному пути спасению, нужно освободиться от 10 цепей. Есть люди полностью посвятившие себя богу и все остальные.

Правильное видение, правильная речь, правильный образ жизни, правильное внимание, правильная мысль, правильное действие, правильное сосредоточение – восьмиричный путь. 10 цепей – соблазны : индивидуализм, уверенность что религиозные обряды ведут к спасению, от ненависти к близким, от гордости , от неведения, от высокомерия. Достигнув этого можно прервать эту цель перерождения. Этого могут достигнуть только отдельные люди. Всякое существование зависит от добрых или злых дел совершенных в прошлой жизни, действует закон воздаяния, который обуславливается кармой, закон причины и следствия. Строгая и постоянная справедливость царствует в мире повсюду и ничто не может спасти человека от его поступков.

Свод изречения Будды – Дхаммапада. Большое значение придавалость нравственной жизни человека, нравственная жизнь человека может избавить его от страданий, нужно соответствовать форме благородного человека. Человеческая душа должна трудиться, меняться. Акцент на усилие самого человека. Догматика буддизма близка общемировым идеям ненасилия. Все живое боится смерти, познай себя во всякого живом существе не убивай, не воруй, не лги , не прелюбодействуй не пей. Идея религиозного равенства. Признавал касты как устоявшийся факт, говорил о равенстве религиозном.  Все сословия равны перед заповедями Будды.

Политико-правовая идеология буддизма – десакрализация, отказ от религиозных объяснений, отвергает божественное происхождение каст, царской власти.

Палийский канон – книга генезиса, политическая трактовка происхождения государства, все жили хорошо и ели рис, но появился жадный человек , но его убили, кража , ложь, насилие, принуждение – обсудили это и создали государство, выбрали правителя, отдавали ему часть риса, а он их защищал. Добровольное решение народа, государство возникает по поводу конфликта из-за частной собственности. 12 периодов разворачивающегося года и столько же сворачивающегося- 12 этажей ухудшающегося года. Три основных фазы:

- возникновение государства на основе договора

- изображается возничий и колесница = царь –возничий, ось –народ, одно колесо – учение Будды, которое составляет дхарма правителя, другое колесо – это государство, правитель который согласовывает государственные законы с дхармой, действует во имя народа – государство будет процветать

- государство – проводник дхармы, перед ним должен склониться все народы и страны, правитель получает титул – чакравартин- колесо вселенной вращающий.

Люди д. чаще собираться для обсуждения политических вопросов страны, люди всех сословий д. чаще собираться для обсуждения проблем, уважать старые обычаи, правосудие, соблюдать чистоту в семьях и общинах, сохранять верность родителям, старейшинам, учителям, почитать могилы предков и ценить общественную мораль.

Концепция идеального подданного, идеального друга, плохого друга. Самый плохой друг который занимается лестью и мотовством. Буддистские страны – Япония, Китай.

 В 3 веке до н.э. появляется артхашастра ( наука достижения полезного, управления) –автор Каутилья.

Индуизм – все те кто не приняли ислам.

Артхашастра: государство д. служить пользе, закону и любви, просвещенный правитель д. опираться на 7 элементов, составляющих государство:

- государь

- министры

- сельская местность

- укрепленные города

-казна

- войско

- союзники

Это обеспечивает мирный труд, благо народа – сохранение установленного порядка, с соблюдение каждым человеком своей дхармы, нет порядка без принуждения. Для успеха управления, нужно чтобы жезл был приподнят, ибо жезл, употребляемый с истинным пониманием приносит людям чувство законности, пользу и наслаждение. Это обеспечивает достижения трех целей. Данда ( наказание) защищает этот мир и иной. Сильная карающая власть – это единственное, что обеспечивает нынешнее существование, власть царь д. применять как к собственному сыну так и к врагу своему в соответствии с их поступками. Польза для царя, то что приятно для подданных.

Большое значение – деятельность судей. На первое место выходит правительственный указ. Он живо реагирует на изменение в обществе. Достоинства хорошо составленного указа:

- последовательность в изложении фактов, умение выделить главный факт

- логическая согласованность в изложении фактов

- полнота изложения

- красота стиля

- благородство слога

- ясность

Законы Ману: запоминаемое устное передаваемое по памяти содержание правовых норм, закрепляется правовой статус варм, вводится суровые уголовные наказание за оскорбление варм, четное распределение обязанности для каждой Варны, аскетизм для брахмана – приобретение священного знания, аскетизм шудры – услужение.

Законы Ману не обожествляют царя, правовой статус царя высок. Царь создан из частиц лучших из богов и блеском превосходит все живые существа. Только из страха наказания мир производит все свойственное ему.синхритизм – слитность, нераздельность морально правовых норм.

 

3. равнодушие к мистико-религиозным явлениям. Демифологичность сознания. Янь и инь – небо и земля, мужское и женское начало, они постепенно соединяются, рождение жизни.

Кун Фу Цзы 6 век до н.э. ( он же Конфуций): не только идеология, но и эквивалент религии. Сам ничего не записывал, все его изречения в «беседы и высказывания»(Лунь- юй). Передаю, а не созидаю, верю в древность и люблю ее. Интерпретация норм древности, он перерабатывает их. Конфуций выстраивает свою теорию, использует старые принципы ритуала Ли, наполняет их новым содержанием. Конфуций был сыном 80 летнего отца и молодой матери, у него до этого было восемь матерей, Конфуций – единственный сын. Ночь рождения Конфуция – ночь аномальных явлений. В 19 лет он женится, брак не удачный, есть сын. Труднее всего иметь дело с женщинами. Три года траура по матери. Конфуцианство основано на понятии справедливости – Дао – воля неба. Заслуга Конфуция –в конкретизации этого понятия, вводит понятие человеческого Дао – мудрый и справедливый порядок, соблюдение образцов и норм с ориентацией на идеализированную древность. Когда в государстве нет Дао стыдно быть богатым и знатным. Тех кто лишен Дао, того следует учить. Отказ от привычных стереотипов: за порядок в государстве теперь отвечает личность, а не боги и император.

Пусть в государстве нет достойного правителя, но всегда найдутся достойные люди, просто этих людей нужно найти и обучить, правление достойного правителя – принцип меритократии – правление достойных. Задача – найти таких людей, обучить их. Благие способности благого мужа подобны ветру, тогда как благие намерения маленьких людей подобны траве, а трава склоняется когда дует ветер. Государством д. управлять достойные люди. Появляется образ идеального правителя – Цзюнь цзы: бессеребренник, чувство морального долга, эталон для подражания, думает о справедливости и постоянно культивирует ее в себе, всегда следует Дао, суров, беспристрастен, требователен к себе, прежде думает потом говорит, уважителен к людям, гуманен. Нет такого требования как социальное происхождение, основное требование - умение учиться, меняться к лучшему.

Цель обучения – высокая должность. Богатство и престиж, вот к чему люди стремяться, бедность – вот что ненавидят. Управлять, значит поступать правильно, когда ближние довольны, а дальних влечет. Опирайтесь на помощников, прощайте им мелкие провинности, привлекайте к службе добродетельных и способных. Не спеши с решениями, не перегружайся с мелочами, утонишь в мелочах не сможешь решить большие проблемы. Не будучи на службе не рассуждай о политике.  Если бы мудрые управляли страной в течении ста лет, м.б. бы искоренить зло и забыть об убийстве.

Принцип соответствия или исправления имен: пусть государь будет государем, подданный подданным, отец отцом, сын сыном. Каждый занимается своим делом. По отношению к народу верхи д. также заботиться об этом народе, налоги д.б. умеренные.

Если народ в достатке как м. не хватать правителю, если людям не хватает то как м. хватать правителю. Государство – большая семья, основой которой является плановая структура. С естественным и неоспоримым правом старшим по возрасту, заслугам с правом заботиться о младших.

Принцип сыновье почтительности: не просто кормит родителей в страрости, кормят и собак, главное почитать, не только выполнять самую трудную работу по дому, но служить по правилам Ли, захоронить их и приносить жертвы по правилам Ли, сын м. лишь почтительно относится к родителям. проявляй Ди – братские чувства.

Конфуции делает ставку на чистолюбивого индивида, ориентированного на строгий самоконтроль, жесткие материальные правоограничения.

Умелое пропаганда знания.

Средства создания гармоничного создания государства.

Качества чиновникам : не обманывайте правителя, говорите ему правду.

Когда правитель не прав – возражайте ему

На 73 году жизни Конфуций умирает, кто же после меня продолжит мое учение.

Спустя 500 лет конфуцианство становится официальной идеологией Китая.

Идея лигизма – карательная функция государства. Идея покорности правителю.

Осталось правило ритуала Ли, культ Сяо , культ предков, книга Лят цзы – социальная этика. Конкурсные экзамены для чиновников.существовал независимый надзор с правом подачи жалобы императору на любого чиновника, принцип верности конфуцианству.

Теория даосизма, основатель Лао- цзы « книга о пути и славе», 6 век до н.э. полное несовпадение взглядов с Конфуцием. Лао – цзы покинул государство, и на пути его попросили написать эту книгу, теория анархии. Лао –цзы иной подход на проявление Дао: счастье человека в том, что он часть природы, цивилизация ведет к отрыву от природы и это ведет к несчастью. Государство – это исключительно искусственная структура, аппарат подавления и насилия. Государство служит наживе. Народ голодает от того, что власти берут слишком много налогов, он выступает за реформирование государства: сведение государства к территории общины, государство д.б. маленьким, население малочисленным, если и есть различные орудия труда ими не следует пользоваться. – картина возврата к примитивной жизни. Нужно довериться действию закону Дао. Главный принцип главной политической добродетели – не деяние правителя, полное невмешательство в жизни народа. Лучший император тот, о котором этнос знает что он существует, несколько хуже тот который требует его любить и уважать, еще хуже тот, кого этнос презирает, кто вдумчив и сдержан в словах этнос признает это…

Теория легизма, основатель Шан Ян 400(390) - 338 «книга правителя области Шан» слабый народ – сильное государство. Правление на основе сурового закона «ФА», свое правление нужно основывать на том что народ порочен, страна достигнет могущества, кары д.б. суровыми, ранги знатности только почетными, награды незначительными, а вот наказания, вселяющими трепет. Закон – система наказаний. Бездумная трата зерна, стремление беспечно жить на склоне лет, любовь к красивой одежде и еде – паразиты общества. Которые нужно искоренять. основное внимание – стандартизация общества. Земледелие и военное дело – вот основные занятия. Общество д воспитываться на принципе единомыслия.

Смесь легизма с конфуцианством. В основе всех общественных отношений ФА и система наказаний СИН. Сильное государство – слабый народ.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!