Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв



Иллюстрации: 43 - Москва. Кремль. Соборная площадь;

                     44- Москва. Соборная площадь. Аксонометрия;

                     45 - Москва. Соборная площадь. Вид от Ивана Великого.

 

В XV-XVI веках помимо военных крепостей возводились и монастыри-крепости.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, расположенный на островах в Белом море, возник в 1420-1430-х годах.

Иллюстрация 46: Соловецкий монастырь. 1430-е годы.

 

В 1444 году был основан Пафнутиев Боровский монастырь, расположенный наокраине городаБоровска в Калужской области.

Иллюстрация 47: Пафнутиев Боровский монастырь. 1444 год.

 

Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь - один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей - был основан в 1473 году.

Иллюстрация 48: Псково-Печёрский монастырь. 1473 год.  

Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь основан Василием III в 1524 году. Он расположен в излучине Москвы-реки близ Лужников.

Иллюстрация 49: Москва. Новодевичий монастырь. 1524 год.

Мужской Донской монастырь был основан Фёдором I на юге Москвы в 1591 году.

Иллюстрации: 50 - Москва. Донской монастырь. 1591 год;

                     51 - Москва. Подворье Донского монастыря;

                     52 - Донской монастырь. Крепостная стена.

 

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники. Основой деревянной постройки являлся сруб - четырехугольник из выдержанных бревен. Ряд бревен уважительно называли «венцом». Самый нижний венец часто устанавливали на каменное основание - ряж, изготовленный из мощных валунов. Таким образом, дом становился теплее и меньше гнил.

 

Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор. Несмотря на то что пилы уже были известны с десятого века, их применяли только в столярном деле. Считалось, что пила рвет древесные волокна и оставляет их открытыми для воды. Более того, старались не использовать гвозди - вокруг них дерево начинает портиться. В случае необходимости применяли деревянные нагели.

 

Одним из памятников русского деревянного зодчества является ансамбль кижского погоста. Кижи - остров в Онежском озере, в 68 км от Петрозаводска. Считается, что название острова происходит от карельского слова kizat - «игрища». Сюда в древности народ приезжал из близлежащих местностей для совершения культовых обрядов. Первое упоминание о Кижском погосте ученые обнаружили в писцовой книге 1583 года. Главные храмы прихода - церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Иллюстрации: 53 - Кижский погост. 1583 год;

                     54 - Кижи. Преображенский и Покровский храмы.

 

Летняя Церковь Преображения Господня была возведена в 1714 году. Её высота 37 метров, размеры в плане 21х29 метров. На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь венчают 22 главки на восьмериках, имеющих криволинейную форму кровли - «бочку». Главки покрывает «северная черепица» - изогнутые осиновые дощечки-лемехи.

Иллюстрации: 55 - Кижи. Церковь Преображения Господня. 1714 год;

                     56 - Кижи. «Северная черепица».

 

Церковь Покрова Богородицы построили в 1764 году. Службы в ней шли в зимнее время, так как она отапливалась. Центральная часть сооружения - восьмигранный девятиглавый сруб. Центральную главку окружают восемь маковок поменьше.

Иллюстрация 57 - Кижи. Церковь Покрова Богородицы. 1764 год.

Подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей - здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них - деревянный дворец царя Алексея Михайловича (1673г.). Этот шедевр полюбился и всем последующим правителям. Особенно часто дворец посещал царь Петр I со своей матерью царицей Натальей.

Иллюстрация 58 - Москва. Дворец в Коломенском. 1673 год.

 

В связи с ветхостью дворца в 1767 году императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи. Благодаря этим ценным документам дворец был восстановлен в 2010 году.

Иллюстрация 59 - Дворец в Коломенском. Реконструкция. 2010 год.

 

Примерами деревянных шатровых храмов служат церкви в селе Варзуга, что на Кольском полуострове и в городе Кондопоге в Карелии.

 

В селе Варзуга Мурманской области стоит храм Успения Пресвятой Богородицы (1674г.). Основание церкви представляет собой четверик с примыкающими к нему четырьмя прирубами. Оно имеет в плане форму креста. Верхняя часть храма состоит из восьмерика и шатра с главкой. Высота церкви 34 метра. В том числе основной объём - 13 м, а надстройка - 21. Такое соотношение размеров называется «золотым сечением». Площадь, отведённая для молящихся, составляет 70 м2. 

Иллюстрация 60 - Село Варзуга. Успенская церковь. 1674 год.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1774г.) в Кондопоге состоит в нижней части из сруба-четверика с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Верхняя часть - шатёр на двух восьмериках с повалом (верхний шире нижнего). Шатёр венчает главка, крытая «лемехами». Высота церкви 42 метра.

Иллюстрация 61 - Город Кондопога. Успенская церковь. 1774 год.

 

В деревянном строительстве применялся стандартный модуль - бревно длиной 5-6 метров. Такой модуль не ограничивал высоты здания. Для увеличения полезной площади делались прирубы. Основной сруб складывали из венцов, рубленных «в обло», то есть с остатком. Это предохраняло от промерзания и загнивания. Рубка «в лапу», без остатка, применялась для многогранных зланий.

Иллюстрации: 62 - Способы соединения венцов;

                     63 - Схема рубленой русской избы.

 

Роль деревянного зодчества в развитии русской архитектурыочень велика. На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы ещё до начала строительства домов из камня. Именно в деревянной архитектуре появились многие композиционные приемы, оказавшие немалое влияние на формирование каменного зодчества. Например, вместо куполов в деревянных церквях устраивали шатры. Так в русской архитектуре возникли бесстолпные шатровые храмы.

 

Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Шатёр заменял купол.

Установлено, что первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь (1513г.) вАлександровской слободе, нынешнем городе Александрове Владимирской области. Храм трехапсидный, бесстолпный, с самонесущим шатром, открытым в интерьер.

Иллюстрации: 64 - Александров. Покровская церковь. 1513 год; 

                     65 - Александров. Покровская церковь. Роспись шатра.

 

Церковь Вознесения Господня в Коломенском (1532г.)является шедевром мировой архитектуры. Построена по заказу Василия III итальянским зодчим Петроком Малым. Храм сложен из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора. Высота центрической башни 62 метра. На крестообразный в плане корпус церкви поставлен восьмерик, оформленный рядами больших килевидных арок. Внутреннее пространство сравнительно невелико -около100 м2. Храм окружает двухъярусная галерея с тремя лестницами. На фасадах между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги.

Иллюстрации: 66 - Москва. Коломенское. Церковь Вознесения Господня. 1532 год;

                     67 - Коломенское. Церковь Вознесения. 1532 год. Чертежи;

                     68 - Коломенское. Церковь Вознесения. Вид сверху.

 

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1532г.) -выдающийся памятник русского зодчества времени Ивана Грозного. Расположена церковь на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове. Этоединственный, помимо собора Покрова на рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Некоторые древние рукописи указывают, что зодчими были Барма и Постник - авторы Покровского собора. Храм состоит из пяти восьмигранных столпов с самостоятельными входами и алтарями. Центральный, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к главной башне. К шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. На западном фасаде между двумя столпами располагается многопролетная звонница псковского типа.

Иллюстрации: 69 - Москва. Церковь в Дьяково. 1547 год;

                     70 - Москва. Церковь в Дьяково. 1547 год. Чертежи;

                     71 - Церковь в Дьяково. Франмент фасада.

 

Храм Василия Блаженного или собор Покрова Божией Матери на Рву(1561г.)был построен на Красной площади по велению Ивана Грозного зодчими Бармой и Постником. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. Очевидно, что при его создании применялись приёмы, успешно опробованные при строительстве церквей в Коломенском и Дьякове. Храмвыстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым. Прежде традиционно применялись белый тесаный камень и плинфа. Центральная часть собора увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором.

Иллюстрация 72 - Москва. Собор Покрова на рву. 1561 год.

 

Со всех сторон главный шатёр окружают купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Различны не только рисунки луковиц, но и декоры барабанов. Первоначально купола были шлемовидными, но уже к XVII-му веку они стали луковичными. Нынешняя расцветка утвердилась только в XIX веке.

Иллюстрации: 73 - Москва. Собор Покрова на рву. 1561 год. Чертежи;

                     74 - Москва. Собор Покрова на рву. Аксонометрия;

                     75 - Москва. Собор Покрова на рву. Вид сверху.

 

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь - кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного - 65 метров.

Иллюстрации: 76 - Москва. Собор Покрова на рву. Северный фасад;

                     77 - Москва. Собор Покрова на рву. Западный фасад;

                     78 - Москва. Собор Покрова на рву. Южный фасад;

                     79 - Москва. Собор Покрова на рву. Восточный фасад.

 

Один из образцов средневековой русской архитектуры - Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (1635г.). Церковь основал в своём имении князь Дмитрий Пожарский в честь освобождения России от польской интервенции.

Иллюстрация 80 - Москва. Медведково. Покровская церковь. 1635 год.

 

Храм с конструктивным шатром, открытым в интерьер и опёртым на ступенчатые тромпы, укрытые за кокошниками. Купол на высоком шатре окружают другие купола на барабанах. Здание имеет 2 этажа - нижний (зимний) с тёплым храмом и первоначально не отапливавшийся верхний с главным престолом в честь праздника Покрова Богородицы. Церковь имеет три апсиды, разделенные полуколоннами. Невысокая двухярусная колокольня была пристроена к храму в XIX веке.

Иллюстрации: 81 - Медведково. Покровская церковь. 1635 год. План;

                     82 - Медведково. Покровская церковь. Фасады;

                     83 - Медведково. Покровская церковь. Вид сверху.

 

Первые каменные жилые покои, позднее названные Теремным дворцом (1636г.),были построены для царя Михаила Федоровича зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

Иллюстрация 84 - Москва. Кремль. Теремной дворец. 1636 год.

 

Это каменное сооружение на 12-метровом подклете XVI века. При его постройке были использованы современные технические достижения: железные «связи» позволили уменьшить толщину стен и увеличить размеры проемов. Ступенчатая композиция объемов сохранила чертыдеревянных хоромных построек. Первый этаж имел хозяйственное назначение, во втором находились царские покои, третий состоял из терема, стоящего на плоской кровле - гульбище. Однако традиционная для хором планировка превратилась здесь в первую в России торжественную анфиладу: приемная, гостиная, тронный зал, царская опочивальня, к которой примыкала маленькая домовая молельня.

Иллюстрации: 85 - Москва. Теремной дворец. 1636 год. План;

                     86 - Москва. Теремной дворец. Вид сверху;                              

                     87 - Москва. Теремной дворец. Фрагмент фасада;

                    87а - Москва. Кремль. Теремные церкви.

 

Храм Рождества Богородицы в Пути́нках (1652г.)в Москве - один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры. Здание построено в стиле «русского узорочья» из специально формованного кирпича. Основной объём - вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами. К нему с востока примыкает пониженный трёхапсидный алтарь. С запада - кубообразный придел с шатром на барабане, колокольня и трапезная.  Уже после постройки этого храма, В 1653 году патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов.

Иллюстрации: 88 - Москва. Храм Рождества в Путинках. 1652 год;

                     89 - Москва. Храм Рождества в Путинках. 1652 год. План;

                     90 - Москва. Храм Рождества в Путинках. Западный фасад.

 

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках(1653г.) была выстроена ярославским купцом Григорием Никитниковым в Китай-городе. Этот храм стал образцом для московских церквей второй половины XVII в. На высоком подклете поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к храму примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с севера примыкает колокольня, а с юга - крыльцо. Стены украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Подобные декоративным решения можно найти в Теремном дворце. Возможно, что это работа одной артели.

Иллюстрации: 91 - Москва. Церковь Троицы в Никитниках. 1653 год;

                     92 - Церковь Троицы в Никитниках. 1653 год. План;

                     93 - Церковь Троицы в Никитниках. Апсиды.

 

Палаты дьяка Аверкия Кириллова с церковью Николы на Берсеневке (1657г.) - единственная в Москве усадьба, почти полностью сохранившаяся с XVII века до наших дней. Внешнее оформление дворового храма перекликается со стоящими рядом палатами. Вместе с существовавшим прежде переходом они образовывали общий парадный двор. Наружный декор Никольской церкви и самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами. Использование цветных изразцов только усиливает общее впечатление нарядности и пышности.

Иллюстрации: 94 - Москва. Палаты дьяка Кириллова. 1657 год;

                     95 - Москва. Палаты дьяка Кириллова. Северный фасад;                              

                     96 - Москва. Храм Николы на Берсеневке. 1657 год;

                     97 - Москва. Палаты дьяка Кириллова. Крыльцо;


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!