А ведь здания площади все разновременные, но, очевидно, у архитекторов было самое драгоценное для архитекторов чувство - чувство ансамбля.»



Архитектура Российского государства XV - XVII в.в.

 

Московские государи сXVпоXVIIвек (в скобках - годы правления):

1. ВасилийI(1389-1425),сын Дмитрия Донского.

2. ВасилийIIТёмный (1425-1462),сын Василия I.

3. ИванIIIВеликий (1462-1505),сын Василия II.

4. ВасилийIII(1505-1532),сын Ивана III.

5. ИванIVГрозный (1533-1584),сын Василия III, первый русский царь.

6. ФёдорIБлаженный (1584-1598),сын Ивана IV, последний Рюрикович.

7. Борис Годунов (1598-1605), шурин Фёдора I.

1605-1613 - эпоха смуты, убийство Фёдора II.

8. МихаилIРоманов (1613-1645), сын патриарха Филарета Романова,

                                                       двоюродного брата Фёдора I.

9. АлексейIТишайший (1645-1676), сын Михаила I.

10. ФёдорIII(1676-1682), сын Алексея I.

11. ПётрI(1682-1725), сын Алексея I.

Иллюстрация 0: Московские государи с XV по XVII век.

 

В последней четверти XV века складывается русское государство. Москва в этот период - оплот русского православия, «третий Рим».  

При Иване III идет активная перестройка Московского Кремля. Крепость Дмитрия Донского уже не соответствовала новым представлениям об оборонном зодчестве и о резиденции великого государя. В 1485-1496 годах, сохраняя старый план, Кремль под руководством итальянцев возвели заново. Белые стены и башни разбирали, а на их месте возводили новые из обожжённого кирпича. Площадь Кремля была увеличена до 27,5 га. Крепость длиной более двух километров имела 20 башен - 19 по периметру стен и Кутафья - предмостная. Угловые башни были круглыми и многогранными, а прмежуточные - прямоугольными. Высота стен от 5 до 17, толщина от 3 до 6 м. Их завершали двугорбые зубцы «ласточкины хвосты».

Иллюстрация 1: Московский Кремль. План.

 

Московский Кремль стал образцом для русских крепостей в Новгороде Великом, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Орешке, Ладоге, Копорье, Иван-городе.

Иллюстрации: 2 - Крепость Великого Новгорода;

                      3 - Крепость Нижнего Новгорода;

                      4 - Крепость Тулы;

                      5 - Крепость Коломны;

                      6 - Крепость Орешек;

                      7 - Крепость Ладога;

                      8 - Крепость Копорье;

                      9 - Крепость Иван-город.

 

В 30-е годы XVI века прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской. Возможно, что название произошло от слова «кита» - вязка жердей, используемых при строительстве крепостей. Существуют также версии, что название произошло от итальянского слова «сitta» (cittadelle-цитадель) или тюркского «катай» - крепость.   

Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. Иллюстрации: 10 - Москва. Китай-город. План;

                      11 - Москва. Стена Китай-города.

 

В самом конце XVI века архитектор Федор Конь возвёл стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве соорудили Землянойвал - деревянную крепость длиной 15 км (современное Садовое кольцо).

Иллюстрация 12: Москва. Белый город. План.

 

Обновились не только стены Кремля, но и его храмы, возведенные на месте старых, обветшавших церквей времени Ивана Калиты. Считая себя наследниками владимирских князей, московские государи всячески подчеркивали эту связь и в архитектуре. Приглашенному из Болоньи Аристотелю Фиораванти было велено строить Успенский собор Московского Кремля (1479г.) по образцу владимирского храма XII-го века, для чего итальянский зодчий ездил во Владимир. Главный собор Кремля, трехнефный, шестистолпный, строили, используя новые конструкции. Впервые применили крестовые своды, железные связи, что сделало интерьер просторным. В Успенском соборе короновали всех русских царей.

Иллюстрации: 13 - Москва. Кремль. Успенский собор. 1479 год;

                     14 - Москва. Успенский собор. 1479 год. План;                              

                     15 - Москва. Успенский собор. Южный фасад;

                     16 - Москва. Успенский собор. Вид сверху;

                      17 - Москва. Успенский собор. Апсиды;

                     18 - Москва. Успенский собор. Интерьер.

 

Здесь же, на Соборной площади Кремля, псковские мастера Мышкин и Кривцов возвели Благовещенский собор (1489г.), типично русскую церковь: нагромождение маленьких главок, внутри тесно и полутемно. Псковские мастера считались лучшими на Руси, им благоволил московский царь. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненское.

Иллюстрации: 19 - Москва. Кремль. Благовещенский собор. 1489 год;

                     20 - Москва. Благовещенский собор. 1489 год. План;                              

                     21 - Москва. Благовещенский собор. Южный фасад;

                     22 - Москва. Благовещенский собор. Вид сверху;

                     23 - Москва. Благовещенский собор. Апсиды;

                     24 - Москва. Благовещенский собор. Интерьер.

 

Одновременно с Благовещенским собором псковскими же мастерами возводилась церковь Ризоположения (1485г.). Она предназначалась для священнослужителей. Четырехстолпный трехапсидный храм кубической формы расположен на высоком подклете. Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Верхняя часть стен, разделённая лопатками на три прясла, завершается килевидными закомарами. Храм опоясывает и украшает псковский терракотовый фриз и балясины.

Иллюстрации: 25 - Москва. Кремль. Церковь Ризоположения. 1485 год;

                     26 - Москва. Церковь Ризоположения. 1485 год. План;                              

                     27 - Москва. Церковь Ризоположения. Восточный фасад.

 

Между Успенским и Благовещенским соборами итальянскими зодчими Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была возведена Грановитая палата (1491г.) Она служила местом собраний боярской думы, сохранилась до наших дней. Здание имеет два этажа. Цокольный не сообщается с верхним. В нем размещались печи. Верхний этаж представляет собой квадратный зал площадью около 500 м2. Он перекрыт системой из четырёх крестовых сводов высотой 10 метров, которые опираются на центральный столб. Название палаты связано с наружной обработкой восточного фасада граненым камнем.

Иллюстрации: 28 - Москва. Кремль. Грановитая палата. 1491 год;

                     29 - Москва. Грановитая палата. 1491 год. План;                              

                     30 - Москва. Грановитая палата. Восточный фасад;

                     31 - Москва. Грановитая палата. Интерьер.

 

Для строительства в Кремле Архангельского собора (1508г.) из Италии пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового. (Фрязиными - от «фряги» или «варяги» - москвичи называли всех иностранцев). Зодчий облачил традиционный русский храм в одежды ренессансного палаццо. Собор получился настолько красивым, что русские зодчие начали охотно использовать детали европейской архитектуры. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный. Выстроен из кирпича. В декоре стен использованы приёмы итальянского Ренессанса. Это ордерные пилястры, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы. На южном фасаде заметны контрфорсы из белого камня. Они появились уже в 1772 году для укрепления здания. Автором этого решения был Василий Баженов.

Иллюстрации: 32 - Москва. Кремль. Архангельский собор. 1508 год;

                     33 - Москва. Архангельский собор. 1508 год. План;                              

                     34 - Москва. Архангельский собор. Северный фасад;

                     35 - Москва. Архангельский собор. Южный фасад;

                    36 - Москва. Архангельский собор. Вид сверху;

                     37 - Москва. Архангельский собор. Интерьер.

 

В Архангельском соборепогребены все русские цари, умершие до основания Петербурга, кроме Бориса Годунова. Но внук Петра I, император Петр II, наоборот, погребен здесь, а не в Петропавловском соборе. Всего в храме 53 захоронения.

Иллюстрация 38: Москва. Архангельский собор. Гробницы царей.

 

Завершает ансамбль златоглавых построек Соборной площади московского Кремля колокольня «Иван Великий» (1508г.). Она была возведена по проекту итальянца Бона Фрязина. Толщина стен первого яруса достигает 5 метров. Колокольня представляет собой три яруса уменьшающихся кверху восьмигранников. Каждый из них имеет открытую галерею, в арках которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник венчает ряд кокошников. Затем поднимается цилиндрическая часть с ложными окнами, закрашенными чёрной краской.

 

В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус 60-метровой колокольни. Здание достигло в высоту 81м и оставалось высочайшим в Москве до возведения в 1860 г. храма Христа Спасителя.

Иллюстрация 39:  Москва. Кремль. Колокольня «Иван Великий». 1508 год.

 

Колокольня «Иван Великий» стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих кампанил в русской архитектуре. В целом объект состоит из трёх частей: столпа колокольни, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

Иллюстрация 40: Москва. Колокольня «Иван Великий». 1508 год. План.

 

Успенская звонница (1552г.) была пристроена к северной стороне колокольни по проекту итальянского архитектора Петрока Малого. Строительство звонницы велось в «стенообразном виде» - ввысь и вширь, что было похоже на звонницы Пскова и Новгорода. Стены были толщиной около трёх метров. Такая конструкция позволяла разместить на этажах тяжёлые колокола.

Иллюстрация 41: Москва. Кремль. Успенская звонница. 1552 год.

 

Филаретова пристройка (1624г.) была создана по проекту архитектора Бажена Огурцова. Она получила имя в честь патриарха Филарета, отца первого царя из рода Романовых - Михаила Фёдоровича. Автором шатра Филаретовой пристройки стал английский архитектор Джон Талер, работавший в Русском государстве в эпоху Алексея Михайловича.

Иллюстрация 42: Москва. Кремль. Филаретова пристройка. 1624 год.

«Самая поразительная площадь, которую я знаю, - это Соборная площадь в Московском Кремле. Она удивительна. Все здания стоят как бы отдельно и совершенно свободно, но человек чувствует себя в замкнутом пространстве. Пространство замкнуто, но вместе с тем и раскрыто - главным образом в сторону Москвы-реки. 

А ведь здания площади все разновременные, но, очевидно, у архитекторов было самое драгоценное для архитекторов чувство - чувство ансамбля.»


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 632; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!